это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
820364
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В данной статье рассматривается сущность понятия «самооценка», её структура и составляющие, значение в становлении личности, а также психологические предпосылки к формированию той или иной самооценки в младшем школьном возрасте. Кроме этого приводятся результаты проведенного эмпирического исследования социометрического статуса в классном коллективе.
Краткое содержание:
Понятие «самооценка» в психологической литературе
Основные составляющие самооценки.
Уровни самооценки
Особенности формирования самооценки у младших школьников
Связь между самооценкой младшего школьника и его социометрическим статусом.
Результаты исследования социометрического статуса в школьном коллективе.
Ключевые слова: самооценка, рефлексия, самопознание, саморегуляция, социметрический статус, формирование самооценки у младших школьников.
Cамооценка как личностное образование человека формируется в процессе деятельности через осознание полученных результатов и себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Основополагающую роль в этом формировании играет социальное окружение, а также особенности школьного и семейного и воспитания [1].
Самооценка - это компонент «представления о себе», сложной, многоуровневой системы познавательных, эмоциональных и поведенческих составляющих. Самопознание личности и самооценка находятся в тесной взаимосвязи. [5].
Самооценка и самокритичность являются важнейшими составляющими самопознания. Особую роль в становлении самооценки играет рефлексия - главный механизм самопознания.
Рефлексия постоянно обновляет материал для самопознания, сортирует его и обеспечивает субъекту адекватную реакцию на внешние условия. По мнемию Л. С. Выготского, именно рефлексия позволяет человеку наблюдать за собой «со стороны» и внутренне различать «Я – действующее», «Я – рассуждающее» и «Я – оценивающее» [2].
Огромное влияние на формирование самооценки личности оказывают окружающие. Когда самооценка ребенка не находит опоры в социуме, она находит её в социальном пространстве.
Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход в группу, в которой характеристика личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Таким образом, «самооценка ребенка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности» [5, c. 44].
Б. Ю. Худобина и А. В. Захарова и выделили три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки [8; 9]:
высокий уровень - реалистичная самооценка;
средний уровень - непоследовательность проявления реалистичных самооценок;
низкий уровень - преимущественная неадекватность самооценок.
Адекватная самооценка представляет собой реалистичную оценку себя, своих способностей, нравственных поступков и качеств. Адекватная самооценка помогает субъекту критически оценивать себя и свои силы, соотнося все это с жизненными задачами и с требованиями социума [4, c.76].
Подлинная самооценка возможна только при наличии рефлексии. Самооценка – необходимое условие саморегуляции поведения и деятельности человека.
Высшая форма саморегуляции на основе самооценки состоит в стремлении изменить, улучшить себя и в дальнейшем самосовершенствовании.
Соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом обуславливает специфику психологических переживаний личности. Дисбаланс между низкой самооценкой и неадекватно завышенным уровнем притязаний зачастую приводит к неврозам личности [6, c. 69].
При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, относится к себе достаточно критически, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, ставить перед собой достижимые цели.
Неадекватно завышенная самооценка приводит к неправильному представлению о себе, идеализированию себя. В этом случае человек может игнорировать неудачи ради сохранения высокой оценки себя, своих поступков и дел, эмоционально «отталкивая» все, что идет врозь привычным представлениям о себе. Неадекватно заниженная самооценка обычно приводит к неуверенности в себе и невозможности самореализации.
Основными условиями развития самооценки психологи считают собственную деятельность ребенка и общение с окружающими.
Установление той или иной самооценки напрямую связано со спецификой взаимоотношений личности и социума. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок [6, c. 54].
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, и ее ход решает формирование самооценки ребенка, неразрывно связанной с системой обучения. Учение начинает определять путь формирования личности с началом прихода ребенка в школу. Причем, то, как оценивает ребенка учитель, оставляет след на дальнейшей самооценке ученика [1].
Как правило, у хороших учеников высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – заниженная. При этом отстающие школьники тяжело мирятся с низкими оценками их деятельности – возникают конфликтные ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, растерянность и волнение ребенка. Постепенно развивается тревожность, неуверенность в себе, настороженность к взрослым.
Под понятием «социометрический статус» понимается положение человека в социальной группе. А «система межличностных отношений» – это эмоциональные, деловые и интеллектуальные связи членов этой группы [9].
Социометрический статус показывает индивидуальность личности как члена группы. Положительный социометрический статус определяет лидерскую позицию члена группы, а негативный – деструктурирующие проявления в поведении члена группы.
В младшем школьном возрасте дети интенсивно устанавливают дружеские связи. Умение заводить друзей и взаимодействовать со сверстниками являются важнейшими задачами развития ребенка в этом возрасте.
Если у ребенка к 9–10 годам появляются друзья среди одноклассников, то ребенок умеет налаживать тесный контакт с ровесником и поддерживать отношения на протяжении достаточного времени. Это означает, что общение с ним важно и интересно другим детям [3]. В общении ребенка со сверстниками лучше проходит познавательная предметная деятельность, формируются важнейшие навыки нравственного поведения и общения в коллективе.
