это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
904685
Ознакомительный фрагмент работы:
Изучена распространенность ожирения у детей младшего школьного возраста, причины развития, последствия ожирения. У детей младшего школьного возраста, страдающих ожирением, частота патологических изменений достоверно выше, чем у детей с нормальной массой тела, но сохранены функциональные и адаптационные возможности организма. На этапе младшего школьного возраста эффективно внедрение физических нагрузок, в том числе аэробных. Дети с ожирением сталкиваются с рядом проблем на уроках физической культуры, пути решения этих проблем - использование адаптивной и лечебной физической культуры.
The prevalence of obesity in children of primary school age, the causes of development, the consequences of obesity was studied. In these children, the frequency of pathological changes is significantly higher than in children with normal body weight, but functional and adaptive capacities are preserved. At the junior school age, the effective introduction of physical exertion, including aerobic exercise. Children with obesity face a number of problems in physical education classes, ways to solve these problems - the use of adaptive and curative physical culture.
ожирение, физическая культура, дети, obesity, physical exercises, children
Введение
Актуальной проблемой современности является ухудшение здоровья детского населения, что отражается в отрицательном изменении показателей физического развития и других критериев здоровья, уменьшением двигательной подготовленности, возрастающем количестве хронической патологии. Мониторинг состояния здоровья детей показал, что уже в дошкольном возрасте число здоровых детей составляет не более 10% [10], в дальнейшем возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания[10]. Исследования последних лет выявили прогрессирующие ухудшение здоровья детей в период с 1 по 4 класс, за это время число здоровых детей снижается на 15%[8]. К наиболее распространенным патологиям младшего школьного возраста относятся изменения со стороны опорно-двигательного аппарата (46,1%), в том числе нарушения осанки, уплощение стопы; кариес, дискинезии желчевыводящих путей, заболевания верхних дыхательных путей (17,8%), аномалии рефракции (нарушения зрения) (12,6%), аллергические заболевания, нервнопсихические нарушения, отклонения в физическом развитии. К последней категории относится низкорослость, дефицит массы тела, избыточная масса тела[10]. Ожирение в последние годы становится серьезной проблемой здоровья детей.
Актуальность. Ожирение у детей особенно актуальная проблема для врачей и педагогов в связи с широким распространением данного состояния у школьников и его опасными последствиями. Физическая нагрузка, в том числе полученная на уроке физической культуры - необходимая часть лечения и профилактики ожирении.
Цель исследования - изучить распространенность ожирения у детей младшего школьного возраста, факторы, приводящие к ожирению, и его последствия, коррекцию ожирения у детей данной возрастной группы средствами физической культуры.
организация исследования ? – можно написать «исследование проведено в требованиями…. университета».
Методы исследования - компаративный анализ российской и зарубежной литературы.
Результаты исследования.
По данным ВОЗ в 2016 году 41 миллион детей в возрасте до 5 лет и 340 миллионов детей от 5 до 19 лет страдали избыточным весом или ожирением. Распространенность избыточного веса и ожирения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет резко возросла с всего лишь 4% в 1975 г. до немногим более 18% в 2016 году. Этот рост в равной степени распределен среди детей и подростков обоих полов: в 2016 г. избыточным весом страдали 18% девочек и 19% мальчиков.
По официальным данным РФ распространенность ожирения среди детей составляет менее 1%[4]. По расчетам некоторых авторов число детей с избыточной массой тела в России может достигать 10% [5], однако точная оценка затруднена, в том числе из-за отсутствия единой общепринятой системы антропометрии у детей.
Еще в конце 20 века несколько масштабных исследований установили, что ожирение в детском возрасте с высокой вероятность приведет к ожирению во взрослом возрасте [5]. Ожирение, начавшееся в детстве, в дальнейшем опасно снижением продолжительности жизни, увеличением риска развития и прогрессирования заболеваний сердечнососудистой системы, сахарного диабета второго типа, некоторых онкологических заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы [13]. Около 70% детей с ожирением будут страдать им во взрослом возрасте, при этом степень ожирения с возрастом будет прогрессировать (таблица 1)[5].
