это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
835354
Ознакомительный фрагмент работы:
Общеизвестно, что современная российская преступность не только
растёт, но и молодеет, что вызывает тревогу и свидетельствует о глубоких
кризисных тенденциях в жизни российского общества. Хотя, стоит признать,
что эти проблемы актуальны для всего мирового сообщества, ищущего
гуманно-нормативные меры по воздействию и профилактике преступности и
воздействию на правонарушителей. Перейдя рубеж 21 века, человечество особо
озабочено решением проблем социальной и правовой защиты подрастающего
поколения, и, вместе с тем, ищет подходы, стратегию противодействий
беспризорности, наркомании и преступности среди несовершеннолетних.
Е.Д. Болотова, например, объясняет проблемы «молодой» преступности,
тем, что российское общество находится в тисках экономического и социально-
политического кризиса, происходит обострение множества противоречий 1 . К
мнению автору стоит добавить также и нарастание социальной напряжённости,
девальвацию многих традиционных нравственных ценностей, резкое снижение
уровня правопослушания, дестабилизацию общественного порядка и
отсутствие жизненных перспектив в малых городах и селах.
В 2016 году детская и подростковая преступность в России выросла на
5%. Министр внутренних дел России В. Колокольцев связывает этот
достаточно внушительный показатель роста с последствиями экономического
кризиса. На мой взгляд, ситуация с экономической нестабильностью,
расслоением общества возникает в российской истории в том или ином
временном разрезе с достаточной периодичностью, и это является внешними
причинами подростковой преступности. Однако и отсутствие должного
внимания и контроля являются негативными факторами, непосредственно
влияющими на уровень подростковой преступности в стране.
В этом ракурсе вспомним изречение французского криминолога
Лакассаня в конце XIX в.: «Общество имеет таких преступников, каких оно
заслуживает» - эти слова, на мой взгляд, актуальны и сейчас.
Большая часть авторов, исследующих подростковую преступность,
обращают внимание на отличительные черты, связанные с особым правовым
статусом подростков и их социально-психологическими особенностями,
прежде всего, высокой значимостью социально-групповых факторов.
Несомненно, что больший исследовательский интерес представляют
непосредственно причины подростковой преступности, так как их понимание
ведёт к пониманию того, что необходимо делать для её снижения.
Помимо вышеуказанных, внешних причин – экономических,
политических и иных, одной из важных причин, все же является нарушение
функциональности семейных институтов. В воспитательной и педагогической
практике необходимо учитывать особенности социально - психологического
развития подростков, при этом учет этих особенностей должен происходить и в
кругу семьи и в образовательном учреждении. Среда - пожалуй, самый
значимый фактор, оказывающий влияние на девиантное поведение подростка.
Например, Калинкина М.Ю. указывает, что социальные условия,
способствующие девиантному поведению несовершеннолетних, проявляются
на трех уровнях. На микроуровне, как указывает автор, они связаны с
ошибками воспитания, особенностями межличностных отношений в семье,
безнадзорностью, стрессовыми ситуациями в повседневной жизни,
асоциальными практиками.
На мезоуровне существенную роль играет «уличный» характер
социализации, рост важности неформальных социальных групп, становящихся
основным агентом социализации и способом получения социального признания
и принадлежности.
На макроуровне действуют социально-экономические, политические,
правовые и социо - культурные факторы, которые отражают благополучие
социума в общем. Пожалуй, к указанным автором факторам нужно добавить
еще проблемы материальной обеспеченности, а также воздействие массовой
культуры. Известно, что доступность информации в наше время является и
одновременно положительным моментом (в образовательном плане), и, в свою
очередь позволяет подросткам познавать те сведения, которые побуждают к
жестокости, к асоциальным поступкам и т.д. В подростковой среде
культивируются негативные стереотипы поведения, получают распространение
алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая
психология.
Итак, выше мной были перечислены основные факторы и причины
преступного поведения подростков. Общее между ними то, что в большинстве
случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно
отметить, что зачастую преступления совершаются не только подростками из
неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые
имеют благополучные семьи. Подростки из благополучных семей совершают
преступления из спора, ради развлечения, от безнаказанности, от чувства
вседозволенности. Стоит полагать, что в данном случае немалую роль играет
психологический внутрисемейный климат и психологическое состояние
ребёнка: психологи утверждают, что подростки своим девиантным поведением
привлекают к себе внимание взрослых.
Выделение подростковой преступности в особую категорию определяется
существующими законодательными нормами, согласно которым
совершеннолетие наступает с 18 лет, а уголовная ответственность – с 14 лет.
