это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
889658
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
«Основы консультативной психологии»
Консультативная психология – раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
Соответственно консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов:
В чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом);
Каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;
Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования;
Какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;
Каковы те приемы или техника, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи.
Актуальность выбранной темы работы обуславливается, тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Проблематика, с которой обращаются люди, чрезвычайно разнообразна. Это проблемы отношений, партнерских. Это трудности во взаимодействии с миром, людьми. Это трудности с самим собой. А также проблемы работы.
Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.
Предоставим примеры ситуаций, и методы решения их посредством психологического консультирования.
Пример 1.
Предпринимательница С… обратилась за консультацией по поводу нескольких проблем. Сейчас ей 30 лет, но встретить подходящего мужчину не удается, плюс периодические депрессии и запойные состояния, плюс в последнее время полное нежелание посещать собственную компанию. (Запрос клиента)
Выяснилось, что депрессивные состояния длятся по нескольку недель и выражаются в тупом лежании на диване и непрерывном просмотре телесериалов, плюс алкоголь заливается до состояния полного беспамятства, при этом слезы текут безостановочно. О ком и о чем она плачет сказать затрудняется. Отношения с мужчинами периодические, если постоянного мужчины нет, то пускается во все тяжкие – каждый день новый мужчина. В двадцатилетнем возрасте был сделан аборт на 6-м месяце – «Я боялась, а что скажет мама.» В школьный период был случай, когда она бросилась на мать и отцом с ножом, одного ранила не сильно. Все это довершалось двумя попытками самоубийства во взрослом периоде.
При этом, окончила школу с золотой медалью. Серьезно занималась музыкой и вокалом, сейчас в качество хобби участвует в концертах и шоу. Много путешествует, много читает. Обладает блестящей эрудицией и сильной харизмой, высококреативна. С… была предельно откровенна, была на «стороне психолога», доверие и теплота были даже с избытком. Личность по-своему очень целостная в данном случае была не способна транцендироваться для самоанализа именно в силу целостности. Детские «закладки» классические – «Мне нужен такой же хороший мужчина как мой папа»; «Каждые несколько дней я звоню маме, разговариваем по 2-3 часа, я спрашиваю ее, возможно я что-то неправильно делаю?»; «Папа говорит мне, что я должна быть хорошей, что не должна позволять мужчинам так поступать со мной».
Рекомендованная работа. Наилучшим решением будет неявная «провокативная терапия», так как С… находится в пограничном состоянии с отрицательной динамикой. Первую половину сессии провести в экзистенциальном ключе и только потом задействовать модель активации. Закончить сессию так называемым «зеркалом». По нашему мнению, «провокативная терапия» в чистом виде может применяться только для людей с выраженным преобладанием логического мышления или лиц деспотической типологии.
Пример 2.
Л… женщина 45 лет, работает психологом-логопедом. Обратилась по поводу повторяющегося изматывающего сна, насыщенного страхом. Сюжет сновидений прост – Некто пытается открыть дверь и войти в ее комнату. Дверь сотрясается, выгибается буквально дугой и вот-вот сорвется с петель и тогда войдет кто-то очень страшный.
Запрос клиента – работа со страхом.
Рекомендованная работа. В данном случае мы можем провести онейродраму, то есть разыграть сновидение в реальности. С этой целью необходимо пригласить Л… в группу. Выбрать персонажей: дверь, ключ, замок, страх и сама главная героиня (но играть ее должна не Л…, а друга женщина). В задачу Л… будет входить еще раз пережить во всех подробностях перепетии повторяющегося сновидения и собрав волю открыть дверь самой, чтобы встретится со страхом лицом к лицу.
После проведения онейродрамы должен состоятся шеринг – обмен пережитым каждым из участников. Своеобразная обратная связь.
Пример 3.
Молодой человек А… обратился с жалобами на неудовлетворительное самочувствие. (Запрос клиента) Уже больше года держится небольшая температура, снижена работоспособность, нарушен сон, апатия настолько сильная, что пришлось взять академический отпуск. Обследования у врачей не выявили ничего, что могло бы быть причиной подобного состояния.
Семья из четырех человек: А…, его мать, отец и старшая сестра живут в собственном доме. У каждого есть свое пространство. Отец – предприниматель, по характеру демократичен, к сыну настроен доброжелательно, видит в нем продолжателя своего дела. Отношения между отцом и сыном спокойные, но не доверительные. Мать – домохозяйка. В детские годы вела себя по отношению к сыну авторитарно, в настоящее время отношения ровные, но лишены теплоты. Со старшей сестрой у А… постоянные мелкие конфликты, из-за ее навязчивых нравоучений.
На момент консультации можно было бы описать психологический портрет А…, как устойчивую личность, имелись полностью реалистичные установки относительно перспектив жизни в части работы, создания семьи, круга общения. Контакты со сверстниками конструктивные, интересы подчинены целям развития. Единственно в чем можно было «упрекнуть», А… это в некоторой конформности по отношению к планам, предлагаемым отцом. При этом А… имел темперамент интроверта и повышенную эмоциональную чувствительность. В принципе А… отдавал себе отчет в том, что продолжение бизнеса отца снимает множество вопросов, он и учится поступил в профильный этому бизнесу институт, но все же большого энтузиазма по поводу такого будущего у А… не было.
Рекомендованная работа. Для решения этой проблемы мы предлагаем активное слушание, т.к. клиент сам в состоянии решить проблему, проговорив ее.
