это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1093338
Ознакомительный фрагмент работы:
Налог на доходы физических лиц оказывает большое влияние на уровень реальных доходов и жизни населения. В научной среде вопросы налогообложения доходов населения длительное время являются острой темой для обсуждения. Сумма располагаемых денежных средств не обеспечивает равный доступ всех граждан к минимальной потребительской корзине. Наблюдается отсутствие механизма защиты от снижения реально располагаемых доходов ниже прожиточного минимума. Отсутствие необлагаемого налогового минимума является острой социальной проблемой. Современная система налоговых вычетов не обеспечивает социальное равенство. Каждый гражданин должен иметь равные права, особенно в вопросах его жизнеобеспечения.
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных экономических рычагов страны, при помощи которого государство желает выполнять различные проблемы. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов и уменьшается неравенство прибыли.
Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.
Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».
В настоящей главе определено, что налогоплательщиками НДФЛ являются:
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Кроме того, в данной главе определены лица, освобожденные от налогообложения НДФЛ: Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Важно отметить основные принципы НДФЛ:
1. Равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности.
2. Первичное взимание налога у источника получения доходов.
3. Предоставление в определённых случаях декларации о совокупном годовом доходе.
4. Установление вычетов из годового совокупного дохода.
5. Недопущение уплаты этого налога за плательщика.
6. Предоставление отдельным категориям граждан целевых налоговых льгот.
Налогообложения физических лиц ведется в соответствии с ИНН в налоговых органах. Любой вид налогов не может быть наложен на гражданина без причины, поэтому, любые отношения в этой сфере возникают после появления и регистрации объекта налогообложения (автомобиль, заработная плата и др). Если же лицо скрывает появление или поступление таких объектов – это чревато возникновением уголовной или административной ответственности.
В соответствии с НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, который должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики.
В ст. 209 «Объект налогообложения» по налогу на доходы физических лиц объектом налогообложения определен доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 41 «Принципы определения доходов».
В соответствии со ст. 208 «Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации» относятся:
дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения;
страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
доходы от реализации:
- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществления деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.
К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;
страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;
доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществления деятельности за пределами Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 208 НК РФ.
Доходы, не облагаемые НДФЛ определены ст. 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)»:
доходы от продажи имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимости;
доходы, полученные в порядке наследования от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца и мать) братьев и сестер);
доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
иные доходы.
Физическое лицо имеет право воспользоваться налоговым вычетом, тем самым уменьшив сумму налогооблагаемого дохода. Вместе с тем, налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, ранее уплаченного в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например: имущественный вычет, в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты, вычет за обучение, лекарственные средства и др.)
Налог на доходы физических лиц вызывает противоречивые мнения у многих специалистов в области налогообложения. В настоящее время все чаще возникают различные споры, объясняющиеся в основном широким кругом налогоплательщиков, которые находятся абсолютно в различных социальных нишах. Необходимо отметить основные проблемы, касающиеся НДФЛ в 2018г., среди них можно выделить следующие:
необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания.
Некоторые политические общественные деятели выступают за введение прогрессивной ставки налогообложения, которая сможет учитывать интересы незащищенных слоев населения, сократит разрыв в доходах между самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми категориями граждан. Также и мировая практика прогрессивной шкалы говорит в ее пользу. Группа депутатов Госдумы, представляющих в нижней палате российского парламента КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым внесла законопроект о введении с 1 января 2019 года прогрессивной шкалы НДФЛ.
Согласно этом документу, устанавливается пониженная ставка налога на доходы физических лиц в размере 5% в отношении доходов менее 100 тысяч рублей в год. При годовом доходе до 3 миллионов рублей ставка налога составит 5 тыс. рублей плюс 13% с суммы свыше 100 тыс. рублей, до 10 млн рублей – 382 тыс. рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн, свыше 10 млн рублей — 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы выше 10 млн рублей.
действующий порядок зачисления НДФЛ
Правильно выбранная экономическая политика в отношении порядка распределения НДФЛ между бюджетами различных уровней является одной из важных составляющих успеха бюджетной реформы в РФ в целом.
В соответствии с бюджетным законодательством, федеральный налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетами субъекта федерации и бюджетами муниципальных образований (70 % – в бюджет субъекта федерации, 30 % – в бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов минимум 20 %, поселений минимум 10 %, городских округов минимум 30 %). В настоящее время налогоплательщики уплачивают НДФЛ по месту работы, и, следовательно, зачисляется он в бюджет того региона, где работает налогоплательщик. Между тем расходы на образование, здравоохранение и другие социальные потребности данного работника производятся по месту его жительства. Эта система уплаты НДФЛ создает негативные эффекты «экспорта» бюджетных расходов и «импорта» бюджетных доходов. Ярким примером этого несоответствия являются Москва и Санкт-Петербург, где работают жители прилегающих областей.
Уклонение от уплаты налога посредством «серой» заработной платы.
