это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1154503
Ознакомительный фрагмент работы:
Социальная инфраструктура, определяющая среду обитания и развития
личности, является базой обеспечения качества жизни населения в регионах
и в целом по стране. Несмотря на достаточно жесткое регулирование
развития большей части социальной инфраструктуры через систему
социальных нормативов и бюджетное финансирование, проблемы
государственной дифференциации велики.
Социальная инфраструктура состоит из комплекса отраслей,
различающихся по степени государственного регулирования и поддержке.
Однако при этом все отрасли, традиционно относящиеся к социальной
инфраструктуре, имеют общую характеристику территориальной
привязанности и близости к потребителям. Именно территориальные
факторы сейчас являются определяющими в развитии сети учреждений
социальной сферы. Так, в регионах Сибири остро стоит проблема сельских
поселений, лишившихся населения, что ставит задачу формирования нового
подхода к развитию методов предоставления социальных услуг.
Коммерциализация большей части социальной инфраструктуры и
наличие рыночной составляющей в деятельности всех отраслей ставят
проблему формирования системы рыночного планирования спроса и
предложения услуг, слияние этой системы с традиционной системой
бюджетного планирования для социально-бюджетных отраслей.
На рынке социальных услуг действуют интересы различных субъектов
экономики: государственно-муниципальные, частные, корпоративные,
общественные, личные. Каждый из данных субъектов оказывает влияние на
результативность деятельности рынка и на развитие социальной
инфраструктуры. Государственно-муниципальная инфраструктура в первую
очередь нацелена на обеспечение объема и качества услуг на территории РФ.
Коммерческая инфраструктура нацелена на конкуренцию, в том числе с
государственно-муниципальной инфраструктурой, перехвате человеческих и
финансовых потоков. Корпоративная социальная инфраструктура
заинтересована в первую очередь на представление гарантированных
социальных благ улучшенного качества для трудовых ресурсов корпорации и
росте связей с территорией расположения (в том числе с органами власти).
Общественные организации заинтересованы в реализации своих ценностей
на рынке услуг, закреплению населения за своими программами.
Данные интересы не согласованы между собой, что приводит к
возникновению перекрестной конкуренции и не эффективному
использованию ресурсов. Это проявляется в программах развития (в том
числе в программах социально-экономического развития территорий на
государственном и муниципальном уровне), когда действия других
субъектов социальной инфраструктуры не находят своего отражения.
До 90-ых годов прошлого века в России (тогда СССР) существовали
два основных игрока на рынке социальных услуг – государство (в лице
местных органов власти) и предприятия (отраслевая социальная сфера). В
настоящее время рынок социальных услуг включает в себя ряд игроков,
плановая составляющая которых имеет разные источники.
В финансировании текущих и инвестиционных затрат социальной
инфраструктуры участвуют субъекты-потребители государственно-
муниципального, корпоративного, общественного и частного характера, а
также население страны.
В целом финансирование от потребителей также можно поделить на их
текущий бюджет и бюджет развития социальных услуг для своих
сотрудников (населения). При этом часть субъектов планирует оба бюджета,
а часть только текущий бюджет передоверяя планирование бюджета
развития самим учреждениям социальной инфраструктуры за счет прибыли
включенной в цену социальной услуги.
Потребителей рынка социальных услуг также можно поделить на
группы потребителей, проводящих преимущественно долгосрочную
плановую или же проектную политику формирования спроса, выраженную в
инвестиционных и текущих планово-проектных нормативах затрат на
социальные услуги.
На развитие социальной инфраструктуры влияют специфические
факторы спроса (региональные, корпоративные, личностные), носящие во
многом субъективный характер и затрудняющие долгосрочное
планирование. К региональным субъективным факторам можно отнести
менталитет населения, философское и религиозное мировоззрение,
этнические особенности, национальные традиции (в том числе привычки в
потреблении продуктов) и др. К корпоративным факторам относится
политика менеджмента, уровень социальной ответственности собственника,
политические амбиции, благотворительность.
Также остро стоит проблема обеспечения высокого уровня качества
социальных услуг. В условиях высокого износа и устарелых технологий,
особенно в отраслях среды обитания, без инновационного замещения
невозможно проводить политику воспроизводства.
Парадигма социального роста ведет к высоким потребностям в
инвестировании и, как следствие, к росту текущих затрат на социальные
услуги. Это в итоге приводит к проблемам финансирования социальных
услуг как в бюджетах, так и у населения.
На сегодняшний день как экономисты, так и политики, и социологи
рассматривают здоровье населения, уровень образования, а также
квалификацию жителей страны в качестве одного из главных факторов
экономического роста страны. Немаловажное значение имеет также
демографическая ситуация в стране. Перечисленные выше факторы являются
важной составляющей части ресурсной базы социально-экономического
развития любой страны. Обеспечивая население необходимыми
материальными и социальными благами, предоставляя ему определенные
социальные гарантии и предоставляя различные социальные права, страна
определяет направления социально-экономической политики, а также
получает информацию, необходимую для введения новых социальных
реформ или корректировки уже существующих. Все это должно
осуществляться через вложение средств в социальную инфраструктуру.
