это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
925536
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность. Несформированность пространственной ориентировки у детей с глубокими нарушениями зрения является одной из причин, вызывающих не только трудности в овладении знаниями, но и обусловливает низкий уровень социальной адаптации этой категории детей, снижения их мобильности и контактности с окружающим миром. Последнее может проявиться в своеобразных эмоциональных адаптационно-поведенческих реакциях, коммуникативных отношениях ребенка, его познавательной и двигательной деятельности.
Неудовлетворение потребности в познании отрицательно влияет на психическое и физическое состояние. Без достаточного уровня развития пространственных представлений и навыков пространственного ориентирования ребенку с нарушениями зрения будет трудно осуществлять обучение в школе среди здоровых школьников, особенно на начальном этапе (организация деятельности на рабочем месте и поведения на уроке, передвижения в классе, в помещении школы, по дороге домой и т. п.).
Поэтому в условиях инклюзивного образования детям со зрительными нарушениями для успешного совместного обучения со здоровыми детьми и адаптации к новым условиям необходимо иметь высокий уровень самостоятельной практической пространственной ориентировки в микрои особенно в макропросранстве.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, в общественных местах.
Теоретические основы овладения ориентировкой в пространстве заложены в исследованиях отечественных тифлологов Гайлене И.П., Кручинин В.А., Наумов Н.С., Никитин В.И., Никольская Т.Н., Островская Е.Б., Сверлов B.C., Семенов Л.А., Солнцева Л.И., Феоктистова В.А, Хопренинова Н.Г., Шемякин Ф.Н., Литвак А.Г. Большая часть исследований посвящена изучению хода развития и формирования пространственной ориентировки у слабовидящих детей. Своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушением зрения проявляется в их недостаточной активности, сложностях формирования двигательной сферы.
В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности. Подколзина Е.Н. подчеркивает необходимость создания целостной системы обучения пространственной ориентировке дошкольников, имеющих различную степень поражения зрения, то есть относящихся к различным подкатегориям: слепые, слабовидящие, дети с пониженным зрением. А в рамках целостной системы обучения ориентировки в пространстве должны найти свое место специальные методики, рассчитанные как на основной контингент ДОУ – дети с косоглазием и амблиопией, так и на детей с глубокой зрительной патологией, то есть слепых и слабовидящих.
Следует отметить, что каждая из названых подкатегорий требует особого подхода в процессе обучения ориентировки в пространстве. Тифлопсихологи подходят к понятию пространственной ориентировки с позиций необходимости акцентировать внимание на процессах, страдающих при нарушении зрения (восприятие объема, глубины, удаленности объектов в пространстве). Исследования Солнцевой Л.И., Земцовой М.И., Плаксиной Л.И. показали, что ориентировка в пространстве — это умение оценивать форму, величину, местоположение предметов в пространстве, расстояние между ними, их расположение относительно друг друга и субъекта и, на основе этого умение ориентироваться на местности.
Особенно подчеркивается важность для человека с глубоким нарушением зрения умения анализировать свои восприятия, соотносить их с окружающими объектами, а также правильно выбирать и сохранять направление движения. В восприятии пространственных признаков и отношений участвует вся система сохранных анализаторов слепого и слабовидящего. В то же время успешность практического ориентирования и усвоения пространственных представлений в значительной степени определяется состоянием зрения. Даже у лиц с глубоким нарушением зрения оно является основным анализатором пространства, и зрительная функция играет главенствующую роль в пространственной ориентировке. Этот факт отмечен в исследованиях Островской Е.Б., Сверлова B.C., Солнцевой Л.И., Феоктистовой В.А., Хопрениновой Н.Г.
Адекватное отражение пространства слабовидящими обусловлено общностью механизма его восприятия для всех анализаторных систем. Взаимосвязь анализаторов при выпадении зрения из процесса ориентировки осуществляется при перестройке деятельности сохранных анализаторов и является следствием включения компенсаторных механизм.
У слабовидящих при ориентировке в пространстве ведущими являются зрение и двигательный анализатор, важное значение имеют осязание и слух (особенно при ориентировке в большом пространстве); это подтверждено в работах Айрапетьянц Э.Ш., Ананьева Б.Г., Земцовой М.И., Литвака А.Г., Шемякина Ф.Н., Ярмоленко А.В. В исследовании, проведенном Кручининым В.А., рассматривалось формирование образа пространства и освоении «карты пути» у слабовидящих детей и раскрыто значение двигательного анализатора при овладении пространством. Как показывают исследования многочисленных учёных (Воронина М.В., Головиной Т.Н, Дружининой Л.А., Земцовой М.И., Маймулова В.Г., Медведя Л.И., Семенова Л.А., Солнцевой Л.И.), содружественное косоглазие и амблиопия обусловливают значительные трудности в развитии у детей навыков ориентировки на микроплоскости. Дети затрудняются выделить основные и промежуточные направления пространства, неверно устанавливают положение объектов и предметов, в ряде случаев неадекватно используют лексические единицы с пространственным значением.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!