это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1139297
Ознакомительный фрагмент работы:
В наши дни этика и социальная практика бизнеса неотделимы от производственной сферы. Кроме стабильности технологических процессов и уплаты налогов, к предприятиям предъявляются новые, современные требования. Это и социальные гарантии для работников, и безопасность труда и производимой продукции, и корпоративная этика (культура), и экологическая ответственность, и участие в жизни общества, и благотворительность.
Возможно, все указанные направления действительно придают бизнесу большую осмысленность, а его развитие делают более устойчивым. Или всё же это модная тенденция, которая выгодна государству и которой следуют компании? А может быть, то, что делается ими в области улучшения условий труда, экологии или развития инфраструктуры городов всего лишь пиар, рекламная вывеска? Где пролегает зона корпоративной социальной ответственности? Какое значение придаёт этому современное общество? В этом я и хотела бы разобраться, с помощью авторитетных источников.
Согласно теории менеджмента, под Корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимают комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует. При этом общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько её деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий присутствия, а также общества в целом. «В экономической практике растёт потребность в социальном капитале и инструментах управления им, которые могут обеспечить условия для социального диалога и развития гражданского общества. … Налаженные социальные связи помогают эффективному ведению экономической деятельности, а корпоративная социальная ответственность компании воспринимается как её визитная карточка, подтверждающая достойную репутацию.[1]
При всей справедливости данных утверждений, говорящих в пользу корпоративной социальной ответственности, стоит отметить, что в нашей стране КСО в полном объёме внедряют у себя только крупные бизнес-структуры (корпорации). Они сильно отличаются и по уровню производства, и по его объёмам, и по величине средней заработной платы работников. Это такие мощные компании, как ПАО «Газпром», «РАО» ЕЭС России, «Роснефть» и «Татнефть», «НорНикель» и другие. Все названные компании имеют доступ к стратегическим ресурсам России: полезным ископаемым, газу, нефти или вырабатываемым с помощью них энергетическим ресурсам. Все эти компании успешно преодолевают экономические кризисы, благодаря широкой востребованности у населения в производимой ими продукции, крупным капиталовложениям, а также государственной поддержке. Если же компания не владеет такими преимуществами, то ей очень трудно внедрить у себя корпоративную социальную ответственность в полной мере, так как это требует значительных финансовых вложений.
Возникает проблема: на каком уровне находится развитие принципов КСО в нашей стране? Для этого стоит вспомнить историю вопроса.
Основу современного подхода к социальной ответственности корпораций заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», где автор сформулировал доктрину социальной ответственности как обязанность предпринимателей проводить ту политику, выбирать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Согласно положениям Г. Боуэна, для успешной реализации КСО необходимы развитый бизнес, демократическое правление и прогрессивное гражданское общество. А как же тогда быть тем странам, где бизнес находится на стадии становления? Если рассуждать логически, государству выгодна доктрина корпоративной социальной ответственности бизнеса. Чем больше людей пользуются плодами корпоративной ответственности, тем стабильнее будет развитие всей экономики страны. В этом отношении КСО играет также в пользу развития малого и среднего предпринимательства. Например, в реализации масштабных проектов задействован не только «большой бизнес», но и небольшие производственные компании, выступающие подрядчиками корпораций и выполняющие заказы по итогам участия в тендерах.
Также важная роль в развитии КСО принадлежит концепции устойчивого развития, о которой заговорили в 70-х годах XX века. Данная концепция родилась благодаря тому, что международные организации, в частности Организация Объединенных Наций, обратили внимание на сокращение стратегических запасов энергоресурсов, воды, изменения климата, к которым неминуемо приводит экстенсивное развитие человеческой цивилизации. Рост населения Земли, объёмов производства и потребления создаёт опасность разрушения экосистем, нанесения непоправимого вреда природе. Озабоченность учёных этой проблемой нашла отражение в деятельности ООН, под эгидой которой в 1983 г. была созвана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Комиссия предложила концепцию устойчивого развития человечества, определив его как развитие, при котором происходит «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».[4] Новая стратегия мирового развития ставила своей целью реализацию трех задач: достижения экономической эффективности, пропорциональной расходам природных ресурсов; установления социальной справедливости в глобальном масштабе и защиты окружающей среды. В 1992 г. Генеральной Ассамблеей ООН была создана Комиссия по устойчивому развитию.
В нашей стране концепция приобрела популярность, в связи с процессами вступления России в ВТО, расширения экономических отношений с западными странами, где применение принципов устойчивого развития является непременным требованием для ведения торгового обмена. Российские компании, производящие товары на экспорт, обязаны соблюдать в своей деятельности данные принципы. Положительно сказывается влияние концепции и на состоянии окружающей среды, поскольку определяющей является природоохранная деятельность предприятий в регионах влияния.