Именно через социальную инфраструктуру создаются и обеспечиваются все
условия и возможности удовлетворения всех материальных и духовных
потребностей граждан страны.
На сайте ВЦИОМ были опубликованы результаты опроса
общественного мнения, посвящённого экономическим проблемам граждан
нашей страны. Социологи узнали у респондентов из разных городов, какие
проблемы для них важны в данный период времени. Авторы исследования
отметили, что в последние два месяца опросы фиксируют повышение
эмоциональной напряжённости — россияне назвали в полтора раза больше
проблем, чем в январе 2018 года.
Согласно новому опросу, самыми важными проблемами социальной
инфраструктуры россияне считают низкие зарплаты и низкий уровень жизни
(16 %), экономику в целом (14 %) и здравоохранение (13 %). Также в топ-5
вошли безработица (15 %) и рост цен (12 %). Кроме того, россиян волнуют
проблемы, связанные с образованием, социальной политикой, пенсией и
пенсионной реформой, коррупция и бюрократия, высокие цены на ЖКХ.
Внешняя политика стала менее важной по сравнению с прошлыми годами:
она занимает лишь десятое место в рейтинге, внутренняя политика —
двенадцатое.
Два важных направления, волнующих граждан РФ сегодня:
здравоохранение и образование. Жалоба на медицину связана со снижением
её доступности: коммерциализация многих услуг, высокие цены на
лекарства, нехватка специалистов на местах. Также это и недовольство
качеством лечения: низкая оценка профессионализма врачей, их отношения к
пациентам. Среди проблем сферы образования чаще всего звучит та же самая
тема снижения его доступности: высокие цены на учебники, питание в
школах, необходимость посещения платных занятий для того, чтобы
подготовить ребёнка к экзаменам или поступлению в вуз.
Стоит отметить, что в России огромное значение уделяется социальной
инфраструктуре. Более того, создается все больше и больше путей и
способов ее развития. Здесь важную роль играет власть на федеральном
уровне. Как пример можно привести те федеральные целевые программы
(ФЦП), которые действуют в Российской Федерации в настоящее время:
1. ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы
2. ФЦП «Чистая вода» на 2011-2017 годы
3. ФЦП «Культура России» на 2012-2018 годы
4. ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2015 годы»
5. ФЦП развития образования на 2011-2015 годы
6. ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы
7. ФЦП «Доступная среда» на 2011-2015 годы
Перечисленные выше федеральные целевые программы – это еще не
полный список программ, разрабатываемых Правительством российской
Федерации.
Наряду с программами, принимаемыми на федеральном уровне,
существуют также региональные программы, разрабатываемые уже
субъектами России в зависимости от социально-экономического развития
той или иной территории.
Также необходимо заметить, что в Российской Федерации существует
своя специфика формирования социальной инфраструктуры.
Для территорий России характерной чертой является своеобразная
локализация услуг, в том числе их потребления. Другими словами,
социальная инфраструктура связана с определённой территорией.
Социально-экономическое положение региона зависит в основном от уровня
развития социальной инфраструктуры, а также ее надежности. То есть она
функционирует как подсистема регионального хозяйственного комплекса.
При этом региональный хозяйственный комплекс является своеобразной
самовоспроизводящейся системой, которая состоит из большого количества
отраслей, а также подотраслей экономики, взаимодействующих как между
внутренними, так и между внешними системами и подсистемами в процессе
общественного воспроизводства.
В условия конкретного региона объекты различных систем и подсистем
социальной инфраструктуры образуют так называемые функциональные
блоки:
образование, наука;
здравоохранение, спорт, туризм;
охрана окружающей среды;
розничная торговля;
общественное питание;
ЖКХ;
общественный транспорт.
Несмотря на это, главным источником финансирования и
инвестирования социальной инфраструктуры является федеральный бюджет.
Еще одна особенность развития социальной инфраструктуры в
последнее время – потребность населения в информационном обеспечении,
которая с каждым годом растет все больше и больше. Особая динамика в
удовлетворении таких потребностей выражается в становлении материально-
вещественных элементов, а также их функционирование. Упомянутые выше
материально-вещественные элементы обеспечивают доступ в глобальные
компьютерные сети. Стоит отметить, что новые системы коммуникаций,
которые основаны на современнейших информационных технологиях, имеют
свои перспективы развития. Огромнейшее влияние на развитие
инфраструктуры систем мобильной связи, теле- и радиовещания оказывают
новые технологии, появляющиеся с большой скоростью.