Данная возрастная группа отличается как специфическими социально-
психологическими чертами, так и особым правовым статусом.
Несовершеннолетние преступники являются неотъемлемой
составляющей социальной базы организованной и рецидивной преступности,
как подчёркивает Е.В. Косорукова 2 . Надо полагать, что преступления и
правонарушения, совершенные подростками, в дальнейшем может
деформировать их личностное развитие, что способствует, в свою очередь,
продолжению их криминальной деятельности в дальнейшем.
Лелеков В.А., на мой взгляд, совершенно справедливо подчёркивает, что
подростковая преступность служит сильным источником предопределенности
преступности (одно удачно совершенное и нераскрытое преступление может
порождать другое). Помимо этого и криминально заряженная группа
подростков благоприятствует преступному распространению криминального
образа мыслей и способа поведения в «здоровой» подростковой среде. Данное
утверждение подтверждается исследованиями, свидетельствующими, что
многие опасные преступники начинали свою преступную деятельность уже в
подростковом возрасте. «Молодость» преступного поведения опасна ещё и тем,
что чем раньше подросток, начавший совершение преступлений, тем сложнее
он поддаётся исправлению.
На основании правовой статистики Генеральной прокуратуры России
можно сделать вывод о том, что коэффициент преступной активности
подростков демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. Но при этом,
стоит помнить, что преступления совершенные подростками имеют высокую
латентность.
Особенности преступности подростков выражаются также и в способах
совершения преступлений: с одной стороны, они отличаются примитивностью,
отсутствием действий по подготовке и сокрытию преступления. С другой - в
них могут присутствовать признаки подражания взрослым, персонажам из
фильмов и литературы. А.А. Реан добавляет, что и особая жестокость,
совершение действий, выходящих за рамки мотива и цели преступления, также
характерны для подростков.
Подросткам наиболее характерно совершение преступлений с
ровесниками, с которыми они проводят свободное время. Несомненно, что этот
факт определяется возрастной типичностью - групповым характером
поведения. По данным Генеральной Прокуратуры РФ около 80% от общего
числа групповых преступлений совершается именно группами подростков.
Несомненно, что говоря о подростковой преступности, нужно
размышлять и о её профилактике и предупреждении.
Вместе с тем, что в предупреждении подростковой преступности обычно
лежат принципы предупреждения преступности в целом, необходимо
учитывать возрастные и психологические особенности подростков, а также
специфику совершаемых ими преступлений. Неоспоримым является тот факт,
что предотвратить проблему легче и проще, чем устранять затем последствия,
поэтому система мер предупреждения преступлений подростков должна быть
действенна и направлена на все кроющиеся проблемы, то есть - воздействовать
и на личность подростка, и на среду, деятельность воспитывающих субъектов.
Надо учитывать, что основной причиной подростковых преступлений,
является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков; в
связи с чем профилактика подростковых преступлений должна включать в
себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия.
Меры предупреждения - это и влияние школы, родителей, и занятия
подростков в социальных программах, кружках, участие в олимпиадах. То есть,
иными словами, подростка необходимо чем-то увлекать, занимать, учитывая
его интересы и способности. Необходимо выявление семей, нуждающихся в
помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия
для создания нормальной обстановки, осуществляемое органами социальной
защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с
образовательными учреждениями и общественными объединениями.
Я считаю, что профилактика правонарушений и преступлений
несовершеннолетних должна включать в себя ранние предупредительные
меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и
заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также
на предупреждение рецидивов. Ранняя профилактика должна быть более
приоритетной задачей, так как она позволяет выявить и устранить
антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали
устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что
будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда,
причинения убытка и применения мер наказания.
На законодательном уровне в России профилактика преступлений среди
несовершеннолетних регулируется согласно Конституции и нормам
международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно данным
законодательным актам, в России определенными компетентными органами
проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение
преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую
очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся
в социально опасном положении.
При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его
поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания,
содержания и образования со стороны родителей или законных
представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не
имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным
положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или
здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию,
воспитанию, обучению.
Таким образом, можно резюмировать, что предупреждение и
профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц в
России осуществляется определенными органами власти и социологическими
институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они
корректируются, в зависимости от общей ситуации в стране.
Итак, подводя итоги размышлениям относительно такой социальной
проблемы, как подростковая преступность, можно сделать несколько выводов.