Таблица 1
Вероятность превышения индекса массы тела более 30 кг/м2 в возрасте 35 лет в зависимости от ожирения в детском возрасте
Возраст возникновения ожирения Вероятность превышения ИМТ более 30 кг/м2в в возрасте 35 лет
Девочки 3-5 лет 20-40%
Девочки 6-11 лет 40-60%
Девочки 12-20 лет Более 60%
Мальчики 3-4 года Менее 20%
Мальчики 5-11 лет 20-40%
Мальчики 12-16 лет 40-60%
Мальчики 17-20 лет Более 60%
Существует несколько доказанных причин ожирения у детей, среди которых высокая масса плода при рождении (более 4 кг), низкая масса плода при рождении, быстрый набор массы тела в первые два года жизни; искусственное вскармливание новорожденных, избыточное питание и потребление сладких напитков, малоподвижный образ жизни и отсутствие физических упражнений, недостаточный сон [5]; у детей младшего школьного распространенность ожирения выше при сочетании нескольких перечисленных факторов. Исследование Красноперовой факторов, способствующих формированию ожирения у детей, позволило установить, что у 93% детей с ожирением исследуемой группы в анамнезе неблагоприятное течение беременности матери, чаще всего токсикоз, угроза невынашивания, хроническая гипоксия плода и т.д. [6].
В исследовании Волосовец.Г.Г. и соавторов, посвященном состоянию здоровья у детей младшего школьного возраста с ожирением, были получены данные, свидетельствующие о достоверно большей частоте патологии у детей с ожирением, чем у контрольной группы детей с нормальной массой тела. Чаще других ожирению сопутствуют патология желудочно-кишечного тракта, сколиоз, плоскостопие, хронические инфекции (хронический тонзиллит, аденоиды) (таблица 2). В исследуемой группе детей выявлены дети с нарушенной толерантностью к глюкозе на фоне ожирения, что в дальнейшем может привести к возникновению сахарного диабета. Распространенность ожирения у детей младшего школьного возраста составила 9,8% (84 ребенка из 858). В ходе исследования обнаружено, что 70,25% детей с ожирением не имели этого диагноза в амбулаторной карте, не получали рекомендаций по лечению и профилактике осложнений, что еще раз свидетельствует о невозможности установить истинную распространенность этой патологии [3].
Таблица 2
Частота встречаемости (в %) отклонений состояния здоровья у детей с ожирением и в контрольной группе по данным Волосовец Г.Г.
Заболевание и/или патологическое состояние Контрольная группа Дети с ожирением
Часто болеющие дети 33,6 45,2
Аллергический дерматит 15,4 20,5
Патология желудочно-кишечного тракта 12,8 35,6
Сколиоз, плоскостопие 10,2 27,4
Хронический тонзиллит, аленоиды 12,8 49,3
Неврологическая патология (вегетативная дизрегуляция, астено-невротический синдром и т.п.) 25,6 47,6
Патология органа зрения (миопия, астигматизм) 15,4 24,6
Анемия (снижение гемоглобина ниже 110 г/л) 30,8 37,0
Патология в анализах мочи 23,6 47,6
В исследовании Масковой Г.С. и соавторов изучались возрастные особенности ожирения у детей разных возрастных групп. У детей младшего школьного возраста было выявлено равномерное избыточное отложение жировой ткани, отсутствие жалоб и достаточный объем естественной повседневной активности. Однако, переносимость дозированной физической нагрузки снижена у 40% детей; у 88% детей обнаружены признаки вегетативной дисфунции. В результате данного исследования установлено, что у детей данной возрастной группы в большинстве сохранены достаточные адаптационные возможности организма, по мере взросления у таких детей уже на подростковом этапе возможно развитие артериальной гипертензии, сахарного диабета и снижение возможностей адаптации [7]. Эти данные говорят о том, что профилактика и лечение ожирения на этапе младшего школьного возраста будут наиболее эффективны и помогут предотвратить развитие опасных осложнений.
