это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1322126
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Статья посвящена вопросам дистанционного обучения студентов с особыми образовательными потребностями путем проведения цикла онлайн-семинаров на базе интернет-платформы Moodle. Предметом анализа выступают образовательные потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и требования к соответствующей подготовке преподавателей.
Методология проведения работы заключается в исследовании выбранной темы путем описания результатов наблюдения, а также интерпретации и обобщения с применением сравнительно-сопоставительного анализа. Основу исследования составили педагогическое наблюдение и сопровождение онлайн-семинаров, проведенных в 2018 г. на базе вуза (указать конкретный вуз).
Результаты работы заключаются в том, что автор описывает необходимые условия организации дистанционного обучения студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) на базе вуза в форме онлайн-семинаров и обосновывает требования к подготовке преподавателей для реализации образовательной деятельности в данной форме.
Результаты исследования могут быть применены в сфере организации дистанционного обучения студентов с ООП различной нозологии и исследований требований к подготовке преподавателей с использованием образовательных возможностей онлайн-семинаров.
Ключевые слова: организация учебной деятельности в условиях вуза; образовательный процесс, особые образовательные потребности (ООП); студенты с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ); дистанционное обучение, онлайн-семинары; платформа Moodle.
Цель. На современном этапе развития общества и экономики происходит постоянное увеличение темпа роста знаний и необходимых для профессиональной деятельности навыков. Этот фактор определяет новые требования к инклюзивному образованию, а также путям его осуществления. В обществе остро ощущается потребность организации помощи людям с ограничениями здоровья с целью их полноценного включения в социальную жизнь, что выявляет потребность в разработке специализированных образовательных форм и методов.
В то же время мы можем говорить об интенсификации внедрения технических средств и информационных технологий во все сферы жизни общества, что предоставляет новые возможности для повышения эффективности профессионального обучения людей с особыми образовательными потребностями (ООП).
Дистанционное обучение сегодня становится достаточно распространенной практикой. Однако в процессе накоплении практического опыта возникает ряд трудностей с подбором методических приемов и форм дистанционного обучения. В условиях российской высшей школы объективно существует противоречие между образовательными потребностями студентов с ОВЗ и их невозможностью продолжать учебу.
Следовательно, одной из важных задач современной системы образования является формирование комплекса новых образовательных дистанционных форм обучения, обеспечивающих социализацию студентов и их стремление к получению образования, поддерживающих способность личности обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта, предметных знаний и навыков. Этого можно добиться, в том числе, и «внедрением инновационных методов, приемов и средств обучения, с учетом вариативности форм организации, в рамках существующего содержания образования организаций общего и профессионального образования» [2].
Актуальность заявленной темы исследования обусловлена ориентацией на интересы молодых людей с ООП, обучение которых невозможно организовать без высокого уровня подготовки занятий, высокого уровня квалификации преподавателей, применения специальных обучающих технологий и активного вовлечения студентов в процесс обучения. Онлайн-семинары на базе платформы Moodle позволяют в полной мере реализовать данные направления.
Методология проведения исследования. Анализ психологических, педагогических и методических исследований убеждает в том, что адаптация обучающихся с ООП занимает значительное место в современной научно-педагогической литературе. Вопросами адаптации образовательной деятельности к потребностям людей с ограничениями здоровья в разные годы занимались выдающиеся специалисты, в том числе В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский. В современный период эта тема остается актуальной, в свете исследований последних лет таких авторов, как Ю.К. Бабанский, М.И. Никитина, В.П. Беспалько, А.С. Границкая, которые изучают дидактические принципы профессионального образования и методы индивидуализации образовательных процессов, в том числе с применением дистанционных технологий. В свою очередь, в литературе рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения студентов с ООП в условиях высшей школы. Данному вопросу посвящены исследования Д.Ф. Романенковой, Е.П. Збировской, Е.А. Тарасенко, Е.В. Воеводиной и других.
Практическая часть работы включает проведение цикла онлайн-семинаров по различным направлениям, образовательным дисциплинам. В ходе организации занятий была использована онлайн-платформа Moodlе. Методическое сопровождение семинаров осуществлялось целенаправленно, с использованием педагогического наблюдения и педагогического сопровождения деятельности студентов и преподавателей, что позволило сделать ряд выводов о комплексе психолого-педагогических условий для эффективного проведения занятий.
