это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1161282
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в данной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности детского творчества, влияние художественного конструирования на формирование технологической компетенции и творческих способностей младших школьников. Авторами раскрывается актуальность художественного конструирования в рамках внеурочной деятельности, описываются формы организации работы, методы и приемы обучения детей художественному конструированию.Keywords: industrial designs, junior schoolchildren, extracurricular activity, creative abilities, technological competence.Annotation: In this article considering psychological and pedagogical features of the children's age, influence of the industrial designs on the formations technological competence and creative abilities of junior schoolchildren.The authors reveal the actualityof industrial designs under extracurricular activitydescribe forms of organization of work, methods and techniques of teaching the children industrial designs."Детское сердце чувствительно к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд" В. А. Сухомлинский.Для современного высокотехнологичного производства свойственно разнообразие технических средств и технологий, которые по своей сущности и предназначению обеспечивают обязательное получение нужного продукта труда согласно заданных целей деятельности. Подрастающему поколению необходимо овладеть знаниями о сути технологической реорганизации окружающей деятельности, каждый школьник должен иметь чёткое понимание способов преобразующей деятельности человека, их эволюцию и тенденции развития, последствия и результаты воздействия производственной деятельности на природу, общество и личность. В этом контексте необходимо говорить о формировании у школьников технологической компетенции.Но на сегодняшний день состояние технологического, трудового обучения и воспитания детей в школе не может не вызывать беспокойства. Значительно сокращено время на изучение предмета, недооценивается воспитательный, развивающий потенциал труда и технологической подготовки детей, трудовое воспитание и технологическая подготовка обесценены в общественном сознании и ослаблены на практике. Они преимущественно сводятся к выработке у школьников умений и навыков ручного труда. В школе при недостаточной материальной базе преобладает малосодержательная, примитивная работа, к которой у детей формируется негативное отношение.В этих реалиях для формирования технико-технологической компетентности школьников очень важным становится использование учебно-воспитательного потенциала внеурочной деятельности. Каждый ребенок имеет огромные возможности развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут дозревать сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала. Поэтому воспитывать творческую личность, нужно с детства. Только творческая личность, способная создавать, управлять, предлагать новые теории, новые технологии, новые направления развития, находить пути выхода из сложных нестандартных ситуаций.Во внеурочной деятельности ребенок не просто воссоздаёт то, что усвоил. Благодаря своей неповторимости и уникальности, он развивает, дополняет навыки и знания, улучшает их. Именно в этом состоит закон творческого поведения, который основывается на обязательной похвале и поощрении творческого разностороннего самовыражения младших школьников, формировании наилучших личностных отношений, богатстве впечатлений, которые выступают началом для продуктивной творческой деятельности ребенка.Внеурочная деятельность сегодня рассматривается как важный фактор наиболее полного раскрытия способностей младшего школьника и решение различных образовательных проблем, создания целостной системы поиска и воспитания творчески одаренной личности. Психологи и педагоги выделяют специфичные особенности детского творчества Первая существенная особенность творчества детей состоит в том, что новизна их продукта и открытий является субъективной. Следующая особенность связана с тем, что процесс сотворения продукта доставляет ребенку, как правило, даже большее удовольствие, чем наслаждение от получения результата, и обычно оказывается для него важнее, чем итог. Этим фактом творчество детей очень сильно отличается от творчества взрослых, для которых этот процесс обычно связан с «муками творчества».Ребёнок же начинает новую для себя деятельность легко. Перед его осознанным действиям с материалом происходит спонтанное экспериментирование, ориентировочная деятельность, что часто выглядит бессмысленно, но они «захватывают» ребенка и нередко приводят к позитивным результатам. И это – третья особенность детского творчества, бесспорно связанная с первой и, в особенности, со второй [3].Художественное конструирование, выступая одним из видов художественного творчества, даёт возможность формировать творческие способности, способствует формированию эстетической культуры личности, и одновременно позволяет углубить и закрепить знания, навыки и умения, которые дети получают на уроках технологии в младшей школе и на внеурочных занятиях. Вырабатывается художественный вкус, способность обнаруживать оптимальные средства для выражения созидаемого образа, создавая творческий потенциал личности, а также знания, навыки и умения в сфере художественно-трудовой деятельности. Кроме того, художественное конструирование, как любой продуктивный вид деятельности, формирует неплохие возможности для моделирования разных типов взаимодействия детей в ходе деятельности, что формирует чувство ответственности, долга, навык подчиняться требованиям группы и работать в творческом коллективе, постигать нормы и правила общественного поведения, оказывать взаимопомощь. В процессе художественного конструирования у детей интенсивнее формируется пространственное воображение, выковывается умение быстро переходить от мыслительного процесса к практике, заранее взвешивая все риски и осмысливая ход своей работы, её планировать, развивается и формируется ловкость и точность движений и т. п. [2]В литературе конструирование делят на два вида: техническое и художественное. Первое – создает предмет в его функциональной и материальной основе. Второе – наполняет предмет социальным смыслом, гармонией, удобством, красотой.