это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
844353
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
В настоящее время понятие «социально-культурная деятельность» (СКД) имеет официальный статус. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ была утверждена новая специальность, и открыты кафедры социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств [5]. Однако до сих пор не существует четкого и общепринятого значения понятия «СКД». В данной работе мы попробуем разобраться в сущности понятия СКД, рассмотрим предшествующие и сопутствующие понятия, проанализируем их историческую обусловленность, сходства и различия, их преемственность.
Откуда же взялось понятие СКД? Литвинцева Г.Ю. дает ответ на данный вопрос, утверждая, что в советский период в вузах культуры существовали кафедры культурно-просветительной работы (КПР). С изменением социально-культурной ситуации с начала 1990-х гг. начался активный пересмотр профессиональных терминов. Так как культурно-просветительная деятельность отождествлялась с коммунистической идеологией, использующей ее как средство идеологического воздействия на массы, манипулирования их сознанием, то стало очевидным непригодность данного термина. Вследствие этого ведущие специалисты вузов культуры стали предлагать заменить термин «КПР» на термины «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «педагогика досуга» [5]. В настоящее время, в результате продолжительных дискуссий, утвердился термин «СКД» [4].
Особого внимания требует рассмотрение взглядов и подходов к определению сущности социально-культурной деятельности. Анализ определений, данных М.А. Ариарским, Т.Г. Киселевой, В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко, приводит к выводу о том, что социально-культурная деятельность трактуется ими широко - с философских, культурологических, социологических, педагогических позиций. Такой подход к СКД совершенно правомерен. Но правомерна ли установка на замену «устаревших», не соответствующих современной социокультурной ситуации, терминов «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность» (КДД), «педагогика свободного времени» термином «социально-культурная деятельность»? В результате стремление авторов выйти за рамки своего предметного поля, расширить границы сферы профессиональной деятельности приводит их к подмене терминов, так как то, что они называют принципами, функциями, методиками и технологиями СКД, по сути, является принципами, функциями, технологиями КДД. Разветвленная структура социально-культурной деятельности, в которой собственно и осуществляется СКД, также ограничивается ими такими ее отраслями, как образование, культура, туризм, физкультура и спорт.
В трактовке М. А. Ариарского, данной в монографиях «Прикладная культурология» и «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления», СКД выступает «нравственно мотивированной и общественно значимой деятельностью по созданию, освоению, сохранению и распространению значимых ценностей культуры» [1]. Данное определение базируется на общенаучном подходе к СКД, поскольку речь идет о ценностях материальной и духовной культуры и можно также провести аналогию с определением культурной деятельности, зафиксированном в Основах законодательства РФ о культуре, под которой подразумевается «деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей» [2].
Так, по мнению автора, СКД включает в себя:
- создание ценностей культуры (архитектор, художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т. д.);- освоение ценностей культуры (практически все население планеты, в разной степени овладевающее основами культуры);
- сохранение ценностей культуры (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея и т. д.);
- распространение ценностей культуры (учитель, социальный педагог, журналист и т. д.) [1].
Совершенно справедливо утверждение М.А. Ариарского о том, что СКД может носить профессиональный и непрофессиональный характер, поскольку она связана со всеми сферами жизнедеятельности общества. По сути, подход автора к СКД созвучен с ее обоснованием, данным М.С. Каганом, который отождествляет СКД с человеческой деятельностью, направленной на создание материальной и духовной культуры, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание людей.
В определении автором принципов СКД и, особенно, в обосновании им методики СКД обнаруживается привязанность к сфере досуга.
Так, принцип добровольности - это ведущий принцип культурно-досуговой деятельности, отличающий ее от деятельности в сфере образования и в профессионально-трудовой сфере. Если СКД в сфере образования и в профессионально-трудовой сфере осуществляется на основе регламентации, усвоении определенных правил, норм и обязанностей, обусловленных наличием субъект-объектных отношений, то СКД в сфере досуга основывается на интересе, на добровольном участии различных категорий населения в различных видах культурно-досугового творчества на основе субъект-субъектных отношений.
