это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1152773
Ознакомительный фрагмент работы:
Система профессионального образования сегодня претерпевает серьезные изменения, вызванные современными потребностями рынка труда. Наряду с профессиональными компетенциями, в ФГОС СПО включены общие (универсальные) компетенции, характеризующие культуру будущего молодого специалиста. С целью модернизации данной сферы целесообразно изучение истории дуального образования в России. Статья посвящена исследованию подходов к воспитанию социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов-производственников в условиях дуального образования, с учетом исторического опыта и современных требований. Приводятся результаты самостоятельно проведенного исследования результативности воспитания ответственности.
Ключевые слова: дуальное образование, история профессионального образования, СПО, ответственность, социальная ответственность, профессиональная ответственность, педагогические условия, профессиональные компетенции, образовательные стандарты
Современная Россия остро нуждается в квалифицированных рабочих кадрах и инженерно-технических работниках. Юноши и девушки, осуществившие обучение по профильным специальностям, не стремятся пополнить ряды сотрудников промышленных компаний. В то же время выпускники вузов, в силу ряда причин, не обладают профессиональными и личностными качествами, необходимыми для выполнения сложных производственных заказов. Это вызывает напряженность на российском рынке труда, так как после окончания института выпускники с высшим профессиональным образованием предпочитают работать в обслуживающих отраслях, торговле, но не на производстве. Данные факты говорят, в том числе, и об отсутствии социальной и профессиональной ответственности молодых специалистов.
По данным Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, в современный период наблюдается нехватка молодых инженерно-производственных кадров – по разным источникам, от 40 до 50% (по некоторым данным, в области квалифицированных рабочих кадров – до 80%) промышленных предприятий нуждаются в квалифицированных специалистах с высшим техническим образованием. По данным агентства Росстат, в различных отраслях промышленности не отлажена система преемственности ИТР, наблюдается серьезный перевес инженерно-технических работников старшего возраста над молодежью. Для решения данных, по мнению экспертов института, нужны, прежде всего, инвестиции в образование, профессиональную ориентацию и распределение молодых специалистов на предприятия приоритетных отраслей производства [1].
Вторая сторона обозначенной проблемы подготовки специалистов в условиях профессиональных образовательных организаций заключается в недостаточном внимании к вопросам социальной ответственности будущих выпускников, а значит, и профессиональной ответственности будущих специалистов производства. Предъявляя определенные требования к качествам современного специалиста, современное общество не вполне удовлетворено «продуктом» деятельности педагогической системы «колледж – вуз» качествами выпускника образовательных организаций. Данные педагогических исследований (Н.А. Довгалевская, В.Н. Донцов, Т.Г. Иваненко, З.А. Куликова, В.Т. Лисовский, Н.И. Мешков, Л.Ю. Образцова, А.Ф. Шиян, В.А. Якунин и другие), показывают, что многие студенты младших и средних курсов имеют невысокую мотивированность к учебе и получаемой профессии. У обучающихся наблюдается неполное осознание будущих профессиональных и связанных с этим учебных обязанностей, недостаточная требовательность к себе лично, отсутствие интереса к общеобразовательным и специальным дисциплинам и т.д. Причинами являются как недостаточно высокая сформированная ответственность студентов в доучебный период, отсутствие чувства долга, психологическая неподготовленность к формам профессионального обучения, так и низкая профессиональная мотивация при выборе специальности, неосознание важности изучаемых дисциплин для будущей профессии и др. Формальное отношение студентов к учебным обязанностям, то есть нецелесообразная учебная деятельность, не подкрепленная профессиональной необходимостью, отражается на успеваемости и развитии личностных и профессиональных качеств. Исследования показывают, что уровень сформированности ответственности у студентов младших курсов вузов не удовлетворяет, по их самооценке, и самих студентов [2].
Одним из способов решения вопроса преемственности персонала на предприятиях, воспитания социальной ответственности за получение профессии является дуальное образование как форма обучения молодых специалистов с «привязкой» к конкретному производственному комплексу и (или) совмещения учебы с работой. Зародившись в 1960-х гг. в Германии, дуальное образование не является абсолютно новым явлением для нашей страны. Во времена Советского Союза подобный способ обучения применялся в профессиональном образовании достаточно давно – в форме целевого набора абитуриентов, обучения по направлению от предприятия, распределения на работу, производственных студенческих и дипломных практик.
