это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
812785
Ознакомительный фрагмент работы:
Правовой анализ:
- Приказа Минздрава РФ от 26 июля 2000 года № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах";
- Приказа Минздрава России от 27 июня 2016 года № 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала".
В настоящей работе подвергнуты анализу два приказа, регулирующих порядок допуска граждан, которые не завершили освоение программ образовательных высшего медицинского либо фармацевтического образования, а также граждан с высшим медицинским либо фармацевтическим образованием к осуществлению трудовой деятельности на должностях среднего медицинского либо фармацевтического персонала; а также порядок проведения специальных экзаменов для граждан, которые прошли обучение по медицине и фармацевтике в других странах.
Частью 5 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлена возможность осуществления медицинской деятельности гражданами, которые не завершили освоение ключевых образовательных программ высшего медицинского образования, а также гражданами, получившие высшее медицинское образование на должности среднего медицинского персонала без диплома об образовании. Порядок допуска таких лиц к указанной деятельности утвержден Приказом Минздрава России от 27 июня 2016 года.
Ранее действовавший порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 года, с 08 августа 2016 года утратил силу. Представляется целесообразным рассмотреть основные положения нового документа.
В соответствии с п. 2 Порядка допуск лиц с незаконченным высшим медицинским образованием к медицинской деятельности осуществляется:
- с соблюдением определенных требований к образованию, установленных данным Порядком;
- по результатам положительной сдачи экзамена на допуск к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, подтвержденной выпиской из протокола сдачи экзамена.
Как следует из п. 4 Порядка, к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала могут быть допущены лица:
- освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология" в объеме трех курсов и более или по направлению подготовки "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более;
- имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Сестринское дело" или "Стоматология".
В случае положительной сдачи экзамена указанные лица могут осуществлять медицинскую деятельность на следующих должностях:
- медицинская сестра;
- медицинская сестра палатная (постовая);
- медицинская сестра перевязочной;
- медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
- медицинская сестра процедурной;
- медицинская сестра приемного отделения.
Таким образом, студенты медицинских (фармацевтических) вузов, имеющие неполное высшее образование, могут быть допущены к сдаче экзамена на право осуществлять медицинскую (фармацевтическую) деятельность.
Для сдачи экзамена в образовательной организации создается комиссия, в состав которой входят как ее работники, так и представители Минздрава субъекта РФ, территориального органа Росздравнадзора. Персональный состав комиссии утверждается руководителем образовательной организации, который является ее председателем.
Информационные материалы о сроках и перечне документов, необходимых для сдачи экзамена, месте и времени их приема, времени и месте проведения экзамена размещаются в общедоступных местах в помещениях образовательной организации не позднее чем за две недели до даты проведения экзамена, а также на официальном сайте организации в Интернете.
Как следует из п. 14 Порядка, для сдачи экзамена соискатель представляет в комиссию заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, и справки об обучении или периоде обучения либо диплом специалиста (диплом бакалавра) по соответствующей специальности.
В этой связи М. Зарипова справедливо отмечает, что после успешной сдачи экзамена соискателю выдается выписка из протокола сдачи экзамена, заверенная подписью руководителя и печатью (при наличии) образовательной организации.
Таким образом, если медицинское учреждение (например, стоматологическая поликлиника) решило принять в штат на должность медицинской сестры учащуюся четвертого курса стоматологического факультета, ее принимают на работу по трудовому договору.
Для выполнения трудовых обязанностей по указанной должности кроме документов, обозначенных в ст. 65 Трудового кодекса РФ, соискатель должен предъявить выписку из протокола сдачи экзамена, заверенную подписью руководителя и печатью (при наличии) образовательной организации. Обращаем ваше внимание, что в данном случае не требуется наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации. При этом на такого работника оформляется трудовая книжка в соответствии со ст. 66 ТК РФ, если она не была оформлена ранее.
Руководитель медицинского учреждения, с которым заключен договор, издает приказ о зачислении в штат работника с указанием профессии, конкретных объектов или рабочих мест, видов выполняемых работ, системы оплаты труда.
Следует иметь в виду, что лица принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра. Обследование проводится за счет организации (ст. 212 ТК РФ).
На весь период работы на таких лиц распространяются правила охраны труда, а также внутренний трудовой распорядок, действующий в медицинском учреждении. К ним также применяются утвержденные в организации положения о материальном стимулировании, порядке установления доплат и надбавок. Заработная плата выплачивается в порядке и на условиях, которые определены для всех работников. Оплата труда производится за фактически отработанное время по установленным окладам (ставкам).
