это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1160742
Ознакомительный фрагмент работы:
«Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций в Российской Федерации»
Сегодня о качестве работы аудиторов и аудиторских организаций в России можно судить, опираясь на сведения, представляемые ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Минфин России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в России. В свою очередь, МинФин России возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве Департамент организации аудиторской деятельности. В структуре аудиторской деятельности сегодня появился Уполномоченный Федеральный орган (УФО). Это совершенно новый орган, призванный осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности.
Система контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций основана, прежде всего, на положениях Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ (ст. 10), в соответствии с которым аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.
Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:
- проходить внешний контроль качества работы;
- участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. На данный момент статус саморегулируемых организаций аудиторов имеют «Российский Союз аудиторов» (РСА) и Ассоциация «Содружество» (ААС).
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляло Федеральное казначейство.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:
- Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,
- стандартов аудиторской деятельности,
- правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,
- кодекса профессиональной этики аудиторов.
Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства регулируется Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
По данным Минфина за 2017 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 3739 проверок, в том числе 1090 проверок аудиторских организаций и 2649 проверок аудиторов, включая 113 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 25 % всех аудиторских организаций, 18 % всех индивидуальных аудиторов и 13 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации. За год Федеральным казначейством проведены 272 проверки. Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 96 % являлись плановыми, 4 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами.
В 2017 г. имел место 21 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства. По сравнению с 2016 г. количество таких случаев увеличилось более чем в 3 раза.
Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 224 проверок. По результатам этих проверок Федеральным казначейством приняты 224 решения о применении мер воздействия:
- 46 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения;
- 150 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности;
- 20 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов;
- 8 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов.
Однако большинство внешних проверок качества проводится саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В 2017 г. доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций составила 27,8 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах. В 2017 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 778 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и требований по противодействию коррупции. Все проверки по указанным вопросам проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
В 2017 г. имели место 255 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2016 г. количество таких случаев увеличилось на 9 %.
Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 182 проверок . Эти меры приняты к 86 аудиторским организациям и 96 аудиторам. К мерам дисциплинарного воздействия со стороны саморегулируемых организаций относятся:
- предписания, обязывающие устранить нарушения;
- предупреждения о недопустимости нарушений;
- штрафы;
- приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов;
- исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов.
Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2017 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:
- организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- независимость и профессиональная этика.
Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.
В 2017 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:
- кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе: недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствие их ротации, низкая ответственность специалистов за результаты проведенных проверок, отсутствие действенных стимулов и заинтересованности контролеров саморегулируемых организаций аудиторов в результатах своей работы;
- уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов; отсутствие влияния этих фактов на оценку деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора;
- отсутствие определенности в толковании понятия деловой (профессиональной) репутации аудиторских организаций, аудиторов;
- необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
- формальный подход к проведению внешних проверок качества работы, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;
- неприменение саморегулируемыми организациями аудиторов в своей деятельности форм, методов и процедур контроля, которые способствовали бы профилактике возможных нарушений установленных требований;
- отсутствие глубокого анализа и оценки применения мер воздействия и оказываемого этими мерами влияния на деятельность аудиторских организаций, аудиторов;
- неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;
- отсутствие специальных проверок по вопросам соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействию коррупции и подкупу иностранных должностных лиц.
С целью совершенствования контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций необходимо:
- ввести процедуру регистрации аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимых клиентов;
- доработать классификатор (свод возможных нарушений) нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
- внедрять методические рекомендации по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции.
Таким образом, контрольная деятельность Федерального казначейства и саморегулируемых организаций оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, а совершенствование системы контроля качества будет способствовать повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт справ. – правовой компании]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (Дата обращения 18.09.2018).
2. Заббарова О. А. Аудит : Учебное пособие / О. А. Заббарова. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 216 с.
3. Парушина Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок : учеб. пособие / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. – 560 с.
4. Суйц В. П. Аудит : учебник / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 375 с.
5. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2017 год) [Электронный ресурс] // Минфин России: [сайт Министерства Финансов РФ]. –Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/monitoring/QualRep/# (Дата обращения 18.09.2018).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Необходимо написать рабочую программу на ребенка любой нозологической...
Другое, Проектирование программ коррекционной работы с детьми с ТНР
Срок сдачи к 31 янв.
Проектная работа. Требуется собрать необходимую информацию по организации. Тема: Сельское хозяйство.
Другое, Менеджмент
Срок сдачи к 11 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!