это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1152923
Ознакомительный фрагмент работы:
Национальное богатство Российской Федерации и проблемы его экономической оценки
Общепринятым в мире определением национального богатства является следующее. Национальное богатство – это все природные ресурсы, средства производства, материальные блага и ценности, имеющиеся в распоряжении государства. Составные части национального богатства - это труд, капитал, природные ресурсы, интеллектуальный ресурс нации, капитал управления.
В статистическом сборнике «Россия в цифрах» национальное богатство определено в виде совокупности нефинансовых и финансовых активов в рыночных ценах, которые принадлежат резидентам государства за вычетом финансовых обязательств. Национальное богатство, таким образом, исчисляется по всем институциональным секторам экономики.
Первая по-настоящему серьезная попытка выразить количественно национальное богатство России, которая включала все его элементы и при этом соответствовала бы новым экономическим условиям, была предпринята в 1998 г. Согласно опубликованным данным, оно исчислялось примерно в сумме 320-380 трлн. долл., из которых природно-ресурсные факторы, еще не вовлеченные в функционирующее хозяйство, составляли 80-85%.
Совокупного национального богатства в расчете на одного жителя приходилось, таким образом, примерно 2,5 млн. долл. Бесспорная собственность за рубежом – 70 млрд. долл. Согласно таким оценкам, Россия потенциально богаче Америки в расчете на одного жителя в 2,5 раза, в 6 раз - Германии, Японии - в 22 раза. Динамика национального богатства Российской Федерации приведена на рисунке 1. За 6 лет национальное богатство страны выросло в 3,7 раза. Пик роста национального богатства пришелся на 2013 год, когда его величина достигла отметки 204706 млрд. руб.
Рис.1. Динамика национального богатства
*Составлено автором по данным
Рассмотрим структуру национального богатства Российской Федерации. Как видно из рисунка 2, оборотные фонды составляют 12 % совокупного национального богатства, а основные фонды – 78 %. Таким образом можно заключить, что основу национального богатства составляют основные фонды.
Динамика структуры основных и оборотных фондов в общей сумме основных фондов и незавершенного строительства Российской Федерации показана на рисунке 3.
Рис.2. Структура национального богатства
Далее рассмотрим структуру основных фондов по видам экономической деятельности по состоянию на 2017 год (таблица 1).
Таблица 1
Структура основных фондов по видам экономической деятельности по состоянию на 2017 год
2017
млрд. руб.
Все основные фонды 158533
в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4234
рыболовство,
рыбоводство,
добыча полезных ископаемых 148
17588
обрабатывающие производства 15352
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 12787
строительство,
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1948
5328
гостиницы и рестораны 780
транспорт и связь 42883
финансовая деятельность 2947
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 37571
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 6379
образование 4098
здравоохранение и предоставление социальных услуг 3483
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3007
Произведем анализ структуры основных фондов по видам экономической деятельности (рис.3). Можно заключить, что транспорт и связь имеют самую большую долю в структуре основных фондов по видам экономической деятельности (27 %). Второе место занимают операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (24 %), на третьем месте – добыча полезных ископаемых (11 %).
Проведенный анализ свидетельствует о том, что имеет место непропорциональность развития отраслей экономики. Это приводит к дисбалансу экономического развития. Государственная политика должна быть направлена на борьбу с диспропорциями в развитии экономики.
Согласно оценкам Всемирного Банка, предоставленным в работе «Меняющееся богатство наций: измеряя устойчивое развитие в новом тысячелетии» по состоянию на 2005 год Российская Федерация находилась на 60 месте (рис. 4).
Специалисты Всемирного банка пришли к выводу, что основными составляющими национального богатства стран мира являются человеческий и институциональный капитал. Их стоимости возрастают по мере того, как увеличивается потенциал экономического роста государства.
По оценкам Всемирного Банка в 2015 году российское национальное богатство было оценено в 10,5 трлн. дол. По этому показателю Российская Федерация занимала 15 место в мировом рейтинге. Следует отметить, что большую часть национального богатства составляет человеческий капитал. Доля нематериальных активов составляет 33%, в остальных странах мира – 76,5%. Величина нематериального капитала на душу населения в России составляла 24,3 тыс. дол. По этому показателю Россия находится на 74 месте из 152 в мире.
