это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1219458
Ознакомительный фрагмент работы:
В статье раскрывается понятие такого современного подхода к обучению и развитию персонала в организации как коучинг. Раскрыты отличительные черты коучинг, тренинга и психотерапии. Рассматриваются тенденции развития коучинга в России, а также эффективность его использования в российских организациях.
Ключевые слова: коучинг, обучение, персонал, тренер, коуч
The article reveals the concept of such a modern approach to the training and development of personnel in the organization as coaching. Revealed the distinctive features of coaching, training and psychotherapy. Trends in the development of coaching in Russia, as well as the effectiveness of its use in Russian organizations are considered.
Keywords: coaching, training, staff, coach, coaching
В современных условиях динамично меняющейся внешней организационной среды жизнеспособны организации, ориентированные на непрерывное развитие системы, обучение персонала, развитие новых технологий раскрытия и развития возможностей сотрудников.
Одним из современных сотрудников технологии, способствующим не только раскрытию внутреннего потенциала сотрудников, но и рекомендациям, определяющим эффективность совместной работы, является коучинг. Эта система принципов и методов, которые способствуют развитию личности и группы, совместной работе людей, а также обеспечения максимального раскрытия и эффективной реализации этого потенциала. В последнее время коучинг все чаще используется в организациях как уникальный системный подход к формированию корпоративной культуры, развитию технологий сотрудников, построению и внедрению корпоративных стратегий.
Очень важно привести организацию обучения специалистов и руководящих работников организации в соответствие с современными требованиями. Если организация хочет иметь конкурентоспособный персонал, «выжить» и повышать в новых условиях хозяйствования эффективность своей деятельности, то ей необходимо разрабатывать кадровую четкую политику обучения сотрудников, работающих в ней [3, с.1].
Цель обучения - обеспечить увеличение качества персонала и конкурентоспособного совокупного потенциала организации посредством освоения новых знаний техники и технологии, методов управления, учитывая интересы будущего.
Цель обучения при подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала состоит в приобретении ими определенных качеств, способствующих повышению эффективности труда персонала.
Рисунок 1 - Виды обучения
В процессе повышения квалификации выделяют достаточно большое разнообразие форм осуществления обучения, находящихся в зависимости от каких-либо факторов, в их числе: в зависимости оттого, кто проводит программу повышения квалификации. в зависимости от характера связи с практической деятельностью, в зависимости от степени организации процесса повышения квалификации, в зависимости от содержания мероприятий по повышению квалификации, в зависимости от целевых групп, участвующих в данном процессе.
Каждая форма обучения предполагает использование определенных методов обучения управленческого персонала, которые представляют собой совокупность экономических и организационных инструментов расширения знаний, развития способностей и навыков персонала в процессе обучения в специализированных учреждениях, практической работы, путем самообразования [8, с.144].
Рисунок 2 - Проблемы организации, решаемые за счет подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров
В условиях прогрессивных рыночных отношений для достижения ощутимых результатов на предприятии возникает необходимость применения новых технологий, способствующих развитию человеческого потенциала, мотивации корпоративного поведения сотрудников к работе. Это является основой такого направления, как коучинг, использование которого способствует повышению эффективности работы [1, с.128].
Коучинг - популярная тенденция в современной психологической практике. Первоначально он выступал как способ помочь спортсмену достичь своих целей, а затем перешел в бизнес, образование и другие сферы жизни.
К сожалению, сегодня не существует русскоязычной интерпретации концепции «коучинга», которая может быть спроецирована на все виды деятельности, в которой она используется. В переводе с английского это слово означает тренировку, то есть коучинг - это индивидуальная подготовка человека к достижению значимых целей для него, мобилизация его внутреннего потенциала и овладение стратегиями получения результатов.
На Западе спрос на услуги коучинговой подготовки постоянно растет, что указывает на высокую эффективность и потенциал этого метода. На стыке 20-го и 21-го веков в России начали активно внедряться и практиковаться коучинговые технологии. На первом этапе коучинг был освоен специалистами по рыночному консалтингу - бизнес-тренерами, консалтинговыми компаниями и т.д. Затем утвержденная коучинговая технология была применена в обучении топ-менеджеров организаций (VIP-коучинг).