Еще раз обратившись к истории России, можно заметить, что
приватизация повлияла отрицательно на социально-эконмическую ситуацию,
так как в процессе приватизации крупнейшие промышленные предприятия
пытались освободить себя от социального обеспечения своих работников, так
как это являлось неприбыльным делом. В свою очередь, это не могло не
отразиться на социальной ситуации в стране.
Государственные промышленные предприятия во времена социализма
были основой экономики страны. Их функции не ограничивались лишь
решением производственных задач. Большое значение уделялось также
социальным объектам; существовали бытовые, культурные, социальные
фонды, производственная и социальная инфраструктуры, на деятельность
которых влияли существенно.
В период социализма социальная инфраструктура создавалась
преимущественно как часть той материальной базы крупных предприятий
государства, которые уже существовали в стране. В совокупности эти
предприятия являлись едиными социально-производственными
комплексами, которые имели одно общее управление.
При этом, школы, больницы и другие части инфраструктуры, не
входящие в состав предприятий в своей деятельности были зависимы от этих
предприятия, так как пользовались их транспортом, продукцией,
инженерными сетями.
В ходе приватизации и реорганизации государственных предприятий
ситуация изменилась буквально коренным образом, так как положениями о
реорганизации была предусмотрена передача всей социальной
инфраструктуры в муниципальную собственность. То есть предприятия
перестали финансировать базы отдыха, детские сады, различные
профилактории и тому подобное, вынужденно возложив бремя
финансирования на бюджеты государства различных уровней.
Еще одна особенность развития социальной инфраструктуры России –
это то, что в последнее время в стране наметилась тенденция передачи
большинства функций и социальных обязательств с федерального уровня на
региональные и местные. Впрочем, такая тенденция соответствует мировым
тенденциям межбюджетных отношений.
В связи с этим, в социально-экономическом развитии регионов
образовались большие диспропорции, которые приводят в недостаточности
средств субъектов Российской Федерации для финансирования объектов
социальной инфраструктуры, а также выполнения социальных обязательств.
Здесь нарушается принцип равной доступности социальных благ населению
даже при минимальных гарантиях.
Для России также характерно то, что большая часть населения страны,
особенно граждане старшего поколения, все еще живёт стандартами
социалистического государства, которые ориентируют человека прежде все
на внешнюю помощь. У этой части населения очень высокие ожидания от
Правительства по социальным гарантиям.
Конечно, в современных условиях социальные гарантии со стороны
государства и Правительства просто жизненно необходимы. Однако в нашей
стране, эти гарантии предоставляются по минимуму. Большинство объектов
социальной инфраструктуры осуществляют свою деятельность на
коммерческой основе при минимальной поддержке государства, что не есть
хорошо, так как за хорошее обслуживание нужно соответственно и хорошо
заплатить. Поэтому важно не забывать проводить разъяснительные
мероприятия в данном направлении. Необходимо поднимать пенсии до
прожиточного уровня, а также регулировать процесс ценообразования на тех
объектах социальной инфраструктуры, которые наиболее значимы, для
повышения доступности их использования.
Сегодня государству необходима сбалансированная программа
развития социальной инфраструктуры как на федеральном, так и на
региональном и местном уровнях. В данный момент, характеризуя
социально-экономическое развитие, невозможно ограничиться только тем,
сколько учреждений и объектов, которые создают условия для наиболее
эффективной деятельности граждан, приходится на ту или иную территорию,
регион. Следует знать, сколько приходится материально-вещественных
элементов на одного или десять тысяч человек населения страны, чтобы
сопоставить полученные данные с нормативными требованиями. Нормативы,
касающиеся социальной инфраструктуры, должны опираться на
сложившиеся в предыдущий период условия, а также на их индивидуальную
оценку. Также необходимо опираться на опыт и статистические данные
множества существующих объектов нормирования и расчетным путем,
определяемым на основе анализа научной информации и данных.
Социальная инфраструктура нацелена прежде всего она
удовлетворение потребностей граждан, и поэтому ее развитие нельзя
рассматривать в отрыве от ценностных ориентаций, уровня культуры и
прочего, так как все это представляет важный механизм регулирования и
совершенствования социальной инфраструктуры.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Решить 1 задание
Отчет по практике, Введение в графические системы общего и специализированного назначения
Срок сдачи к 2 нояб.
Решить 1 задание
Отчет по практике, Введение в графические системы общего и специализированного назначения
Срок сдачи к 2 нояб.
Конструктивные решения индивидуального жилого дома (доделать)
Чертеж, Конструкция зданий и сооружений (доделать)
Срок сдачи к 8 нояб.
Выполнить чертеж опасного объекта: криогенный запорный клапан...
Чертеж, Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности
Срок сдачи к 8 нояб.
Написать главу магистерской диссертации и вывод по ней: глава
Другое, История малочисленных народов севера, манси
Срок сдачи к 3 нояб.
"Налоговые риски налогоплательщиков и пути их снижения"
Эссе, Налоги и налогообложение
Срок сдачи к 3 нояб.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!