Принцип инициативы и самодеятельности наиболее адекватен сфере досуга, так как отражает ее природу и конечную цель. То же самое можно сказать и о принципе дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения. Данный принцип обеспечивает эффективность организации эпизодических и стабильных форм культурно-досуговой деятельности: при организации информационно-просветительных, художественно-зрелищных, игровых, развлекательных мероприятий, при организации деятельности коллективов самодеятельного творчества необходимо учитывать возрастные, демографические, социальные, психологические особенности аудитории.
При рассмотрении средств, методов и форм СКД автор говорит о том, что «в практике сложились эпизодические (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т. д.) и стабильные (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т. д.) формы СКД [1]. Перечень данных форм говорит сам за себя: очевидно, что речь идет о формах культурно-досуговой деятельности.Неоднозначный и, можно сказать, противоречивый подход к СКД обнаруживается у Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова.
Суть и смысл СКД авторы учебного пособия «Социально-культурная деятельность» видят «в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах» [4].
СКД Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников отождествляют с целенаправленно организованной активностью, связанной с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей. Такую активность, по мнению авторов, человек проявляет в сфере труда (в рамках рабочего времени) и в сфере досуга, поэтому СКД следует делить на профессиональную (производственную и непрофессиональную (любительскую).Далее, авторы учебного пособия конкретизируют понятие «СКД» и связывают его с педагогически направленным и социально-востребованным процессом «преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» [4]. Педагогически направленная деятельность непосредственным образом связана со сферой досуга, но непонятна ее связь со сферой производства. Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников также считают, что производственной и любительской деятельности свойственны одни и те же черты - свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Очень сомнительно, что производственная деятельность, характеризующаяся субъект-объектными отношениями, может быть основана на свободе выбора и, особенно, на добровольности.
Производственная сфера также забывается авторами при определении функций СКД и сфер ее реализации. В выделенных ими функциях - коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная - обнаруживается привязанность к сфере досуга, а сферы культуры, образования, физкультуры и спорта становятся сферами реализации СКД.
В своей статье «Социально-культурная деятельность как понятие» В.В. Туев делает попытку определить предметное поле СКД, которую он считает новой наукой. С его точки зрения, термины «КПР» «КДД» не в полном объеме отражают то широкое поле деятельности, которое является предметом традиционной и современной социально-культурной практики, науки, образования, тогда как понятие «СКД» наиболее адекватно современным социально-культурным реалиям [6]. С одной стороны, В.В. Туев выступает против реанимации клубоведческой теории, а с другой стороны, говорит о необходимости ее обновления и расширении предметного поля профессиональной деятельности в сфере досуга. Об это свидетельствуют рассуждения автора о том, что СКД восприняла конструктивные положения теории КПР, клубоведения, педагогики для взрослых и значительно расширила и активизировала возможности теоретического осмысления социально-культурной практики и ее методологического осмысления. Однако определение СКД дается следующее: «СКД - управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [6]. Из данного определения непонятно, что подразумевается под обозначенными процессами, куда активно должен включаться человек, и вообще, где и каким образом происходит приобщение человека к культуре. К тому же сам В.В. Туев, подняв вопрос о предметном поле СКД, на него не дает ответа.
Анализ различных источников показывает, что термин СКД не отменяет культурно-просветительную работу, а развивает и обогащает ее.
Дело в том, что круг явлений общественной жизни, традиционно исследуемый культурно-просветительной работой, был шире и богаче обозначавшего их термина. В понятие «культурно-просветительная работа» хорошо вписывались школы взаимного просвещения (ланкастерские школы), воскресные школы, публичные лекции, кружки. Но ограниченность термина сразу же ощущалась, когда речь шла о петровских ассамблеях, салонах, коммунах, артелях. Жизнь рождала все новые и новые формы социальной практики, выходящей за рамки просветительства.