Уклонение от уплаты налога, недекларирования физическими лицами своих доходов, полученных в налоговом периоде. В настоящее время наиболее многочисленную, по мнению налоговых органов, группу физических лиц, которые не предоставляют налоговую декларацию и не платят НДФЛ, образуют собственники жилых помещений, сдающих их внаем. Предлагаем дополнительно ввести новый вид имущественного налогового вычета, который бы предоставлялся нанимателям жилого помещения.
Недостаточная эффективность действующих вычетов по НДФЛ, отсутствие необлагаемого минимума.
Осуществляя совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц, необходимо помнить о том, что налог на доходы физических лиц является мощным рычагом воздействия как на пополнение доходов бюджетов разных уровней, так и на социальную составляющую подоходного налогообложения физических лиц – регулирование уровня жизни населения.
В целях реализации данного предложения следует ужесточить контроль формирования фонда оплаты труда. В этой связи ФНС России планирует придать дополнительный импульс деятельности комиссий по легализации налоговой базы в части заработной платы и убыточных организаций, а также еще более активно привлекать к указанной работе органы власти субъектов Российской Федерации, поскольку с введением страховых взносов с 2011 г. предусматривается рост нагрузки на фонд оплаты труда, тем самым увеличиваются риски увода части зарплат в тень и снижения налоговой базы по НДФЛ.
Следует отметить, что необходимо повышать заинтересованность наемных работников в легализации средств, направляемых на вознаграждение за осуществление ими трудовых обязанностей и выполненные работы. Например, при предоставлении кредитных ресурсов и банковских гарантий, предоставлении налоговых вычетов по НДФЛ на лечение, обучение или покупку жилья, а также формировании накопительных счетов будущих пенсионеров требуется заполнение формы 2-НДФЛ, которая подтверждает реальные доходы.
Достигнутый эффект от практической реализации данной меры будет заключаться в восстановлении социальной справедливости, когда минимум доходов, необходимый для проживания, не будет облагаться НДФЛ, а также в наращении налоговой базы как по НДФЛ, так и по страховым взносам, и в расширении возможностей реализации работниками своих потребительских способностей.
Необходимо также провести некоторые реформы в сфере контроля поступления налога с дохода от индивидуальной предпринимательской деятельности. Государством оказана значительная поддержка малому бизнесу, вследствие чего увеличилось количество индивидуальных предпринимателей.
Однако слабым звеном является обложение налогом дохода, получаемого физическими лицами от сдачи собственного имущества в аренду. Необходимо признать данную деятельность предпринимательской, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законном порядке. Поэтому все арендодатели должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, налог от сдачи имущества в аренду должен поступать в городской бюджет с целью накопления средств для реализации программы «Доступное жилье» малообеспеченным гражданам.
Кроме того, данный сектор экономики нуждается в реформировании администрирования со стороны государства. Следует систематически проводить проверку тех граждан, которые сдают свои квартиры и другое недвижимое имущество внаем, но налогов с этих доходов не платят. Этому направлению необходимо уделить особое внимание, поскольку для значительной части физических лиц эта деятельность становится одним из основных источников доходов. Организация налогового контроля такого вида дохода пока не дает желаемого результата. На практике достаточно сложно, а порой и невозможно установить факт получения дохода гражданином от сдачи имущества во временное пользование. Связано это с тем, что обычно отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие заключение сделки и получение дохода.
Дальнейшее совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц в России необходимо проводить по следующим направлениям:
1. Применение опыта зарубежных стран в реформировании российской системы налогообложения доходов физических лиц, учитывая особенности страны.
2. Введение в налоговый кодекс понятия «необлагаемый налоговый минимум», в идеале по сумме он должен быть не меньше прожиточного минимума или хотя бы равно МРОТ, с условием, что в ближайшей перспективе эти две величины буду равны.
3. Курс на социально ориентированную экономику, который требует реформирования системы налогообложения доходов физических лиц, путем введения необлагаемого минимума и перехода к прогрессивной шкале.
4. При внедрении прогрессивной шкалы налогообложения необходимо тщательно просчитать её градиент, чтобы не ущемлять интересы среднего класса и индивидуальных предпринимателей.
Эти меры в какой-то степени поспособствует устранению социального расслоения населения, ведь налоговая нагрузка на малообеспеченное население будет минимальной.
В качестве меры для сокращения доли скрытой заработной платы можно предложить увеличение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума, вследствие чего, налоговые агенты будут вынуждены увеличить декларируемую часть доходов граждан как минимум в 1,5 раза.
Предложенные направления совершенствования налогообложения физических лиц позволят поднять уровень жизни населения, создадут условия для реализации распределительной функции НДФЛ и достижения справедливости налогообложения. В рамках установленных целей социальной политики РФ эти меры позволят также в некоторой степени решить проблемы повышения доступности медицинских и образовательных услуг, оказания помощи малоимущим за счет увеличения реальных располагаемых доходов налогоплательщиков.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!