это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
978370
Ознакомительный фрагмент работы:
Истина как эпистемологическая и экзистенциальная проблема
В процессе развития философской науки такая категория как «истина» воспринималась довольно неоднозначно. Именно эта неопределённость породило множество попыток объяснить истину с разных точек зрения.Истина является одним из основных понятий в теории познания и эпистемологии, меняющая свои определения в разных контекстах. Интересные варианты понимания истины мы находим в эпистемологии и экзистенциализме, для которых это понятие становится проблематичным в связи его особенными характеристиками.
Основные проблемы и направления развития эпистемологии как философского учения о науке и знании, определяются преимущественно изменениями, случающимися в науке во всех её ипостасях – как социальном Необходимо отметить недостаток рациональности и истинности в окружающей нас социальной реальности [1]. Это положение заставляет философию по-новому осмысливать место науки в культуре и жизни общества, иначе сознавать цели и смыслы научной деятельности. Эпистемология, в таком случае, не ограничивается исследованиями логики и методологии науки и критической рефлексии над основаниями теоретической деятельности. Эпистемология (греч. episteme – знание, logos –учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания [2]. Будучи неотъемлемой частью философии, эпистемология определяет науку как особенный тип теоретического восприятия действительности в общей системе культуры с позиции достигнутого в данное время целостного мировоззрения.
На практике же ценность знания отождествляется с его способностью быть применённым практически. То есть, такое знание, которое можно быть применить с извлечением наибольшей выгоды, в особенности материвльной и финансовой.
Таким образом, возникает диссонанс между теоретической и практической истиной. С одной стороны – когнитивные науки с разных сторон объясняют категорию истины, подтверждая её разными доводами, которые на практике сильно отличаются от теоретических представлений. Также, чем больше возникает теорий понимания истины и истинного знания, тем больше возникает сомнений об их существовании вообще [4].
История философии и науки показывает, что наука существует не только ради развития техники, что у неё есть и иное предназначение. Не пора ли вспомнить о миссии теоретического исследования, выполняемого наукой со времен античности, – служить средством познания истины, осмысления человеком мира и себя в мире? Неужели современный человек утратил способность созерцания, незаинтересованного, т. е. лишенного внешнего, практического интереса познания? Полагаю, что на сегодняшний день, как и тогда, ценность науки состоит и в создании нового типа человека, который дорожит истиной ради неё самой.
Проблема истины гораздо шире по сравнению с вопросом об истинности научного знания. Существование человека неразрывно связано с такими важными человеческими идеалами мироотношения как истина, правда, достоверность. Истина является многоаспектной, и самым значимым из них – экзистенциальный. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia – существование), философия существования – направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы [3]. Когда дело касается истины, красоты, справедливости, истинных целей, то они интерпретируются нами не как отвлеченные абстрактные понятия, а как ценности человеческого существования. В повседневной жизни человек довольно часто использует понятие истины в совершенно различных значениях: истина может быть не просто истиной, а истиной любви или дружбы. Бытует мнение и у том, что истин столько, сколько люде существует в мире. То есть у каждого своя истина. Т. Гексли принадлежат примечательные слова: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Нередко в мировой истории мы встречаем примеры споров об истине. И то, что для одного государства истинно и неоспоримо, для другого таковыми не является.
Экзистенциальное понимание истины подразумевает связь с человеческим бытием. В экзистенциальном понимании истина истолковывается в понятийно-логическом смысле. Гегель интерпретировал экзистенциализм истины довольно всеобъемлюще: «И есть великое слово и еще больше великое дело. Если дух и душа чел еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». С точки зрения религиозного истолкования истина не требует логии, она принимается человеком посредством веры [5]. Экзистенциальная истина не может быть понята логически: её можно объяснить как обнаружение человеком его личного смысла в любом вопросе, в частности в вопросе о бытии. М. Хайдеггер в его работе «Бытие…» истина предполагает открытость мира, индивидуальность его восприятия человека, а также человеческую свободу по отношению к миру[6]. П. Флоренский, не пользуясь термином «экзистенциальная истина», дал ей очень полное определение: «И есть «истина», т.е. то, что есть. И дается она неоспоримо, постигнуть её можно в переживании» [3].
Экзистенциальной истиной описывается момент озарения, когда сквозь суету повседневной жизни человек осознаёт как истину бытия-жизни, так и истину бытия-смерти. Человека беспокоят вопросы о смысле его существования и о тех выборах, который человек делает в течение жизни, осознавая ценность человеческого бытия. Экзистенциальная истина – это результат переживания, прозрения и даже духовного кризиса. Существует утверждение, что истина может быть открыта человеку, когда он находится в пограничном состоянии между физической, интеллектуальной, моральной жизнью и смертью. И тот самый выбор, сделанный человеком в этот момент, интерпретируется как постижение экзистенциальной истины, которая для каждого человека – своя. Экзистенциальный смысл бытия никогда не сводится к формальной логике. Его характерной чертой является временность, ведь когда мы переживаем временность своего бытия – мы становимся на путь постижения экзистенциальной истины.
Одна из главных причин искоренения понятия истины – размывание отличий «чистой», фундаментальной и прикладной наук (в особенности снижается значимость для прикладной науки). О различиях в интерпретации истины чистой и прикладной науками не раз рассуждал К.Поппер: «Это различие как раз и состоит в том, что в своих поисках знания мы стремимся найти истинные теории или по крайней мере такие теории, которые ближе к истине, чем другие теории, иначе говоря, которые лучше соответствуют фактам, в то время как в поисках эффективных инструментов мы во многих случаях используем теории, ложность которых известна». Именно тот факт, что мы допускаем заведомо ложное представления об истине в связи с отсутствием доказательств и фактов, на которые можем опереться, предопределяет истину как проблемное понятие. Отказаться от истины как идеала науки значит оправдывать ложь во всех сферах человеческой деятельности. Существование различных концепций истины в данном случае можно оставить в стороне, т. к. в них рассматриваются больше вопросы о критериях, чем о философском и эпистемологическом значении этого понятия. Здесь особая важность заключена в самой идее истины. А она состоит она в уважении к реальности, в признании того факта, что ученый изучает реальность ради получения знаний о мире, а не анализом собственное сознание, выстраивая новым мифологический или художественный мир.
Таким образом, истина была, есть и будет оставаться проблематичной философской категорией как в теоретическом, так и в практическом плане, так как существует слишком много различных интерпретаций истины как с точки зрения экзистенциализма, так и эпистемологии. И хотя вопрос истины актуален во всех времена и эпохи, это не может отрицать факта тщетности его дальнейшего теоретического исследования.
Список литературы
Грицанов, А. А. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный Дом / А. А. Грицанов, 1999. – 245 с.
Виноградова, Н. В. Поиск истины в пространстве современной культуры сборник научных статей / Н. В. Виноградова. – М.: Крептос, 2016. – 145 с.
Хайдеггер, М. О сущности истины / М. Хайдеггер. – М.: Филос. науки, 1994. № 4. – 236 с.
Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер. – М.: Вопр. философии, 1989. № 9. – 304 с.Огурцов,А. П. Благо и истина: линии расхождения и схождения / А. П. Огурцов. – М., 1998. – 202 с.
Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Просвещение ,1983. – 341 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!