В советские годы (1930 – 1985 гг.) рабочие профессии были в особом почете. В то время Российская Федерация развивалась как индустриальная держава в условиях плановой экономики СССР; рынок труда рабочих специальностей был ликвидирован. Закрепление молодых работников на предприятиях проводилось путем экономического и социального стимулирования. Через бесплатную систему подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в государственных учебных заведениях осуществлялось планомерное централизованное распределение молодых специалистов по всей территории страны со стимулированием заработной платы и представлением других льгот [3]. Подобная система строго регламентировала как социальную, так и профессиональную ответственность работников: вопрос о самоопределении не ставился; молодые специалисты были обязаны отработать 3-4 года после окончания учебного заведения на том предприятии, которое осуществило их трудоустройство. С другой стороны, действовала советская система стимулирования в виде получения мест в общежитиях, детских садах, санаториях-профилакториях и решения так называемого квартирного вопроса.
Государство, осуществляя планирование эффективности отраслей экономики, контролировало как количество рабочих мест, так и число молодых специалистов, приходящих на эти рабочие места. А советская система распределения выпускников по предприятиям делала возможным заполнение даже отдаленных регионов рабочими кадрами. В системе образования СССР также был накоплен богатый опыт подготовки молодых специалистов рабочих специальностей. Многие инструменты «рабочего образования»: наличие специальных учебных заведений, наставничество, конкурсы профессионального мастерства и т. д., сегодня возвращаются в нашу жизнь в новой форме, в том числе – в различных формах обучения в условиях дуального образования.
История дуального профессионального образования Советского Союза ведет свое начало с 1920-х годов – этапа индустриализации страны. В то время бурное промышленное развитие сопровождалось построением сети образовательных учреждений, которые призваны были обеспечить рабочими кадрами новые фабрики и заводы. Уже начиная с 1920 г. была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и нарастающей индустрии. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры. В 1940 г. школы ФЗУ были преобразованы в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) в рамках Трудовых резервов СССР. Это была система организованной, плановой подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства путём обучения городской и сельской молодёжи в специальных учебных заведениях, действовавшая до конца 50-х годов. В 1954 г. появились первые профессиональные технические училища (ПТУ), и к 1963 г. уже все школы ФЗО приняли этот статус. [4].
Ежегодно (вплоть до начала 1990-х годов) десятки тысяч выпускников профтехучилищ и техникумов пополняли рабочий класс. В системе среднего профессионального образования СССР использовались следующие элементы, нашедшие впоследствии отражение в концепции российского дуального образования: практика на рабочих местах, курсовое и дипломное проектирование по тематике, отвечающей запросам предприятий, гарантированное трудоустройство.
В советской системе среднего профессионального образования проблема социальной ответственности не стояла столь остро. Отлаженные механизмы профессионального наставничества способствовали внедрению в образовательный процесс производственных навыков, а параллельно с этим – воспитанию необходимых для работы качеств. В условиях советского дуального обучения данные процессы происходили естественным образом, в ходе выполнения реальных производственных заданий под руководством наставника. Ответственное отношение к работе диктовали не социально-экономические условия, а личностные качества молодого специалиста: его воспитание, уровень культуры, система ценностей. Интересным будет в этом плане своеобразный культурный экскурс – на примере советского комедийного фильма «Неподдающиеся» (1959 г.). Речь здесь идет о перевоспитании двух трудных подростков, попавших на завод в качестве учеников. Безответственные юные бракоделы и прогульщики, которых в начале фильма хотели уволить, были взяты на поруки ответственными комсомольцами и в результате перевоспитаны – ценой самоотверженного труда наставников. Мы наблюдаем, как в результате меняется отношение к личности «неподдающихся» и у самих воспитателей. Возникают неформальные отношения, коллективная ответственность за продукт своей деятельности на заводе и за его пределами. Описанные языком кинематографии явления характерны для советского периода среднего профессионального образования.
Согласно концепции воспитания личности выпускника, действующей во времена советского дуального образования, формирование ответственности –необходимого качества будущего специалиста – исходило из понимания сути труда как «целесообразной деятельности человека на благо общества», по своей природе предполагающего социально и экономически ответственное поведение. Экономическая ответственность в то время являлась неотъемлемым признаком процесса труда, рассматривалась как базисная категория, определяющая цели и задачи профессиональной подготовки специалистов всех уровней, и в первую очередь рабочих кадров [5].
