это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
846403
Ознакомительный фрагмент работы:
Российская Федерация как развитое государство с рыночной экономикой
продолжает идти по пути становления и построения социального государства.
Выполнение государством социальных функций, декларируемых Конституцией РФ,
необходимо для создания условий, которые в свою очередь дадут возможность
обеспечить достойный уровень жизни человеку и гражданину, сглаживая социальные
различия и оказывая помощь нуждающимся в реализации экономических прав.
Достижение поставленной цели невозможно без социальной ориентации публично-
правовых образований путем государственного регулирования экономики и налоговой
политики, в частности, как элемента финансово-правового обеспечения деятельности
государства.
Вопрос о реализации селективной политики социальной направленности в
финансовой сфере государства стоит в настоящий период как никогда остро. Данная
риторика прослеживается в различных программных документах, ежегодных
посланиях Президента РФ, а в продолжении нашла закрепление в федеральных законах.
Достаточно вспомнить о законах, основой которых являются социальные приоритеты:
«О государственной социальной помощи», «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей», «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации» и др.
Понятие селективной политики
Селективная политика представляет собой избирательное воздействие органов
государственного управления на определенные территории посредством
рационального размещения экономической деятельности по территории страны с
целью повышения уровня ее социально-экономического развития и сохранения
территориальной целостности. 1
В прикладной науке под селективной региональной политикой понимают
сознательную деятельность органов государственного управления, состоящую в
избирательном воздействии на определённые территории, с целью достижения
эффективного и/или равномерного распределения экономической активности по
территории страны. 2 Основные задачи поляризованной селективной политики:
1. рациональное распределение производства в пространстве;
2. использование производственного потенциала каждого региона в целях роста
общенационального благосостояния;
3. стимулирование эффективной пространственной организации страны.
В практике реализации региональной экономической политики объектами
избирательного воздействия выступают не только отстающие в развитии регионы, но и
перенаселённые ареалы, и развитые регионы, являющиеся локомотивами роста. Таким
образом, возникает вопрос о необходимости, целенаправленности, характере
использования селективного воздействия государства на социальное развитие.
Важный элемент социальной политики это качества питания населения. В
теоретическом плане проблема влияния на здоровье человека объемов потребления тех
или иных продуктов питания относится к «провалам рынка», поэтому она не может быть
решена чисто рыночными методами и требует разработки системных мер
государственного и общественного воздействия для оптимизации внешних эффектов.
Другая сложность проблемы обусловлена ее междисциплинарным характером,
необходимостью учитывать рекомендации медицинской науки при планировании и
реализации социально-экономических решений. В России основным инструментом
государственной политики в области здорового питания служит продуктовая корзина,
которая устанавливается директивным способом, без привлечения общественных
организаций и учета рыночного уровня оплаты труда. Это обстоятельство еще более
ограничивает возможности рыночного регулирования качества питания населения по
сравнению со странами, в которых расчет минимальной заработной платы осуществляется
на основе среднего уровня оплаты труда.
Несомненным плюсом для Российской Федерации является стимулирующая
селективная политика. Она направлена на реализацию только таких целей, которые
не могут быть достигнуты автоматически в результате действия рыночных механизмов.
Стимулирование социальной сферы развития осуществляется следующими
инструментами:
государственное инвестиционное финансирование;
государственные субсидии;
государственный заказ.
Государственные инвестиции направляются на развитие производственной,
социальной и экологической инфраструктуры в регионах, являющихся объектами
селективной региональной политики. 3
Целью стимулирующей социальной селективной политики является
выравнивание уровня социального развития страны за счёт решения проблем
депрессивных и отсталых регионов. Применение государственного субсидирования в
качестве стимулирующего инструмента в рамках селективной региональной политики
сводится к выплате предпринимателям, создающим или расширяющим производство
в регионе, части стоимости промышленных зданий, оборудования, а в некоторых случаях
и земли.
Принцип социальной направленности выявлен в большинстве программных
документов и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.