Пример 4.
В первое мгновенье показалось, что обратившемуся мужчине далеко за 50. Судя по интонациям он был тяжело болен и находился в предельно подавленном состоянии. В ходе разговора выяснилось, что на самом деле ему 36 лет, в недалеком прошлом Н… преуспевающий бизнесмен. Состояние здоровья действительно критично. Общая обессиленность, атония кишечника, дискинезия ЖКТ и желчного пузыря и пр. и пр., хуже всего с сердцем – аритмия, блокада проводящих путей, дистрофия миокарда. Будучи человеком обеспеченным Н… прошел обследование всех врачей в клиниках самого высокого уровня, но этиология происходящего выявлена не была. Несмотря на выполнение всех рекомендаций врачей и длительный прием медикаментозных средств состояние Н… продолжало ухудшаться. Стоит вопрос о имплантации искусственного кардиостимулятора. В ходе консультации были получены данные весьма и весьма положительные о состоянии психологических паттернов клиента. Человек состоявшийся, высокоуспешный, два высших образования. Прекрасный климат в семье, двое беспроблемных детей. Детский период Н… характеризовался достаточно высоким уровнем психотравматичности, последствия которого, однако, были полностью реконструированы в адаптивную форму в первые же годы самостоятельной жизни. О высокой способности Н… к рефлексии, говорит, то, что он самостоятельно справился с заиканием преследовавшем его в течение детского периода; после окончания школы без какой-либо протекции родителей организовал собственный бизнес; уверенно решил некоторые физиологические и психологические проблемы интимного плана. Мышление активное, лидерское, в высшей степени конструктивное и позитивное, в последнее время начал заниматься духовными практиками.
Запрос клиента – выяснить причины ухудшающегося самочувствия.
Рекомендованная работа. В этой ситуации мы предлагаем использовать метод экзистенциальной терапии. Беседа, в которой, необходимо проанализировать базовые элементы существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, веры и т. д. В результате которой можно сформулировать ряд рекомендаций.
Пример 5.
Молодой врач-нейрохирург П… обратился за консультацией по поводу налаживания отношений с девушкой. (Запрос клиента). Попутно были заявлены: нейродермит, бронхит и повышенное давление, плюс постоянные конфликты со старшей сестрой и «непонятки» на работе. «Непонятки» состояли в том, что, будучи перспективным и очень старательным врачом, на хорошем счету у руководства больницы, ему никак не удается пройти повышение квалификации. Все возможности по разным причинам закрываются как будто нарочно. П… обладает необычно высокой эмоциональной чувствительностью, болезненно переживает как свои промахи, так и все издержки современной бюджетной медицины. Человек гиперответственный, что приводит к огромному количеству сверхурочной работы и манипуляциям со стороны коллег. То же самое в отношениях с сестрой – видя безотказность и совестливость П… она загружает его попечительством над своим маленьким ребенком. Отказаться от всего этого П… не может, а все несправедливости переживает, молча внутри себя. В таких случаях всегда присутствует застарелый детский аффект, связанный с несправедливостью. Так и оказалось – в детстве его сбила машина, водитель с места происшествия скрылся и П… пролежал несколько часов на обочине в беспомощном состоянии, а в больнице над ним еще и врач посмеялся. В такие моменты дети дают себе клятву – «Когда я вырасту я никогда так делать не буду, я буду спасать всех, кто попал в беду». Нечто подобное происходило и в более позднем возрасте. Первый сексуальный контакт был неудачным, не столько фактически, сколько по мнению девушки, которая надсмеялась над ним и хуже всего что - рассказала о его «несостоятельности» одноклассникам. Плюс отец П… был судья, что дополнительно способствовало становлению необоснованно завышенных нравственных установок. Эти детские сценарии стали решающими в отношениях с последней девушкой. Внешне ситуация выглядела так, что он ее любит, а она его нет. Но оказывается, что эту девушку недавно сбила машина и у нее были серьезные посттравматические явления. Очевидно, что в данном случае любовь подменена сценарием, что полностью подтверждалось объективным анализом.
Рекомендованная работа. Работу необходимо построить на рефлексивной основе. Каждую консультацию начинать с какого-либо концептуального ядра: свобода, мораль, ценности и т.д. с подробным изложением как теоретических посылок, так и примеров бытового плана и заканчивали вопросами для самостоятельной работы.
Психическое здоровье является важнейшим результатом и ресурсом развития личности. Оно лежит в основе любой деятельности индивида, в том числе и его профессиональной успешности. Современная психология предлагает эффективные способы поддержания, сохранения и развития психического здоровья индивида, среди которых наиболее разработанным является психологическое консультирование. В процессе психологического консультирования обеспечивается обращение к глубинным аспектам личности, ее психическим конфликтам.
Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить, как непосредственную работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.
Консультирование — это, сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике.
Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Задача консультанта - помочь человеку найти такую линию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную продуктивность.
Психологу следует помнить, что, если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.
Таким образом в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте – возможности жить без помощи консультанта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алан Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линк Саймэн-Даунинг. Психологическое консультирование и психотерапия. - М., 2009. - 487 с.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: "Академический проект", 2009. - 154с.
Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 255 с.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2005. - 182 с.
Мастерство психологического консультирования. - М.: Речь, 2014. - 240 c.
Мартынова, Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение / Е.В. Мартынова. - М.: Генезис, 2015. - 384 c.
Мэй, Ролло Искусство психологического консультирования / Ролло Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. - 224 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!