В 90-е годы XX века на российском рынке труда в условиях его стихийного развития и становления капиталистической экономики произошла своеобразная девальвация технических (рабочих) специальностей, которая нарушила плановый ход процессов в сфере промышленного производства. Пострадали, прежде всего, производственная сфера, строительство, сельское хозяйство и др. как отрасли с высокой потребностью в рабочей силе. Бурное развитие рынка вызвало приток рабочей силы в те сектора экономики, которые связаны с коммерческой сферой, быстрыми оборотами денежных средств и прибылью – прежде всего, в сфере торговли и услуг. Поэтому спрос на рабочие (технические) специальности в целом по стране падал, также понижался и престиж рабочих профессий.
Описанные выше кризисные явления в экономики предопределили негативные процессы на рынке труда рабочих специальностей, результатом которых стали существующие сегодня проблемы нехватки рабочих кадров. На указанном этапе остро встал вопрос социальной и профессиональной ответственности выпускника. Ответственность как явление перешло из разряда морально-нравственных понятий в разряд социально-экономических категорий. Труд как деятельность на благо всего общества, предполагающий ответственное отношение к делу, в условиях рыночной экономики более не является мотивирующим фактором. При формировании профессиональной ответственности в условиях дуального обучения теперь действуют другие, экономические факторы: престижность профессии, уровень оплаты труда, бренд предприятия (компании), социальные льготы.
Необходимо заметить, что в течение всего периода истории становления и развития профессионального образования в России сохранялось отношение к ответственности как важному фактору будущей производственной деятельности молодых специалистов. На важные задачи воспитания экономической ответственности в процессе производственного обучения указывали правительственные программные документы. О времени обучения в условиях профессионального технического училища говорится как о «наиболее благоприятном периоде для формирования у учащихся ответственности за результаты, качество труда и выполнение производственных обязанностей». Завершение процесса профессионального самоопределения, стремление к самореализации и самоутверждению, характерные для учащихся ПТУ, а также наличие производственного обучения и производственной практики должно в значительной степени способствовать решению задач воспитания экономической ответственности. Однако эксперты, анализирующие данные процессы, в публикациях 1990-х гг. с сожалением отмечают, что в практике работы профтехучилищ этой задаче не уделялось должного внимания. В условиях модернизации российского образования проблеме воспитания ответственности уделяется значительное внимание.
Дуальная система профессиональной подготовки и тогда, и сейчас строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях носителей образования в рамках официально признанного профессионального обучения, т.е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели – профессиональной подготовки обучаемых [6].
В условиях дуального образования будущие молодые специалисты уже в процессе обучения ... получают начальный производственный опыт, приобретают навыки работы на производстве, проникаются корпоративным духом. Уже сегодня некоторыми крупными производственными компаниями накоплен позитивный опыт решения кадрового вопроса во взаимодействии с образовательными организациями. Так, Первоуральский новотрубный завод – один из лидеров металлургического производства, усиленно продвигает систему наставничества, целенаправленно возрождаемую и практикуемую на предприятии. В публикациях компании говорится о наставничестве как эффективном и действенном инструменте – «неотъемлемой части развития дуального образования и профессиональной подготовки кадров в России» [7]. По словам организаторов проекта, наставники на производстве выступают «проводниками в мир профессии», непосредственно влияя на мотивацию будущих молодых специалистов.
В современных условиях важным шагом со стороны государства в решении проблемы также является внедрение системы новых Федеральных государственных образовательных стандартов СПО, которые вводят в российское профессиональное образование принципы подготовки специалистов нового поколения. Как известно, новое поколение ФГОС основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере [8]
В условиях дуального образования возможен более органичный подход к решению описанных выше проблем на рынке труда квалифицированных рабочих и ИТР, связанный с формированием профессиональной и социальной ответственности. Об этом говорят результаты проведенного нами исследования, в котором участвовали 100 студентов 1, 2 и 3 курсов одного из крупных региональных колледжей, готовящего специалистов в области высокотехнологичного производства в социальном партнерстве с промышленными компаниями. (Здесь нужно подставить конкретное наименование вуза и название промышленного предприятия).
В исследовании участвовали обучающиеся, которые в меньшей или большей степени стали субъектами дуального профессионального обучения, поэтапно прошли стадии обучения, в зависимости от возраста (образовательного курса).