На рубеже ХХ-ХХI веков всё больше крупных компаний США и Западной Европы начинают вписывать в свои стратегические планы КСО. За последние 20 лет корпоративная социальная ответственность стала ведущей бизнес-идеологией в развитых странах и наиболее популярной формой партнерства власти, бизнеса и общества. Следует отметить, что переход бизнеса к идеям корпоративной социальной ответственности за рубежом не всегда был добровольным. Для оценки результативности компаний с участием КСО и её устойчивого развития были разработаны фондовые индексы, такие как «Dow Jones Sustainability Index» (DJSI) и FTSEGOOD. Так государство регламентировало приверженность этим принципам.
Описанные тенденции внутри самого бизнес-сообщества во многом были стимулированы государственной политикой отдельных стран, а также деятельностью международных организаций.
Исследователи выделяют несколько показателей, соответствие которым является свидетельством социальной вовлеченности компаний:
общая политика (стратегия) компании, направленная на устойчивое развитие окружающей природной и социальной среды,
соблюдение норм безопасности и экологических норм,
поощрение местных поставщиков,
открытость при выстраивании отношений между компанией и ее клиентами,
создание благоприятных условий труда сотрудников, обучение сотрудников, гарантии сохранения работы,
эффективность и открытость финансового контроля,
вложения в проектно-конструкторские работы,
открытость и прозрачность в отношениях с властями, участие в диалоге между частными и государственными секторами,
выстраивание гармоничных отношений с другими заинтересованными сторонами, в частности с местным населением,
наличие у компании открытой природоохранной политики, регулярное проведение экологической экспертизы.
Россия постепенно подключается к этому общемировому процессу. Наша страна приняла «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» еще в 1996 г., а концу 2001 г. разработка проекта стратегии устойчивого развития России была завершена. Согласно Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, «одним из приоритетных направлений развития гражданского общества является создание механизмов, способствующих усилению социальной ответственности бизнеса». [5]Многие учёные, эксперты в области экономики, менеджмента, считают Корпоративную социальную ответственность «единственным этическим оправданием экономической свободы рациональных субъектов», провозглашают её как «кредо современного общества». [1] С этими утверждениями можно поспорить и можно согласиться. Но было бы внедрение КСО таким эффективным без государственного вмешательства?
В современной экономической науке определены три теории, согласно которым бизнес «принимает условия игры» – утверждает в своей деятельности принципы корпоративной социальной ответственности и стратегию устойчивого развития. Все эти теории объясняют необходимость принятия КСО, которой сегодня добровольно следуют многие компании. Первая из них, «теория корпоративного эгоизма», объясняет такое явление экономической выгодой для предприятий: налоговыми льготами, государственной финансовой поддержкой. Вторая теория – «корпоративного альтруизма», наоборот, говорит о готовности «сильного бизнеса» помогать обществу, беря на себя часть его ответственности перед людьми. Третья теория – «разумного эгоизма» – говорит о соблюдении принципов КСО как эффективном инструменте стратегического развития компании, обусловленном логикой развития мирового сообщества.
По сути, все три теории, каждая со своей стороны, объясняют популярность принципов КСО, с точки зрения здравого смысла. Действия компании, внедряющей у себя корпоративную ответственность высокого уровня – своего рода «социальный лифт», который помогает ей подняться на более высокую ступень делового мира.
Кому-то корпоративная социальная ответственность может показаться ненужной надстройкой, популистской мерой, пиаром. Есть также взгляд на корпоративную социальную ответственность как на экономическую категорию, без привязки к общечеловеческим ценностям. В обществе, среди обычных людей, присутствует и другая распространённая точка зрения: корпоративная культура и социальные гарантии – это прерогатива крупных компаний, где зарплаты и социальные гарантии для работников, защита экологии, внедрение корпоративной культуры пропорциональны прибыльности бизнеса.
Есть ли различие между крупным и средним бизнесом в области применения принципов социальной ответственности? – да, конечно, здесь пролегает граница «зоны действия КСО». Но для того, чтобы она стала менее заметной, необходима помощь государства. Сейчас такая помощь малому и среднему предпринимательству становится более весомой. Также способствует развитию малых форм бизнеса развитие городов и регионов, в которых действуют крупные предприятия, внедряющие у себя корпоративную социальную ответственность. Что касается рекламы и пиара, то пусть лучше корпорации создают для себя положительный имидж заслуженно, чем просто выбрасывая деньги на ветер.
Как бы там ни было, корпоративная социальная ответственность работает на пользу обществу и людям: способствует сохранению природы и рациональному использованию её ресурсов, помогает развитию инфраструктуры городов, делает доступными для населения культурные ценности, обеспечивает безопасность труда, гарантирует стабильную оплату, пропагандирует труд на благо общества. И ещё многое другое…
Использованные источники
Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Я. Горфинкель, Н.В. Родионовой – М.: Юрайт, 2019. – 315 с.
Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / под ред. М.И. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова – М., 2002.
Программа социально экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008годы). – [Электронный ресурс] – URL: http://www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentplans/17e7eecfa113438f801532aa0c19379f.doc.
Савин Е.И. Корпоративная социальная ответственность в контексте реализации концепции устойчивого развития, Международный институт энергетической политики и дипломатии – МГИМО, 2011
Программа социально экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2009-2013 годы). – [Электронный ресурс] – URL: http://www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentplans/17e7eecfa113438f801532aa0c19379f.doc
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!