это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1161758
Ознакомительный фрагмент работы:
Управление универсально-историческая категория, отражающая управленческие отношения, существующие в любом обществе. А. И. Кравченко и И. О. Тюрина подразумевают под управлением «совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в любом обществе и в любую историческую эпоху».
Существует множество видов управления, но, на мой взгляд, наиболее сложным является социальное управление. Это обусловлено тем, что субъектом и объектом управления являются люди. В этом случае необходимо искусно направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели таким образом, чтобы они не почувствовали никакого принуждения. В связи с этим возникает проблема: как правильно, рационально управлять социальными объектами? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основополагающие понятия и категории предметного поля законы, методы, принципы социального управления. Стоит отметить, что в литературе нет единой точки зрения при их определении.
Основательная социологическая разработка проблем управления принадлежит Т. Парсонсу, который разработал общеметодологическую теорию социального действия, отвечая на главный вопрос системной теории: как действует объект? Институционализация в процессе управления, по его мнению, выступает как процесс формирования устойчивых норм и стандартов, регулирующих деятельность общностей и личности
Наибольший вклад в изучение основных категорий, процессов и явлений социального управления внесли такие видные современные социологи, как Е. М. Бабосов, Ж. Т. Тощенко, М. В. Удальцова, Т. П. Галкина, А.И. Кравченко, Ю. В. Фененко и др. Проанализировав взгляды многих теоретиков, можно дать следующую трактовку социального управления: совокупность научных знаний, специальных методов и приемов, направленных на выделение социальных аспектов всех процессов, связанных со сферой управления как на уровне организации, так и на уровне общества.
Рассмотрим основные понятия социального управления законы, методы, принципы социального управления и их сущность.
Законы социального управления законы осуществления управленческого воздействия на социальные объекты в целях обеспечения их эффективного функционирования и оптимального развития. Рассмотрим наиболее часто описываемые теоретиками законы: законы систем, законы организации, закон организации управленческой деятельности, законы управленческих отношений.
К законам систем относятся закон внутрисистемных пар и закон потенциала действия. Первый закон гласит: все элементы системы, взаимодействуя друг с другом, образуют внутрисистемные пары, один из элементов которых будет активным (управляющая подсистема), а другой пассивным (управляемая подсистема). Второй закон: в результате взаимодействия активного и пассивного элементов возникает результат (потенциал действия), являющийся новым элементом системы. Подобные идеи можно увидеть в трудах К. Маркса (класс управляющих и управляемых), в теории социального действия М. Вебера (рационализация действий) и пр. На мой взгляд, этот закон является основополагающим в управленческой деятельности.
К законам организации принадлежат закон неформальных организаций и закон эффективного руководства в организации. Закон неформальных организаций: внутри формальной (официальной) организации всегда создаются организации неформальные (неофициальные), состоящие из друзей, приятелей, кругов межличностного общения и определяющие характер поведения своих членов на официальном и неофициальном уровнях. Закон эффективного руководства в организации: управляющее воздействие будет эффективным только тогда, когда основные цели формальной и неформальной организаций совпадают. Интерес к различным структурным элементам были развиты в теории научного управления Ф. Тейлора и теории человеческих отношений Э. Мейо, а также их последователях. Все они пытались найти баланс между формальными и неформальными структурами в организации.
Закон организации управленческой деятельности выражает устойчивую зависимость эффективности процесса управления социальными объектами от степени соответствия функций, ответственности, прав и обязанностей участников процесса управления на каждом его уровне. Здесь мне и видится одно из проблемных полей социального управления, что нашло отражение в исследованиях: баланс прав и обязанностей необходимое условие эффективности процесса управления. Часто имеющий место в практической жизни дисбаланс между правами и обязанностями, когда все возрастающая ответственность не сопровождается усилением рычагов и средств управления, может создать нетерпимую психологическую атмосферу в организации. Однако в силу действия механизмов психологической регуляции руководители все равно приспосабливаются к отсутствию реальных рычагов управления и берут на себя ровно столько ответственности, сколько позволяют их права. В то же время наделение руководителя широкими правами без необходимых обязанностей приводит к безответственности и невозможности достичь управленческих целей.
Законы управленческих отношений выражают объективные, необходимые, существенные связи субъектов управления (руководителей, администрации и других носителей социальных функций управления) и эффективности функционирования системы социального управления. Первый закон, закон взаимодействия особых интересов субъектов управленческих отношений, выражает существенную связь между субъектами управления в процессе реализации единой цели. Особые, т.е. личные, интересы начальников (руководителей) всех уровней не должны порождать конфликты в управленческих звеньях. В соответствии с ним необходимо ставить субъектов управления в условия, которые не позволят им отклониться от заданных целей и формируют заинтересованность в ее эффективной реализации. Управленцы всех уровней должны видеть в управленческой деятельности свой интерес, который совпадет по основным параметрам с целями организации.
Второй закон, единство и независимость особых интересов, определяет взаимное положение участников управленческого процесса. Особые интересы многих членов организации могут быть независимыми друг от друга. Например, цели администрации и профсоюзов или иных общественных организаций. Объективной основой их единства является достижение экономических и социальных целей организации. Поэтому каждый субъект управленческих отношений способен активно взаимодействовать с другими субъектами при возникновении противоречий на основе общего и вместе с тем особого интереса.
Методы социального управления способы или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации и контроля за их исполнением с целью изменения управляемой системы или придания ей нового состояния, повышения эффективности деятельности в осуществлении определенных задач.