Современное состояние подростковой преступности в России можно оценить
как неоднозначное. Данное рассуждение мотивировано тем, что с одной
стороны, официальная статистика демонстрирует снижение подростковой
преступности в последние годы, уменьшение числа подростков, пребывающих
в колониях. С другой стороны, как мне кажется, во многом это снижение
связано с демографическими тенденциями и сокращением численности
рассматриваемой возрастной группы в целом.
Основные факторы, способствующие преступности среди подростков
(нарушения процесса социализации из-за дисфункциональности семейных и
образовательных институтов, культурная среда, низкая эффективность
профилактики на уровне семьи), сохраняют свою значимость.
Ухудшение социально-экономического положения, начавшееся в 2014
году, по моему мнению, является потенциальным фактором риска для
показателей динамики подростковой преступности. Вместе с тем, сохраняют
свою значимость и проблемы, связанные с высоким уровнем латентности
подростковой преступности, заставляющей относиться к данным официальной
статистики осторожно.
Все эти факты требуют усиления работы по развитию институтов
профилактики подростковой преступности на уровне семьи, образовательного
учреждения, местных сообществ, созданию каналов социальной мобильности
для несовершеннолетних, в частности находящихся в сложной жизненной
ситуации и/или оказавшихся вне семьи.
Изучение проблем подростковой преступности требует учёта той
конкретной ситуации - политической и социально-экономической, на фоне
которой формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению,
приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-
экономический фон оказывает негативное воздействие на подростковую среду.
Однако при этом мы не должны забывать о необходимости контроля и
воспитания, как со стороны государственных институтов, так и на частном
уровне – в семье.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(с изменениями и дополнениями)// Собрании законодательства
Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 26 ст. 3177.
2. Болотова Е.Д. Особенности преступности несовершеннолетних, её
динамика и структура// Материалы VIII Международной студенческой
электронной научной конференции «Студенческий научный форум» -
Москва, 2017. - С. 12-22.
3. Информационно-аналитический портал правовой статистики
Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]
– Режим доступа. - URL: http://crimestat.ru/offenses_table (дата обращения:
25.01.2018)
4. Калинкина М.Ю. Беспризорность и правонарушения
несовершеннолетних: обзор научных исследований // Вопросы
ювенальной юстиции. 2011. № 2. С. 3-6.
5. Кашкина Е.В. Актуальные вопросы профилактики правонарушений,
совершаемых несовершеннолетними // Административное и
муниципальное право. 2008. № 4. С. 68-70.
6. Косорукова Е.В. Преступность несовершеннолетних как один из видов
преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД
России. 2013. № 1. С. 78-80.
7. Лелеков В.А. О некоторых особенностях криминологического рецидива
несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 4. С. 8-10.
10.
8. Нестеров А.Ю. Особенности криминальной активности маргинальной
подростковой среды: их факторы и пути предотвращения (вопросы
теории и практики) // Общественные науки. 2016. № 5. С. 235-254.
9. Реан А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема
психологии образования // Российский психологический журнал. 2005. №
3. С. 68-77. Российский статистический ежегодник. 2016: статистический
сборник. М.: Росстат, 2016. 725 с.
10. Филиппова Е.О. Несовершеннолетняя преступность как объект
криминологического исследования // Известия ОГАУ. 2015. №2 (52).
С.258-260.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
нужно в каждом задании выполнить только вариант под номером...
Решение задач, линейная алгебра
Срок сдачи к 14 окт.
Совершенствование лизинговых операций на примере...
Курсовая, Финансовый менеджмент
Срок сдачи к 7 дек.
Задание № 2 к контрольной работе № 1 Разработайте сценарий...
Контрольная, Педагогика
Срок сдачи к 31 окт.
Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что в следующем стихотворении и...
Онлайн-помощь, Литература
Срок сдачи к 12 окт.
Выполнить контрольную работу с практическими заданиями
Контрольная, Технология производств, менеджмент, бжд
Срок сдачи к 14 окт.
Самодельные взрывные устройства используемые в зоне боевых действий
Статья, Взрывчатые вещества, военное дело, химия
Срок сдачи к 20 окт.
Реферат на тему: стратегия развития тнк «Лукойл» на мировом рынке
Реферат, Корпорации в мировой экономике
Срок сдачи к 13 окт.
О наиболее типичных ошибках при изучении английского языка и некоторых путях их преодоления
Статья, Английский язык
Срок сдачи к 17 окт.
Расчет кузнечно-рессорного отделения предприятия г
Курсовая, Техническое обслуживание, менеджмент
Срок сдачи к 20 окт.
Вы начальник отдела документооборота, правового
Контрольная, Управление персоналом
Срок сдачи к 14 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!