это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1015958
Ознакомительный фрагмент работы:
Особенности национального правосознания и правовой культуры тесно
взаимосвязаны, имеют общие исторические предпосылки, проявляются в
сходных явлениях, поэтому имеет смысл рассмотрения их в совокупности.
К сожалению, в российской истории в течение длительного периода
времени не существовало благоприятных предпосылок для развития
правовой культуры. Многовековой период монархии, характеризуемый
бесправием человека в обществе и абсолютной власти царя, тем не менее
породил принятие и развитие принципа разделения властей в России. В это
внесли вклад представители различной мысли, в том числе политической.
При царе это были декабристы. Ценности теории разделения властей в
правовой культуре России нашли отражение в истории политико-правовых
взглядов П.И. Пестеля относительно разделения властей, как основы
правового государства. Его идеи, отраженные в «Русской Правде», носили
довольно радикальный характер. В теории разделения властей, которая
была предложена П.И. Пестелем, четко разграничивались полномочия
законодательной, исполнительной и так называемой «блюстительной»
властей. При этом Пестель уделял особое внимание тому, что для каждого
из вида органов власти должны быть отведены свои собственные
функции. 1
Другой не менее важный политический деятель России декабрист
Н.М. Муравьев рассматривал Россию только в качестве централизованного
государства, для которого было характерно федеративное устройство.
При этом власть монарха, согласно учениям Н.М. Муравьева, должна
быть предельно ограниченной. Так, император воспринимался только в
качестве представителя исполнительной власти, а соответственно, по
мнению Муравьева, не мог вмешиваться в дела иных ветвей.
Законодательная власть, по представлениям Н.М. Муравьева, возлагалась
на двухпалатный парламент (его иное название было – Народное вече). 2
В политико-правовых учениях России отражено то, что ведущая роль в
историческом развитии российского общества принадлежит именно
государству. Роль государства в России во всех сферах общественной жизни
значительно больше, чем на западе. Само по себе это является важнейшей
исторической особенностью. Юрист Н.М. Коркунов еще при царизме
указывал, что государство здесь должно характеризоваться, хотя и в
определённой степени, но самодостаточностью, так как именно оно (а не
общество само по себе) является здесь главным фактором исторического
развития России. 3
Особенности русского правосознания очень тесно связанны с
особенностями национального менталитета, поэтому среди основных
особенностей правосознания и правовой культуры я выделил некоторые
элементы, которые коренятся именно в русской ментальности, такие как
милосердие, неприязнь к формализму, противоречивость. Многие
исследователи в своих трудах обращают особое внимание на последний
элемент. Русский менталитет определяют как набор различных
противоречивых качеств, тем не мене состоящих в совокупности. 4 Это и
объясняет, одну из ярчайших, исторически сложившихся особенностей
нашей правовой культуры и правосознания, - парадоксальность. Она
заключается в правовых феноменах российского общества, порой с виду не
объяснимых. Но если основательнее подойти к этому вопросу, то всё встаёт
на свои места. Славянофил Аксаков указывал, что у России никогда не было
благополучной судьбы, при этом наша страна дала миру удивительные
примеры величия духа, преданности своему отечеству, нравственной
чистоты и силы религиозной веры. «В то время как западное
человечество, - писал Аксаков, - двинулось путем «внешней правды»,
путем конституционализма, юридической справедливости, русский народ
сохранил верность «внутренней правде». 5
С точки зрения православной философии права истоки правосознания
находятся в религиозном созерцании, а правовая жизнь по сути своей
отождествляется с религиозной жизнью. В отношениях права и религии
первое выполняет функцию ведомого, а второе - ведущего. Аналогичная
взаимосвязь наблюдается в отношениях между религией и политикой:
«Не вера станет средством власти, - писал Иван Ильин, - и не церковь
станет орудием политической интриги и политического властолюбия, но
власть станет орудием той цели, которая едина у религии и государства:
эта цель - одухотворяющее преобразование жизни». 6 Можно констатировать,
что особенности формирования русского правосознания обусловлены
спецификой культурно-исторического типа, в рамках которого
сформировалась правовая культура в России. Проблемы формирования
правосознания в России могут быть рассмотрены с точки зрения
осмысления русской правовой культуры как специфической системы
ценностей.
