это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1210246
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье раскрывается понятие «межличностный конфликт», дается перечисление факторов, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, проводится эмпирическое исследование, делается вывод и даются рекомендации.
Ключевые слова: межличностный конфликт, педагог, образовательная среда, личность, коллектив, конфликтогенность.
Description. The article reveals the concept of "interpersonal conflict", provides a list of factors affecting the occurrence of interpersonal conflicts among teachers of OU, concludes and makes recommendations.
Keyword: interpersonal conflict, teacher, educational environment, personality, team conflicts.
Актуальность данного исследования состоит в том, что образовательные учреждения в настоящее время переживают острую нехватку педагогических кадров. Это обусловлено рядом причин, одна из которых, на наш взгляд, увольнения педагогов по причине частых конфликтов внутри педагогического коллектива. Одна из базовых человеческих потребностей - потребность в безопасности (по А.Х. Маслоу) , и если она не удовлетворена – человек испытывает дискомфорт и не может выполнять качественно свою работу. Здоровый социально-психологический микроклимат в педагогических коллективах гораздо важнее, чем хорошая зарплата. Педагоги, как и остальные работники сферы образования, отрицательно относятся к конфликтам, и стараются их обходить. [1].
Основные задачи данной статьи - изучить факторы, влияющие на возникновение межличностных конфликтов в среде педагогов образовательных учреждений; на основе результатов проведенного эмпирического исследования выбрать наиболее приемлемые и практичные межличностные методы управления конфликтами и методы снятия эмоционального напряжения, которые может использовать руководитель ОУ и психолог для создания комфортного климата в коллективе педагогов. Изучением и трактовкой межличностных конфликтов занимались З.Фрейд, К.Г.Юнг , К.Хорни , А.Я Анцупов, В.В. Ковалев, С.В.Баклановский, С.Л. Прошанов. Межличностный конфликт- это столкновение индивидов с группой, или групп между собой. Данный вид конфликта самый распространенный. [5]
Основные факторы, влияющие на возникновение межличностных конфликтов:
Особенность содержания и характер педагогической деятельности. Педагоги взаимодополняют друг друга в своей работе, хотя напрямую от результатов труда коллег не зависят.
Преимущественное количество женщин в коллективе. Как правило, в школьном педагогическом коллективе работают преимущественно женщины. Это накладывает свой отпечаток на особенности возникновения и течения межличностных конфликтов. Конфликты между женщинами часто носят личностный характер.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране. Учителя вынуждены подстраиваться под изменившуюся систему образования, а так же регулярные нововведения и реформы, что ведет к повышению уровня стресса среди педагогов и напрямую влияет на результативность их труда.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данные факторы в большинстве своем носят объективный характер, и повлиять на них невозможно. Тем не менее, педагоги, как и другие работники сферы образования, имеют право трудиться в спокойной и доброжелательной атмосфере.
Гипотеза. Уровень конфликтности в коллективе будет высок, поскольку факторы, влияющие на возникновение межличностных конфликтов - объективны, и изменить их не представляется возможным.
Для того, чтобы изучить степень влияния выявленных нами факторов на возникновение конфликтов среди педагогов, нами было проведено эмпирическое исследование, которое включало в себя несколько методов.
Наблюдение и анализ обстановки в коллективе педагогов. Он позволил выявить насколько часто в настоящее время педагоги вступают в межличностные конфликты, каков психологический климат в данном коллективе.
Метод экспертных оценок. Мнение (о психологическом климате и уровне конфликтогенности в коллективе) педагога-психолога и заместителя директора школы, которые имеют опыт работы в данном образовательном учреждении более 8 лет.
Проведение анонимного опроса путем методики оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера.
Результаты проведенного эмпирического исследования.
В исследовании принимали участие 44 педагога средней общеобразовательной школы. Возраст испытуемых от 27 до 57 лет.
Наблюдение проводилось невключенное, полевое, неструктурированное. Необходимо было выявить в естественной среде - как начинается рабочий день учителей, как они приветствуют друг друга, с каким настроением приступают к работе и как меняется их настрой в течении дня. Выяснилось, что в целом педагоги благожелательны друг к другу, позитивны и готовы помочь в нужный момент. Но к концу дня большинство из них теряли заряд оптимизма , выглядели уставшими и неохотно вступали в диалог друг с другом. Наблюдение проводилось с течении двух дней - понедельника и пятницы. Начало и конец недели были выбраны не случайно - ведь в эти дни можно пронаблюдать динамику исследуемых процессов и сравнить результаты. Стоит отметить тот факт, что начало недели было более энергичным, позитивным, но в конце дня было заметно утомление. Возможно, оно связано с нововведениями, которые затронули всех педагогов на собрании с директором. Тем не менее, пятница завершилась не так сумбурно и утомительно, как ожидалось.
Вывод: несмотря на всю эмоциональную нестабильность педагогического труда, учителя находят в себе силы для продуктивной работы, умеют приспосабливаться к частым нововведениям в сфере образования, и налаживать контакты друг с другом.
Метод экспертных оценок.
Этот метод должен был дать результат, который впоследствии мы сравнили с результатом первого метода. В данном исследовании приняли участие в качестве экспертов - заместитель директора школы и педагог-психолог. Именно их мнение, на наш взгляд, более объективно и конструктивно для проведения исследования.