На первом этапе исследования студентам было предложено написать небольшое эссе о выборе профессии, в котором они должны были оценить свою степень готовности к участию в производственной деятельности. Показательно, что студенты 1 курса в подавляющем большинстве выразили сомнения в выборе специальности – 78,5%. Студенты 2 курса в условиях дуальной подготовки также сомневаются в возможности работы по специальности, но не в столь значительной степени – 53%. На 3-м, выпускном курсе студенты, прошедшие полный курс дуальной подготовки, выражают сомнения в выборе профессии и производственной специальности в незначительной степени – 21%. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что дуальное образование, с возможностью работы на производстве под руководством опытных кураторов является действенным методом решения проблемы.
Стоит отметить, что практические аспекты развития профессиональной ответственности студентов в условиях дуального образования заключены в создании и реализации совокупности педагогических условий стратегического характера. В условиях образовательной организации такими условиями являются рациональная организация учебного и воспитательного процесса, создание атмосферы заинтересованности в конечном результате обучения, а также уважения и доброжелательности к личности каждого студента, тщательный отбор учебного материала и выбор методов и форм работы со студентами, что способствует изменению уровня сформированности представлений о социальной ответственности в области получения специальности. Поэтому на втором этапе исследования участникам его участники должны были оценить значение теоретических дисциплин в изменении отношения к выбранной специальности. Среди
Данный аспект свидетельствует о том, что для развития социальной ответственности студентов необходима интенсификация учебных занятий, активизация роли субъектов педагогического взаимодействия в образовательном пространстве колледжа, техникума, вуза [9].
И в прошлом, и в настоящем дуального обучения можно выделить ряд педагогических условий развития профессиональной ответственности студентов и проследить отражение их учебно-воспитательной работе. К организационно-педагогическим условиям относятся психолого-педагогическое исследование начального уровня сформированности социальной ответственности, степень совершенствования инновационной образовательной среды образовательного учреждения, прогноз системы профессиональных ценностей и индивидуальных стратегий студентов в процессе обучения [10].
Как показало исследование, на начальном уровне сформированности профессиональной ответственности, продвинутый уровень способно продемонстрировать меньшинство студентов. Только 21,5% студентов 1 курса колледжа осознанно подходит в будущей профессиональной деятельности, понимает назначение своего положения в качестве обучающегося и способно демонстрировать мотивационные установки в процессе теоретического обучения и в производственной деятельности.
Для активации данных процессов в условиях дуального обучения используются различные формы и методы, как-то: имитационная игра (на ранней стадии дуального обучения), и решение производственно-ситуативных задач – на более поздних стадиях. Подобными методическими инструментами обязаны овладевать как преподаватели образовательных учреждений, так и кураторы от производства (наставники). Задания производственно-ситуационных задач, как правило, отражают специфику высокотехнологичных процессов предприятий – участников проекта и позволяют мотивировать обучающихся на начальном этапе обучения для работы на высокотехнологичном оборудовании, неся социальную ответственность за изготавливаемую уникальную продукцию. При моделировании ситуаций степени проявления личной ответственности проецируются и в учебной, и в профессиональной среде. После проведения занятий с использованием подобных методов обучения целесообразно подключать рефлексивно-оценочные действия, которые позволяют обучающимся высказать свое отношение к происходящему, объективно оценить свои действия и действия товарищей.
Так, в ходе исследования, на втором этапе, обучающиеся отвечали на вопросы анкеты после проведения учебных занятий в форме имитационной игры. В результате участия в разрешении производственно-ситуационных задач по предложенной теме, при оценке своих действий участники отметили удовлетворенность результатами своих усилий, желание совершенствовать свои профессиональные навыки. Каждый третий участник мероприятия в анкете отметил повышение интереса к будущей профессии.
Группа психолого-педагогических условий включает, в числе других, мотивированность ответственного отношения студента к выбранной профессиональной деятельности, жизненному пути, к проектированию личностно-профессиональной траектории своего развития. С этой целью оказание педагогической поддержки в развитии личностных способностей в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии способствует осознанию себя в обществе, а также в профессии, развитии инструментальной и мотивационной основ для принятия ответственности за свой рост и будущую квалификацию. Повышению указанных качеств способствует, прежде всего, студенческая производственная практика.
