это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1312472
Ознакомительный фрагмент работы:
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями [2].
Понятие «аутизм» (от греч. autos — «сам») впервые употребил швейцарский психиатр Ойген Блейлер (Eugen Bleuler) в 1911 году. Новый термин прозвучал в его работе «Раннее слабоумие или группа шизофрений». Блейлер среди первых исследовал шизофрению и аутизм причислял к одному из её проявлений. Этим понятием учёный обозначал форму мышления, для которой характерны ослабление или потеря контакта с реальностью. По мнению профессора Юты Фрит (Uta Frit), «аутистическое мышление в понимании Блейлера не имеет ничего общего с нашим сегодняшним представлением об аутизме» [3, с. 19].
«Первооткрывателем» аутизма считается психиатр Лео Каннер. В 1943 году он сделал первое систематическое описание этого расстройства в своей ключевой работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта». Он выявил и обобщил симптомы пациентов, актуальные для описания нарушения и по сей день: отклонения в коммуникации и при социальном взаимодействии, сложности в отношениях, ограниченные повторяющиеся действия и интересы. Для классификации симптомов он наблюдал за поведением пациентов и узнавал у родителей о семейном анамнезе, истории болезни и истории развития [4].
Каннеру принадлежит введение термина «ранний детский аутизм» (РДА) для описания совокупности симптомов у детей, которых он изучал. Среди 11 случаев его особый интерес вызывал ребёнок по имени Дэвид. Этот мальчик не общался с другими детьми, повторял фразы взрослых и постоянно повторял одни и те же движения [4].
Работа Каннера, проживавшего в то время в США, довольно быстро стала известной в англоязычных странах. Аспергер же писал по-немецки, и о его наблюдениях англоговорящее медицинское сообщество практически не знало почти 40 лет — до 80-х гг. XX века [1].
Многочисленные данные подтверждают, что при раннем детском аутизме имеется повреждение серотонинергической системы. В ходе ряда исследований показано, что примерно у 60 % детей с ранним детским аутизмом повышен уровень нейротрансмиттера серотонина в крови. Пока неясно, почему возникает эта аномалия [2]. Результаты исследований Лебединской К.С., Никольской О.С. выявили особенности клинико-психологической структуры ранних проявлений РДА, сходные с симптоматикой периода наибольшей выраженности этой аномалии развития (в возрасте 4–6 лет). Также в исследовании выделены проявления, специфичные именно для первых двух лет жизни аутичного ребенка. Авторами описаны следующие нарушения характерные для РДА.
При расстройствах аутистического спектра наблюдаются нарушения социальной адаптации. Поэтому первостепенной задачей в коррекционной работе детей с РАС является не прививание ребенку академических знаний, а адаптация его к наиболее самостоятельной жизни в обществе. Адаптивное поведение является одной из сфер, в которой проявляются аутистические расстройства. Многие дети с РАС не способны освоить даже элементарные навыки самообслуживания и полностью зависят от опекающих их лиц [6].
Обучение и воспитание детей с ранним детским аутизмом – это совокупность различных методов, направленных на борьбу с данным заболеванием. Поиски определенного стандарта лечения или универсального лекарство от данного заболевания напрасны – его попросту не существует. И хотя в настоящее время нет каких-либо практик, свидетельствующих о том, что аутизм излечим, своевременное медико-педагогическое вмешательство, вовремя проведенные коррекционные мероприятия, а также комфортная психологическая обстановка в семье в значительной степени способствует улучшению развития пациента, повышают его качество жизни и помогают реализовывать свой потенциал. Нет, аутизм при этом не проходит, но определенные пути помощи больному позволяют ему жить нормальной жизнью, исключая негативные последствия. Целью любой методики при терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам общения и поведения, повышение их коммуникативных способностей и улучшение навыков самообслуживания.
Аутизм является заболеванием, которое связано с нарушением речевой функции. Чаще всего причина заболевания лежит в области психических и психологических аспектов. У детей с аутизмом происходит нарушение социальной адаптации, так как им сложнее находится в обществе. Поэтому для детей с аутизмом нужен дефектолог. Так как дефектолог является специальным педагогом, который способен скорректировать процесс социальной адаптации ребенка в обществе с учетом его физических и психических особенностей
Помимо ставших традиционными при аутизме занятий с психологом, в настоящее время все чаще используются новые методы реабилитации детей с аутизмом. Например, зоотерапия, основанная на благотворном влиянии на детей общения с разными представителями животного мира. Плавание с дельфинами вызывает массу положительных эмоций, при этом происходит контакт с живым существом, не являющийся стрессовым, в отличие от общения с людьми.
В настоящее время разработаны и активно применяются такие формы работы с детьми с РАС как музыкотерапия, звукотерапия, пескотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, физиотерапия и арт-терапия. Арт-терапия детей с ранним детским аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.
Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность, поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору.
Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии:
сказко-терапия;
драмо-терапия;
библио-терапия;
музыко-терапия;
танцевально-двигательная терапия;
кино-терапия;
кукло-терапия;
песочная терапия.
Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт.
Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.
Однако, арт-терапия на сегодняшний день уже стала традиционным методом обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом. Нашей же задачей являлось выявление нетрадиционных форм и методов, среди которых можно выделить экопластику.
Экопластика представляет собой такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником –природой. Природа уже создала уникальные поделки, остается только немного оформить их, дополнив отдельными элементами. Такой вид технологии как экопластика, т.е. создание оригинальных изображений, изделий и композиций из природного материала, – одно из любимых занятий детства. Сохраняя исходные готовые природные формы, признаки и свойства (каштаны, желуди, листья, траву и др.) ребенок создает свой неповторимый образ и изображение. Сам художественный материал очень ценен: он экологический, натуральный. Поэтому взрослые должны привить детям особую бережливость к природе [лыкова].
В работе с детьми с РАС можно использовать самые различные природные материалы (глину, камни, ветки, песок и пр.). Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми и взрослыми. Камушки нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, приятные по ощущениям, бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе с детьми с РАС В реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию.
Рассмотрим варианты игр с камнями:
— камни можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;
— камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;
— с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.);
— есть камни – «пирамидки»: если камень нагреть и потом ударить по нему молотком, то он расколется на пластинки и потом его части можно собирать в одно целое; также «пирамидки» и скульптуры можно строить из различных камней;
— камни можно раскрашивать, рисовать на них.
Опишем далее занятие по литотерапии с детьми с РАС «Обыкновенное в камне».
Путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое. нашей планеты. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разного цвета и формы. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок.
Специалист: Давайте сядем удобно, чтобы мы видели друг друга и поиграем с этим камнем. А этот камень непростой – волшебный. С помощью него можно сотворить чудо. У меня в руке камень. Он тяжелый (имитация взвешивания), холодный, неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называется имя). Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу. (Камень передаѐтся соседу слева). Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? Правда, тяжѐлый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руке холодный камень? (для сравнения во вторую руку камень, который не был в руках). Конечно, тѐплый? Почему? О чѐм я просила камень? Сейчас мы с тобой совершим чудо – согреем камень твоим теплом. Скажем вместе: Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу (камень передаѐтся соседу слева). Комментарий: эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо. (Камень возвращается).
Игра «Разноцветные камешки» (требуется коробочка с камешками).
Специалист: Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? (Ответы).
Специалист: Молодцы, возьмите по камешку себе. Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук?
Комментарий: (таким образом, идѐт работа по всем трем каналам восприятия: зрение – визуальное, слух – аудиальное, ощущение – кинестетическое).
Можно выделить следующие рекомендации при использовании литотерапии в работе с детьми с РАС:
Если плохо развита функциональность рук и мелкая моторика. Пробуя взять камень, у ребенка разрабатываются мышцы рук и пальцев, снимаются зажимы рук, что вызывает достижение успеха и положительные эмоции ребенка и родителей.
Если ребенок не может рисовать на листе (часто с поражениями ОДА), листок у ребенка постоянно ускользает с поверхности стола, можно предложить ему для раскрашивания камень – его будет трудно сдвинуть с места и ребенок получить воможность творческого самовыражения.
Если ребенок склонен раскидывать игрушки и материалы, даем ему достаточно тяжелые камни, которые будет трудно сдвинуть с места;
Если ребенок не заходит в кабинет, камушки могут его мотивировать: кидаем ему в руки камень, он кидает обратно, таким образом через игру, привлекаем ребенка к занятию.
Для ребенка с нарушениями зрения, а также при недостаточно развитой мелкой моторике, рекомендуется использование камней разной текстуры и формы, а для раскрашивания контурный акрил. Также можно использовать аппликации из камней для тактильного изучения.
Таким образом, используя приемы литотерапии при работе с детьми с РАС, можно развить у детей коммуникативные навыки, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных проблем.
Список литературы:
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.- 654 с.
Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К.Гилберт, Т Питерс. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
Зайцева М. К. Речевое взаимодействие педагога и ребенка с аутизмом на занятиях по развитию изобразительной деятельности / М. К. Зайцева, Е. А. Кричевец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 2. - С. 19-27.
Изард К. Эмоции человека [Текст]: Учебник / К. Изард. – М.: АСВ, 2008. – 227 с.
Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала//Карапуз. М:2010.С.4,10,16-22.
Сайфутдинова Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития / Л.Р. Сайфутдинова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 45. – http://cyberleninka.ru/ article/n/shkala-vaynlend-kak-metod-kompleksnoy-otsenki-adaptivnogo-funktsioniro vaniya-detey-s-narusheniyami-razvitiya
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!