Одним из главных аспектов профилактики и лечения ожирения является физическая нагрузка. Для лечения ожирения у детей стандартными рекомендациями являются физическая нагрузка не менее 60 минут в день, изменение сидячего образа жизни. По данным ряда авторов особенно эффективны структурированные программы физической нагрузки, внедряемые в школьные занятия, а также активные игры на школьных переменах [14].
Разные авторы приводят различные методики физических упражнений, которые могут быть эффективны у детей с избыточной массой тела. Исследование C.L. Davis et al. показало, что 20 минут аэробной нагрузки 5 раз в неделю в течение 13 недель приводило к уменьшению массы тела и снижало количество висцерального жира [15]. В исследовании D.C. Lee et al. было установлено, что бег трусцой низкой интенсивности и короткие физические упражнения в течение 10—15 минут — это реально достижимая и выполняемая задача для детей с ожирением [16]. D.C. Lee et al. определили, что увеличение физической активности даже без потери массы тела приносит пользу для здоровья, улучшает состав тела, снижает риск развития сахарного диабета 2-го типа у подростков [15]. В исследовании C.L. Davis et al. показано, что наряду с улучшением метаболического профиля повышение физической активности у детей с ожирением приводит к улучшению когнитивной функции и концентрации внимания [16].Согласно рекомендациям European Society of Endocrinology и Pediatric Endocrine Society, дети школьного возраста должны ежедневно заниматься как минимум в течение 60 минут физической активностью от умеренной до высокой интенсивности, при этом большая часть ежедневной физической активности должна приходиться на аэробную физическую активность [17]. Рекомендации этих авторов имеют общий характер и большей частью не осуществимы в условиях урока физической культуры.
Пономарев Г.Н. и соавторы считают, что, несмотря на высокую эффективность аэробных нагрузок, их использование на уроках физической культуры ограничено и не дает эффекта в коррекции избыточной массы тела. Авторами были разработаны и внедрены силовые упражнения анаэробного характера для экспериментальной группы учеников старших классов с избыточной массой тела на одном из трех уроков физической культуры. Дети, контрольной группы 3 раза в неделю посещали стандартные занятия в соответствии со школьной программой. Через 4 месяца таких занятий в экспериментальной группе количество жировой ткани уменьшилось на 3,37%. Однако, такие упражнения при всей своей эффективности невозможны для использования у детей младшего школьного возраста[11].
В педагогическом эксперименте Бубненковой О.М. использовались различные средства физической культуры, в том числе беговые упражнения и подвижные игры. Бег на короткие дистанции позволил улучшить показатели функционального состояния детей [1,2].
Большинство авторов считают, что стандартных уроков физической культуры недостаточно для детей с избыточной массой тела [1,2,11]. Помимо непосредственного проведения урока для детей младших классов, необходимы специальные разъяснительные беседы в доступной форме, направленные на первоначальное создание «образов движений» и последовательность их выполнения в данной возрастной группе[1].
Как показывает практика, дети с ожирением, относящиеся к подготовительной группе, зачастую занимаются на уроках вместе с основной группой по общепринятой программе. Но эта нагрузка не всегда адекватна функциональному состоянию ребенка с ожирением. Также, во многих школах дети с ожирением не сдают нормативные тесты, нередко сами регулируют физическую нагрузку на уроках и могут самостоятельно прекратить занятия по субъективным ощущениям. Это в свою очередь также приводит к тому, что школьных занятий физической культурой недостаточно для коррекции ожирения [12].
Появление и распространение такого метода физической культуры, как адаптивная физическая культура, позволит решить многие проблемы, возникающие у данной группы детей. Суть данного метода заключается в том, что в определенных ситуациях физические упражнения адаптированы к конкретным состояниям организма. По данным Поцелуева и соавторов, метод адаптивной физической культуры необходим для детей с ожирением. Авторами было проведено исследование физических качеств учеников младшего школьного возраста с ожирением, показатели их физической подготовленности были значительно ниже показателей детей с нормальной массой тела. Таким образом, нагрузки стандартной школьной программы для основной группы для таких детей чрезмерны и для них следует подбирать нагрузки по мере их физической подготовленности [12].
