это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
917387
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Пищевые практики человека (или питание, еда) – важная составляющая
жизни, причем гораздо более сложная ее часть, чем это может показаться на
первый взгляд.
Впервые научный подход к питанию актуализировался в конце XIX -
начале XX вв. Если ранее питание воспринималось как нечто обыденное, то
c развитием наук (не только естественных, но и социальных) оно
превратилось в объект пристального внимания ученых. В результате питание
приобрело статус междисциплинарного феномена, объединившего
достижения медицины, этнографии, истории, социологии, экономики и даже,
если обратиться к работам Ж. Бодрийяра, - социальной философии. В
конечном счете, все эти междисциплинарные исследования вошли в общую
парадигму Food Studies.
На сегодняшний день выделяют естественно-научную традицию в
исследовании питания, этнографическую и социологическую. Безусловно,
эти подходы различаются не только методологией, но и самим ракурсом
исследований, что служит наглядным примером многогранности и
сложности еды как биологического и социокультурного феномена. Так, если
биологическая парадигма ориентируется на разработку принципов
рационального питания, направленных на поддержание здоровья, то
этнографический и социологический подходы руководствуются уже иной
целью – рассмотреть питание как производное социальных и
социокультурных отношений.
Особенно актуальным в последнее время стал социологический подход
к еде: в отличие от этнографического подхода, рассматривающего питание в
традиционалистском ключе, «социология еды» исследует питание как
феномен, опосредующий социальные тенденции и отношения.
Итак, в чем же состоят достижения «социологии еды» и насколько
глубоко ее методологический инструментарий дает возможность осмыслить
социальную реальность именно в связи c «пищевым» поведением индивида?
Одним из отличительных признаков социологического подхода к
осмыслению феномена еды является то, что пища рассматривается
социологами как маркер социального статуса индивида, часть его образа
жизни. Особое значение в формировании подхода к феномену еды как к
«различительной» шкале, имеют исследования французского ученого П.
Бурдье.
В этой связи другой постмодернист - Ж. Бодрийяр - отмечает
сложившуюся к настоящему времени закономерность в западном обществе:
худощавость является символом социальной успешности, в то время как
избыточная полнота маркирует отношение индивида к бедным или
неблагополучным слоям. Но полнота или худощавость – это следствие
отношение индивида к пище, его привычек и образа жизни, а значит – и
положения в обществе.
Социологи склонны усматривать поведение индивида в области
питания как часть процесса глобализации, отмечая, что «космополитизация»
еды постепенно стирает социокультурные границы между нациями.
«Космополитическая» еда – картошка фри, пицца, шаурма становится
доступной в любой точке мира, куда бы человек ни приехал. Вместе c тем,
тотальная доступность этой еды лишает идентичности и саму еду, и
потребляющего ее индивида.
Глобализация, втягивающая индивида в свою систему (в том числе и
посредством практик потребления еды), способствует стиранию не только
социокультурных границ, но, как это ни парадоксально звучит, - и сезонных
ограничений. Это происходит потому, что продукты, являвшиеся ранее
сезонными, в связи c развитием технологий становятся доступными круглый
год.
Практики потребления пищи современным человеком наглядно
демонстрируют и распад семейных отношений, и отношений между
поколениями. Питание становится все более свободным и от традиций
(которые зачастую имели рационально обоснованный смысл), и от семейной
преемственности. Индивид все чаще перекусывает «на бегу», выбор
продуктов питания у него не структурирован и не запланирован. Наглядно
прослеживается отражение аномии, о которой писал Э. Дюркгейм, в том
числе и в практиках отношения к пище. В этой связи питание все больше и
больше «скатывается» в гедонизм, не имеющий под собой никакого иного
основания, кроме получения удовольствия. Еда все чаще становится формой
развлечения, а не инструментом поддержания работоспособности
физического тела - постулат «Есть, чтобы жить» в таком контексте
превращается в свою противоположность. Еда становится частью деловых
приемов, ухаживаний и даже конференций и круглых столов.
Вместе c тем, несмотря на значительный вклад в развитие
социологического знания, для «социологии еды», тем не менее, оказываются
недоступными некоторые области социальной реальности. Т.е. можно
сказать, что предметная область этого направления формирует и ее
познавательные ограничения.
Во-первых, «социология еды» - одна из репрезентаций
микросоциологической парадигмы, а это значит, что она дает материал для
размышления, но сама не очерчивает контуры социальных тенденций, не
претендует на высокую степень обобщения.
Во-вторых, данная область социологического знания «ситуативна». Это
означает, что знание о потребительских практиках в отношении пищи
существует «здесь и сейчас». Изучение динамики потребительских практик и
их отражения в структуре элементов социальной системы (межличностного
взаимодействия, культуры, экономики и, возможно,-даже политики) – это
задача междисциплинарного характера. Она может быть решена лишь на
стыке нескольких дисциплин: культурологии и социологии, социологии и
этнологии, социологии и истории, социологии и социальной философии.
Подводя итог, следует заключить, что «социология еды» позволила научно
обосновать справедливость тезиса о том, что «Наша еда – это мы сами». Не
претендуя на значительный масштаб обобщений, «социология еды», тем не
менее, может выступать основой для понимания социальных изменений.
Список литературы:
1. Зарубина Н. Н., Голоухова Д.Н., Карпова Д. Н. Социология питания:
традиции и трансформации : коллективная монография. – М.: МГИМО-
Университет, 2017. - 302 с.
2. Захарова Ю. Формирование практик потребления продуктов питания в
современном российском обществе // Люди и вещи в советской и
постсоветской культуре. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. Режим
доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/400/687/1219/razdel_3.pdf (дата
обращения 9.02.2018).
3. Иващенко Я. С. Семиотика еды: на материале традиционной нанайской
культуры : монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного
федерального университета, 2010. - 290 с.
4. Кириленко С. А. Культура еды как трансформация телесного опыта :
(Европ. традиция) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филос.н.-
СПб., 2002. – 18.
5. Лопатухина И. Рабы еды? Восстание рабов! - Ростов-на-Дону: Феникс,
2015. - 331 с.
6. Традиционная культура в современном мире : история еды и традиции
питания народов мира : материалы I Международного симпозиума, 30
октября - 1 ноября 2014 г. – М.: Центр по изучению взаимодействия
культур, 2015. - 432 с.
7. Традиционная культура в современном мире. История еды и традиции
питания народов мира : материалы III международного симпозиума,
27-29 октября 2016 года. – М.: Центр по изучению взаимодействия
культур, 2017. - 447
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!