это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1028486
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы. Вторая мировая война была самой крупной и тяжелой войной в истории человечества. В ней участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд человек, погибло более 50 млн человек.
Основной удар во Второй мировой войне принял на себя Советский Союз. Эта война стала для советского народа Великой Отечественной, люди сплотились перед лицом угрозы порабощения и уничтожения. Истоками победы стали героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии, беспримерный трудовой подвиг всех тружеников тыла, военное искусство советских полководцев - Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского. Советский Союз внес решающий вклад в победу антигитлеровской коалиции: советско-германский фронт на протяжении четырех лет войны являлся главным фронтом Второй мировой войны.
Содержание школьного образования, бесспорно, основывается на содержании конкретной науки, однако не является её «копией». Поэтому историческую науку не следует понимать, как единственный источник и основу формирования школьного исторического образования.
Великая Отечественная и Вторая мировая войны в российских учебниках по истории ХХ в. традиционно являются главными историческими событиями прошедшего столетия. Однако нельзя сказать, что на их изучение отведено значительное число часов. В 9-м классе – это примерно 3 ч на знакомство с событиями Второй мировой войны и 5−7 ч на изучение Великой Отечественной войны. В 11-м классе соответственно – 3 и 5 ч. С другой стороны, если учитывать, что вся отечественная история для 9-го класса укладывается в 40 ч, то и это немало.
Специфика российского исторического образования состоит в том, что предмет изучается в рамках двух параллельных курсов − всемирной и отечественной истории, а значит, все ключевые события рассматриваются дважды. Однако описание крупнейшей войны XX в. в программе для средней школы разделено концептуально: в учебниках Новейшей истории рассказывается о Второй мировой войне, в учебниках по истории России – о Великой Отечественной. Эта традиция сохраняется много десятилетий. Раздел по истории Второй мировой войны содержит мало конкретики, в основном ученики ограничиваются изучением хронологии, предпосылок, итогов и, может быть, некоторых ключевых событий. Великая Отечественная война преподается более детально. То, что Вторая мировая и Великая Отечественная войны изучаются отдельно друг от друга, по мнению учителей, создаёт определённые проблемы для преподавания, поскольку в восприятии школьников события обеих войн плохо вписываются в один исторический контекст. Спецификой системы среднего образования в России является большое число учебников, поскольку еще в 1995 г. учебные заведения были официально освобождены от идеологической и административной регламентации и получили право самостоятельно выбирать программы и учебную литературу по истории. Сегодня издательства предлагают более 100 учебников по курсу "Отечественная история ХХ в.", в которых события этого периода трактуются по-разному. Преподавание истории в новых условиях предполагает большое количество материала для самостоятельной работы в пределах 70% учебного времени.
Характеристика литературы. В первое послевоенное десятилетие изучение темы Великой Отечественной войны носило поверхностных характер, так как глубоких исследований в те годы не проводили, а основные материалы о ней публиковали с разрешения партийного руководства или самого И.В. Сталина. Сам Сталин в 1947 г. выпустил монографию «О Великой Отечественной войне», где изложены основные положения официальной формулировки не только итогов, но и событий войны . В 1952 г. был издан учебник под редакцией А.М. Панкратовой, заложивший основу для следующих учебников истории СССР . В нем тема войны занимала одно из ключевых мест. В 1950-1960-х гг. – новый этап в изучении войны. В эти годы выходит большое количество новых материалов о войне: монографий, сборников и мемуаров. Яркими примерами являются 6-томное издание «История Великой Отечественной войны» или антология «Очерки Великой Отечественной войны». С середины 1960-х до середины 1980-х начался новый этап, в историографии войны нарастают консервативные моменты, убирается критика.
В середине 1980-х годов, с начала периода демократизации общественной жизни произошли значительные изменения в советской историографии Великой Отечественной войны, радикальное обновление проблематики исследований. Было покончено с идеологическим кураторством над исторической наукой со стороны КПСС, была отменена цензура. Появилась возможность свободно выражать свои взгляды на любые исторические проблемы, в том числе и на проблемы истории Великой Отечественной войны.
