это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
972106
Ознакомительный фрагмент работы:
«Основные проблемы предоставления муниципальных услуг в электронной форме»
Информационные технологии основательно заняли свое место и представляют сегодня неотъемлемую часть жизни современного человека. Слова «прогресс» и «информатизация» во многом стали синонимами. Информационные технологии глубоко проникают и в сферу управления. Государство обеспечивает реализацию общественно значимых интересов. Такая реализация находит выражение в функциях государства – основных направлениях его деятельности по обеспечению интересов общества и управлению им. Из ряда функций государства возникают государственные услуги, многие из которых имеют для граждан заявительный характер.
Сейчас предоставление государственных услуг с использованием информационных технологий (в электронном виде) является одной из наиболее актуальных тем в государственном управлении.
В условиях развития информационного общества современное государственное управление поднимается на публичный уровень, используя информацию, знания и опыт как основные средства решения общественных проблем. Источником успеха работы государственного учреждения становится выполнение дополнительных функций и развитие нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат. Начало тенденциям внедрения информационных технологий в государственное управление и взаимодействию государства и общества положила административная реформа в Российской Федерации. Процесс предоставления государственных и муниципальных услуг регламентирован Федеральным законом № 210ФЗ от 27.07.2010 № 210ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», (п. 1, 2 ст. 2) [1].
В 17 субъектах Российской Федерации приняты законы, закрепляющие стандарты качества предоставления государственных и муниципальных (бюджетных) услуг. Муниципальные услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции. Число заявителей, обращающихся для получения различных услуг, исчисляется миллионами человек в год. Именно опыт обращения в органы государственной власти за получением публичных услуг становится для простого человека мерилом качества работы органов власти.
Далее возникает необходимость рассмотреть причины, повлекшие за собой невысокое качество предоставления муниципальных услуг:
1) необоснованное привлечение заявителей к процессам сбора различного рода документов и справок и избыточное число используемых бумажных форм документов при оформлении прав заявителей на получение услуг. 2) неоправданная многозвенность процедур предоставления услуг. 3) требование многократного личного взаимодействия сотрудников органов публичной власти и подведомственных им организаций с заявителями. 4) низкая межведомственная согласованность органов публичной власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям. 5) несогласованность графиков работы различных структур и организаций. 6) недостаточно эффективная организация деятельности по приему и обслуживанию заявителей внутри организаций. 7) разный уровень автоматизации процедур предоставления простых (элементарных) услуг.
Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативно-методических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении социальных услуг по принципу «одного окна». В соответствие с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) –российская организация независимо от организационно-правовой формы, предоставляющая государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Следует заключить, что преимущество МФЦ по принципу «одного окна» состоит в том, что в центре такого типа гражданин имеет возможность получить тот итоговый результат, который ему требуется: хотя компетенция по оказанию простых услуг остается за отраслевыми органами исполнительной власти, МФЦ берет на себя все проблемы взаимодействия с ними [2, с. 45].
Обратим внимание, что основной идеей МФЦ является реализация принципа, когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам.
Несмотря на достигнутые результаты при переводе предоставления муниципальных услуг в электронный вид, следует отметить ряд проблем, которые мешают регионам сделать это массово и эффективно.
Прежде всего, это неготовность общероссийских сегментов «электронного правительства», таких как: сервисы межведомственного электронного взаимодействия; система идентификации; Единый портал государственных услуг и федеральный реестр государственных услуг; Система реестров государственных и муниципальных услуг; Система нормативно-справочной информации (НСИ) [3, с. 102].
Ещё одна проблема — при обеспечении межведомственного взаимодействия требуется значительная работа по доработке действующих ведомственных информационных систем для принятия и отдачи сведений. Для решения данной задачи необходимы финансовые и временные ресурсы, которые не всегда запланированы.
Система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид (СПГУ) – информационная система, реализующая перевод государственных услуг в электронный вид путём организации неразрывного,связного и целостного процесса их подготовки и последующего применения полученных результатов для исполнения государственных услуг в автоматизированном режиме. При предоставлении государственных услуг в электронном виде самый сложный технологический процесс – однозначная, юридически значимая идентификация заявителя. В настоящее время разрабатываются две конкурирующие системы идентификации участников «электронного правительства» – единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и универсальная электронная карта (УЭК). В созданной единой системе идентификации и аутентификации в настоящее время полноценно функционирует только блок, связанный с идентификацией сотрудников органов власти и местного самоуправления. Блок, связанный с идентификацией заявителей, работает лишь в части Единого портала государственных услуг, концепция до конца не сформирована.
Центральным звеном во взаимодействии ведомств должна стать Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — соответствующий статус установлен постановлениями Правительства РФ № 697 от 8.09.2010 и № 451 от 8.06.2011. Концепция СМЭВ основывается на принципах сервис-ориентированной архитектуры, а основным ее компонентом является сервисная шина, предназначенная для связи информационных систем различных ведомств, однако интеграция ведомственных информационных систем персональных данных невозможна без повышения требований к обеспечению безопасности информации.
Как известно, безопасность информации складывается из трех характеристик: конфиденциальности, целостности и доступности. В нашей стране вопрос защиты информации рассматривается преимущественно с точки зрения необходимости обеспечения ее конфиденциальности. Обеспечение доступности, как правило, рассматривается в контексте обеспечения надежности информационных систем, а вопросам обеспечения целостности информации обычно уделяется мало внимания [4, с. 28].