Анализируя законодательство в сфере здравоохранения с целью определения особенностей допуска к осуществлению медицинской деятельности лиц, получивших профессиональное медицинское образование в иностранных государствах, необходимо указать следующее.
Президент Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость обеспечения доступности и высокого качества медицинской помощи, например в посланиях Федеральному Собранию РФ от 2004, 2005 и 2010 гг. В свою очередь, в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации. При этом, согласно официальной статистике, приведенной в распоряжении Правительства РФ от 24 декабря 2012 года "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", дефицит врачей в РФ, рассчитанный на основе определения оптимальной численности врачебных кадров, необходимой для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства РФ и разработанными в соответствии с ней соответствующими территориальными программами, в настоящее время составляет 148203 человека.
Дефицит медицинских кадров, как врачей, так и средних медицинских работников, отмечен во всех типах медицинских организаций и на всех уровнях оказания медицинской помощи, при этом в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, он отмечается практически в каждом субъекте Российской Федерации. Учитывая нехватку медицинских кадров, перед руководителями медицинских организаций стоит вопрос о возможности привлечения к осуществлению медицинской деятельности лиц, получивших среднее или высшее профессиональное медицинское образование в иностранных государствах.
С учетом вышеизложенного актуальность настоящего эссе обуславливает анализ законодательства в сфере здравоохранения с целью определения особенностей допуска к осуществлению медицинской деятельности лиц, получивших среднее или высшее профессиональное медицинское образование в иностранных государствах.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Ели документ о медицинском образовании выдан до 07 февраля 1995 года, сдача экзамена по специальности и получение сертификата специалиста в особом порядке не требуется. В целом рассматриваемые правоотношения регулируются несколькими подзаконными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 07 февраля 1995 года "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", анализируемым в работе Приказом Минздрава РФ от 26 июля 2000 года № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах" и целым рядом подзаконных актов, инструкций.
М.А. Шишов указывает, что несмотря на многочисленность подзаконных актов, ряд ключевых вопросов в рассматриваемой сфере остаются неурегулированными. Первым - является вопрос о том, что следует понимать под такими понятиями, как "медицинское образование в иностранных государствах", или "медицинская подготовка в иностранном государстве". Следует ли считать, что под данными понятиями понимаются "зарубежные" диплом о медицинском образовании или послевузовское профессиональное образование, или и то и другое? Например, специалист имеет диплом о высшем медицинском образовании, выданный за рубежом, но прошел обучение в ординатуре в Российской Федерации, как рассматривать его подготовку: как подготовку в иностранном государстве или нет?
Согласно официальному определению, установленному п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации", под профессиональным образованием следует понимать - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. При этом под документом об образовании в сфере медицины можно понимать диплом о высшем или среднем медицинском образовании, а в качестве документа об образовании по конкретной профессии или специальности - рассматривать документ о послевузовском профессиональном образовании. Иными словами, можно говорить о том, что профессиональное медицинское образование получено в иностранном государстве, если документ о высшем (среднем) образовании и/или документ о послевузовском профессиональном образовании - выданы за рубежом.
В контексте вышеизложенного актуальным становится вопрос о контроле за соблюдением образовательными учреждениями требований п. 4 Приказа Минздрава РФ "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", не предусматривающих для данных организаций права выдавать сертификат специалиста лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское образование в иностранных государствах. С одной стороны, данный подзаконный акт не содержит положений о порядке осуществления контроля и надзора за условиями выдачи сертификата специалиста медицинским работникам. С другой стороны, отсутствуют специальные нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающие административную ответственность за несоблюдение порядка выдачи сертификата специалиста. В результате недобросовестные образовательные учреждения или "в погоне за прибылью", или добросовестно заблуждаясь, могут самостоятельно выдавать сертификат специалиста лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское образование в иностранных государствах. В свою очередь, административную ответственность за допуск к медицинской деятельности работника с подобным сертификатом специалиста (за несоблюдение лицензионных требований и условий) будет нести работодатель (должностное лицо) и медицинская организация.
Подводя итог рассматриваемой теме, можно сделать вывод о необходимости оптимизации законодательства, устанавливающего допуск к медицинской деятельности лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах. Представляется целесообразным разработать соответствующие нормативно-правовые акты, позволяющие:
- определить, при каких условиях можно говорить о том, что лицо получило медицинское образование в иностранном государстве;
- рассматривать заявления от лиц, получивших медицинскую подготовку в иностранном государстве, "на местах" - в территориальных органах Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации;
- определить предельные сроки длительности отдельных процедур в рамках получения соответствующего сертификата специалиста;
- разработать способы привлечения недобросовестных образовательных учреждений, самостоятельно выдающих сертификат специалиста лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское образование в иностранных государствах, к административной ответственности, уполномочив на составление протокола об административном правонарушении соответствующие лицензирующие органы.