Этот метод призван расширить возможности людей, которые осознают необходимость изменений и поставили перед собой задачу профессионального и личностного роста. Он может быть направлен на реализацию планов в различных сферах жизни: бизнес, карьера, образование, межличностные отношения и семья [9, с.132].
Работа тренера-консультанта напоминает работу спортивного тренера: тренер не может пробежать дистанцию для спортсмена, но он может помочь ему актуализировать внутренний ресурс, «поймать его игру», обнаружить что-то сильное и уникальное в себе, что характерный только для него, и это позволит ему добиться победы.
Иногда коучинг путают с психотерапией. Но это разные вещи. Психотерапевт фокусируется главным образом на психологических проблемах и изучении их корней, а следовательно, и в прошлом, на ошибках пациента.
Существуют различные типы коучинга, в зависимости от того, какое психологическое направление он развивает: поведенческий, психоаналитический, НЛП, интегративный, повествовательный и т.д. Но если мы поговорим о наиболее известных и часто используемых подходах к тренерской практике, позитивная психология выделяется среди их. Коучинг развился и стал востребован одновременно с развитием позитивной психологии, поэтому его можно рассматривать как форму практического применения положительной психологии.
Фокус позитивной психологии - это не дефицитный опыт человека, а, наоборот, опыт переживания счастья и достижения желаемого. Тренировочная практика опирается прежде всего на сильные стороны личности. Его философская основа - это конструктивизм, в соответствии с основными положениями которого сознание субъекта не только отражает окружающий его мир, но и активно его создает, строит его. Поэтому в нашей власти, руководствуясь сознательной целью, «создать» желаемую реальность в форме шагов движения к этой цели.
Коучинг, наряду с психотерапией и психологической консультацией, можно рассматривать как одну из технологий для изменения неэффективных моделей поведения и способов мышления. Но, в отличие от психотерапии, коучинг не работает с прошлым, а направляется в будущее. Он основан на субъектно-субъективной парадигме взаимодействия: человек, проходящий курс обучения, не является пассивным объектом влияния, а активным участником процесса как последователем более опытного партнера. Отсюда и название проходящего коучинга: «коуч-партнер», который подчеркивает психологическое равенство позиций обоих коучинговых участников. Это приближает коучинг к современному бизнес-тренингу.
Сама концепция коуча часто отождествляется с тренингом. Тем не менее, между ними существует значительная разница. Задача бизнес-тренера, а также тренера по спорту - развивать навыки, необходимые для работы для тех, кто проходит обучение. Более того, это означает, что тренер преподает технологии эффективных действий, которые он уже знает, в то время как задача коуча отличается. Она заключается в том, чтобы коуч-партнеру помочь решить самостоятельно жизненную появившуюся задачу и свой потенциал раскрыть. Соответственно будут разными и инструменты. Инструментом ко-учинга выступают вопросы, которые помогают коуч-партнеру найти ответы самостоятельно и направлены на раскрытие его потенциала. Инструментом тренинга являются задания и упражнения с целью тренировки навыка. Этим отличается коучинг от психологического консультирования - готовых рекомендаций и советов коуч не дает.
Трансформация происходит, когда людям задают открытые вопросы вместо того, чтобы говорить им, что делать. Коучинг также отличается от наставничества тем, что тренер не всегда является моделью поведения для тренерского партнера с формулировкой, адресованной ему: «Делай как я». Коуч знает технологию создания соответствующей психологической среды для коуч-партнера для значительного роста его результативности и обучает его эту технологию применять.
Как развивающаяся практика коучинг основывается на идее совместного непрерывного развития окружающей среды и потенциала участников процесса коучинга. Коучинг является экологичным, поскольку философия этой системы методов изначально была основана на признании интересов близких людей. У каждого человека коучи видят его нереализованный потенциал и возможность для его совместного развития.
