это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
986594
Ознакомительный фрагмент работы:
Статья посвящена исследованию проблематики экономической безопасности. Автор предлагает к анализу различные трактовки понятия «экономическая безопасность», предлагаемые экономистами. Кроме того, обоснована значимость экономической безопасности на разных уровнях. Ппредлагаются возможные варианты выхода из кризисных ситуаций.
Ключевые слова: экономика, развитие, экономическая безопасность, национальная безопасность, угрозы.
The article is devoted to the problem of economic security. The author analyses various interpretations of the concept "economic security" proposed by economists. In addition, the significance of economic security at different levels are explained. Possible options for dealing in the crisis are examined.
Key words: economy, development, economic security, national security threats.
Экономика России переживает трансформационные процессы, а в последние годы имеет место экономический кризис. В таких условиях обостряются противоречия, которые существуют в экономических отношениях, и появляются все новые угрозы государственной безопасности. В виду этого экономическая безопасность как фундамент национальной безопасности приобретает исключительную актуальность. Пренебрежение экономической безопасностью может привести к катастрофическим последствиям: упадку отраслей экономики, банкротству предприятий и подрыву системы жизнеобеспечения нации с последующей потерей суверенитета. Указанные проблемы возникают прежде всего из-за несоответствия социального, экономического развития страны и отсутствия научного обоснования проводимых реформ. Поэтому, необходимо всестороннее изучение указанных проблем.
Государственная экономическая безопасность является сложной и многофакторной системой, которая представляет собой материальную основу для формирования других компонентов национальной безопасности. Экономическое обеспечение безопасности является одной из основных проблем государства, а появление многочисленных социально-экономических проблем в стране, как правило, обусловлено неспособностью государства принимать превентивные меры или не применять их вовремя. Следовательно, государство должно обеспечить такой уровень безопасности, который будет гарантировать внутреннюю и внешнюю стабильность, необходимую для нормального экономического функционирования, активного участия страны в международном разделении труда и конкурентоспособности, а в то же время это обеспечит основу для обеспечения достаточного уровня безопасности.
В экономической науке и практике пока не существует единого мнения по поводу определения категории экономической безопасности. Впервые термин «экономическая безопасность» был применен Ф. Рузвельтом в программах выхода из Великой депрессии 1933-1937 гг. Но надо отметить, что примерно в тот же период эта категория была составляющей программ социально-экономических преобразований демократической партии США [11, с. 20].
Примечательно, что именно в период экономического спада актуализировался вопрос обеспечения экономической безопасности страны. Ф. Рузвельт разработал свою знаменитую программу «Новый курс», которая постепенно совершенствовалась из года в год [11, с. 37]. Экономическая безопасность рассматривалась в контексте национальной безопасности. Главными ее характеристиками выступали равновесие и устойчивость экономики. Достигнуть этого состояния экономики удалось с помощью административных изменений. Самым главным инструментом выступал план социально-экономического развития. Наибольшее внимание уделялось проблемам укрепления экономической безопасности [11, с. 110-111]. Уже в 1944 г. Ф. Рузвельт рассматривает экономическую безопасность в контексте существования таких экономических прав, как достойное жилье, хорошее образование, социальная защита, умный доход в обмен на продукцию и достаточный уровень занятости населения [11, с. 375]. Уже в 1947 г. В США был принят закон «О национальной безопасности», где много внимания уделялось экономической безопасности [4, с. 7].
Официально термин «экономическая безопасность» был признан в 1985 году, когда на 40й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция о международной экономической безопасности. В ней было определено, что мировому сообществу необходимо способствовать обеспечению международной экономической безопасности с целью социально-экономического развития и прогресса каждой страны. На 42й сессии Генассамблеи ООН принята Концепция международной экономической безопасности [12, с. 9].
В 1993 г. была принята Концепция экономической безопасности РФ. Таким образом, Россия возглавила движение на постсоветском пространстве по решению проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
В начале 90-х годов В. Рубанов определяет экономическую безопасность как способность национальной экономики обеспечить благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов [9, с. 31-41]. В. Паньков отмечает, что экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, который характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов [8, с. 5-18].
По мнению Тамбовцева, под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, которая обеспечивает возможность достижения целей всей системы [12, с. 3]. По мнению Савина, экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов страны. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности [11, с. 14].
В научном пространстве продолжались исследования данной категории. М. Ващекин [5, с. 31-41] считает, что экономическая безопасность - это состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития. По мнению И. Богданова [3, с. 21], экономическая безопасность должна отвечать двум условиям: - сохранению экономической самостоятельности страны, ее способности в собственных интересах принимать решения, касающиеся развития хозяйства; - возможности сохранения уже достигнутого уровня жизни населения и возможности его дальнейшего повышения.
Экономическую безопасность можно представить, как состояние экономики, которое обеспечивает независимость, стабильность и развитие страны с помощью экономических механизмов, путем использования комплекса мероприятий. В экономической литературе различают мега, макро, мезо и микроуровни экономической безопасности. К мегауровню относят международную экономику, а также в комплексном ее представлении, глобальную или мировую. Особенностями этого уровня есть градация стран по степени экономического развития. Россия, к сожалению, еще находится далеко не на первых позициях, это в свою очередь определяет условия функционирования национальной экономики.
К макроуровню относят национальную экономику, экономическая безопасность которой обеспечивает устойчивый рост всех макроэкономических показателей. К мезоуровню относят экономику регионов. Этот уровень является наиболее перспективным для экономических преобразований. Особенностью экономики этого уровня является максимальная приближенность ресурсов и результатов к населению. Удачные экономические преобразования в каждом регионе будут способствовать росту экономики страны в целом. Такое влияние считается более эффективным и оперативным, чем действие комплексных общегосударственных мероприятий.
