это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1307418
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: статья посвящена одному из основных понятий математики – величина. Представлены теоретические основы изучения величин и их измерений в начальной школе. Для учителя предложены рекомендации для организации работы.
Ключевые слова: величина, измерение, единица величины, измерительные навыки, разноуровневая дифференциация, изучение темы «величины» в начальной школеИзучение величин на уроках математики в начальных классах имеет большое значение в плане развития младших школьников. Задания с величинами развивают у учащихся пространственные представления, наблюдательность, тактильные и зрительные восприятия и ощущения, вооружают их практическими умениями и навыками, которые в дальнейшем широко применяются в жизни.
Знакомство с величинами в начальной школе и их зависимостями помогает созданию у детей целостных представлений об окружающем мире, является основой для дальнейшего изучения математики.
Вопросами теории и методики изучения величин в начальной школе занимались такие ученые психологи, как Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, И. И. Якиманская; ученые-методисты – П. С. Исаков, А. М. Пышкало, Н. Б. Истомина, Г. А Корнеева, Л. П. Стойлова и др.
Величиной называется особое свойство реальных объектов или явлений, их особенность заключается в том, что данное свойство можно измерить [7].
Как отмечает В.С. Мухина [6], усвоение сенсорных эталонов является одной из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов, другой стороной, непрерывно связанной с первой, предстает совершенствование действия восприятия.
Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о величине является одним из главных разделов формирования элементарных математических представлений. Данное понятие возникло в глубокой древности и на протяжении истории развития человечества подвергалось ряду обобщений и конкретизации.
Многие авторы отмечают, что величина включает в себя объем, скорость, массу, число, протяженность и так далее [2]. То есть, понятие величина является обобщенным понятием для класса других математических категорий, связанных между собой определенными признаками и свойствами.
Осознание величины является необходимым компонентом познания человеком объективной действительности, совершенствуется их пространственная ориентировка, содержательнее становится их восприятие; вместе с тем развивается мышление детей, поскольку его объектом становятся новые качества и отношения.
Петрова В.Ф. характеризует величину предмета, как его относительную характеристику, подчеркивающую протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных [8].
Основные задачи изучения величин следующие:
– познавательные;
– образовательные;
– воспитательные;
– развивающие [5].
В начальных классах учащиеся знакомятся с такими видами величин, которые определяются только числовым значением, которое рассматривается как отношение одной величины к другой, выполняющей функции мерки. К ним относятся длина, масса, объем (емкость), время и площадь.
В профессиональной речи учителя слово «величина» употребляется как минимум в двух значениях:
– под понятием «величина» понимается свойство предмета или объекта в разных состояниях, которое можно измерить: ширина, длина, высота, объем, время, скорость, расстояние и др. В данном значении термин «величина» является родовым понятием, к которому как видовые относятся длина, высота, ширина, объем, время и другие; – слово «величина» применяется как количественная характеристика свойства предмета, которая выражается в единицах измерения. В данном значении «величина» используется для выражения числового значения величины как свойства предметов [2].
При знакомстве с величинами важно, чтобы у учащихся сложилось определенное представление о том, что такое величина и как можно ее измерять. Также значительным является связь представления ребенка о величинах с предметами и явлениями окружающего мира и также важно, чтобы, как и понятие числа, понятие «величина» приобрело для него практическую значимость [1].
Изучение практически всех величин в начальном курсе математике изучается по единому алгоритму.
Сначала учитель обращается к опыту ребенка по освоению данной величины, затем происходит сравнение однородных величин с использованием разных методов и приемов, далее учитель знакомит с единицей измерения величины и соответствующим измерительным прибором. Выполняются задания на формирование измерительных умений и навыков, решаются задачи на сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
На последующих уроках обучающиеся знакомятся с новыми единицами величины, переводят мелкие величины в более крупные и наоборот, складывают и вычитают составные величины. Если изучены арифметические действия второй ступени, то умножают и делят величины на число.
В процессе обучения у детей должно сложиться представление о величине как о некотором свойстве предметов и явлений, которое связано с измерениями. В методико-математической литературе, используемой при подготовке учителей начальных классов, этому уделяется достаточно внимания.
Однако подлинное происхождение и сущность этих понятий, их взаимосвязь и взаимообусловленность остаются вне сознания подавляющего большинства школьников. При формировании представлений о величине большую роль играет система заданий. В процессе выполнения этих заданий, практических работ на сравнение величин и их измерение учащиеся могут получить глубокое представление о каждой величине, предусмотренной программой.
