это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
929716
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема эссе «Дискриминация и ее проявления в российском обществе».
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных
научных подходов рассматриваются сложнейшие вопросы ущемления прав
граждан Российской Федерации, которые даже в начале ХХI века
нарушаются по гендерному, национальному, религиозному и другим
признакам.
Целью работы было рассмотреть проявления дискриминации в
российском обществе, отметить роль гендерной составляющей в ее
проявлениях в трудовой сфере социальных отношений в нашей стране.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного
решения исследовательских задач, включающих в себя:
- определение основных направлений и особенностей дискриминации;
- изучение вопросов трудовой гендерной дискриминации;
- исследование правовых последствий дискриминации.
При комплексном изучении темы дискриминации в России были
использованы такие методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление,
обобщение.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) чаще всего
трактуется как ограничение прав и свобод человека по определенному
признаку, хотя возможно проявление «положительной дискриминации»,
которая, напротив, выражается в предпочтении.
Ограничение или предпочтение в правах могут быть закреплены
в законодательстве (дискриминация de jure, или правовая дискриминация)
либо основываться исключительно на сложившихся традициях, обычаях,
стереотипах и моральных нормах (дискриминация de facto,
или неофициальная дискриминация), но в любом случае проявляются
по признакам значимого отличия человека – расовой принадлежности,
национальности, родству, полу, возрасту, семейному положению,
религиозным убеждениям, политическим взглядам, инвалидности,
сексуальной ориентации и др
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди
рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. 1 Принцип
равноправия имеет важнейшее значение не только для личности,
но и государства, стремящегося к установлению справедливых
общественных отношений. Отступление от этого принципа, дискриминация
по различным признакам представляют серьезную угрозу для нормального
существования современного человеческого общества.
Сегодня, на международном уровне признана обязанность любого
современного государства заботиться о тех членах общества,
которые в силу различных обстоятельств могут быть подвержены
негативной дискриминации или права которых нуждаются в
дополнительном поощрении. Однако ни один международный акт не
дает исчерпывающего перечня таких групп лиц. Более того, в
международных договорах появляются все новые группы уязвимых для
дискриминации лиц, и государствам при их подписании надлежит
оценивать, насколько общемировая тенденция характерна для его правовой
системы.
Об актуальности борьбы с дискриминацией свидетельствуют
многочисленные правовые акты, направленные на преодоление этого
негативного явления, прочно укоренившегося в повседневной жизни.
В обобщенном виде под дискриминацией понимается нарушение или
ущемление прав, свобод и законных интересов одних лиц в сравнении с
другими по различным основаниям. 2
Как показывает отечественная и мировая практика большинство
развитых и развивающихся стран современного мира проводят политику,
направленную на устранение любых проявлений дискриминации во всех
областях общественной жизни, совершенствуют национальное
антидискриминационное законодательство, которое в целом основывается
на стандартах, закрепленных в международных правовых актах.
В Российской Федерации в основе запрета дискриминации лежит
конституционный принцип равноправия. В соответствии со ст. 19
Конституции РФ все люди равны перед законом и судом. 3 Дискриминация в
нашей стране является преступлением и административным
правонарушением.
Российское государство гарантирует каждому равенство прав и свобод
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Данный перечень дискриминационных
признаков является открытым. Так, в ст. 5.62 КоАП РФ дополнительно
указаны цвет кожи, семейное или социальное положение, возраст. 4
Дискриминацию de jure можно довольно быстро преодолеть путем
изменениями законов. В РФ эта проблема успешно решается, в том числе
посредством ратификации международных правовых актов. Так, Россией
ратифицированы следующие конвенции МОТ: №111 «О дискриминации
в области труда и занятий» (1958), №12 «О политике в области занятости»
(1964), №142 «О профессиональной ориентации и профессиональной
подготовке в области развития людских ресурсов» (1975), №156 «О равном
обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин:
трудящиеся с семейными обязанностями» (1981), №100 «О равном
вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951).
Можно констатировать, что общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры в соответствии с ч. 4
ст. 15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы и
помогают бороться c юридически зафиксированной дискриминацией.
С дискриминацией de facto справиться очень сложно, т.к. ее корни
находятся глубоко в сознании людей, причем не только отдельных
индивидуумов, но и общества в целом. А изменение стереотипов
в общественном сознании – многосторонний и длительный процесс, успех
которого зависит от экономических, политических, социальных и иных
условий и обстоятельств.
В России гарантии равенства прав и свобод закреплены в основном
законе страны – Конституции РФ (ст. 19). При этом равноправие в сфере
труда и его оплаты выделено особо (ст. 37), что подчеркивает его
социальную значимость. 5
Практика показывает, что наибольшее число дискриминационных
правонарушений совершается в сфере трудовых отношений, как
правило, при приеме на работу, увольнении или оплате труда в зависимости
от пола, состояния беременности, национальности, а особенно по
возрастному признаку.