Развитие социальной политики путем финансово-правового регулирования в Российской
Федерации ХХI века характерного как и для многих стиран мира. Это одно из наиболее
важных направлений в социально-экономической и правовой сферах жизнедеятельности
B социальной политике государства выделяются несколько чрезвычайно важных
направлений, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов,
происходящих в обществе. К ним относятся:
политика в сфере доходов и личного потребления семей;
политика в сфере общественного благосостояния;
политика в сфере воспроизводства
населения рабочей силы и занятости;
политика по поддержке «слабых групп» в обществе;
политика
по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Социальным государством можно считать то государство, которое ставит социальные
потребности общества в число первоочередных задач. 4 Как показывает отечественная и
мировая практика для реализации приоритетных направлений, которые государством
из года в год ставятся в основу социально-экономической политики, необходима
взвешенная финансово-правовая система, способная на обеспечение социальной
стабильности и реализацию социальных обязательств. 5 В связи с этим очевидна
селективная необходимость в эффективном финансово-правовом регулировании
деятельности публично-правовых институтов, основанном на идеях и принципах
социального государства, отличающемся созданием комплекса социально-
направленных позиций различных отраслей российского права, в том числе и
финансового, которое находится в постоянном движении, изменении и поиске
закономерностей развития общественных отношений при распределении материальных
фондов.
Российская Федерация в Конституции продекларирована как социальное
государство, чья политика направлена на создание условий, обеспечивающих не только
достойную жизнь, но и свободное развитие человека. 6 Принцип социальной
направленности селективной политикИ находит отражение и в действующем
финансовом законодательстве России, что является базой финансовой деятельности
публично-правовых институтов государства, ведь развиваться человек сможет лишь
при условии отсутствия экономических барьеров.
Данные элементы прослеживаются во второй главе Конституции РФ: свобода
предпринимательства, защита от безработицы, доступ к бесплатной системе
здравоохранения и образования и т.д. 7
Особенности социальной политики в современной России является то, что ее
конституционные принципы детерминируют селективную направленность социального
регулирования и рассматривается как один из базовых принципов деятельности
государства. 8 Данное суждение позволяет рассматривать принцип социальной
направленности как неотъемлемый и базовый основополагающий принцип
финансового права. Несмотря на сужение трактовки принципа социального государства,
наполнение и значимость остались прежними.
Для реализации селективной социальной политики необходимы условия, которые
должны быть обеспечены государством и иметь социально значимые ориентиры
(поддержку социально незащищенных слоев населения, охрану труда и здоровья людей,
поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устранения социального неравенства
путём перераспределения доходов, финансовую поддержку образовательных и
культурных программ, борьбу с безработицей и т.д.). Одним из таких инструментов
являлась практика учета особенностей социальной селективной политики в современной
России. 9
Реализация принципа социальной направленности регулирования селективной
социальной политики возможна при высоком уровне экономического развития
государства, что даст возможность перераспределения доходов населения, не ущемляя
интересов крупных собственников; при становлении социально ориентированной
структуры экономики; разработки государством многочисленных социальных программ,
направленных на обеспечение каждому достойных условий жизни, социальной
защищенности и равных условий для самореализации личности.
При разработке концепций развития политических направлений как
экономической науки, так и финансово-правовой одним из ведущих направлений
должно стать четкое и ясное определение целей, основанных на конституционном
принципе формирования социального государства.
Селективная социальная политика Российской Федерации отражается в самых
разных сферах деятельности, которые имеют деление в соответствии c экономической
структурой общества.
