это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1152210
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями, является одной из самых тревожных тенденций XXI. Инклюзивное образование является ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. На данном этапе существует неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии, в частности в нежелании родителей здоровых детей, обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение, толерантность, адаптивность, стратегия организации взаимодействия с родителями в условиях инклюзивной школы, инклюзивное образование, безбарьерная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, психологическое здоровье.
В последнее время в российском образовании большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Общество стало принимать людей с ограниченными возможностями, считая их равными и достойными членами общества.
В настоящее время распространение процесса обучения детей-инвалидов сопряжено не только с тем, что это тенденция нашего времени, но и возможность для детей-инвалидов получить достойное образование наравне со всеми.
Правильно сформированная траектория обучения, вне зависимости от физических, умственных способностей, а также социального положения, предоставляет возможность ребенку удовлетворить потребность в получении образования, адекватное уровню его формирования.
Л.С. Выготский указал на необходимость создания такой системы образования, в которой ребенок с ограниченными возможностями не будет исключен из общества детей с нормальным развитием. Он отметил, что при всех достоинствах специальная (коррекционная) школа отличается главным недостатком, заключающимся в том, что она закрывает своего ученика в узком кругу конкретного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все адаптировано к дефекту ребенка, все фиксирует свое внимание к его недостатку и не вводит его в реальную жизнь. Таким образом, Л.С. Выготский был одним из первых, кто обосновал идею интегрированного обучения [5, с. 23].
Организация инклюзивного образования предполагает не только создание материально-технической базы для беспрепятственного доступа к учебному заведению и комфортных условий обучения, но и надлежащим образом построенные пути взаимоотношений между нормально развивающимися детьми и их родителями с детьми-инвалидами.
Высокие результаты инклюзивного образования полностью зависят от культуры отношения всех участников образовательного процесса к детям-инвалидам, а ключевую роль играет готовность учителей и психологов к совместной работе.
С.В. Алехина указывает на необходимость изменить профессиональное мышление учителя и положение родителей. По словам исследователя, «широко распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования ..., отсутствие ... специальных мониторинговых исследований, непосредственно связанных с опытом внутреннего инклюзивного образования» влияют на успех процесса включения ребенка в образовательную среду [2, c. 7].
Позиция родителей здоровых детей в инклюзивном образовании должна стать более открытой и активной, важно «сформировать отношение партнера к школе и его ответственность за результат обучения, ... организовать диалог с родителями, участвовать в участии и сотрудничества, совместно обсудить условия образования ребенка» [2, с. 9].
Результаты многочисленных исследований [1; 2; 3], показывают, что ни дети с ограниченными возможностями, ни родители здоровых детей, ни учителя не готовы обеспечить включение в средних школах. Исходя из результатов исследования, только школьники готовы к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями выступали в роли их одноклассников.
Известный публицист Ирина Ясина, которая сама является инвалидом, в своей автобиографической книге «История болезни» пишет, что 90% детей спокойно относятся к соседству с инвалидами за своими столами, но у такого же процента родителей отрицательное отношение к этому. Оказывается, что в первую очередь родители здоровых детей выступают против обучения ребенка-инвалида в классе с нормально развивающимися детьми [11, с. 15].
Многочисленные публикации и опросы общественного мнения показывают, что обычной пропаганды здесь недостаточно. Родители здоровых учащихся имеют довольно своеобразную мотивацию. Они боятся, что их ребенок будет хуже изучать программу, что в будущем помешает дальнейшему образованию и развитию.
Родители учащихся с нормальным развитием опасаются, прежде всего, снижения качества образования своих детей, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательной деятельности. Родители детей с проблемами в развитии обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями общения с детьми, развивающимися в норме и окажется неуспешным в учебной деятельности.
Таким образом, назрела актуальная проблема, связанная с формированием толерантного отношения к «особым» детям в обществе, семье, образовательных организациях. Главной задачей должно стать изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у родителей по отношению к детям с ОВЗ, а именно к слабовидящим и незрячим, к их обучению и развитию.Анализ опроса мнений родителей (законных представителей) позволяет утверждать, что в сопровождении нуждаются родители обеих категорий — и здоровых детей, и детей с ОВЗ и (или) инвалидностью.
