это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1232637
Ознакомительный фрагмент работы:
Квалифицированный бакалавр, специалист, магистр – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий применять их на практике, способный самостоятельно увеличивать сумму знаний и их качество в дальнейшем. Для того чтобы подготовить такого профессионала, недостаточно просто «загрузить» его информацией. Главная задача педагога, преподавателя – научить студента думать, мыслить, рассуждать. Можно предположить, что сейчас, в начале XX в., роль преподавателя вуза коренным образом отличается от этой же роли в прошлом веке. Любой преподаватель, работающий в вузе 15–20 лет, согласится, что современные студенты в массе своей гораздо менее эрудированы, чем их предшественники.
Современный мир предъявляет новые требования к подготовке экономических кадров. Выпускники высшей школы экономических направлений должны обладать рядом компетенций профессиональной и общей направленности, которые позволят выдержать серьезный уровень конкуренции на современном рынке труда.
Развитию аналитической, научно-исследовательской, расчетно-финансовой и других видов деятельности студентов экономических специальностей способствуют современные формы и методы преподавания, которые направлены на инициирование активной позиции студента, данные виды обучения направлены на формирование большей доли самостоятельности, умения анализировать проблему, критически оценивать управленческие решения. Среди используемых образовательных технологий в разрезе преподавания экономических дисциплин можно отметить следующие тенденции: на смену наукоемким, репродуктивным, пассивным образовательным технологиям приходят интерактивные, активные, проблемно-дискуссионные, рефлексивные.
В данной работе приводятся примеры современных методов в контексте преподавания следующих дисциплин: экономика, экономическая теория, микроэкономика.
От преподавателей экономических дисциплин в современных условиях требуется не только глубокое знание профессиональных дисциплин, но и компетенции в гибком использовании современных подходов, форм, методов обучения. Технология преподавания экономических дисциплин должна использовать совокупность взаимосвязанных приемов, способов, форм обучения предметам экономической направленности.
Правильно подобранная методика обучения позволяет студентам не только приобретать знания, углублять понятийный аппарат, выявлять важные особенности и закономерности в экономической сфере, но и развивает аналитические, рефлексивные, коммуникативные способности личности.
В ходе экспериментов установлено, что при прочих равных условиях в памяти обучающегося откладывается примерно 10% от услышанного объема информации, 50% от увиденного объема и более 90% того, что явилось результатом практической деятельности. Исходя из этого, одним из наиболее рациональных способов обучения является способ, основывающийся на активном включении студента в самостоятельный поиск и нахождение необходимой информации.
Для развития творческой активности студентов можно использовать форму деловой игры. Её использование при проведении учебного занятия в рамках дисциплин экономической направленности позволяет смоделировать систему разнообразных экономических отношений, а также всевозможных условий осуществления профессиональной деятельности. При проведении деловых игр целесообразно применять активный и интерактивный подход при взаимодействии преподавателя и студента. Пассивный подход в данном случае малоэффективен, так как он предполагает роль преподавателя в качестве основного действующего лица, а студенты здесь выступают в роли пассивных слушателей. При активном подходе студенты во время занятия взаимодействуют с преподавателем (рис. 1).
Рис. 1 Активный подход при проведении учебного занятия
Эффективным средством обучения в преподавании экономических дисциплин является интерактивный подход. В отличие от активных методов, интерактивный подход направлен на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и преобладания активности студентов в ходе учебного занятия. Роль преподавателя на интерактивных занятиях заключается в направлении активности студентов на достижение поставленных целей (рис. 2).
Рис. 2 Интерактивный подход при проведении учебного занятия
Преподавание экономических дисциплин носит инновационный и интегрированный характер, логически объединяя лекционный материал, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов, преподаватели кафедры активно используют цифровые образовательные ресурсы, формируют единую базу электронных форм занятий: мультимедийные презентации, презентации с видеороликами. Все это позволяет повысить интерес студентов к занятиям и повышает их эффективность.
Сегодня имеет место точка зрения, согласно которой такая форма проведения учебного занятия, как классическая лекция является недостаточно эффективной. Сторонники данной позиции считают, что студенты могут самостоятельно освоить теоретический материал, а лекционное время должно использоваться для обсуждения наиболее актуальных проблем экономики. Однако следует отметить, что лекция остается основным способом передачи знаний: она дает целостное и логическое освещение основных положений изучаемой дисциплины, помогает разобраться в многообразии материала. Лекция должна обеспечивать овладение студентами основными теоретическими положениями, формирование понятийного аппарата.
Безусловно, лекционная форма имеет и недостатки: многочисленность студенческой аудитории ослабляет обратную связь от студента к преподавателю, да и само влияние преподавателя на студента недостаточное. В некоторой степени эту проблему решает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных форм чтения лекций. Прежде всего, необходимо применять проблемный подход при изложении материала, использовать лекционный материал для анализа ситуации или проблемы современной экономической ситуации. Поэтому необходимо чередовать лекции, направленные на получение и систематизацию у студентов знаний с лекциями, подающими материал как проблему, что требует анализа конкретной ситуации.