Несмотря на больше количество взглядов, что русскому сознанию
присуще свободолюбие и стремление к «воли», отдельные авторы политико-
правовых трудов о России высказывают мнение очень близкое к
противоположному. Речь идёт о, так называемом «комплексе сервильности»,
то есть рабской ментальности. 7
Это мнение заключается в утверждение, что россиянам присуща
«привычка к несвободе», что для них удобным и знакомым является
подчинение какому-либо внешнему авторитету. А также, что российское
общество никогда не находилось в состоянии гражданской и политической
свободы, а главное и не стремилось к ней, за исключением отдельных
личностей. Национальное сознание России «ищет» больше правду, чем пути
выхода из положения зависимого и подчинённого. И всё это вследствие
столетий политического и экономического бесправия, холопства,
крепостничества, чудовищные преступления коммунистического режима. 8
По-мнению многих видных исследователей, важную роль в
формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.
Обращение к истории развития российского общества даёт возможность
выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре. Так
имеет отношение к свойствам парадоксальности и милосердия такая
особенность, как неприязнь к власти в целом и в тоже время надежда, вера в
доброго и справедливого царя, пренебрежительное отношение к закону, при
не менее очевидном уважение к порядку. Это проявилось в том, что ведущие
ценности правовой культуры России, нашли отражение в становление
философско-правовой мысли в России. Это вклад православных
философов П.Д. Юркевича, И.А. Ильина, труды Архимандрита Гавриила
(1795–1868), в миру известного как Василий Николаевич Воскресенский.
Они указывали, что русское правосознание исторически связано с
православием, сформировавшим глубинные основы русской ментальности.
В связи с этим можно утверждать, что именно в недрах православия
истинные истоки русской правовой культуры.
Важное качество русского менталитета, которое, безусловно, влияет на
правосознание, в частности на юридическую безграмотность является
неприятие формализма. Формальные соглашения в России не любили
купцы, которые, заключая договор о сделке, что называется, били по рукам,
доверяя данному партнёром слову. Формализм презирали крестьяне, никогда
не признававшие юридических, формальных правил поведения, а
руководствовавшиеся в своей жизни обычаями и традициями. 9
На российское сознание большое влияние оказал общинный уклад и
стремление к соборности. У населения России по сей день в сознание
доминирующую роль занимает «Мы», а не «Я». Это ещё одна черта, которая
коренным образом отличает наши ментальность, правосознание и правовую
культуру от западных. Положительно можно отметить, что в нашем
менталитете понимание личного счастья и личного благополучия неразрывно
связано с благополучием других людей
Исторически сложилось так, что негативное отношение к праву,
выраженному в законах, и к праву, как к таковому, в Росси было всегда.
Пословицы и поговорки, близкие к корням русской культуры, наиболее
полно раскрывают мировоззрение народа: «что мне законы, коли судьи
знакомы», «судиться – не Богу молиться, поклоном не отделаешься», «
пошёл в суд в кафтане, вышел нагишом», «законы святы, да судьи
супостаты». 10 Корни этого свойства берут своё начало в далёком прошлом.
Крепостничество, советская диктатура, репрессии всё это в итоге вылилось в
явный и сильно распространённый в наше время правовой нигилизм.