В процессе ознакомления с информацией о коллективе, выяснилось, что коллектив окончательно сформировался лишь два года назад. Это было связано с частичной сменой кадров: часть учителей вышли на пенсию, на смену им пришли молодые педагоги. 40% из вновь прибывших не имели опыта работы в школе, но имеют профильное образование по своей специальности. Оставшиеся 60% вновь прибывших учителей имели опыт работы от года до трех в сфере образования. По словам педагога-психолога, коллектив на данный момент имеет черты сплоченного и сформированного, поскольку есть несколько соответствующих тому признаков:
У педагогов есть четкое представление о взаимной требовательности и ответственности друг перед другом. Каждый из них понимает, что его труд и старания влияют на весь процесс обучения школьников в целом, а значит и влияет это и на процесс работы каждого из преподавателей.
Коллектив вполне управляем, не бывает стихийного недовольства, частых вспышек неудовлетворенности, хотя наблюдаются отдельные моменты непонимания между сотрудниками.
Есть взаимопомощь, взаимовыручка, редко наблюдаются перебои в школьном расписании по причине отсутствия какого-либо учителя, поскольку в большинстве случаев педагоги заменяют друг друга в случае необходимости.
Стоит упомянуть и о роли директора школы, как о формальном лидере, без которого коллектив не сложился бы в столь продуктивный по своей работе. В данной школе директор выступает и в роли неформального лидера, что бывает крайне редко.
У коллектива педагогов есть общая значимая цель- образование школьников, и этой целью движимы вес участники коллектива.
Несмотря на всю сложившуюся обстановку, стоит отметить, что есть и преподаватели, которые чаще других способны замечать и указывать недостатки в работе коллег и администрации школы. Они, как правило, не остаются в стороне от обсуждений текущих проблем, которые носят чаще негативный характер. Но этот аспект не накладывает сильный отпечаток на общее настроение коллектива педагогов.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера.
В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак , тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная) по каждому профилю. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. [4]
Таблица №1.
1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 Дружелюбие Враждебность
Согласие Несогласие
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Продуктивность Непродуктивность
Теплота Холодность
Сотрудничество Несогласованность
ВзаимоподдержкаНедоброжелательность
Увлеченность Равнодушие
Занимательность Скука
Успешность Безуспешность
В исследовании принимали участие (анонимное) 44 педагога. При подсчете результатов, были выведены средние баллы с округлением в большую сторону.
В результате удалось получить следующие результаты.
Дружелюбие по средней оценке- 3.
Согласие по средней оценке – 4.
Удовлетворенность по средней оценке- 3.
Продуктивность по средней оценке- 4.
Теплота по средней оценке – 5.
Сотрудничество по средней оценке- 4.
Взаимоподдержка по средней оценке- 4.
Увлеченность по средней оценке- 2.
Занимательность по средней оценке – 3.
Успешность по средней оценке – 4.
Как видно из подсчитанных результатов методики, основная проблема в коллективе это теплота/холодность, с которой взаимодействуют сотрудники. Самый успешный параметр, по которому педагоги оценили свой коллектив - это увлеченность. Несомненно, профессия требует мотивированности и личной заинтересованности в результате. В целом, можно наблюдать по данному результату, что члены коллектива не разобщены, довольны сотрудничеством друг с другом, и внешние факторы не оказывают сильного отрицательного результата на возникновение конфликтов в межличностных отношениях. Стоит так же отметить, что такие признаки как дружелюбие, занимательность и удовлетворенность так же лидируют в опросе. Это свидетельствует о вполне комфортной обстановке, в которой трудятся члены коллектива. А значит уровень конфликтов минимален, и неспособен дестабилизировать обстановку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог проведенного исследования по выявлению факторов, влияющих на возникновение межличностных конфликтов учителей, можно перечислить следующие: особенность содержания и характер деятельности, преимущественное количество женщин в коллективе, социально-экономическая ситуация в стране. Нами так же было установлено объективное существование выявленных факторов, и, как следствие, невозможность влияния на них. В ходе проведения исследования по выявлению уровня конфликтности в коллективе педагогов школы №26 г. Красногорска, выяснилось, что коллектив сплочен, проблемы решаются легко, нет явных проблем в деятельности сотрудников. У педагогов есть четкое представление о взаимной требовательности и ответственности друг перед другом, есть взаимопомощь и взаимовыручка в трудных ситуациях. Кроме того, в процессе проведения исследования стало понятно, что ситуация сложившаяся в современной образовательной среде нестабильна, вводится много новшеств и преобразований, что является стрессовым фактором для педагогов. Тем не менее, общий результат доказывает, что отмеченные выше факторы лишь частично и поверхностно могут являться источником межличностного конфликта между учителями. Делая вывод по итогам исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась лишь частично.
Для поддержания благоприятной и комфортной атмосферы коллектива нами были даны рекомендации по снятию эмоционального напряжения и стабилизации общего позитивного фона. Вместе с психологом были подобраны практичные межличностные методы управления конфликтами, которые может использовать директор в своей управленческой деятельности.
Таким образом, подводя итог нашей исследовательской работы, можно сделать вывод, что задачи по выявлению факторов влияющих на возникновение межличностных конфликтов у учителей- выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов- 4е изд, испр. и доп.- М.: Эксмо 2009.- 512с.- (Психологическое образование)
Гришина Н.В. Психология конфликта
Лукичева Л.И. Управление организацией. – 4е изд., стер.-М.: Омега-Л, 2008.-360с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 – 672 сстр. 331.
Самыгин С.И., Зайналабидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н\Д: Феникс, 2001.- 480с.
Шадриков В.Д. Психология деятельности человека/В.Д.Шадриков.-М.: Институт психологии РАН.2013
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!