это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
833409
Ознакомительный фрагмент работы:
АННОТАЦИЯ
Статья «Использование синергетического эффекта для повышения конкурентоспособности продовольственной компании» посвящена описанию синергетического эффекта при партнерстве компаний на рынке молочных продуктов.
Анализируется классификация путей повышения конкурентоспособности.
Предложен алгоритм подсчета количественной величины синергетического эффекта в случае взаимодействия с партнерами.
Понятие конкурентоспособности компании несомненно является одной из самых важных ее характеристик на рынке и возникло, по всей видимости, уже в период зарождения рыночных отношений. Однако, на настоящий момент времени, отсутствует однозначное определение данного термина, поскольку большинство авторов связывают его с различными аспектами конкуренции.
Тем не менее, в наиболее общем смысле под конкурентоспособностью компании понимается способность конкурировать, удерживая или усиливая позиции на рынке. Несомненно, сам рынок и его основные характеристики также вносят вклад в понятие конкурентоспособности.
Большинство исследований в этом направлении (как зарубежных, так и отечественных авторов) связано с промышленными или индустриальными рынками. Видимо, это связано с тем, что индустриальная составляющая является к настоящему моменту времени определяющей в макроэкономике.
Различными авторами выявлены факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, определены основные пути ее повышения. По нашему мнению, наиболее общая классификация предложена М.Г. Мироновым [1], который выделяет двенадцать способов повышения конкурентоспособности компании.
Предметом нашего рассмотрения является взаимодействие компании с партнерами на рынке молочной продукции, поэтому проведем анализ приведенной классификации применительно к нашей теме.
Использование инноваций во всех сферах деятельности. Данный способ является достаточно затратным, к тому же по статистике, только 5-10% инновационных мероприятий достигает успеха. Тем не менее, возможность нововведений в технологиях производства молочных продуктов, конечно существует.
Поиск новых форм выпускаемого товара, более совершенных по сравнению с предыдущими. Поскольку рынок молочной продукции является достаточно традиционным, данный принцип имеет не очень большие перспективы использования.
Контроль качества продукции, соответствие ее отечественным и мировым стандартам. Данная функция закреплена законодательно относительно отечественных ГОСТов и является прерогативой производителя относительно мировых стандартов.
Предложение товара в сегменты рынка с наиболее высокими требованиями к его качеству и сервисному обслуживанию. Такое направление доступно производителям «элитной» продукции и на рынке молочных продуктов практически недоступно традиционным компаниям.
Использование сырья и материалов высокого качества. Поскольку существуют законодательные требования к основному виду сырья при закупках (ГОСТ 13264 «Молоко коровье. Требования при закупках»), данный способ практически труднореализуем на рассматриваемом рынке. Можно добавить, что в таких условиях основным фактором повышения конкурентоспособности будет являться закупочная цена. Ее снижение, особенно в тот момент времени, когда конечные потребители находятся в не самых лучших экономических условиях, представляет собой первый и самый важный шаг, определяющий итоговую цену готового продукта.
Обучение и переподготовка кадров предприятия в непрерывном режиме. Достаточно важный аспект, непосредственно связанный с основными целями деятельности любого предприятия в определенный момент времени.
Повышение материальной заинтересованности на всех уровнях и улучшение условий труда работников. Материальная заинтересованность реализуется на предприятиях в виде зависимости размера заработной платы от показателей выручки или дохода, начисления премий по итогам достигнутых результатов. Улучшение условий труда относят к так называемым «обязательным инвестициям» и отношение к ним иногда определяется законодательно, иногда позицией руководства.
Проведение периодических маркетинговых рыночных исследований для установления основных потребностей покупателя. Данное направление представляет собой непосредственную задачу любого предприятия, имеющего прямую связь с конечным потребителем.
Анализ возможных конкурентов с целью выявления сильных и слабых сторон компании (SWOT-анализ). Является достаточно стандартной процедурой, также применяемой на рынке молочных продуктов.
Взаимодействие с научно-исследовательскими институтами и финансирование научных разработок, способствующих повышению качества продукции. Данный способ доступен достаточно крупным компаниям, способным выделять из своих бюджетов средства на научно-исследовательскую работу.
Использование эффективных рекламных компаний. Такое направление реализуется в той или иной мере различными предприятиями, однако эффективность рекламных компаний является достаточно трудно прогнозируемой величиной.
Создание и регистрация своего товарного знака, использование фирменных изделий. Данный подход доступен только достаточно крупным компаниям, имеющем на рынке (сегменте рынка) позитивную репутацию и устойчивые позиции.
На наш взгляд данную классификацию необходимо дополнить возможностью использования интеллектуального капитала, как одного из факторов повышения конкурентоспособности компании на рынке. Однако данная опция доступна только для компаний с определенного уровня финансовым и интеллектуальным потенциалом.
Каждый из описанных способов в той или иной мере должен привести к повышению конкурентоспособности компании на рынке. Однако, их использование возможно, как самой компанией самостоятельно, так и при взаимодействии с партнерами.
Известно, что при совместных и согласованных действиях в экономике различных субъектов, возможно возникновение синергетического эффекта [2]. Сами действия могут проявляться в форме партнерств, слияний, кооперативного взаимодействия или других видов сотрудничества. При этом сам синергетический эффект определяется как увеличение эффективности деятельности в результате объединения отдельных частей в единую систему за счет эмерджентности, то есть возникновения у объединенной системы новых свойств или качеств.
Структура синергетического эффекта впервые была описана в модели, предложенной Р. Мэтьюзом [3]. Она объясняется принципами субаддитивности или супераддитивности.