На практике у детей младшего школьного возраста необходимо вырабатывать конструкторское мышление с помощью организации творческой продуктивной деятельности, изучения технических представлений и элементов графической грамоты, посредством включения детей в решение простых конструкторских задач. Во время занятий по внеурочной деятельности надо показывать, что художественное начало обязательно при создании всех предметов, которые нас окружают, и каждый человек должен уметь творить красивые вещи. Начиная с детского сада и в младшей школе, надо вырабатывать такие-+ свойства личности:1. Творческое воображение.2. Целенаправленность действий, умение изменять их соответственно изменениям цели.3. Зрительное восприятие и память.4. Умение сравнивать, синтезировать конкретные и абстрактные знания.Вырабатыванию перечисленных свойств личности могут помочь художественно-конструкторские умения и знания, которые осваиваются детьми под влиянием предметной среды и как результат специального обучения. Перед учащимися появляются технические задачи, которые требуют умственного труда и напряжения. Теоретической базой для их решения и формирования конструкторских способностей у детей педагоги считают конструктивно-технические умения, знания, которые необходимо развивать у младших школьников: знание элементарной технологии и свойств материала; знания и навыки в обращении с инструментами при обработке материала; умение анализировать трудовые задачи, рассчитывать и применять знания на практике.Воспринимая окружающие предметы, сочетания цветов, соотношения разных форм, а также получая соответственные знания на уроках в школе и на занятиях внеурочной деятельности, дети изучают предопределенную систему знаний о разных комбинациях и средствах выразительности художественного конструирования. Эти знания помогают в формировании у ребенка конструкторских знаний, пространственных представлений, знаний о композиции и чувство цвета.Можно выделить наиболее популярные формы организации работы с учащимися по созданию новых для них изделий и конструкций:1. Конструирование под диктовку педагога.2. Конструирование по образцу.3. Конструирование по аналогии.4. Конструирование по собственному замыслу.5. Конструирование по условиям.6. Конструирование по графическим или письменным описаниям изделия. 7. Конструирование в составе 2-4 человек [9]. Следует акцентировать внимание на особенностях конструкторской деятельности. Крайне важно, чтобы ребенок выявил художественный вкус: чувство формы, цвета, композиции, ритма, придал собственному изделию выразительность. Конструирование должно быть изображено в виде системы знаний в разных проявлениях общей конструктивной зависимости и конструктивно-технических умений, которые понемногу усложняются. Для этого требуется отбор адекватных приёмов и методов обучения конструированию. Например, выявлена большая эффективность применения в обучении конструированию задач, требующих от детей определения новых для них методов, т. е. проблемных задач.Постановка перед детьми подобных задач оказывает содействие развертыванию поисковой деятельности, которая формируется из практических стараний применения разных способов решения, анализа условий задачи с целью определения оптимальных способов решения и их практического применения.В условиях регулярного решения конструктивных проблемных задач у детей вырабатывается нормальное отношение к собственным ошибкам, создаются обобщающие способы анализа, существенно увеличивается умственная активность. Одним из аспектов конструктивного процесса выступает результат, который выражается в оконченном предмете. Ребёнку необходимо аргументированно показать, что всё, что производит человек, имеет свою форму, цвет, линию, композицию и поэтому созданное им самим может быть прекрасным или уродливым, красивым или некрасивым. Оформляя результат своего труда, ребёнок должен размышлять не только о том, функционален ли этот предмет, но и о том, как он выглядит. Поэтому одна из основных задач занятий по конструированию заключается в том, чтобы научить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и сочетанию цвета, чувству формы, симметрии, композиции. Главным образом, дети понимают, что конструкция формы должна быть разумной, целесообразной, такой, которая будет проявляться в удобстве вещи при её использовании [10].Среди главных методов обучения художественному конструированию обычно выделяют такие:1. Анализ серии образцов, которые выполнены одним способом.2. Анализ промежуточных итогов и позыв к самоконтролю.3. Анализ несовершенного (неоконченного) изделия.4. Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.5. Игровые приёмы.Можно также выделить основные этапы изготовления изделия.1. Планирование труда: анализ образца; установление последовательности операций; поиск вариантов решения.Надо сосредоточить внимание подробнее на анализе образца.Каждый объект труда должен быть разобран в двух направлениях: самостоятельное восприятие и установление достоинств объекта; педагогическое наставление в процессе восприятия.2. Анализ чертежа, создание разметки.При анализе чертежа следует остановиться на трех моментах: на основных деталях изделия; на технике выполнения чертежа; на трудовых операциях.3. Обработка материала, сборка, монтаж [7].Таким образом, у детей в ходе конструктивной деятельности вырабатываются умения в целенаправленном рассматривании предметов, их анализе, на основе которого происходит сравнение однородных предметов, выделение в них общего и различного, вывод и обобщение. Разрешая конструктивные задачи, дети обучаются разбирать их условия и находить собственные решения, воплощать замысел конструкций и соответственно ему, планировать творческую деятельность.
Литература: 1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.2. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1988.3. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами». – М.: Педобщество России. 1998. – 399 с.4. Евдокимова Л. Н. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников (диссертация). – Екатеринбург, 1998.5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996.6. Куцакова Л. В. «К новым технологиям по художественно- интеллектуальному развитию детей». – М.: МИПКРО. 1997. – 423 с.7. Лиштван З. В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. – 299 с.8. Поленов В. А. Общая методика трудового обучения в старших классах. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с. 9. Столяров Ю. С. Техническое творчество школьников. – М.: Педагогика, 1989. 10. Техническое моделирование и конструирование / Под. ред. С. П. Катилова. – М.: Просвещение, 1983. – 276 с. 11. Техническое творчество учащихся / Под. ред. А. Андрианова. – М.: Просвещение, 1987. – 293 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!