Оценить экономическую безопасность можно объективной системой параметров, критериев и индикаторов, которые определяют критические значения функционирования экономической системы. Главными из них являются: уровень и качество жизни населения, темп инфляции, уровень безработицы, макроэкономические показатели, дефицит бюджета и состояние экологии. Ситуацию экономической безопасности можно охарактеризовать как идеал, к которому следует стремиться. Основным критерием экономической безопасности государства является способность ее национальной экономики сохранять или быстро восстанавливать критический уровень общественного воспроизводства в условиях прекращения внешних поставок или кризисных ситуаций внутреннего характера [7, с. 15].
В 1999г. специалистами ведущих американских и канадских институтов было определено, что экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. В свою очередь, экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.
Итак, подводя итог, можно сказать, что концепция экономической безопасности должна формироваться с учетом всего многообразия факторов и представлять совокупность внутренних и внешних условий, способствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства и индивида, обеспечивать конкурентоспособность государства на внешних рынках.
Экономическая безопасность обеспечивается, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть экономика должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции, конкурентоспособности и др. Она должна обеспечиваться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики [7, с. 18].
Формирование экономической безопасности является одним из великих достижений прошлого века. В богатых демократических странах мира уровень жизни для наименее обеспеченных людей значительно вырос, а финансовая стабильность увеличилась.
Некоторые страны добились большего успеха, чем другие. Уровень бедности варьируется от 24 процентов в Соединенных Штатах до 19 процентов в Канаде, до 12 процентов в Норвегии и Дании. Финансовая нестабильность также варьируется. В Южной Корее, Испании и Соединенных Штатах, когда каждый человек испытывает снижение доходов на 20 и более процентов от одного года к другому, домохозяйство испытывает сопоставимое снижение доходов примерно в 66 процентов случаев. В Швеции, Дании и Норвегии это происходит только в 34% случаев.
Важнейшими факторами успеха в достижении экономической безопасности являются большое государство всеобщего благосостояния (широкие, щедрые общественные социальные программы) и высокий уровень занятости. Как государство объединяет эти две вещи? Другими словами, как можно заставить многих людей трудоустраиваться, если государство предоставляет очень щедрые льготы тем, кто не работает? Двумя ключами являются общественные услуги, ориентированные на занятость (раннее образование, доступный колледж, переподготовка и помощь в трудоустройстве, обучение на протяжении всей жизни) и не слишком сильное регулирование рынков продуктов и труда.
Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия являются ведущими образцами этой «социал-демократической» политики: крупными государствами всеобщего благосостояния, государственными службами, ориентированными на занятость, и скромными правилами рынка труда. Поэтому неудивительно, что эти страны оказались наиболее успешными в достижении экономической безопасности. Возможно, из-за их давней приверженности универсальному высококачественному и доступному раннему образованию Кроме того, они являются мировыми лидерами в снижении неравенства возможностей.
Таким образом, экономическая безопасность государства - это система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов (компонентов) и уровень экономической безопасности государства зависит от безопасности его каждого компонента. Более того, мы считаем, что все утверждения о том, что один из вышеупомянутых компонентов больше или менее важно, являются неверными. Государственная экономическая безопасность представляет собой сложную концепцию, и вся безопасность связана с отдельными уровнями безопасности его компонентов. Поэтому главная задача государства - обеспечение соответствующего уровня безопасности для каждого компонента государственной экономической безопасности, что будет своего рода гарантией экономической безопасности.
Таким образом, мы уточнили понятие «экономическая безопасность», что необходимо для успешного социально-экономического развития государства и позволяет выявить факторы сдерживания развития экономики, разработать в дальнейшем эффективную стратегию выхода из экономического кризиса. Это крайне важно, так как экономическая безопасность является одной из важных составляющих элементов национальной безопасности. Экономическая безопасность является средством защиты национальных интересов государства. Россия наряду с осуществлением политики выхода из экономического кризиса должна определить новую, научно обоснованную стратегию экономической безопасности.
Список использованной литературы:
Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение/ Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. — 1994. — №12. — С. 4—13.
Абалкин Л.И. Выступление на круглом столе Совета Федераций / Л.И. Абалкин // Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. — Москва, 1999. — Вып.8. — С. 32.
Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика / И.Я. Богданов — М.: ТЕИС, 2001. — С. 21.
Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебн. пособ./ В.А. Богомолов. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 303 с.
Ващекин Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности: учебн. пособ. / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул / Москов. гос. институт коммерции НИИ устойчивого развития и безопасности. — 2-е узд. дополн. и переработ. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002. — 334 с.
Козаченко А. В Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения: монография / А.В. Козаченко, В.П. Пономарев, А.Н. Ляшенко — К.: Либра, 2003. — 280 с.
Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебник для вузов. — Москва: Экзамен, 2004. — 768 с.
Паньков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект / В. Паньков // Внешнеэкономические связи. — 1992. — Вып. 8. — С. 5—18.
Рубанов В. В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика / В.В. Рубанов // РЭЖ. — 1991. — № 17. — С. 31—41.
Рузвельт Ф.Д. Беседы у камина / Ф.Д. Рузвельт. — М.: ИТРК, 2003. — 408 с.
Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России / В.А. Савин // Международный бизнес России. — 1995. — № 9. — С. 14.
Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы / В.Л. Тамбовцев // Вестник МГУ. — 1995. – №3. — С. 3.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!