Рис.3. Доля видов деятельности в структуре основных фондов
Рис.4 .Национальное богатство на душу населения, тыс. дол. некоторых стран мира и России по оценкам Всемирного Банка
Следует отметить, что Росстатом для оценки национального богатства используется затратный подход. Всемирный Банк и группа ФБК используют для этих целей доходный подход, который позволяет более точно оценить национальное богатство. Суть метода ФБК заключается в том, что стоимость национального богатства оценивается по экономическому потенциалу государства, который складывается из сумм экономического потенциала отдельных отраслей экономики. Стоимость каждой отрасли рассчитывается методом дисконтированных денежных доходов.
Стоимость отрасли рассчитывается по следующей формуле:
(1),
где PV – приведенная стоимость отрасли в прогнозный и постпрогнознй периоды;
I0 – добавленная стоимость, которая была произведена организациями определенной отрасли в 2012 году;
rt (rk) - ставка дисконтирования на год t (на год k)
t – годы, t=1 – первый год прогнозного периода, соответствует 2013 году;
Т – последний год прогнозного периода, соответствует 2022 году;
gt , gk – темп роста добавленной стоимости за год t (за год k)
Длительность прогнозного периода ФБК принята на уровне 10 лет. В качестве ставки дисконтирования была выбрана социальная ставка дисконтирования (SDR), которая была рассчитана посредством метода потребительского эквивалента. При этом учитывалась оценка SDR через норму межвременного предпочтения (SRTP) и через альтернативную стоимость капитала (SOC).
В таблице 2 приведены показатели SOC и SRD на перспективу.
Следует отметить, что в постпрогнозный период социальная ставка дисконтирования приближается к размеру этого показателя в развитых странах мира.
Таблица 2
Прогнозные показатели SOC и SRD
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
SOC 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4
SRD 4,7 5,4 5,4 4,9 5,7 5,7 5,7 5,7 6,4 6,4 6,4
Чтобы определить социальную ставку дисконтирования, рассчитывают среднее значение социальных ставок дисконтирования (SRTP). Средним значением такой ставки по странам мира является значение 4 %. Поэтому для расчета российского национального богатства обоснованно принять социальную ставку дисконтирования на уровне 4 %.
Темпы роста отраслей экономики в прогнозном периоде оцениваются исходя из анализа динамики темпов роста в периоды, предшествующие прогнозному, существующих оценок и прогнозов, программ действий Правительства России, а также собственных прогнозных оценок. В постпрогнозный период темпы роста анализируемых отраслей экономики 10 лет назад определялись, исходя из прогнозов Goldman-Sachs относительно темпов роста экономики России в целом.
Согласно этим прогнозам темпы роста российской экономики будут постепенно замедляться и к 2050 г. окажутся на уровне порядка 102% в год. Средний темп прироста (среднее геометрическое) в период с 2025 по 2050 гг. составит около 2,6% в год.
Стоимость российской экономики, оцененная как совокупная стоимость всех отраслей, приведенная к концу 2015 г., составила 3460,1 трлн. руб.
Российская власть ставит перед собой задачу достижения устойчивого развития и экономического роста, поэтому увеличение благосостояния граждан, государства в целом, а также бизнеса является главным его ориентиром. Необходимо создать условия адекватного измерения стоимости национального богатства и контролировать выполнение обязательств по каждому его элементу. Это условие за последние 20 лет не удавалось соблюдать, так как совокупное богатство сохранялось только благодаря богатству населения и организаций.
При управлении национальным богатством государство сталкивается с проблемой обеспечения валютных резервов Центрального банка вследствие обесценения валют, которые включаются в его состав. Власти должны управлять рисками вывода активов из страны и всячески этому препятствовать. Национальной идеей нашей страны должен стать призыв сохранения и приумножения всеобщих ценностей.
Эффективное использование богатства возможно только посредством долгосрочного планирования и прогнозирования экономической деятельности всех отраслей промышленности и хозяйства. Координацией этого должно заниматься Правительство и Президент. Стратегические планы и программы должны разрабатываться специализированным органом исполнительной власти. Для внедрения этих мероприятий нужны квалифицированные кадры. Специалисты должны отлично владеть основами стратегического планирования и прогнозирования. Подготовка такого персонала должна стать первоочередной задачей.
Повышение качества жизни населения должно стать приоритетом для власти. Также необходимо внедрять мероприятия, которые будут способствовать увеличению продолжительности жизни и росту общей удовлетворенности. Удовлетворенный здоровый человек может работать с большей отдачей, в этом заключен значительный резерв экономического роста страны. Человеческий капитал является весомой составляющей национального богатства. К сожалению, россияне не имеют возможности полностью реализовать все свои таланты и умения, так как существует дискриминация по возрасту и по полу во время приема на работу.