Буквально несколько лет назад довольно часто в объявлениях о
приеме на работу, размещенных в средствах массой информации и на
сайтах работодателей, можно было встретить сообщения откровенно
дискриминационного характера, содержащие признаки, не имевшие
никакого отношения к выполняемой трудовой функции
(пол, предельный возраст соискателя и др.). Принимая во внимание, что
данное явление приобрело массовый характер, Правительство Российской
Федерации приняло действенные меры.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 162-ФЗ была введена
административная ответственность за распространение информации о
свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей
ограничения дискриминационного характера (ст. 13.11.1 КоАП РФ). 6
Однако это существенно не повлияло на негативные тенденции,
длительное время существующие на рынке труда. Дискриминация при
трудоустройстве на вакантные должности, связанная с возрастом
претендента и другими обстоятельствами, приобрела скрытый характер.
Лицам отказывают в трудоустройстве зачастую по разным надуманным
причинам, скрывая дискриминационные мотивы отказа в приеме
на работу. По мнению экспертов, в настоящее время в ряде организаций
установлены компьютерные программы, сортирующие резюме соискателей
по возрастному признаку, и обращения лиц старше 35—40 лет кадровой
службой вообще не рассматриваются. Дискриминация приобретает все более
завуалированный характер и необходимо признать, что назрела потребность
в новых законодательных решениях, которые позволят изменить ситуацию в
сфере трудовых отношений в лучшую сторону.
Вопрос о трудовой занятости граждан старшего поколения остро
может встать после повышения пенсионного возраста. Поэтому на
государственном уровне должны быть заранее приняты эффективные меры
по преодолению возрастной дискриминации.
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное
увольнение женщины по мотиву того, что она беременна или имеет
детей до трех лет, несомненно, является разновидностью дискриминации, но
ответственность за нее наступает не по общей (ст. 136 УК РФ), а по
специальной норме — статья 145 Уголовного кодекса Российской
Федерации. 7 Указанные признаки (беременность и наличие на иждивении
у женщины хотя бы одного ребенка) придают данному виду дискриминации
характер общественной опасности. Необоснованный отказ в приеме на
работу или необоснованное увольнение могут поставить на грань выживания
беременную женщину или женщину, имеющую на иждивении ребенка в
возрасте до 3 лет. Существование специальной нормы, по мнению
видного юриста В. Н. Кудрявцева, имеет практический смысл в тех случаях,
когда она иначе решает вопрос уголовной ответственности по сравнению с
общей нормой (например, о виде и размере наказания). 8
На сегодня основными видами дискриминации женщин является
снижение размера заработной платы в сравнении с заработной платой,
предоставляемой мужчинам; немотивированный отказ в принятии на
работу женщин в возрасте 45-55 лет; незащищенность такой категории
женщин, как молодые мамы.
Правовые последствия дискриминации выражаются в том, что в
соответствии с общей нормой дискриминация (ст. 136 УК РФ) относится
к числу преступлений средней тяжести. За его совершение предусмотрено
максимально строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
По ст. 145 УК РФ наиболее строгое наказание ограничивается
обязательными работами на срок до 360 часов (преступление небольшой
тяжести). На наш взгляд, существенное смягчение наказания за
необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение
беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет,
не соответствует характеру общественной опасности данного преступления.
Менее опасное преступление, например, отказ мужчине в приеме на работу
по признаку его пола, требует квалификации по общей норме (ст. 136 УК
РФ), предусматривающей более строгое наказание, что едва ли
является справедливым.
В научных публикациях можно встретить высказывания о том, что
нормы об ответственности за дискриминационные преступления
относятся к числу «неработающих», а некоторые авторы даже ставят под
сомнение целесообразность их нахождения в действующем уголовном
законодательстве. Действительно, уголовные дела о преступлениях,
предусмотренных статьями 136 и 145 УК РФ, возбуждаются очень редко. По
данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2016 г.
по ст. 145 УК РФ не было осуждено ни одного человека. В отношении
семи лиц уголовное преследование прекращено по различным
основаниям. Однако отсутствие судебной практики по данной категории
уголовных дел не означает, что ст. 145 УК РФ является излишней. Напротив,
ее присутствие в уголовном законе оказывает большое предупредительное
воздействие на работодателей и должностных лиц разных уровней,
ответственных за прием и увольнение работников. Уголовные дела по
фактам дискриминации, особенно в трудовой сфере, периодически все же
становятся предметом судебного разбирательства. 9
Так, по одному из дел установлено, что потерпевшая сообщила
работодателю о своей беременности и намерении уйти в отпуск по
беременности и родам. Не желая выплачивать пособие по уходу за ребенком,
индивидуальный предприниматель Ю. незаконно уволил ее с должности
продавца магазина. Его действия квалифицированы мировым судьей по
статье 145 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Являясь директором муниципального бюджетного учреждения и
достоверно зная о беременности соискателя на должность руководителя
сельского дома культуры, А. необоснованно отказала в приеме на работу на
указанную должность по мотиву ее беременности, указав собственноручно
об этом в заявлении. Действия А. квалифицированы судом по статье 145
Уголовного кодекса Российской Федерации.