Одним из ведущих направлений государственной политики в области образования во всем мире является решение вопросов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Инициатором реализации равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования является Организация объединенных наций, которая обращает пристальное внимание государств и правительств на вопросы обеспечения прав данной категории детей на получении ими качественного и доступного образования.
За рубежом накоплен богатый опыт методом психологического просвещения родителей здоровых учащихся об особенностях слабовидящих и незрячих детей и их обучении и развитии.
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов: расширение доступа к образованию, мэйнстриминг, интеграция, инклюзия, то есть включение. Мейстриминг предполагает процесс общения учащихся с ограниченными возможностями в различных досуговых программах. Интеграция приводит неприспособленные условия системы образования в соответствие потребностям детей с ОВЗ. Включение, или инклюзия, предполагает перепланировку помещений и реформирование школьной системы в соответствии с особенностями нетипичных детей.
Популяризация идеи инклюзивного образования началась в 1990-х годах в США и странах Европы [1, с.121]. Статьи освещали основные проблемы просвещения родителей здоровых детей, общественной активности защитников их прав.
В Венгрии была создана отдельная система дошкольных образовательных учреждений (для слепых, глухих детей, детей с языковыми и средними ментальными отклонениями) и школ для учеников с физической, сенсорной и множественной инвалидностью. В стране общепринятым является подход к обучению детей с ОВЗ опирающийся на принцип равенства.
В ФРГ введение ФРГ инклюзивного обучения происходит достаточно медленно. Лишь каждый пятый ребенок с физическими, умственными, психосоциальными или эмоциональными проблемами посещает обычную школу.
Вопрос специального образования в Италии долгое время игнорировали. Только с 1928 года обязательное образование стало распространяться на незрячих и детей с нарушением речи (при условии, что у них нет других недостатков). Дети с физическими ограничениями должны были обучаться в специальных классах или учреждениях для малолетних преступников. Итальянская конституция 1948 года радикально изменила эту ситуацию.
В 2003 году Департамент образования Англии выпустил новую программу действий в отношении детей с дополнительными образовательными потребностями. Цель ее – помочь детям с особыми потребностями в образовании реализовать свой потенциал путем повышения доступности образования, повышения стандартов преподавания и обучения, построения партнерских отношений между детьми, родителями и попечителями.
Законы, регламентирующие специальное образование в США, появились в стране в последние 25 лет. С 2001 года образовательная политика на федеральном уровне здесь регулируется документом «Ни один ребёнок не останется вне закона» («No Child Left Behind Act» – NCLB). Этот закон требует, чтобы к 2014 году успеваемость 100% школьников соответствовала образовательным стандартам. Школы, не демонстрирующие на этом пути «прогресса за год», подвергаются наказанию – теряют государственное финансирование [7].
Швеция является страной с относительно высоким уровнем интеграции в систему массового образования учащихся с проблемами в развитии. Специальное обучение является доминирующей формой помощи детям с нарушениями интеллекта [4].
Психологическое просвещение родителей в системе инклюзивного образования за рубежом направлено на формирование адекватного отношения общества к детям с ОВЗ и (или) инвалидностью, гуманного отношения к ним, признание их прав и свобод.
Во многих странах широко освещается вопрос психологического просвещения родителей здоровых детей о специфике организации инклюзивного образования, проводятся консультации по вопросам родительского участия и помощи в процессе совместного обучения детей разных категорий, разрабатываются рекомендации по выстраиванию гармоничных отношений в семье.
При работе с категорией родителей здоровых детей, проводится работа по итогам накопленного опыта, доказывающего, что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в обычном классе массовой школы.
Основу работы с родителями здоровых детей составляет цикл занятий по развитию толерантности. Основная цель занятий направлена на формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение проявлять эмпатию, элементарно налаживать контакты.
Проводятся совместные занятия родителей детей с ОВЗ и (или) инвалидностью и родителей их здоровых сверстников. Основная цель совместных занятий — получение родителями ответа на вопрос «Что такое инклюзивное образование».