Классификация методов социального управления пестрит своим разнообразием. Наиболее внимание хотело бы сосредоточить на следующей классификации, предложенной Ю. В. Фененко:
методы анализа и диагностики управленческой ситуации, в т.ч. методы измерения исполнения и диапазона руководства;
прикладные методы, психологические и социально-психологические методы управленческого воздействия;
методы управления и регулирования отношений в организации.
Анализ предполагает не только описание очевидных фактов, но и внимательное изучение того, что дезорганизует развитие событий, деформирует их или, на оборот, повышает активность тех социальных сил, которые еще незначительны по своему воздействию, но их влияние имеет устойчивую тенденцию к росту. Это анализ как того, что имеется в реальности, так и того, что скрывается в общественных явлениях и событиях. Анализ начинается с группировки и классификации данных, а также может основываться на таких методах, как контент-анализ, экспериментальный анализ, анализ управленческой ситуации и среды.
К прикладным методам следует отнести те методы, которые направлены на реализацию основных стадий алгоритма социального управления: социального прогнозирования, проектирования, программирования и планирования. Это метод экстраполяций, экспертные методы, методы прогнозных сценариев и граф, метод моделирования, методы социального проектирования и управленческое консультирование.
Социально-психологические методы представляют собой группу специфических способов воздействия на работников (методы прямого (прямые), косвенного социально психологического воздействия (косвенные) и промежуточные методы). Эти методы основываются на учете индивидуально-психологических особенностей каждого работника, использовании рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций, а так же психологически обоснованного механизма принятия управленческого решения и методов его передачи к исполнителю. Особое значение приобретает социально-психологическая информация о формировании и развитии управляемого коллектива, тех социально-динамических процессах, которые характеризуют его внутреннюю жизнь.
Методы управления и регулирования отношений в организациях – это комплекс специальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. Всю совокупность методов можно разделить на индивидуальные и фронтальные. К индивидуальным методам относятся разные виды воздействия на поведение отдельных людей. В том числе: а) прямое (приказ, задание); б) через мотивы и потребности (стимулирование); в) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.); г) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Применительно к группе, входящей в производственный коллектив организации, используются фронтальные методы. К ним относятся: а) целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); б) сплочение группы посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иные способы.
Также можно выделить 4 способа влияния на объекты социального управления в организации: экономические, административно-организационные методы, правовые способы воздействия, мотивационные методы.
Принципы социального управления исходные основополагающие требования, которые обеспечивают эффективное функционирование всего управленческого механизма.
Одним из основополагающих управленческих принципов является принцип научности. Он означает все более полное познание и использование в реальной практике управления законов общественного развития.
Следующим немаловажным принципом управления можно считать системный (комплексный) подход. Рассматриваемая социальная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Каждая из подсистем распадается на совокупность элементов и имеет внутреннюю структуру, но все они представляют единый комплекс. Системный подход означает, что руководители любого уровня могут оценить ситуацию в целом (оценка её обстоятельств и возможных последствий, основных задач управления и путей достижения и пр.). Гармоничное функционирование всех составных частей, ликвидация диспропорций и противоречий между ними является одной из важных функций системного подхода. Используется системный подход и при анализе и принятии решений в управлении.
Принцип гибкости это способность приспособиться, адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде управления. Это умение принимать оперативные решения по текущим проблемам, управлять ситуациями, вышедшими из-под контроля, устранять помехи при реализации целей. Этот принцип требует предоставления большой индивидуальной, организационной и институциональной свободы, а также экономической свободы в распоряжении ресурсами в критических ситуациях. Вместе с тем гибкость является вспомогательной функцией, инструментом в достижении заданной цели.
Важным принципом социального управления является интегральный подход. Он позволяет сравнивать цели развития объекта управления с имеющимся потенциалом его мощностей, приводит в равновесие внешние стратегии и внутренние возможности их осуществления (технологические, экономические, экологические). Данный принцип предполагает использование в управлении эффективных механизмов интеграции, долго- и краткосрочных прогнозов, отраслевого и территориального управления, выработку целенаправленной политики руководства, анализ принимаемых решений.
К основополагающим относится и принцип сочетания централизации и децентрализации современных управленческих процессов. Управленческие процессы являются взаимодополняющими направлениями, сочетающими в себе концентрацию управленческой власти и ее распределение по отдельным элементам (или передачу части управленческих функций периферии). Это управление и самоуправление, граница между которыми подвижна. Децентрализованный характер решения управленческих проблем обеспечивает динамизм, более быстрые реакции на изменение условий существования, более гибкое маневрирование силами, поскольку в его основе лежит приближение самого процесса управления к управляемым структурам, т.е. непосредственно к исполнителям. Действия централизованного и децентрализованного начал современного управления должны уравновешивать друг друга.
В рамках социального управления для решения постоянно возникающих новых социальных проблем необходим глубокий анализ конкретной ситуации, особенностей развития и функционирования разнообразных социальных общностей, институтов, организаций, групп, отношений между ними. Это нужно для того, чтобы, во-первых, уточнить прогнозы социальных изменений и, во-вторых, определить наиболее эффективные способы воздействия на социальные процессы. На мой взгляд, именно знание теоретических основ, в частности законов, методов и принципов социального управления, позволяет более успешно реализовывать практическую деятельность в сфере управления. Именно теоретические подходы к проблемам управления ориентируют исследователей на более адекватную оценку на процесс перехода России на инновационный путь развития и нахождения более активных способов принятия управленческих решений.
Таким образом, набор взаимосвязанных и взаимообусловленных законов, методов и принципов социального управления создает определенную систему, способную эффективно решать общественные проблемы.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!