Доминирование интересов государства над интересами личности
негативно отразилось на формирующейся в российском обществе конца ХIХ
века в системе нравственных ценностей. Человек, его личностные качества
отошли на второй план. Административно- командная система управления в
советской России была ориентирована не на личность, обладающую
способностью свободно мыслить, способностью к сознательным, активным,
творческим действиям, обладающую правовой активностью – высшим
уровнем правовой культуры. Её объектом был законопослушный
исполнитель, обладающий стандартными правовыми интересами. 11
Современные правоведы указывают, что правовое демократическое
государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека,
способно утвердится лишь в обществе, основанном на солидарности,
нравственных началах, высокой правовой культуре, гражданской активности
и самоуправлении. 12
Гражданское общество требует определение правовой культуры через
систему норм и ценностей общества. Именно здесь прослеживается связь
правовой культуры и нравственности членов общества, без чего правовая
культура невозможна. Одна из причин низкой правовой культуры
современного общества – низкий уровень нравственной культуры. 13
Низкий уровень жизни большинства жителей России – не позволяет им
осознавать себя субъектами права. Ведь право как необходимая форма
свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при существовании
свободных личностей. Индивид не может ощущать себя свободным, если его
материальное положение неустойчивое, положение в обществе низкое. Люди
в первую очередь думают о физическом выживание, а не о духовных и
правовых ценностях. Помимо того, находясь в малообеспеченном состоянии,
человек начинает вынашивать негативные мысли к существующему строю,
государству и правительству, следовательно, опять растёт уровень правового
нигилизма.
По материалам работы можно сделать вывод, что все ведущие ценности
правовой культуры России нашли отражение в истории политико-правовых
учений России. Но, несмотря на это и в ХХI веке для Российской Федерации
характерно что уровень правовой культуры граждан остаётся низким, в
противовес ему уровень правового нигилизма высокий. На это влияет ряд
негативных моментов, таких как: юридическая неграмотность, низкий
уровень жизни, упадок духовных и моральных ценностей. При этом одно из
крупнейших достижений российской демократии 90-х годов как раз и
состоит в придании конституционного характера правам и свободам граждан.
Современное российское общество переживает период радикального
изменения сложившейся правовой культуры, взаимоотношений государства
и личности. Налицо явная инерционность процессов обновления
общественного сознания, медленная смена стереотипов мышления и
поведения людей. Также отсутствие зрелых предпосылок формирования
гражданского общества тормозит развитие правовой культуры. Для того
чтобы это исправить нужно все ведущие ценности правовой культуры
России, которые нашли отражение в истории политико-правовых учений
России использовать в развитии нашей страны.
Список литературы
1. Аксаков К.С. Об основных началах русской истории // Полн.собр.соч.
Т.1. М.: 1889.С.11-24.
2. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. – М.:
Москва, 2018. 544 с.
3. Гавриил, архимандрит (Василий Николаевич Воскресенский). История
философии. Часть VI. Прибавление второе. Русская философия.
Казань: Университетская типография, 1840. 159 с.
4. Ильин И.С. Проблемы негативного отношения к праву России //
Личность. Культура. Общество // Т.11, вып.1(46/47). – 2009. –С.348-
354
5. Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч.: в 10 т. Т. 4 / Сост. и
коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1994. 433 с.
6. Калинин А.Ю. – Политическая культура России и процессы
правообразования // Представительная власть – ХХI век // №4. – 2009. –
С.34-39.
7. Каменев Е.В. Наделяя смыслом «Зеленую книгу»: устав Союза
благоденствия// Ученые записки Петрозаводского государственного
университета. 2015. №3.С.138 -148.
8. Карпов В.И. – Формирование правовой культуры личности и общества
как основа обеспечения национальной безопасности России в период
реформ // Право и государство: теория и практика // №10. – 2009. –
С.84.
9. Коркунов Н.М. История философии права. СПб.: Типография
Суворина, 1908.
10. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юрид. лит, 1989. 208 с.
11. Лайтер А.В. – Правовой нигилизм как фактор деформации правовой
культуры России // Вопросы культурологии // №2. – 2009. – С.38-43.
9
12. Ткаченко С.В. – Правовое воспитание в современной России // Право и
государство: теория и практика // №11. – 2009. – С.144 - 149.
13. Чекмачёв Д.В. Правовая культура и демократические ценности в
современном российском обществе // Закон и право // №7. – 2009. –
С.58-63.
14. Чекмачёв Д.В. Взаимосвязь уровня правовой культуры и становления
гражданского общества в России // Закон и право // №9. – 2009. – С. 6-
9.
15. Чернов С.Н. Павел Пестель: Избранные статьи по истории декабризма.
СПб.: Наука, 2004.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!