Ресурсное богатство страны может стать отличным подспорьем на пути к экономическому росту только при условии адекватного распоряжения им с привлечением современных технологий и человеческого капитала. Только сочетание ресурсов и технического потенциала способно стать залогом процветания страны.
Распределение национального богатства определяет экономический рост. От того, в чьих руках находится богатство и от форм управления им зависит эффективность его использования. Очень важным является распределение составных элементов национального богатства по регионам страны. При этом важна равномерность распределения совокупного богатства и обеспечение жителей всех регионов достойными средствами для жизни.
При осуществлении процесса приватизации сумма активов часто занижается. Происходит это в силу недооценки элементов богатства, которое имеется в организациях, подлежащих приватизации. Государство в этом случае несет потери.
На сегодняшний день оценка земли приобретает особую актуальность в свете изменений в Земельном кодексе, касающихся прекращения ее безвозмездного использования организациями и необходимости выкупа или срочной аренды.
Достоверная оценка национального богатства имеет большое значение в свете перехода Российской Федерации на опережающее развитие обрабатывающих производств в то время, как бизнес постепенно переходит на международные рельсы и имеет место трансграничное перемещение финансовых ресурсов. Адекватность в экономической оценке национального богатства необходима также для выравнивания международных и российских цен на продаваемые ресурсы и товары.
В настоящее время действующее налогообложение нуждается в совершенствовании. В частности, необходимо разработать адекватные и эффективные ставки налогообложения по отдельным элементам национального богатства. Прежде всего, изменения должны коснуться совершенствования налога на прибыль в части его уменьшения и увеличения обложения капитала. Эффективное использование недр определяется введением налоговых стимулов в случае реализации элементов национального богатства и передаче ее в частную собственность. Необходимо разработать эффективную методику оценки потерь от экологических загрязнений. В этом случае элементом национального богатства является возможности природной среды перерабатывать отходы и поддерживать свою жизнедеятельность.
Проблемным является полное налогообложение всей экономической деятельности из-за наличия немалого теневого сектора, который, естественно, в оценку совокупного национального богатства не входит, что приводит к недооценке имущества страны.
Важным является учет личных доходов домохозяйств и их активов. На уровне предприятий используются стимулы для персонала в виде участия в капитале (акции, опционы).
Список использованной литературы
1. Лимонова Н.Г. Статистический анализ неравномерности распределения национального богатства по территории России//Вестник ОГУ. № 3 (164).- 2014.- С.137-141
2. Калинина Е.И., Горшкова В.И. Изменение структуры национального богатства в условиях модернизации экономики//VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 2015. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.scienceforum.ru/2015/discus/1247/13032
3. Дианов Д.В. Современная статистика национального богатства России: вопросы теории, методологии, направления развития//Статистика и математические методы в экономике. №5.- 2015.- С.109-118
4. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб./Росстат- M., 2017 - 543 с.
5. Любимов И.Л. Влияние ресурсного богатства на экономический рост: обзор зарубежного опыта и оценки для России. М. 2016. – 72 с.
6. Сидоров М.Н. Управление национальным богатством//Вестник РЭУ. № 7.- 2014.- С.63-69
7. Статистика природных ресурсов как части национального богатства /Юлия Раскина: Препринт Ec-06/10; Факультет экономики. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 23 с.
8. Методология оценки национального богатства недр: учеб. пособие / Е.С. Мелехин, А.М. Карасевич. – М.: Логос, 2013. – 76 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Решить 1 задание
Отчет по практике, Введение в графические системы общего и специализированного назначения
Срок сдачи к 2 нояб.
Решить 1 задание
Отчет по практике, Введение в графические системы общего и специализированного назначения
Срок сдачи к 2 нояб.
Конструктивные решения индивидуального жилого дома (доделать)
Чертеж, Конструкция зданий и сооружений (доделать)
Срок сдачи к 8 нояб.
Выполнить чертеж опасного объекта: криогенный запорный клапан...
Чертеж, Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности
Срок сдачи к 8 нояб.
Написать главу магистерской диссертации и вывод по ней: глава
Другое, История малочисленных народов севера, манси
Срок сдачи к 3 нояб.
"Налоговые риски налогоплательщиков и пути их снижения"
Эссе, Налоги и налогообложение
Срок сдачи к 3 нояб.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!