По мнению экспертов, решением вопросов равных прав и
возможностей женщин и мужчин на центральном и местном уровнях
занимаются различные управления и отделы, которые не составляют
единую целостную управленческую вертикаль. Вопросы гендерной
дискриминации не являются важными в работе центральных органов
исполнительной власти. Можно констатировать, что сегодня органы власти
игнорируют вопрос дискриминации и установления реального гендерного
равенства. В условиях сложной экономической ситуации в стране вопрос
качественного внедрения государственной гендерной политики не
актуален, и сложно прогнозировать время, когда гендерные вопросы реально
станут на повестку дня. 10
Можно выделить следующие причины, которые вызывают
дискриминацию:
пробел в праве, несовершенство правового механизма;
несправедливая государственная политика в области труда и занятости;
отсутствует эффективный государственный контроль в области
трудовых отношений;
отсутствие правовых знаний, экономической культуры у участников
трудовых отношений;
личные представления, интересы и предубеждения работодателей,
формирующих трудовые отношения.
Одной из главных причин, способствующих распространению
дискриминации по признаку пола в российском обществе, является то, что
дискриминация во всех ее проявлениях в России практически не карается.
Нормы законов, которые гарантируют равенство и недискриминацию,
являются декларациями. Государство не способно обеспечить соблюдение
задекларированного принципа равенства, поскольку органы власти не имеют
реальных рычагов воздействия на нарушителей.
Можно сформулировать следующие предложения и рекомендации
по устранению дискриминации c помощью формирования национального
механизма реализации гендерной политики в стране
В институциональной сфере:
1. Ввести для руководителей центральных и местных органов
исполнительной власти отчетность о проведенной ими работе и
персональную ответственность за невыполнение обязанностей по
обеспечению равенства женщин и мужчин.
2. Ввести систему медицинских, психологических и юридических
консультационных пунктов для женщин в районных центрах.
В просветительско-информационной сфере:
1. Ввести на постоянной основе общественные слушания о нарушениях прав
человека в результате дискриминации.
2. Ввести на постоянной основе обучение по преодолению дискриминации
для сотрудников всех правоохранительных органов: милиции, прокуроров,
таможенников, пограничников и судей.
3. Создать эффективную процедуру сообщений относительно случаев
нарушения равноправия и дискриминации со стороны работодателей и
сотрудников правоохранительных органов.
4. Проводить специальные информационные кампании среди населения по
освещению важности вопросов дискриминации.
5. Широко освещать результаты и предложения исследований по
дискриминационной тематике привлекая внимание к проблемным вопросам,
и применять общественный контроль за их выполнением.
По материалам эссе можно сделать вывод, что Конституция
Российской Федерации закрепила основные права и свободы россиян, а
также установила прямой запрет дискриминации граждан по различным
основаниям. Несмотря на значительные изменения, которые происходили и
происходят в нашей стране в направлении развития конституционных прав
граждан, проблемы дискриминации в той или иной сфере по-прежнему
актуальны. В Конституции РФ, УК РФ и КоАП РФ в основном указаны
дискриминационные признаки, включенные в международные правовые
акты. Все отечественное уголовное и административное законодательство
10
позволяют защищать права и свободы, законные интересы человека и
гражданина от любых дискриминационных проявлений. Общественную
опасность дискриминация приобретает только в случаях нарушения
равноправия лицом, использующим служебное положение. При этом
необходимо признать, что статья 136 Уголовного кодекса Российской
Федерации требует редакционных изменений, связанных с уточнением
дискриминационных признаков, а санкция статьи 145 Уголовного кодекса
Российской Федерации нуждается в дополнении более строгими видами
наказания.
Список источников и литературы
Источники:
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным
голосованием 12.12.1993 г.). - М.: Право, 2018.
2. Всеобщая декларация прав человека.// [Электронный ресурс]
http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/(Дата
обращения 20.02.18).
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и
доп., вступ. в силу с 10.08.2017).// [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(Дата
обращения 20.02.18).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с
19.01.2018).//КонсультантПлюс, 1992-2015 [Электронный ресурс] —
Режим доступа. — URL: https://www.consultant.ru/popular/ ukrf/#info
(Дата обращения 20.02.18).
5. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации О занятости населения в Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" от
02.07.2013 N 162-ФЗ (последняя редакция). //[Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148473 /(Дата
обращения 20.02.18).
Литература:
6. Басова А.В. Конституционный принцип равенства прав и свобод
человека и гражданина независимо от состояния здоровья человека:
зарубежный и отечественный опыт законодательного закрепления //
Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017.
№2. С.218-223
7. Гречихин В.Г. Проблемы образа жизни современных женщин // ИСОМ.
2017. №5-2. С.135-139.
8. Новиков В.А. Дискриминация: преступление и административное
правонарушение // Актуальные проблемы российского права. 2017. №3
(76). С.168-174.
9. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. Второе
изд., перераб. и доп. М.: Право, 2014.
10. Невежина М.В. Запрет дискриминации в сфере трудовых отношений //
Журнал российского права. 2017. №4 (244). С.83-90.
11. Экономическая активность населения России. 2017: стат. сб. - М.:
Росстат, 2017. - 158 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!