Функция обладает принципами субаддитивности, если выполняется следующее условие:
F(x1 + x2 +…+ xn) ≤ F(x1) + F(x2) +…+ F(xn). (1)
Субаддитивность затрат в объединенной экономической системе выражается в уменьшении полных затрат по сравнению с затратами отдельных предприятий до их объединения.
Функция обладает принципами супераддитивности, если выполняется следующее условие:
G(x1 + x2 +…+ xn) ≥ G(x1) + G(x2) +…+ G(xn). (2)
Супераддитивность проявляется в экономике, если прибыль (выручка, доход) в объединенной экономической системе больше чем суммарная прибыль (выручка, доход) отдельных предприятий до их объединения.
При рассмотрении взаимодействия двух экономических объектов (по любым принципам партнерства), исходя из принципов субаддитивности, количественную величину синергического эффекта можно рассчитать по формуле:
Sэ = Зs - (З1 + З2), (3)
где З1, З2 – затраты при самостоятельном функционировании предприятий; Зs – затраты при их совместной деятельности. Отметим, что данный эффект может возникать при ведении любого вида совместной деятельности.
Понятно, что каждый из субъектов объединения получает свою часть (S1э и S2э) от общей величины общего синергического эффекта:
Sэ = S1э + S2э. (4)
Если предположить, что компания проводит несколько партнерских мероприятий по повышению конкурентоспособности на рынке, то величина суммарного синергетического эффекта для нее может быть посчитана по следующей формуле:
Sобщ = i=1n(З1i-Зsi), (5)
где З1i – величина самостоятельных затрат при проведении i-го мероприятия; Зsi – величина затрат при совместном проведении i-го мероприятия.
Рассмотрим, какие преимущества может получить компания на рынке молочных продуктов от партнерств в различной форме. В качестве примера рассмотрим взаимодействие двух компаний, хотя все описанное ниже будет справедливо для их любого конечного числа. По нашему мнению, на конкурентоспособность компании будут влиять следующие факторы:
закупочная цена на сырье. При совместной закупке и соответствующем увеличении объема сырья будет доступна скидка на цену закупки. Количественную величину синергетического эффекта (снижение затрат) можно рассчитать по формуле:
Sзак = З1 – Зs, (6)
где З1 – затраты при самостоятельной закупке; Зs – затраты при совместной закупке;
обучение и переподготовка кадров. При совместном проведении данного мероприятия и увеличении числа обучающихся будет доступна скидка на цену обучения. Количественную величину синергетического эффекта (снижение затрат) можно рассчитать по формуле:
Sоб = З1 – Зs, (7)
где З1 – самостоятельные затраты на обучение и переподготовку; Зs – совместные затраты на обучение и переподготовку;
проведение маркетинговых исследований. При совместном проведении таких исследований их стоимость будет распределена между компаниями, что поспособствует ее уменьшению. Количественную величину синергетического эффекта (снижение затрат) можно рассчитать по формуле:
Sмар = З1 – Зs, (8)
где З1 – затраты на самостоятельные маркетинговые исследования; Зs – затраты на совместные маркетинговые исследования;
SWOT-анализ. При совместном проведении SWOT-анализа его стоимость будет распределена между компаниями и, соответственно, уменьшена. Количественную величину синергетического эффекта (снижение затрат) можно рассчитать по формуле:
Sswot = З1 – Зs, (9)
где З1 – затраты при самостоятельном проведении SWOT-анализа; Зs – затраты при совместном проведении SWOT-анализа.
Таким образом, при проведении мероприятий, повышающих конкурентоспособность компании на рынке, величину общего синергетического эффекта в нашем случае можно рассчитать по следующей формуле:
Sобщ = Sзак + Sоб + Sмар + Sswot, (10)
где Sзак, Sоб, Sмар и Sswot – величины синергетического эффекта от закупки сырья, обучения и переподготовки кадров, проведения маркетинговых исследований и SWOT-анализа соответственно.
Заметим, что данная величина показывает выгоды компании при проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности на рынке в партнерстве по сравнению с самостоятельными действиями.
Более детальный анализ использования синергетического эффекта для повышения конкурентоспособности компании на рынке молочных продуктов требует подробных статических и эмпирических данных по самой компании и ее возможным партнерам. Представляется перспективным использование методов экономико-математического моделирования для комплексной постановки задачи с последующим нахождением максимально выгодных форм и методов партнерства.
ЛИТЕРАТУРА:
Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность [Текст] / М.Г. Миронов – М.: Научная книга, 2013.
Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева – М.: ИНФРА-М, 2006.
Мэтьюз, Робин. Матрица организации и эволюция стратегии: теория изменения [Текст] / Робин Мэтьюз // Экономические стратегии.- М.- 2004.- № 7.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Учебная практика "Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты"
Отчет по практике, Отчет об учебной практике
Срок сдачи к 10 дек.
Определите, при каких значениях параметра ? система уравнений
Решение задач, Алгебра
Срок сдачи к 5 дек.
Язык архитектуры: природа и специфика генезиса
Реферат, Основа исследовательской деятельности
Срок сдачи к 5 дек.
как рассчитать будущую пенсию с использованием негосударственного пенсионного фонда
Доклад, Финансы и кредит
Срок сдачи к 4 дек.
Рассчет пенсии с использованием негосударственного пенсионного фонда
Решение задач, финансы
Срок сдачи к 3 дек.
Здравствуйте сколько будет стоит ответ на 1. Разработать фрагмент...
Презентация, Управление персоналом
Срок сдачи к 4 дек.
Проведите интервьюирование клиента. По результатам интервьюирования...
Решение задач, Теория и практика юридического консультирования
Срок сдачи к 3 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!