Коучинг основан на концепции совместного развития, поскольку наше сознание является диалогичным. Действительно, обычным способом для всех нас реализовать реальность и принять необходимые решения является внутренний диалог с внутренним воображаемым собеседником. Иногда мы не замечаем мысли, которые имеют диалогический характер, текущий в нашем сознании. То есть основано наше самосознательное существование на возможности вступить в диалог - как обмен идеями, которые меняют восприятие и отношение к определенным аспектам реальности всех участников диалога. Формирование сознания субъекта происходило и продолжает происходить под влиянием людей, с которыми он взаимодействует. Более того, каждый из нас является носителем привычных моделей поведения и мышления, взаимодействия с другими, способов достижения целей и ответа на определенные события. Есть две основные причины желания человека что-то изменить в себе. Во-первых: если эти шаблоны не позволяют достичь желаемых целей; во-вторых, возникли более сложные цели и задачи, требующие способности действовать по-новому [6, с.69].
Этих изменений можно достичь, основываясь на данных практической психологии, можно утверждать, что определение наличия эффективного или неэффективного стереотипа поведения часто возможно только на основе результатов полученных действий. Как правило, можно определить причину результатов, полученных на основе анализа того, что было сделано и как это было сделано, и его сопоставления с другими вариантами достижения целей. А также, прежде всего, четкое понимание целей, к которым мы стремились, для которых мы выполняли действия.
Часто цель не полностью реализована и остается мечтой, которая кажется недосягаемой.
Коучинг - четкая система методов (технологий) для достижения целей, основанная на способности формулировать цель, определять шаги для ее достижения и преодолевать негативные модели поведения и мысли, которые препятствуют этому процессу. Таким образом, коучинговая технология подразумевает возможность интроспекции, процесс которой облегчается присутствием собеседника, которому принадлежат специальные методы постановки вопроса. Факт наличия собеседника позволяет нам обратиться к психотерапии и психоанализу как к системам, в которых впервые возникла идея специально организованного разговора для решения психологических проблем человека, обращающегося за помощью. В коучинге, в отличие от психотерапии, ответственность за результат процесса распределяется поровну между со-учителем и его партнером. Принятие полной ответственности не только за результат коучингового процесса, но и за жизнь в целом является ключевой особенностью этой технологии для достижения целей.
Коучинг - это пошаговая система методов организации такого жизненного пространства, в котором субъект действует вместе с другими, активно создавая мир и внося в него свою индивидуальность. Он организован таким образом, что он изменяет среду, в которой коуч находится, и люди в этой среде. В результате развивается коучинговая связка коучингового партнера и окружающая среда, в которой они взаимодействуют. Развитие окружающей среды происходит по той причине, что раб, достигая своих целей, становится носителем концепции коучинга, активно применяя эту технологию в повседневной жизни для решения проблем и эффективного взаимодействия. Более того, развитие является непрерывным, поскольку неизбежно возникает постоянное появление новых задач, которые не решаются обычными методами. Философия коучинга представляет собой философию диалога, совместное непрерывное развитие творческого потенциала всех участников.
Сегодня в России коучинг набирает обороты. Существует на российском рынке множество предоставляющих коучинговые услуги консультантов. В справочнике по коучинговым услугам в России упоминаются сотни компаний, хотя, конечно, именно коучингом занимаются не все. Многие начинают называть себя именно так, поскольку это модно и позволяет вызвать у клиента интерес) [2, с.57].
Основная причина, по которой начинают предприятия активно использовать внешний или внутренний коучинг, формирование амбициозных целей для сотрудников и менеджеров. Примером может служить организация, такая как банк, который поставил амбициозные цели для ключевых руководителей, связанных с расширением своего присутствия в регионах. Для этих сотрудников задачи оказались новыми, сложными и крупномасштабными, и они также требовали изменений в обычном поведении и отношении. Помогать в их решении могли только коуч. В отличие от консультанта, который обычно объясняет, что и как делать, но не раскрывает профессиональный потенциал клиента, коуч таким образом ставит вопросы, чтобы его клиент нашел ответы на них. Коучинг позволяет вам находить «скрытые резервы» клиента не только как отдельных лиц, но и как профессионалов. Поэтому для работы с ключевыми специалистами банк привлекал внешних коучей [7].