Практика студентов выступает в виде составной части основной образовательной программы дуального профессионального образования и рассматривается как одна из форм организации учебного процесса и деятельности его социальных партнеров-предприятий, включающая профессионально-практическую подготовку студентов на производственной базе предприятия. Организация всех видов практик обеспечивает непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью, а также формирование ответственного отношения к собственной деятельности на рабочем месте. Нельзя исключить из процесса обучения и фактор формирования коллективной ответственности, чему немало способствует командная работа (работа в составе бригады, участка). В формировании ответственного отношения к делу и качеству выполняемых обязанностей в сознании обучающихся подключается также и одобрение успешных действий участников производственного коллектива – коллег, товарищей по работе.
Согласно нашему исследованию, после прохождения учебной (ознакомительной) практики участники исследования в ходе опроса проявили рост мотивированного, ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности. Качественный прирост по этому показателю составил 9,8%. На вопрос анкеты «Можете ли вы представить себя в качестве работника данного предприятия, в указанной должности?» с уверенностью ответили 52% опрошенных.
При этом следует отметить, что при проведении мониторинга, на наш взгляд необходима не только самооценка обучающихся, но и двойная система внешней оценки: представителями работодателей и преподавателями колледжа. Внешняя оценка сформированности чувства профессионально-социальной ответственности покажет, в какой степени будущие специалисты готовы осознанно выполнять профессиональные обязанности по выбранной специальности и нести ответственность за свою производственную деятельность, в ходе выполнения конкретных производственных заданий.
Модернизация профессионального образования, в соответствии с потребностями развития производственной сферы страны и обеспечение её конкурентоспособности в мировом пространстве, определена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, государственной программой «Развития образования на 2013-2020 годы». На сегодняшнем этапе стратегия развития системы подготовки квалифицированных кадров включает формирование их профессиональных и личностных компетенций, соответствующих современным требованиям.
Формат дуального образования актуализируют задачу подготовки кадров в образовательных организациях для высокотехнологичного сектора производства России. Приоритетным отраслям промышленности необходимы компетентные специалисты, способные работать с новыми технологиями и новыми типами оборудования, готовые принять ответственность за конечный результат деятельности своего сектора работы.
При этом анализ качества подготовки выпускников среднего и высшего профессионального образования показывает, что подготовка в этом направлении не всегда удовлетворяет требованиям высокотехнологичных отраслей, ввиду отсутствия у обучающихся профессиональных и личностных компетенций, необходимых для выполнения актуальных технических задач, связанных с изготовлением высокоточной продукции. Особо стоит выделить в этом отношении личностные компетенции, включающие сформированную в процессе дуального образования социальную ответственность за профессиональную деятельность будущего специалиста. Формирование данного качества выпускника образовательной организации целесообразно вести с помощью комплекса мер, создания ряда организационно-педагогических условий.
Проведенное нами исследование доказывает, что поэтапное обучение методами дуальной подготовки специалистов высокотехнологичных производств способно существенно улучшить показатели сформированности чувства профессиональной и социальной ответственности у будущих выпускников.
Список использованных источников:
Труд и занятость в России. 2017 / Росстат – Т78 M., 2017. – 261c. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud_2017.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
Кузембаев С.Б., Альжанов М.К. Специфика перехода на кредитное образование // Современное общество, образование и наука. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2012. — С. 85, 86.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и социальное партнерство. – М., 1998.
Донева О. В. Критерии сформированности социальной ответственности студентов вуза // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–3 — С. 580–584.
Коростелкин Борис Гаврилович. Воспитание экономической ответственности учащихся ПТУ в процессе производственного обучения: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Челябинск, 1992. – 23 с.: ил.
Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/nauchno-metodicheskoe-obespechenie-dualnoi-tselevoi-professionalnoi-podgotovki-studentov-v-s#ixzz5RTXk1XEqКолчев Е. Наставничество – неотъемлемая часть развития дуального образования // Редакция Агентства Стратегических Инициатив – [Электронный ресурс]. – URL: https://asi.ru/news/89346/ (дата обращения: 20.09.2018).
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования
прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн). [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/projects/413/file/2605/BookEducation_02.pdf
Донева О.В. Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза // Педагогика высшей школы. – 2017. – №2. – С. 73-76. – [Электронный ресурс]. – URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2295 (дата обращения: 18.09.2018).
Шушерина О.А. Формирование ответственности как профессионально-значимого качества у студентов вуза / Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. – [Электронный ресурс]. – URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-otvetstvennosti-kak-professionalno-znachimogo-kachestva-u-studentov-vuza#ixzz5RTlSX9Pe (дата обращения: 15.09.2018).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!