Большое значение в освоении лекционного материала, его углублении и расширении играет семинарское занятие. Эффективность семинарских занятий в значительной степени определяется формами их проведения. Особую актуальность приобретает возможность объективного контроля и оценки знаний студентов по определенным темам дисциплины. Использование лишь тестовых заданий для текущего контроля знаний не позволяет преподавателю проследить ход рассуждений, логику студента. Семинарские занятия по экономическим дисциплинам целесообразно проводить в форме коллоквиума, так как он способствует развитию устной речи, мыслительного процесса, способности к системному мышлению и анализу, а также закреплению теоретических знаний у студентов на практических примерах и ситуациях.
При подготовке к коллоквиуму преподаватель заранее составляет список логически связанных вопросов по соответствующей теме. Например, вопросы по теме «Типы рыночных структур» могут быть следующими:
Каковы характеристики совершенной конкуренции?
Что такое олигополия?
Чем отличается чистая монополия и монопсония?
Каковы характеристики монополистической конкуренции?
Что такое ценовая дискриминация? Приведите примеры.
Приведите примеры олигополии.
Целесообразно приводить примеры из практической сферы деятельности, подтверждая понимание изучаемого вопроса. В ходе подготовки к коллоквиуму лучше всего усваиваются знания по тем вопросам, которые связаны с объяснением сущности категорий или определением понятий, с формулировкой законов, с расчётами показателей, а также с перечислением типов, видов, форм или причин чего-либо. Поэтому данная форма текущего контроля и оценки знаний студентов имеет неоспоримые преимущества в преподавании экономических дисциплин.
Важным направлением активизации познавательной деятельности студента является использование на семинарских занятиях ситуационных задач, поскольку углубляя знания теории, они приближают ее к практике. Использование ситуационных задач при проведении семинарских занятий по экономическим дисциплинам преследует следующие цели: во-первых, помочь студенту свободно использовать терминологический аппарат: понятия, категории, модели, экономические законы и закономерности, т.е. те знания, которые получены на лекциях и в процессе изучения учебной литературы. Во-вторых, уметь видеть и формулировать проблему, которую необходимо решить, в-третьих, сделать выбор оптимального решения поставленной задачи, из имеющихся вариантов.
Ситуация, описанная в задаче, должна развиваться во времени и иметь определенные экономические последствия, которые предлагается определить, проанализировать и сделать соответствующие выводы. Ситуация имеет предшествующие и последующие события, т. е. она часть какого-то экономического процесса. Предлагаемая ситуация должна вызвать интерес и стремление ее исследовать, только в этом случае появляется побудительный мотив к решению поставленной ситуационной задачи.
Анализ исходных данных и полученных расчетных показателей учит логически мыслить, аргументировать свою позицию и полученный результат. Несомненный плюс ситуационной задачи заключается не только в правильном выборе варианта решения, позволяющем произвести точные расчеты, но и обосновать выбор примененной экономической модели. Как правило, ситуационная задача должна содержать предмет для дискуссионного обсуждения. Наиболее ярко творческий подход к анализу ситуации проявляется, если ситуация приближена или описывает реальные экономические события. Поиск дополнительного материала прочнее закрепляет знания студентов, позволяет сформировать собственную позицию по дискутируемым вопросам. Решение ситуационных задач позволяет развивать экономический образ мышления, формировать интерес к изучаемому предмету.
Проектно-целевой подход в образовательном процессе, предусмотренный Федеральной целевой программой развития образования на 2016–2020 годы, требует повышения конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном, выдвигая пять основных задач: создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании; развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования; реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Использование активных современных образовательных технологий в разрезе преподавания экономических дисциплин позволяет развить профессиональные и личностные компетенции будущих выпускников, существенно повышая их уровень конкурентоспособности.
Список литературы:
Распоряжение Правительства России от 29 декабря 2014 года № 2765-Р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы».
Арутюнова Г.И., Кирова И.В., Попова Т.Л. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин на кафедре экономических теорий МАДИ // Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Часть 1. М.: МЭСИ, 2016. C. 49–53.
Дьякова Г.С. Методические особенности активизации практических занятий по экономической теории / Г.С. Дьякова, Е.А. Хатунцева // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. – 2016. - № 2. – С. 21-23.
Карпова И.В. Проблемы повышения эффективности преподавания экономической теории / И.В. Карпова, Е.Ю. Орлова // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. – 2016. - № 2. – С. 24-25.
Кирова И.В., Костюк И.В., Попова Т.Л. Эффективное управление учебным процессом // Экономика и социум. 2015. № 1–1 (14). С. 260–264.
Кирова И.В., Попова Т.Л., Султыгова A.A. Методика преподавания экономических дисциплин: вызовы и инновации // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2014. № 1 (12). С. 26–30.
Крылова Н.П. К вопросу использования традиционных и новых образовательных технологий в процессе подготовки современных менеджеров / Н.П. Крылова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - №2 (42). - С. 49-51.
Рудых А.С. Значение инновационных технологий преподавания экономических дисциплин / А.С. Рудых // Провинциальные научные записки. – 2016. - № 2 (4). – С. 39-41.
Хасаншина Н.Б. Преимущества образовательной технологии «блиц-опрос» в преподавании экономических дисциплин / Н.Б. Хасаншина // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. - № 1 (4). – С. 24-27.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!