это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1269351
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье рассматривается вопрос этнокультурного развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Вниманию читателей предложена инновационная программа образования детей старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности, позволяющая не только раскрывать творческий потенциал воспитанников, активизируя эмоционально - образное восприятие окружающей действительности, но и при помощи ведущего кукольного персонажа народного театра Петрушки познакомить детей с понятием «народный театр», формировать патриотическое отношение к истокам национальных традиций.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, этнопедагогика, фольклор, эмоционально - образное мышление, художественный вкус, мировосприятие.
Вводная часть:
рассматриваемая в статье инновационная программа образования детей старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности была разработана для эффективной творческой реализации на базе детской театральной студии «Арлекин». Эта студия является клубным формированием при ГБУ СДЦ «Контакт» г. Москвы. В студии занимается 20 детей, преимущественно старшего дошкольного возраста. В программу деятельности студии включены разнообразные тематические праздники, отражающие традиции народного театра и историю театрализованных обрядовых представлений; игровые тренинги, направленные на развитие речевой практики, дыхания, мелкой моторики, воображения.
Большой блок посвящен работе по ознакомлению воспитанников с лучшими образцами мировой культуры: В. Петрова «Пляска с куклами»; русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде» в обработке Н.А. Римского-Корсакова; русская народная мелодия «Барыня», М. Раухвергер «Сапожки»; К. Сен-Санс «Аквариум», Ю. Сергеева «Гадание на суженого», Андрей Рублев «Рождество Христово», О. Свешникова «Рождественский вертеп», В. И. Суриков «Взятие снежного города» и др.
Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мира детей…Б. М. Теплов
Что является главным в развитии ребенка и формировании его как личности? Кажется, ответ достаточно прост: эмоционально - образное восприятие окружающего его мира. И это действительно так!
Научить ребенка чувствовать, понимать и видеть мир в красках эмоций – значит, подарить ему уникальный инструмент познания мира, дать возможность видеть всё происходящее вокруг него ярко, объёмно, эмоционально.
И именно театр является той совершенной моделью, которая способна воздействовать на чувства, настроения человека, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Театр является одним из самых доступных видов искусства для детей, который помогает решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства предстают как вполне конкретный результат влияния театрального искусства.
Поэтому большими возможностями в патриотическом воспитании дошкольников обладает театральное творчество, позволяющее апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально - нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям.
Как известно, в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится чувство патриотизма. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в творческий мир театра и перевоплощения, а, следовательно, «именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи <…>. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству» [1, с. 4].
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет по театрализованной деятельности «Петрушка» является примером развития духовно - нравственного потенциала дошкольников.
Общественно - политические перемены, происходящие в современном обществе, актуализировали задачу воспитания людей с традиционными морально-нравственными ценностями, готовых к творческой и общественной деятельности. Такая задача сформулирована в ряде государственных документов. Например, в государственном образовательном стандарте, утверждается, что задачами профессиональной деятельности педагогов является «художественно - эстетическое воспитание детей…, изучение, сохранение, развитие и трансляция в современное художественно-культурное, образовательное и информационное пространство лучших образцов традиционного и современного художественного творчества народов России, реализация педагогического потенциала народного художественного творчества, повышение его роли в социализации, социально-культурной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности детей». В «Стратегии государственной и национальной политики Российской Федерации» подчеркнута необходимость сохранения и этнокультурного развития народов России. В 2002 году утверждена федеральная Концепция художественного образования, предусматривающая обновление содержания данной сферы на основе традиций народного творчества и других традиционных ценностей отечественной культуры.
Воспитание детей, знающих, понимающих и принимающих культуру своего народа, его традиции и ценности, все это создало предпосылки для решения подобных задач посредством программы дополнительного образования по театрализованной деятельности «Петрушка».
Этнокультурное развитие детей средствами театрализованной деятельности, стало актуальной необходимостью в наши дни. Народное игровое искусство (обряды, праздники, игры), ставшее истоком современных театральных форм, не только является частью художественной культуры этноса, но и отражает духовные ценности и социальные нормы общества. Поэтому этнокультурное развитие детей посредством театрализованной деятельности как компонент этнокультурного воспитания – это явление, принадлежащее, с одной стороны, к области театрального искусства, а с другой – к сфере социальных отношений (в том числе формирования личности), что напрямую связано с педагогикой.
Несмотря на большое количество программ для детей старшего дошкольного возраста с одноименным названием по театрализованной деятельности, практически ни одна из них не отражает всей полноты проникновения в тайны и истоки культурного наследия, которые можно было бы передать подрастающему поколению как духовно-нравственную, историческую ценность. Передать в доступной, интересной, познавательной, методически грамотно изложенной форме. (Программа по театрализованной деятельности дошкольников БДОУ Д/С № 1 г. Омск «В гостях у Петрушки»; Дополнительная образовательная программа «Театр Петрушки» ЦРР Д/С № 20 Нефтеюганск).
Программа «Петрушка» комплексно охватывает материал русской традиционной культуры, синкретичный по самой своей природе. Игровая деятельность погружает детей в мир фольклора естественным путём, без настойчивого навязывания, что является определённым насилием над личностью ребёнка. Каждый отдельный ребёнок и вся группа развиваются благодаря художественно выраженным методам этнопедагогики. Важнейшая особенность этнопедагогического подхода в том, что он воспитывает целостный взгляд на мир, из этого следует, что воспитательные задачи не разделены (на духовное, эстетическое, нравственное, экологическое воспитания), а объединены в систему; «такое образование обладает огромным педагогическим потенциалом, так как в традиционной культуре каждого народа России воплощены <…> духовно нравственные ценности, составляющие основу современного российского воспитательного идеала» [2, с. 22].