Список использованных источников
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, (ред. от 27 ноября 2017 года)//Российская газета. – 2001. - № 256//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 27 ноября 2017 года.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, (ред. от 05 декабря 2017 года)//Российская газета. – 2001. - № 256//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 05 декабря 2017 года.
3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", (ред. от 05 декабря 2017 года)//Российская газета. – 2011. - № 263//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 05 декабря 2017 года.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", (ред. от 29 июля 2017 года)//Российская газета. – 2012. - № 303//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 29 июля 2017 года.
5. Постановление Правительства РФ от 07 февраля 1995 года № 119 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", (ред. от 04 сентября 2012 года)//Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 7. - ст. 548//с изм. Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 37. - ст. 5002.
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", (ред. от 12 августа 2017 года)//Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 17. - ст. 2057//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 12 августа 2017 года.
7. Приказ Минздрава РФ от 26 июля 2000 года № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", (ред. от 29 марта 2006 года), зарегистрировано в Минюсте РФ 09 августа 2000 года № 2340//Российская газета. – 2000. - № 169//с изм. Российская газета. – 2006. - № 102.
8. Приказ Минздрава России от 27 июня 2016 года № 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала", зарегистрировано в Минюсте России 27 июля 2016 гола № 42977//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2016. - № 34.
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 года № 239н "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала", зарегистрировано в Минюсте России 13 июня 2012 года № 24563//Российская газета. – 2012. - № 141. - утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 27 июня 2016 года № 419н.
10. Зарипова, М. Новый порядок допуска к медицинской деятельности лиц с незаконченным высшим образованием/М. Зарипова//Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - № 11. - С. 35 - 38.
11. Шишов, М.А. О допуске к медицинской деятельности лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах/М.А. Шишов//Медицинское право. - 2015. - № 1. - С. 38 - 42.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", (ред. от 05 декабря 2017 года)//Российская газета. – 2011. - № 263//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 05 декабря 2017 года.
Приказ Минздрава России от 27 июня 2016 года № 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала", зарегистрировано в Минюсте России 27 июля 2016 гола № 42977//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2016. - № 34.
Приказ Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 года № 239н "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала", зарегистрировано в Минюсте России 13 июня 2012 года № 24563//Российская газета. – 2012. - № 141. - утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 27 июня 2016 года № 419н.
Зарипова, М. Новый порядок допуска к медицинской деятельности лиц с незаконченным высшим образованием/М. Зарипова//Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - № 11. - С. 35 – 38, стр. 36.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, (ред. от 27 ноября 2017 года)//Российская газета. – 2001. - № 256//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 27 ноября 2017 года.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", (ред. от 12 августа 2017 года)//Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 17. - ст. 2057//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 12 августа 2017 года.
Постановление Правительства РФ от 07 февраля 1995 года № 119 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", (ред. от 04 сентября 2012 года)//Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 7. - ст. 548//с изм. Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 37. - ст. 5002.
Приказ Минздрава РФ от 26 июля 2000 года № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", (ред. от 29 марта 2006 года), зарегистрировано в Минюсте РФ 09 августа 2000 года № 2340//Российская газета. – 2000. - № 169//с изм. Российская газета. – 2006. - № 102.
Шишов, М.А. О допуске к медицинской деятельности лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах/М.А. Шишов//Медицинское право. - 2015. - № 1. - С. 38 – 42, стр. 40.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", (ред. от 29 июля 2017 года)//Российская газета. – 2012. - № 303//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 29 июля 2017 года.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, (ред. от 05 декабря 2017 года)//Российская газета. – 2001. - № 256//опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 05 декабря 2017 года.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
теория гражданского общества и государства в политической философии в
Курсовая, Политология
Срок сдачи к 22 июня
2. Рассчитать основные параметры процесса глушения нефтяной скважины:
Решение задач, Обслуживание и ремонт скважин
Срок сдачи к 14 июня
Методика координационной подготовки учащихся среднего школьного возраста на уроках по баскетболу
Курсовая, Педагогика физической культуры и спорта
Срок сдачи к 19 июня
Туризм в Волховском районе на примере Старой Ладоги
Диплом, Туризм и гостеприимство
Срок сдачи к 20 мая
Выполнить отчёт по учебной практике (ознакомительной практике)
Отчет по практике, Физическая культура и спорт
Срок сдачи к 26 июня
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!