Организовывается совместная работа с родителями обеих категорий детей по следующему алгоритму:
1. Информационная (просветительская) работа:
a) просветительская работа с родителями, направленная на разъяснение вопроса «Что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии, возможные трудности и проблемы;
b) проводятся обзоры законодательства о правах детей и людей с инвалидностью, в том числе обеспечивающего право на их равный доступ к образованию.
2. Работа, связанная с трудностями психологического характера:
a) разрушение барьеров, стереотипов — рассмотрение существующих стереотипов в отношении людей с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработка основных направлений по разрушению барьеров;
b) приобретение навыков, призванных помочь в улучшении ведения переговоров с представителями органов управления образованием и школьных администраций;
3. Работа, связанная с обменом опыта:
a) совместное обсуждение опыта зарубежных стран по внедрению инклюзивного образования;
b) совместное обсуждение проблем и трудностей, с которыми пришлось столкнуться при переходе к инклюзивному образованию;
c) совместное обсуждение конкретных примеров-историй о детях с инвалидностью, которые успешно учатся в массовых школах [10]. Совместные занятия позволяют реализовать основной принцип инклюзии «Другой - не значит плохой!» и защитить права детей с ОВЗ и (или) инвалидностью на равный доступ к образованию и общению со сверстниками.
Работа, построенная подобным образом, помогает родителям лучше понимать проблемы детей, а родителям детей с особенностями в развитии избавиться от чрезмерной опеки над ними, поскольку дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе.
Психологическое просвещение происходит через информирование на родительских встречах, выпускаются буклеты, оформляются информационные стенды, проводятся собрания родительских клубов.
Работа с родителями осуществляется в групповой форме на тематических консультациях, семинарах и практикумах. Родители получают знания об этапах психологического развития ребенка, организации предметно-развивающего пространства в семье, закономерностях аномального развития, учатся не только содержательному взаимодействию, но и осваивают новые методы и формы общения с детьми. Кроме того, родители приобретают знания о том, как приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему [9, с.17].
Совместная деятельность родителей и детей обеих категорий (здоровых и с нарушениями в развитии), организовывается в рамках внеурочной деятельности и проходит в форме экскурсий, кружков, секций, соревнований, выставок творческих работ, общественно полезных практик и т.д.
В результате такой работы родители понимают, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; имеют возможность убедится, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху; у них формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
В заключение, говоря о стратегиях организации взаимодействия с родителями, хочется привести отрывок из книги Дэвида Митчелла «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования»: «Родители – ключевые партнеры в процессе обучения ребенка. У них есть неотъемлемое право быть вовлеченными в принятие решений, которые оказывают влияние на их детей. Родители детей с особыми образовательными потребностями часто нуждаются в поддержке и руководстве, как справиться с отклонениями в поведении ребенка. Существуют неоспоримые данные, что от такого вовлечения выигрывают и дети, и родители» [8, с. 39].
Список литературы:
1. Алехина С.В. , Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М .: Центр «Школьная книга», 2010. – 300 c.
2. Алехина С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 6–11.
3. Акимова О. И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73–79.
4. Ванян А. Обзор инклюзивного образования за рубежом. // Режим доступа: http://turrion.net/default.asp?src=library&id=001.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л. С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. Т. 5: Основы дефектологии. — 368 с. — Именной указ.: с. 358–360.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Психолог, 2001. – 536 с.
7. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом от мечты к реальности // Обзор материалов специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive Education» 2011, № 1, vol.15. / Режим доступа: http:// http://www.docme.ru/doc/35169/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom.
8. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования /РООИ «Перспектива», 2011. – 139 с.
9. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии. / Е.М. Мастюкова. А.Г. Московкина. М.: Владос, 2003. – 408 с.
10. Шалагинова К.С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию. 2013. / Электронная точка доступа: http://unomich.68edu.ru/doks/201302/inkl-obr-issledovanie.pdf
11. Ясина И. История болезни / «Знамя» 2011, №5. – 32 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!