Еще одна причина использования коучинга - желание корпоративных лидеров улучшить конкретные бизнес-процессы. Примером может служить телекоммуникационная компания, которая начала использовать коучинг для менеджеров в связи с необходимостью улучшить качество одного из процессов HR - измерения производительности. Менеджеры по работе с персоналом выступали в качестве коучей: они посещали оценочную встречу главы с подчиненным, наблюдали за тем, как они общаются, а затем провели сессию с менеджером. Простая консультация подсказывает, что менеджер только говорит, как действовать в данной ситуации. В этом случае роль специалиста по персоналу заключалась в том, чтобы помочь менеджеру найти способы повысить эффективность процедуры оценки во время разговора [7].
Положительный результат сессии не заставил себя долго ждать: качество задач, возложенных на сотрудников, улучшилось, сократилось количество увольнений из-за неудовлетворенности карьерой (в рамках ознакомительной беседы проблема карьеры была также обсуждалось). Коучинг, кроме того, популярность завоевал среди менеджеров: «испытав эффективность метода для себя, многие из них выразили желание овладеть навыками тренера.
Реальные результаты клиентов после сессий коучинга опубликованы были в Центре консалтинга и коучинга [5] и представлены на рисунке 3.
Каждый руководитель организации должен четко понимать, что успех компании напрямую связан с непрерывным обучением своих сотрудников. Независимо от того, насколько выгодна компания, не развивая своих подчиненных, она не сможет конкурировать на рынке. Существует много форм и методов организационной подготовки персонала. Поскольку в большинстве случаев сотрудники не хотят учиться самостоятельно, менеджер лучше взять его под контроль. На крупных предприятиях они обычно создают специальное структурное подразделение, которое выполняет функцию организации и мониторинга обучения. В дополнение к организационной части важно помнить о мотивации сотрудников к обучению. Это может быть перспектива продвижения или зарплаты. Полученные знания должны быть интересными и необходимыми для работы. В связи с этим необходимо также отметить эффективность коучинга - 94% из наиболее успешных 500компаний в мире используют ее в своей работе [4]. Этот метод обучения успешно зарекомендовал себя в России. Многие организации, применив его один раз, теперь используют его в своей повседневной работе. Важно не бояться учиться и пытаться что-то новое, изучать и применять различные методы и формы развития ваших подчиненных.
Рисунок 3 - Реальные результаты клиентов после сессий коучинга
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной практике обучения персонала существует огромное множество различных методов обучения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Как развивающаяся практика коучинг основывается на идее совместного непрерывного развития окружающей среды и потенциала участников процесса коучинга. Коучинг - четкая система методов (технологий) для достижения целей, основанная на способности формулировать цель, определять шаги для ее достижения и преодолевать негативные модели поведения и мысли, которые препятствуют этому процессу. Этот метод призван расширить возможности людей, которые осознают необходимость изменений и поставили перед собой задачу профессионального и личностного роста.
Литература:
Гапоненко А. Л., Савельева М. В. Повышение эффективности команды // Проблемы теории и практики управления. 2017. - № 10. - С. 127-135.
Горбань О.Г. Современные подходы к обучению менеджеров по персоналу // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института, 2014. - №2. – С.57
Измагурова В.Л. Концепция непрерывного совместного развития как методологическая основа коучинга // Непрерывное образование: XXI век, 2015. - №1. – С.1
Коучинг под ключ. Внедрение коучинга в корпоративную культуру [Электронный ресурс]. URL: http://www.artcoach.biz/vnedrenie-kouchinga-v-organizacii-na-primere-uralsiba-i-druzhby/
Примеры результатов коучинга [Электронный ресурс] // Доктум : центр коучинга и консалтинга : сайт. URL: http://doktum.ru/coaching/ folder2/
Савельева М.В. Коучинг как инструмент развития команды // Управленческое консультирование, 2018. - №5. – С.69
Ужакина, Ю. Коучинг в России [Электронный ресурс] / Ю. Ужакина // Рго-персонал : информ. портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом. URL: http://www.pro-personal.ru/journal/320/8582/
Шмаков А.Г. В Учении нельзя останавливаться // Вестник Челябинского государственного университета, 2015. - №1(356). – С.144
Щеголькова Д.В. Проблемы применения коучинга в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2014. - №1. – С.132
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!