Обеспечение целостности тесно связано с вопросами обеспечения юридической значимости информации, которые имеют крайне важное значение при взаимодействии информационных систем, принадлежащих разным организациям. В отличие от созданной ранее Системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО), обеспечивающей автоматизированную обработку неструктурированных запросов между ведомствами, СМЭВ предполагает преимущественно автоматическое взаимодействие на основе исключительно структурированных запросов. Для того чтобы формирование ответов на запросы могло осуществляться автоматически, необходимо чтобы в ведомстве, формирующем ответ, имелся соответствующий информационный ресурс — база данных, содержащая все необходимые сведения.
Автоматически сформированная электронная подпись подтверждает факт содержания в базе данных соответствующей информации, и основной проблемой в данном случае является распределение ответственности за достоверность информации, содержащейся в базах данных.
Для решения данной проблемы необходимо придание информационным ресурсам соответствующего юридического статуса, а также обеспечение разделения ответственности пользователей за содержание информации. Обеспечить юридическую значимость электронных документов возможно лишь посредством электронной подписи, но подписывать каждое изменение в базе данных — весьма хлопотно. Законом ФЗ-63 введено понятие простой электронной подписи, которая «посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом». По сути, таким образом, узаконен статус информации практически во всех базах данных.
Предоставление государственных услуг в электронной форме включает в себя не только организацию межведомственного электронного взаимодействия. Согласно ФЗ-210, государственная услуга считается оказываемой в электронной форме при условии, что она оказывается с использованием Единого портала государственных услуг. Полный цикл предоставления услуги включает в том числе электронную подачу заявления на предоставление услуги и отслеживание хода ее предоставления. Однако здесь имеется противоречие с Указом Президента № 351 от 17.03.2008, согласно которому запрещается подключение к Интернету государственных информационных систем, содержащих сведения, составляющие служебную тайну. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: законом о предоставлении государственных услуг и другими подзаконными актами предусматривается предоставление государственных услуг в электронной форме, а техническая возможность такого предоставления, по сути, запрещена указом Президента.
Для электронной подачи заявления необходимо обеспечение его юридической значимости, но у большинства граждан нет ни сертификатов электронной подписи, ни средств криптографической защиты. С принятием ФЗ-63 появилась возможность использования простой электронной подписи, не требующей задействования криптографических средств, но требующей обеспечения идентификации заявителей.
Ключевым преимуществом использования Единого портала госуслут должна стать возможность подачи через него заявления на получение услуги. Для получения практически всех государственных услуг требуется подача не только заявления, но и некоторого комплекта документов [5, с. 11].
При подаче заявления через Интернет данные документы недостаточно просто отсканировать. Электронного нотариата, способного делать на основе бумажных документов их электронные аналоги, в стране нет. То есть получается, что предоставление муниципальных услуг в электронной форме — это все-таки «химера»?
Для поиска выхода из тупика полезно обратиться к опыту банковской системы. При осуществлении расчетных операций в электронной форме не предполагается, что граждане взаимодействуют напрямую с Центробанком, — в качестве посредника, как и при бумажном взаимодействии, выступают коммерческие банки. Они же занимаются вопросами идентификации и разрешения проблемных ситуаций.
Отдельно следует отметить неготовность граждан к электронному правительству, в том числе, сотрудников органов власти.Неготовность сотрудников органов власти заключается в консервативном мышлении, в желании работать не со сведениями, а с бумагами — подлинниками или заверенными нотариально.
Российская практика и мировой опыт подтверждают, что построение информационного общества и создание «электронного правительства» — комплексного инструмента достижения целей административной реформы — может быть обеспечено только при условии соответствующей профессиональной компетентности кадров государственного управления и местного самоуправления в области современных информационно-коммуникационных технологий.
В заключение подведем итоги по работе. Исследования показывают, что основными причинами отставания в профессиональной ИКТ-подготовке кадров является почти полное отсутствие внутренней мотивации к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Решение этой проблемы возможно, прежде всего, за счет развития ИКТ-компетентности государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, для перевода государственных услуг на электронные рельсы необходимо сформировать стабильные и понятные требования по защите информации, а также проработать вопросы обеспечения юридической значимости информации, включая механизмы персонализации ответственности за ее содержание. Использование инфраструктуры многофункциональных центров позволит обойти многие проблемные вопросы и сделать государственные услуги по-настоящему электронными.
Итак, как мы видим, существует много нерешённых вопросов, которые несколько затрудняют реализация процессов предоставления муниципальных услуг региона в электронном виде. Их решение нужно искать сообща.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. - No 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
2. Никонова Л.С., Ричман Б., Модель «одно окно» современная технология управления в социальной сфере. Методическое пособие. М.:ФИЭГ, 2012. – C.45-47.
3. Тихомиров Ю. А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты // Материалы 6 Международной конференции Модернизация экономики и выращивание институтов. —М: ВШЭ, 2005. –C.119.
4. Сорокин А.В. Организационно-технологические решения реализации «одного окна» // Материалы 4-я Всероссийской конференции Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями». –М., 2010. – С.65.
5. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. - 2008.- 16 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!