Некоторые авторы считают, что физическая нагрузка для детей с ожирением должна назначаться в формате лечебной физической культуры, так как уроки физической культуры несут в себе психологический дискомфорт для детей с ожирением. Палладина О.Л. считает, что дети с избыточной массой тела подвергаются насмешкам одноклассников именно на уроках физической культуры. Занятия лечебной физической культурой, напротив, проводятся в спокойной обстановке с учетом физических возможностей детей в группе детей с ожирением или в формате индивидуальных занятий[9].
Заключение. Ожирение у детей младшего школьного возраста в большинстве случаев сопровождается сохранением адаптационных возможностей, отсутствием заболеваний, вызванных ожирением, которые могут появиться по мере взросления организма ребенка. Поэтому именно на этом этапе лечение с помощью физических упражнений будет наиболее эффективным. Дети с ожирением нуждаются в тщательном подборе адекватной физической нагрузки за счет адаптивной физической культуры на уроках в школе и лечебной физической культуры в специализированных учреждениях.
Литература:
Бубненкова О.М. Соматическое и физическое состояние детей с избыточной массой тела // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №11 (129). С.64-67 .
Бубненкова О.М. Соматическая и функциональная характеристика детей, страдающих избыточной массой тела и ожирением // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. №2. С.42-47.
Волосовец Г.Г., Душкина А.Е., Настаушева Т.Л. Ожирение у детей: факторы риска, проблемы и перспективы лечения и профилактики // ВНМТ. 2010. №2. С.74-76.
Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. - 121 с.
Карпушкина А.В., Панкратова М.С. Стратегия профилактики ожирения среди детей школьного возраста (обзор литературы) // Пробл. эндокр.. 2016. №2. С.52-60.
Красноперова О. И., Смирнова Е. Н., Чистоусова Г. В., Батурин В. И., Торопова Е. А. Факторы, способствующие формированию ожирения у детей и подростков // Ожирение и метаболизм. 2013. №1 (34). С.18-21
Маскова Г. С., Черная Н. Л., Шубина Е. В., Александрова С. В. Возрастные особенности первичного ожирения у детей // ПМ. 2014. №9 (85). С.126-130
Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат. I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М.: НО НЦЗД РАМН, 2008. - С. 213-215.
Палладина О.Л. Формирование здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением // ППМБПФВС. 2013. №3. С.39-42.
Параничева Т. М., Тюрина Е. В. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования. 2012. №4 (33). С.68-78.
Пономарев Г.Н., Волкова Н.Л. Применение упражнений анаэробного характера для коррекции жировой массы школьников на уроках по физической культуре // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №3 (133). С.189-193.
Поцелуев А.А., Юдин Б.Д. Влияние занятий физическими упражнениями на физическую подготовленность младших школьников с избыточным весом // Наука и школа. 2013. №4. С.112-115.
Романцова Т.И. Эпидемия ожирения: очевидные и вероятные причины // Ожирение и метаболизм. — 2011. — № 1. — С. 5—17. Бардымова Т.П., Михалева О.Г., Березина М.В. Современный взгляд на проблему ожирения // Acta Biomedica Scientifica. 2011. №5. С.203-206.
Садыкова Д. И. Профилактика ожирения в детском возрасте // ПМ. 2013. №6 (75). С.25-29.
Davis CL, Tomporowski PD, McDowell J. Exercise improves executive function and achievement and alters brain activation in overweight children: a randomized, controlled trial. Health Psychol. 2011;30:91-8.
Griffiths LJ, Parsons TJ, Hill AJ. Self-esteem and quality of life in obese children and adolescents: a systematic review. Int J Pediatr Obes. 2010;5(4):282-304.
Styne DM, Arslanian SA, Connor EL, et al. Pediatric obesity—assessment, treatment, and prevention: an Endocrine Society Clinical Practice guideline. The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. 2017;102(3):709-57.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!