Обращает на себя внимание целевая установка программы: этнокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
При этом определены задачи данной программы: формировать у старших дошкольников представления о народном кукольном театре; формировать у детей представления о видах театрального искусства: драма, комедия, пантомима; формировать представление о народном коллективном творчестве; развивать артистические способности детей и навыки поведения на сцене; воспитывать любовь к Родине и гордость за её культурное богатство; воспитывать интерес к искусству, эстетическое понимание прекрасного.
Обучение предполагает проведение практических занятий длительностью 45 минут, которые будут проводиться 2 раза в неделю. И теоретический материал, который на занятиях излагается в форме бесед, мультимедийных презентаций и содержит сведения об истории возникновения и развития театрального искусства, народного кукольного, фольклорного театра и их особенностях.
Практическая часть занятия включает в себя освоение различных видов кукольного театра (пальчикового, настольного, штокового, перчаточного, теневого и т.д.); игровые, речевые упражнения, упражнения на дыхание, этюды, импровизации, а так же детьми разыгрываются инсценировки к календарным праздникам, постановки кукольного, вертепного театров по мотивам русских народных сказок; происходит закрепление и углубление воспринятого материала и народных традиций; дети «проживают» важнейшие календарные циклы, в интерактивной форме знакомятся с народными песнями, танцами, играми, обычаями и т.п.). Предусмотрено также посещение детских кукольных и драматических театров, выставок народного творчества и искусства, с целью формирования общей культуры участников, а также с целью развития их интереса к различным видам театрального искусства и воспитания интереса и любви к своему народу и родной культуре.
В результате реализации программы дети получат комплекс знаний и умений, закрепят определённые навыки: научатся ориентироваться в мире народных традиций, игрового фольклора, эпоса; овладеют навыками театрализованной деятельности, узнают специальную «театральную» терминологию; овладеют различными видами кукольного театра (пальчикового, настольного, штокового, перчаточного, теневого и т.д.) и другими видами театрального искусства; разовьют навык по организации игрового пространства и навык адаптивности в новой среде, умение завязывать контакты со сверстниками; постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности.
Программа «Петрушка» раскрывает большие потенциальные возможности нравственно - патриотического воздействия народной обрядовой поэзии, сочетающейся с театрализацией. Праздники представляют собой действительно интересное, веселое действо, несут неповторимый дух народных традиций.
Народные произведения ненавязчиво, в веселой игровой форме знакомят воспитанников с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они вызывают интерес детей, приносят им радость, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивают эмоционально - психологическое благополучие.
Богатство и разнообразие содержания детского народного фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Они обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Такой образовательный «материал, основанный на метафорах, должен начать мягко изменять мировоззрение и поведение детей. Подобный прием <…>стимулирует их способность к размышлению» [4, c.5]. Посредством народного фольклора дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, с лучшими образцами народного творчества. Таким образом, приобщая детей к культурному наследию народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Через восприятие образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты к образам родной природы. Выразительность театрального языка, яркость и поэтичность стихов помогают воспитанникам почувствовать атмосферу радостной встречи с родной природой, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Исследования психологов показывают, что дошкольники наиболее восприимчивы к ярким эмоциональным образам, которые у них вызывают радугу эмоций. И именно в этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости.
Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно - творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими.
В процессе театрализованной деятельности ребенок погружается в атмосферу радости и сотворчества, из объекта воспитания, превращаясь в социально - активную личность, которая формирует свою «Я» - позицию и жизненную концепцию мировосприятия.
Занятия по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста дают им возможность познавать окружающий мир, открывать секреты гармонии, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников, формируемая творческая среда позволяет «ребенку самостоятельно реализовать свой творческий потенциал <…>, познать способы образного воссоздания мира» [3, с. 26].
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы условно можно разделить на входную, которая проводится в начале обучения, определяя уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, творческие задания); текущую, которая проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, коллективное обсуждение; промежуточную, которая проводится по окончании изучения отдельных тем: театрализованные игры, кроссворды, творческие задания, выставки; и итоговая, которая проводится в конце учебного года, определяя уровень освоения программы: итоговый спектакль.
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Петрушка» позволяет открыть волшебный мир театра, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познает мир. Ведь именно «фантазия – источник творческой духовности человека. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций» [5, с.10].Возникновение программы театрализованной деятельности «Петрушка» связано с желанием сохранить то лучшее, что было в искусстве прошлых веков, и, продолжив традиции, подарить детям радость творческого созидания.
Необходимо отметить, что название инновационной программы выбрано не случайно, так как именно Петрушка, главный персонаж народного театра,является связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим русской культуры. Являясь символом, национальной культуры и символическим проводником в мир сказки, добра, справедливости, красоты, детской выдумки и фантазии, Петрушка, остроумный балагур и весельчак, неутомимый затейник, дает детям возможность научиться сопереживать, творить и воплощать в жизнь самые яркие идеи.
Список литературы:
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
Бакланова Т.И. Этнокультурная педагогика. Проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования. Монография, Саратов, 2015.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2014.
Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2015.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2013.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!