Стремление к общению со сверстниками делает группу детей для школьника особо привлекательной и ценной, участием в которой они очень дорожат. От характера общения со сверстниками зависит направление развития ребенка. Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения в группе способствуют развитию личности.
Младший школьный возраст важен для становления самооценки, содержащей оценку самого себя, своей деятельности, положения в обществе, отношения к другим его членам. От отношения окружающих зависит и отношение ребенка к самому себе. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на активность личности, на ее стремление к самовоспитанию и участию в коллективной деятельности.
Самооценка формируется, главным образом, под влиянием результатов обучения, оценку которым всегда дают взрослые – учитель и родители. Поэтому именно их оценка является решающей в становлении самооценки младших школьников.
Таким образом, основными факторы, влияющими на самооценку учащихся начальной школы являются:
школьная оценка;
особенности взаимодействия учителя с учениками;
воспитание в семье;
управление взаимодействием учителей и родителей с учетом их индивидуально-типологических и личностных особенностей;
внедрение инновационных технологий психолого-педагогического взаимодействия всех звеньев образовательной системы [7].
Проведение социометрического исследования среди детей I-го класса, в количестве 28 человек «Политехнического лицея» г.Хабаровска показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.
Коэффициент благополучия отношений.КБО = (С1 + С2)/n,С1 - количество «звезд»,С2 - количество «предпочитаемых»,а n - число учеников в классе.КБО =( 7 + 14)/28*100% = 75%.Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,75) исследуемого класса определяется как высокий.
Коэффициент «звездности».КЗ = С1/n,КЗ= 7/28 = 0,25.
Коэффициент «изолированности».КИ = С4/n,Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.КВ = SВВ/SВ.КВ = 67/123*100% = 54%
Коэффициент взаимности выборов учеников I класса характеризуется как приемлемый.
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются равномерно.
По данным социометрии в исследуемом I классе в первую группу входит 7 человек, что составляет 25% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 50% от общего количества учащихся; третья группа 25%. В благоприятном положении находится около 75% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 25% учеников.
В качестве дополнительного метода исследования была использована методика "Лесенка" В.Щур. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие" дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Итак, выявлено, что у девяти испытуемых самооценка завышена, у шести испытуемого самооценка занижена, у тринадцати детей самооценка в норме.
Самооценка испытуемого и оценка его мамой совпала у семерых.Итак, мы видим, что самооценка учащихся с мнением родителей практически не совпадает. Учащиеся считают, что мама их оценивает неадекватно. Это говорит о недостаточно доверительных отношениях родителя и ученика.
Таким образом, нами были выявлены:
- важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).
- важность общения и межличностных отношений детей в школе (с помощью проективного метода).
По итогам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
• межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них;
• межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость;
• существуют три круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе (Я.Коломинский);
• в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.
• каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура и индивидуальные нравственные качества;
• положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения;
• коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно;
• дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие;
• то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств;
• определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
При помощи соответствующих методов и следования основным методологическим принципам мы подтвердили гипотезу исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста, о том, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.
Используемая литература:
1. Волкова Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учебное пособие / Ред.-сост. Г.В. Берменская. 2-е изд. М., 2005.
3. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. – 398с.
4. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24.
5. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.
6. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.
7. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1998. 8. Морено Я.Л. Социометрия. – М. 2007.
8. Захарова А.В., Худобина Е.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. №1(3).С.19-27.
9. Худобина Б.Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки у младших школьников. Автореф. дисс. канд.психол.наук.-М.,1988.-с.21.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курс. Метрология, стандартизация и сертификация. И-00949
Контрольная, Метрология, стандартизация и сертификация
Срок сдачи к 25 мая
Необходимо сделать анализ статей глав АПК
Контрольная, Административное судопроизводство
Срок сдачи к 1 мая
Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
Презентация, Философия
Срок сдачи к 2 мая
Проектная идея по развитию стимулирования труда в пао «россети сибирь» на принципах tqm ( project expert 8)
Контрольная, Экономика
Срок сдачи к 30 апр.
Написать практические рекомендации. Объем 6 страниц. Литературу и ссылки не нужно.
Доклад, Психология
Срок сдачи к 4 мая
сделать презентацию
Бизнес-план, Инновационная экономика и технологическое предпринимательство
Срок сдачи к 3 мая
Тема Гражданско-правовое положение индивидуальных предпринимателей
Курсовая, Гражданское право
Срок сдачи к 12 мая
Около 12 страниц, примерно похожую работу, как 1-ая
Доклад, Управление изменениями
Срок сдачи к 29 апр.
Решать начала (добавила ответы в таблицу) Нужно проверить мои ответы и...
Решение задач, Финансовый анализ
Срок сдачи к 29 апр.
Выполнить презентацию на одну из следующих тем:
Презентация, Баскетбол, физическая культура и спорт
Срок сдачи к 29 апр.
необходимо реализовать алгоритм визуального анализа участка местности...
Диплом, Робототехника
Срок сдачи к 20 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!