Политика государства имеет ряд специфических черт, которые позволяют
различать социально-экономические направления общественного развития, исходя из
приоритета менее защищенных слоев населения. Примером данного комплексного
применения принципа социальной направленности могут сложить изменения, которые
произошли в порядке исчисления дополнительных страховых взносов, начисляемых на
вознаграждения работникам, занятым во вредных, тяжелых и опасных условиях труда,
что связано с вступлением в силу Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной
оценке условий труда». 10 В связи с принятием закона о специальной оценке были
установлены новые дополнительные тарифы страховых взносов на солидарную часть
пенсии. При этом размер тарифа стал напрямую зависеть от результатов специальной
оценки условий труда. Так, если в результате проведенной оценки условия труда
будут признаны допустимыми или оптимальными, тариф составит 0 %, соответственно,
страховые взносы по дополнительным тарифам не уплачиваются. Если же в результате
проведенной оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (классы
3–4), то на выплаты лицам, имеющим право на досрочную пенсию, должны
применяться тарифы от 2 до 8 %. Начислять страховые взносы по дополнительным
тарифам должны работодатели, чьи работники заняты на работах с вредными
условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах, на работах с тяжелыми
условиями труда и других работах, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Начисление и уплата дополнительных взносов осуществляется в целях создания
источника накопления средств для выплаты пенсий работникам, имеющим право на ее
досрочное назначение, и обеспечения оптимизации расходов и сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда РФ.
В 2018 г. российская экономика, как ожидают представители
Минэкономразвития, восстановит положительную динамику. Тем не менее, несмотря
на наличие позитивных сигналов, экономическая ситуация в Российской Федерации
остается достаточно сложной. В ситуации сегодняшнего дня государство не
отказывается от социальных ориентиров. Важную роль в этом играет использование
селективной политики социальной направленности для защиты населения.
Данные ориентиры отражены в Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации до 2020 г., 11 которая была разработана
в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания
Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., и
утвержденной Федеральным собранием Бюджетной стратегии на период до 2023 года. 12
В соответствии с указанными программными документами, одним
из целевых ориентиров селективной социальной политики
является достижение высокого уровня социального развития России, надежно
обеспечивающего реализацию конституционных прав граждан, лежащих в плоскости
социального государства. В результате приоритетными направлениями национальной
социальной политики политики стали проекты по развитию системы здравоохранения,
системы образования, программы повышения доступности жилья, развития социальных
институтов и социальной политики. Последовательное решение поставленных задач с
упором на социально-ориентированную экономику впоследствии переросло в принятие
целевых программ развития.
При увеличении социальных обязательств, продекларированных государством в
программных документах, возникает вопрос об источниках финансирования
национальных программ социальной направленности. Ответ на него можно найти в
проводимой органами государственной власти селективной социальной политике,
которая направлена на получение результатов в краткосрочном и долгосрочном
периоде.
В рамках краткосрочных мер можно отметить изменение налогового
законодательства, вступившее в силу с 1 января 2017 г. В результате чего в часть первую
Налогового кодека РФ к налогам и сборам добавились страховые взносы. Во второй
части добавился новый раздел («Раздел XI. Страховые взносы в Российской Федерации»)
и в нем новая глава «Страховые взносы». Тем самым функция администрирования
страховых взносов Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ перешла
к ведению Федеральной налоговой службы. В данном направлении можно отметить и
введение обязанности по применению кассовых аппаратов всеми субъектами
предпринимательской деятельности. Представленные примеры свидетельствуют о
совершенствовании механизмов налогового контроля.
В рамках долгосрочной перспективы развития селективной социальной
политики продолжение реализации принципа социальной направленности
государственного регулирования, позволяющего увеличить среднюю продолжительность
жизни россиян и продлить период трудоспособности, увеличить объем экономики
профессиональных знаний и высоких технологий в сфере производства и
интеллектуального потенциала, победить инфляционные ожидания и боязнь самого
явления инфляции у населения. При выделении проблемных в долгосрочной перспективе
учеными предлагается что к 2025 г. уровень регионального развития Российской
Федерации будет сопоставим с европейскими странами. 13 При этом надо учитывать, что
объективная оценка результатов селективной социальной политики является крайне
сложной, так как общепринятых методик в литературе не существует. В качестве
критерия результативности селективной социальной политики государства обычно
выступает либо динамика межрегиональных различий, либо динамика числа проблемных
регионов.