Знакомство с величиной дает детям представление о явлениях и предметах из повседневной жизни. Они учатся сравнивать, переводить одни единицы измерения в другие, и вообще отличать величину от единицы измерения.
Но как показывает практика, не все дети на достаточном уровне усваивают материал по данной теме. Во-первых, это зависит от специфики преподавания темы «Величины». Во-вторых, качество усвоения знаний будет зависеть, во многом, от уровня обученности учащихся по данной теме, то есть педагогу, для достижения хороших результатов в работе необходимо осуществлять дифференцированный подход. Наиболее оптимальным вариантом является уровневая дифференциация.
Итак, изучение темы «Величины» в начальной школе имеет свою специфику. В работе над ней необходимо учитывать особенности каждого учащегося, что позволяет реализовать технология уровневой дифференциации. Для правильной организации данной технологии нужно:
1. Провести входную диагностику по данной теме, которая позволит определить уровень обученности каждого и негласно разделить учащихся на условные группы.
2. Использовать уровневую дифференциацию на разных этапах урока: это и устный счет, и изучение нового материала, и закрепление, и, конечно, домашнее задание.
3. Применять на уроке разные формы работы: давать разноуровневые задания при работе в группах, во фронтальной и индивидуальной работах.4. Использовать разноуровневые задания при изучении разных тем в разделе «Величины».
С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся практические работы, используются упражнения, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке.Например, изучая тему «Килограмм» в 1 классе по программе «Школа России» эффективно будет на уроке дать детям для сравнения одинаковые коробки спичек, но в одну заранее спрятать что-либо тяжелое (монетки, гайки, камни) и предложить «на глаз» определить, какой предмет тяжелее. Затем учитель дает эти предметы детям в руки, и они делают вывод, что от формы и размера вес предмета не зависит.
После этого необходимо предоставить измерительный прибор – весы, чтобы дети взвесили сами эти предметы. Для введения понятия «мерка» можно предложить узнать вес предмета количеством иных, например, вес книги измерить в ручках, потом весь книги измерить в яблоках и так далее. И подвести детей к тому, что для измерения необходима единая мерка. Так вводится понятие «килограмм».
Ученики, оканчивающие начальную школу, должны знать, что на множестве изученных величин (длина, площадь, вместимость, масса, время) определены отношения равенства и неравенства. Эти отношения можно устанавливать как практически (непосредственно), так и косвенно. Все величины можно измерять, причем для каждой из них есть свой способ измерения, сущность которого заключается в сравнении данного объекта с единицей его измерения.
Величины одного и того же рода можно складывать и вычитать; умножать и делить на отвлеченные числа; находить часть величины. Между величинами одного и того же рода существует определенная зависимость, знание которой необходимо для выполнения преобразований величин: выражения одной и той же величины в различных единицах измерения.
Проектируя уроки математики по изучению величин, необходимо применять разные формы организации учебно-познавательной деятельности, использовать разнообразные приемы для проведения продуктивной самостоятельной работы обучающихся, включать в содержание уроков дополнительный материал из истории возникновения величин, осуществлять поиск и сбор информации, выполнять проекты по теме «Величины». Большой интерес у обучающихся вызывают интерактивные и разноуровневые задания, а также вопросы и задания проблемного, частично-поискового и творческого характера, связанные с понятием величины.
Таким образом, использование разнообразных развивающих заданий при изучении величин в начальной школе с включением заданий практической направленности, целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения будет способствовать повышению качества знаний и умений по теме «Величины» и способствовать успешному освоению материала по данной тематике в последующих классах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Басалова Е. В. Особенности изучения величин на уроках математики в начальной школе // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – Т. 15. – № 1(16). – Ч. 2. – С. 32–33.
Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования». – М.: ВЛАДОС, 2015. – 455 с.
Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Основы математики: учебное пособие для студентов по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». В 2 ч. Ч. 1. – Екатеринбург: ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2015. – 194 с.
Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе: развивающее обучение. – 2-е изд., испр. – Смоленск: Изд-во Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
Курманалина Ш. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие. – Астана: Фолиант, 2014. – 208 с.
Мухина B. C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2016. – 264 с
Паболкова, Н.Н. О понятии величины и признаках ее проявления / Н.Н. Паболкова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 96-100.
Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / В. Ф. Петрова. - Каз. федер. ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
Царева, С.Е. Как рождается величина / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 105-111.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!