Объект исследования. Преподавание в курсе истории России раздела «Коренной перелом в ходе Второй мировой войны»
Предмет исследования. События Великой Отечественной войны в курсе истории средней школы: проблемы содержания, форм и методов обучения.
Цель исследования: рассмотреть особенности изложения раздела Коренной перелом в ходе Второй мировой войны в отечественной и зарубежной историографии и их отражение в школьном курсе истории.
Задачи:
1. Изучить общую характеристику, а также причины Второй мировой войны 1939 – 1945гг.
2. Изучить периодизацию, итоги и значение Второй мировой войны.
3. Проанализировать проблему коренного перелома и ее отражение в отечественной и зарубежной историографии.
4. Выделить место и роль темы коренного перелома в ходе Второй мировой войны в школьном курсе истории.
5. Рассмотреть отражение проблемы коренного перелома в учебниках по истории России .
6. Проанализировать отражение проблемы коренного перелома в учебниках по Всеобщей истории.
7. Рассмотреть особенности методики изучения темы коренного перелома в ходе Второй мировой войны.
Хронологические рамки охватывают период с первых послевоенных лет (1946-1952), когда принимались первые учебные материалы, которые раскрывают темы итогов войны, до наших дней, когда встает проблема новой концепции учебно-методических комплексов по отечественной истории.
Методологическая основа. В настоящем исследовании использовались как общенаучные, так и собственно педагогические методы. В их числе: эмпирический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, причинно-следственные связи, анализа и синтеза.
Изучение и анализ документов, определяющих содержание образования, сравнительно-исторический анализ, контент-анализ текстов о Великой отечественной войне в учебно-методических комплексах, элементы библиометрического метода, направленного на выявление концептуальной динамики в историографии и изменения трактовок ключевых итогов войны в школьных учебниках.
Новизна. Впервые исследуется проблема формирования знаний выпускников средней школы на материалах событий Великой Отечественной войны; в соответствии с требованиями Историко – культурного стандарта, Концепции учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть полезны для подбора учебных материалов при изучении темы итогов Великой Отечественной войны, на уроках и во внеклассных мероприятиях. Практическая значимость работы состоит в возможности использования её результатов в повседневной деятельности учителей истории, студентов «Педагогическое направление», профиль «История».
Список источников и литературы
Учебники
1. Алексашкина Л. Н. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. » 11 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010.— 431 с., [16] л., ил., карт. : ил.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век: Учеб. для 9 кл. 3-е изд. М.: Просвещение, 1997. 366 с.
3. Данилов А.А. История. Россия в XX - - начале XXI века. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов ; Рос. акад. наук, Рос, акад. образования, изд-во «Просвещение». М. : Просвещение, 2011. 224 с. : ил. (Академический школьный учебник).
4. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества: XX век: Учеб. для 11 кл. М.: Дрофа, 1995. 640 с.
5. Долуцкий И.И. Отечественная история: XX век: Учеб. для 10–11 кл. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Мнемозина, 1997. Ч. 2. 382 с.;
6. Загладин Н.В.Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Второе издание. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2007. — 400 с.: ил.
7. Островский В.П., Уткин А.И. История России: XX век: Учеб. для 11 кл. М.: Дрофа, 1995. 512 с.;
8. Новейшая история (1939–1992 годы): Учеб. кн. для 11 кл. / Под ред. В.К. Фураева. М.: Просвещение, 1993. 288 с.;
9. Левандовский А.А.,Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10–11 кл. М.: Просвещение, 1997. 384 с.;
10. Левандовский А. А. История России, XX — начало XXI века. 11 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Ми-роненко; под ред. С. П. Карпова. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2010.
11. Кредер А.А. Новейшая история. 1914–1945 годы: Эксперимент. учеб. для сред. шк. 9–11 кл. М.: Интерпракс, 1994. 204 с. (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»);
12. Кредер А.А. Новейшая история: XX век.: Учеб. для основной шк. М.: Центр гуманитар. образования, 1994–1998. 386 с.;
13. Филиппов А.А., Данилов А.В., Рыбкин А. История России: 1945–2007 годы: Учеб. для 11 кл. М.: Просвещение, 2008.