Другая причина была связана с характером воздействия на человека. Строго говоря, просвещение - односторонний акт, предполагающий активность просветителя. Он - и только он - носитель определенных норм и ценностей, которые должна усвоить масса. Просветитель - сеятель знания. Народ - почва. Н.А. Некрасов так и писал: «Сеятель знанья на ниву народную». На почве взрастает то, что в нее брошено. Все это определяет субъект-субъектный характер СКД в отличие от КПР.
СКД так же вносит значительный вклад в семью, где ребенок через родителей взаимодействует с обществом, приобщается к социуму. Именно в семье закладываются основы нравственности ребенка, формируются нормы поведения, происходит овладение им социальными ролями. Поэтому совершенно очевидно, что от социального, образовательного и культурного уровня родителей зависит эффективность воспитательного процесса. При целенаправленном формировании культуры личности ребенка родители стремятся овладеть педагогическими знаниями, помогающими им раскрыть его индивидуальность и направить процесс воспитания в нужное русло. Очень важно и понимание родителями значимости совместной досуговой деятельности, которая наиболее благоприятно влияет на стимулирование социальной, творческой активности ребенка, а также способствует укреплению психологического климата в семье, взаимопониманию, любви и уважению. Если в повседневной жизни ребенок выступает в качестве объекта воспитания, то в досуговой среде складываются субъект-субъектные отношения, позволяющие ребенку увидеть родителей совершенно с другой стороны. В настоящее время существует разветвленная инфраструктура учреждений по организации семейного досуга - Дворцы культуры, Дома детского и юношеского творчества, Центры эстетического развития и т. д. Концептуальное обоснование социально-культурных технологий по укреплению внутрисемейных связей, эстетическому развитию ребенка, развитию его творческих способностей, патриотическому воспитанию и т. д., и поэтапная их реализация, безусловно, будет способствовать раскрытию внутреннего мира и индивидуальных качеств ребенка, реализации его творческого потенциала [3].
Интеграция социально-культурных технологий и методик культурно-досуговой деятельности в сферу образования и профессионально-трудовую сферу также необходима для полноценного формирования культуры личности.
Так, внешкольная работа направлена на дополнение, углубление знаний и информации, полученных на уроках, она компенсирует недостаток индивидуального подхода и в результате способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Разработка и реализация социально-культурных технологий по формированию коммуникативной культуры, медиакультуры, здорового образа жизни школьников и применение методик культурно-досуговой деятельности, в конечном счете, приведут к стимулированию и оптимизации воспитательного процесса в сфере образования.
В профессионально-трудовой сфере применение социально-культурных технологий и методик культурно-досуговой деятельности связано с решением проблем формирования корпоративной культуры. Корпоративный досуг способствует формированию и развитию ценностей, традиций в трудовом коллективе, от которых зависят сплоченность сотрудников, единство взглядов и действий. В рамках досуговой деятельности создаются условия для формирования коммуникативной культуры, корпоративной идентичности сотрудников, стимулирования мотивации к труду.
Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность - это деятельность по организации свободного времени различных категорий населения, удовлетворения и развития потребности человека в неформальном общении, развлечении, проявлении социально-культурной активности и реализации творческого потенциала; это деятельность по интеграции досуговых методик в ведущие сферы и учреждения формирования культуры личности.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что понятие СКД не заменяет предшествующее ему КПР, а обогащает его, делая шире, что обуславливает характер преемственности понятий. Так же ключевым понятием данной сферы является досуг. СКД носит субъект-субъектный характер, акцентируя внимание на личной активности личности. Данная деятельность вносит колоссальный вклад в развитие, как детей, так и взрослых.
Список литературы:
Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб., 2008. - 712 с.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями). Разд. 1: Общие положения. Ст. 3 // Гарант: информ.-правовой портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 10.12.2017).
Зуева, Т.В. Социализация подростков: роль интеграции социально-культурной деятельности школы и семьи / Т.В. Зуева // Вестник ЧГАКИ. - 2015. - №3 (43). - С. 155-160.
Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности / Г.Ю. Литвинцева // Вестник СПбГУКИ. - 2012. - №1. - С.90-102.
Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В.В. Туев // Учен. зап. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2011. - Вып. 23. - С. 25–39.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!