это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
990107
Ознакомительный фрагмент работы:
Самое начало Эпохи Возрождения (исторический период, именуемый
Проторенессансом) дала истории человечества гения Данте Алигьери,
«Божественная комедия» которого является поистине одним из определяющих
произведений этой прекрасной эпохи. Это произведение представляет собой
истинный памятник мировой литературы, оригинальный и переведённый на
многие языки мира текст которого не оставляет равнодушным многие поколения
людей. О нём написано огромное количество исследований, именно на эту книгу
ссылаются в своих романах классики мировой литературы (один только Оскар
Уайльд в великой «тюремной исповеди» «De Profundis» приводит в пример путь
лирического героя этой поэмы Данте около десятка раз). В данном эссе будет
проведён краткий анализ «Божественной комедии» Данте для того, чтобы
показать, как величайший представитель начала XIV века интерпретировал грех и
праведность, Рай, Ад и Чистилище, какой особый поэтический и образный мир он
создал и на основе какой концепции будет впоследствии развиваться понимание
греха и праведности Высокого Возрождения.
Данте пишет «Божественную комедию» в течение четырнадцати лет – с 1307
по 1321 год. Эта поэма является аллегорией бытия, греха и искупления, и именно
поэтому представляет огромный интерес даже для современного человечества.
Для начала рассказа о сути «Божественной комедии» необходимо установить
контекст, в котором проходит рассуждение Данте. В самом начале поэмы он
сообщает читателю, что пройдя свой жизненный путь до середины, он внезапно
оказался в тёмном лесу, где было очень страшно и откуда некуда было деться.
Внезапно герою явился призрак его любимого древнеримского поэта – Виргилия,
который предложил герою проследовать за ним в увлекательное путешествие по
Аду, Чистилищу и Раю. Виргилий заметил, что герой колеблется и упрекнул его в
этом, сообщив, что покойная возлюбленная героя – Беатриче, лично попросила
его сопровождать героя в этом странствии. Услышав имя возлюбленной, герой
тотчас же перестал колебаться и отправился вслед за своим наставником. Далее
2
их ждало незабываемое путешествие по загробному миру, которое необходимо
рассмотреть подробно.
В поэме представлен Ад как место господства греховного телесного начала,
порока, зла; Рай – как место воплощения добродетели, внутренней гармонии,
счастья; и Чистилище – пространство перехода из Ада в Рай, в котором
совершается раскаяние грешников. Наибольший интерес представляют Ад и
Чистилище. В самом начале поэмы герою преграждают пусть трое символических
животных – пантера, лев и волк, которые являют собой соответственно
сладострастие, гордость и алчность – три самых главных порока, выделенных в
Средние века.
«..За мною – мир страданий и мучений,
За мною – скорбь и слёзы без конца,
Мир падших душ, печальных привидений.
Я - правосудье высшее Творца,
Могущества и воли осознанье,
Творение Небесного Отца,
Воздвигнутое раньше мирозданья.
Бесстрастно я гляжу столетьям вслед.
Ни гнева нет во мне, ни состраданья.
За мной ни для кого надежды нет!..» -
Вот надпись, что над входом в Ад чернела… 1
Данте саркастически называет грешников теми несчастными, которые
словно поглощены любопытством и хотят скорее узнать о том, чем же
впоследствии им придётся заплатить за движущие ими пороки. Отсюда довольно
просто сделать вывод о том, что Данте не видит никакого рационального
объяснения человеческих грехов. Средневековый человек живёт в осознании
греха и того, что за грехом следует наказание, при этом также имеет место уже
упомянутый в данной работе механизм манипуляции и запугивания. Однако
людей не останавливает ничего – они всё равно грешат, безрассудно и
самозабвенно.
1 Алигьери Данте, Божественная комедия, М:Эксмо, 2013 – 864 с.
3
И каждый круг – обитель вечных мук
Для падших душ в подземном этом мире,
Которые уже не смогут вспять
Жизнь повернуть. И в голубом эфире
Слова надежды им не прочитать… 2
Данте несколько раз акцентирует внимание читателя на отсутствии надежды
у тех, кто согрешил смертно. Искупление в Аду – безнадежно. По словам Данте,
черты грешника искажены пороками, и требуется чудо, чтобы их разоблачить.
Помимо этого, выдвигается очень интересная мысль: грешнику, переступившему
через барьер одного из семи пороков, заранее уготовано место в Аду и вечные
муки. Даже если человек ещё пребывает в земном мире и телесно обитает на
земле, его душа уже пожираема адским пламенем. Данте сравнивает Ад с
могилой, где царят пустота и уныние.
Каждому греху, по концепции Данте, соответствует свой тип адской муки.
Например, еретиков ожидает самая страшная участь: они лежат в придорожных
гробницах, где их беспрестанно жжёт пламя. На протяжении всего Средневековья
вероотступничество каралось особенно страшным образом и в земном мире
(физическая расправа, казнь), а затем мучения продолжались после смерти
отступника. Развратников и лиц, которые при жизни брали взятки, после смерти
ждало испытание смоляным потоком, из которого грешникам не выбраться
никогда. Нет смысла перечислять весь спектр адских мучений. Достаточно
сказать, что для средневекового мировоззрения подобные картины вовсе не
являлись редкостью, и именно Данте удалось облечь их в должную форму. Его
концепция Ада очень проста – он представил семь кругов очищения от семи
смертных грехов: гордыни, зависти, гневливости, уныния, корыстолюбия,
чревоугодия и сладострастия. Три первых из перечисленных пороков – это три
рода ненависти по отношению к ближнему, желание отомстить, унизить его. Их
Данте относит к грехам духовным. Три последних – три формы извращённой
любви, сбивающей с пути истинного, плотские грехи. Наконец, в центр данной
системы помещается уныние – апатия и отвращение к жизни, которое, по
2 Алигьери Данте, Божественная комедия, М:Эксмо, 2013 – 864 с.