Литература
14. Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой. — М.: Вече, 2000. — 512 с.
15. Беляев Д.. Разруха в головах. Информационная война против России ООО Издательство "Питер", 2014
16. Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. – М., 1957. – 229 с. 8 Симонов К.М. Живые и мертвые. – М., 1998. – 1584 с.
17. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. 3‑е изд. М., 1984 ;
18. Великая Отечественная война (1941–1945). Краткий науч.‑попул. очерк. 2‑е изд., доп. / под. ред. П. А. Жилина. М., 1973.
19. Великая Отечественная война 1941–1945 : Энциклопедия. М., 1985.
20. Ворошилов К. Е. Сталин и Вооруженные Силы СССР. М., 1951.
21. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969.
22. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т 6. Итоги Великой Отечественной войны – М., 1965. – 652 c.
23. История второй мировой войны 1939–1945 : в 12 т. Т. 4. М., 1975.
24. История Коммунистической партии Советского Союза : в 6 т. Т. 5, кн. 1. М., 1970.
25. История СССР. Часть третья. 10 класс. Под ред. А.М. Панкратовой – М., 1952. – 423 с.
26. История СССР (1938-1972). 10 класс. Под ред. М.П. Кима. – М., 1975.
27. Ковалевский Д.И. История СССР. 11 класс. – М., 1963. – 412 с..
28. Лелюшенко Д. Д. Победа на Волге // Коммунист. 1983. № 1.
29. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941. — М.: Вече, 2000
30. Наринский М.М. Международно-политический кризис кануна Второй мировой войны. Вестник МГИМО Университета - 2009 - №01 – С. 122-146
31. Некрич А.М. 1941, 22 июня. – М., 1995 – 279 с.
32. Обичкина Е. О. 1938–1939 годы: французская дипломатия от «умиротворения» к «сдерживанию», или Политике гарантий // Международный кризис 1939 года в трактовках российских и польских историков: Научное издание / М. Волос, Я. Войтковяк, В. И. Дашичев и др.; Под ред. М. М. Наринского и С. Дембского. — М.: Аспект Пресс,2009. —480 с.
33. Очерки истории Великой Отечественной войны (1941-1945). – М., 1955. – 536 с.
34. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс (основные правовые проблемы), М.: Наука , 1966.
35. Пыхалов И. Великая Оболганная война. — М.: Яуза, Эксмо, 2005.
36. Ржешевский О. А. Война и история (Буржуазная историография США о Второй мировой войне). М., 1976.
37. Самсонов А. М., Ржешевский О. А. О коренном переломе в Великой Отечественной войне // Вопросы истории. 1987. № 4. 70–81
38. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. «Народное образование», 1998 г.
39. Сидоренко А. А., Страхов А. В., Проэктор Д. М., Басов А. В., Васильев А. Ф. О начале коренного перелома во второй мировой войне // Вопросы истории. 1988. № 5. С. 57–74.
40. Сорос уговаривает мир бояться Россию // ИНТЕРФАКС // http://www.interfax.ru/business/txt/63548
41. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – М., 1947. – 451
42. Хильгер Густав. Я присутствовал при этом / Откровения и признания: Нацистская верхушка о войне «третьего рейха» против СССР: Секретные речи. Дневники. Воспоминания. – М.: Терра, 1996 – 576 с, -С 52
43. Тегеран – Ялта – Потсдам. Сборник документов Составители: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. 2-е издание М.: Издательство «Международные отношения», 1970.
44. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. СПб.:Полигон; М.:АСТ,1999.
45. Энциклопедия второй мировой войны. Перелом в ходе войны: япония, курская дуга, Сицилия. 1942 – май 1943 / пер с англ. М.Р. Телеснина, В.Д. Тарасова. – М., 2007
46. Jacobsen H.-A., Dollinger H. Der Zweite Weltkrieg in Bildern und Dokumenten. Bd. 2. Munnchen, 1961. S. 231.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!