Таким образом, проблема реализации принципа селективной социальной политики
является одним из наиболее острых вопросов в социально-экономической сфере
жизнедеятельности российского общества. При этом следует отметить постоянное
внимание со стороны государства, уделяемое вопросам социального характера в ее
регулировании, которые можно определить как наиболее широкие по степени
нормативно-правового регулирования на федеральном уровне и нуждающиеся в
постоянном контроле и своевременной актуализации.
По материалам эссе можно сделать вывод, что селективная поддержка имеет свои
плюсы, и минусы в части социальной политики. Она отличается от других мер
государственного регулирования развития социальной сферы (например, от абсолютно
обезличенных трансфертов) обязательной адресной и целевой направленностью. Вопросы
выбора приоритетов развития, инструментов реализации социальной политики на
разных этапах национального развития является очень важным для страны.
Селективная социальной политика является самостоятельным типом социальной
политики государства, содержание которой зависит от выбранной государством на
данном историческом этапе ее модели развития.
Список источников и литературы
Источники:
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием
12.12.1993 г.). – М.: Право, 2017.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016 г.) «О
специальной оценке условий труда» // Российская газета. – 2013. – № 295.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017
г.) «О Концепции долгосрочного социально–экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. – 2008. – № 47. – Ст.
5489.
4. Постановление СФ ФС РФ от 26.11.2008 г. «О бюджетной стратегии на период
до 2023 года» // СЗ РФ. – 2008. – № 48. – Ст. 5557.
Литература:
5. Беликов Е.Н. Принцип социальной направленности правового регулирования //
Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 3 (33). – С. 29-33.
6. Кравченко И.А.Право Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 2.С.80-87.
7. Леонов С.Н. Селективная региональная политика как самостоятельный тип
региональной политики государства // Государственное управление. Электронный
вестник. 2011. №28. С.19-24.
8. Сидоренко О.В. Селективная региональная политика государства.//Вестник
Томского государственного университета. Экономика. 2014. №3 (27).С.57.
9. Симоянов А. Социальное государство: суть, критерии, индикаторы // Логос:
Философско-литературный журнал. – 2014. – №2 (98). – С. 215-234.
10. Швецов А.Н. Теория и практика государственного регулирования
территориального развития. М.: ВШ, 2017.
11. Эйсмонд А. Г. Европейская региональная политика: анализ основных
направлений исследования // Вестник Московского университета. Сер.
18.Социология и политология. 2013. № 3. С. 95-99.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
нужно в каждом задании выполнить только вариант под номером...
Решение задач, линейная алгебра
Срок сдачи к 14 окт.
Совершенствование лизинговых операций на примере...
Курсовая, Финансовый менеджмент
Срок сдачи к 7 дек.
Задание № 2 к контрольной работе № 1 Разработайте сценарий...
Контрольная, Педагогика
Срок сдачи к 31 окт.
Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что в следующем стихотворении и...
Онлайн-помощь, Литература
Срок сдачи к 12 окт.
Выполнить контрольную работу с практическими заданиями
Контрольная, Технология производств, менеджмент, бжд
Срок сдачи к 14 окт.
Самодельные взрывные устройства используемые в зоне боевых действий
Статья, Взрывчатые вещества, военное дело, химия
Срок сдачи к 20 окт.
Реферат на тему: стратегия развития тнк «Лукойл» на мировом рынке
Реферат, Корпорации в мировой экономике
Срок сдачи к 13 окт.
О наиболее типичных ошибках при изучении английского языка и некоторых путях их преодоления
Статья, Английский язык
Срок сдачи к 17 окт.
Расчет кузнечно-рессорного отделения предприятия г
Курсовая, Техническое обслуживание, менеджмент
Срок сдачи к 20 окт.
Вы начальник отдела документооборота, правового
Контрольная, Управление персоналом
Срок сдачи к 14 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!