4
исследованию Жака ле Гоффа 3 , вполне могло быть порождено монастырской
средой.
Тем же, кто не переступил порога смертного греха, по концепции Данте
представлена возможность покаяться и искупить всё содеянное. Этот процесс
возможен в Чистилище. В процессе прохождения всех этапов Чистилища герой
замечает, как начертанные на его лбу семь латинских букв «p» (вероятно, от poena
– наименования греха) постепенно пропадают, одна за одной. То же самое
происходит с грешником, который принимает муки Чистилища и раскаивается в
своих прегрешениях.
…До конца
Обеты мы не соблюдали строго.
Но чистый свет Небесного Творца
Нас озарил и, с жизнью расставаясь,
Мы укрепили грешные сердца
Раскаянием и, с Богом примиряясь,
Твердим молитвы, искупая срам,
Слова до Неба донести пытаясь… 4
Души в кругах Чистилища распределяются по единственному принципу –
принципу любви. По Данте, глубинным движением греха является любовь,
склонившая ко злу, бездеятельная, извращённая. Очищаясь от грехов посредством
постепенного подъёма на гору, человек восстанавливает любовь истинную –
любовь к Благу. Здесь имеет место ссылка на теорию любви Платона, которую
Данте успешно возрождает. Чистилище предваряется тремя ступенями. «Для трёх
ступеней у врат Чистилища выделяются символические цвета: белый –
невинность младенца, багровый – грешность земного существа, красный -
искупление» 5 . Однако Жак ле Гофф, также дающий интерпретацию трёх
ступеней, дат несколько иную характеристику. На первой ступени происходит
раскаяние, очищающее душу грешника и делающее кающегося белым, как
мрамор. Вторая ступень символизирует исповедь, которая вызывает потемнение
души грешника из-за появления краски стыда. И, наконец, третья ступень
воплощает покаяние, и поэтому Данте, для создания символа, использует
огненно-красный одушевляющий цвет. Как бы там ни было, поэма Данте
слишком многогранна и допускает огромное количество интерпретаций, каждая
из которых является по-своему верной.
Данте говорит о том, что единственным способом уберечься от греха
является человеческая совесть. Безусловно, редко возможно жить блаженной
жизнью на земле и, так или иначе, каждый человек отступает от предписанного в
чём бы то ни было. Однако нужно постоянно внимать совести и оценивать свои
поступки сообразно с тем, что, как знает каждый, ожидает в потустороннем мире.
…Где покаянье есть – там грех исчез
И грешнику доступны двери Рая… 6
После очищения в Чистилище, герою стал доступен Рай. Данте даже
предупреждает читателя, что на этом этапе путешествия для читателя будет
лучше, если он расстанется с поэмой, поскольку он рискует попасть в бескрайние
просторы непостижимого. После того, как герой очистился, ему пришлось
расстаться со своим наставником, что он воспринял очень тяжело. Герой рыдал и
убивался, но внезапно ему явилась его возлюбленная, которая отныне должна
была сопроводить его в Рай. В Раю Данте выделяет несколько различных
небесных областей. Первое небо, куда они отправились – небо Луны. В этой
области находились души монахинь, которые были похищены из монастырей или
насильно выданы замуж. Герой пришёл в недоумение – ведь эти женщины
достойны более высоких небес и они – лишь жертвы насилия. На что Беатриче
возразила ему, что жертва насилия является его соучастником, если не проявляет
должной стойкости в сопротивлении. Второе небо Рая – небо Меркурия. Там
нашлись души честолюбивых праведников, которые уже не были тенями, а
излучали свет. И здесь у героя возник вопрос – разве и это – не высшая ступень
Рая? Нет, потому что они старались быть праведными из-за честолюбия, а это –
не искренний вид праведности. Далее они побывали на небе Венеры, где
располагались души тех, кто нашёл своё призвание в жизни, и на небе Солнца,
где обитали мудрецы. На пятом небе – небе Марса, располагались души тех, кто
воевал за свою веру, на шестом (Юпитере) – души справедливых. Наконец, они
достигли седьмого неба Рая – неба Сатурна, где располагались души
созерцателей, и именно там Беатриче для героя стала ещё ярче и прекраснее.
Оставалось два последних неба – восьмое, где торжествовали души поистине
великих праведников, и девятое, ведущее к самому Божеству, ровеснику
мироздания. Наконец, герой и Беатриче вознеслись в Эмпирей – самую высшую
область Вселенной. Герой понял, что самая великая сила, действующая там – это
Любовь.
«Божественная комедия» Данте – это поистине гениальное произведение.
Безусловно, в эссе невозможно передать всю символику этой поэмы, а ведь она
создавалась в то время, когда символическое мышление было основным и
символы содержали в себе весь философский смысл. Однако общую идею
передать возможно, и очень радует то, что и в наше время содержащиеся в
«Божественной комедии» вечные истины находят понимание и сочувствие. Этот
величайший памятник культуры является бесценным для нас, поскольку
обращает внимание нынешнего поколения на непреложные ценности
человечества.
Список использованной литературы:
1. Алигьери Данте, Божественная комедия, М:Эксмо, 2013 – 864 с.
2. Гофф ле, Жак, Рождение чистилища, АСТ Москва, 2009 – 544 с.
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, М: Академический проект,
Культура, 2017 – 648 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!