Выводы данной научной статьи могут быть использованы в ходе изучения принципов организации онлайн-семинаров, вопросов обучения студентов с ООП, в процессе повышения квалификации преподавателей-практиков, а также в ходе практической реализации дистанционного обучения лиц с ограниченными физическими возможностями в вузе.
Результаты и их обсуждение. Основным компонентом технологии интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в учебный процесс вуза является дистанционное обучение, как одно из важнейших направлений совершенствования организации учебного процесса для студентов с ООП в условиях вуза. Информационные технологии могут и органично входить в традиционный процесс обучения в контексте определенной образовательной программы, и выступать самостоятельной образовательной системой [3].
При реализации дистанционного обучения для лиц с ООП можно выделить составляющие, влияющие на доступность и качество образования:
средства организации дистанционного обучения, используемые в системе Moodle (формы, методы, педагогические технологии и т.п.). Для организации онлайн-семинаров была выбрана система Moodlе как наиболее современная, комплексно оснащенная, интегрированная система дистанционного обучения.
В задачу данной статьи не входит распространение информации о платформе, однако, необходимо отметить, что в системе Moodlе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Доступ к платформе осуществляется через Интернет, и студенты не привязаны к конкретному месту и времени, что позволяет им двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара. Также в качестве учебных пособий здесь можно использовать не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата. При этом все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.
В ходе образовательного процесса обучающиеся с ООП должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы студенты, имеющие нарушения слуха, получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств. С этой целью необходимо приспособить компьютер к возможностям лиц с сенсорной депривацией (Брайлевская строка, магнитофон для слабослышащих и т.д.) [7].
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении (ДО) открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успеха студента может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного студента блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится некритичным, студент может выбрать свой темп изучения материала, посвящая изучению учебных материалов столько времени, сколько ему требуется [4].
подготовка преподавателей вуза к работе со студентами с ООП в режиме дистанционного обучения. Процесс разработки, часто не только методической, таких учебных материалов ложится на плечи педагогов, которые должны в полной мере владеть специальными образовательными ресурсами во всех формах.
Основная задача педагога – обеспечить (организовать) учебный диалог. Несмотря на препятствие в видепространственной и временной разделенности студентов и учебного заведения, существует реальная возможность взаимного общения в дистанционном режиме как по вертикали (преподаватель – студент), так и по горизонтали (между студентами). Следует отметить, что предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в ДО более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционной аудитории, где преобладает обобщенная обратная связь, а взаимодействие преподавателя с отдельным студентом довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий [3].
Так, в начале проведения онлайн-семинара, преподавателю необходимо установить контакт со студентами и способствовать организации микроклимата группы, для чего каждый участник занятия немного рассказывал о себе. В ходе онлайн-семинара преподаватель предлагал студентам пройти тест для повторения пройденного материала. На основе данной проверки знаний выстраивался рейтинг, на который также влияла «посещаемость» семинаров. Данный параметр показал положительную мотивацию участников, создал здоровую конкуренцию. К тому же показатели тестирования являлись обратной связью как для студентов, так и для преподавателя. В ходе проведения цикла семинаров перед студентами ставились индивидуальные образовательные задачи, которые последовательно решались. Данный подход к обучению, как было установлено в ходе проведения онлайн-семинаров, предполагает комплект специально подготовленных и обработанных учебных материалов.
Методология онлайн-семинаров включала элементы самостоятельной работы, соревновательные элементы, с помощью чего была достигнута постоянная включенность студентов в работу, что обеспечило постоянное внимание участников к информационному ядру занятия. Кроме, традиционных семинарских занятий, в ходе дистанционного обучения студентов с ООП были использованы так называемые «нетрадиционные» формы, такие, как семинар-диспут, семинар-визуализация, семинар-пресс-конференция и др.
После проведения онлайн-семинаров для студентов с ООП был организован опрос преподавателей, которые указали на такие достоинства данной формы обучения, как доступность, простота и удобство в использовании, активность студентов с ООП и т.д. Указанные преимущества делают проведение онлайн-семинаров для студентов с ООП оптимальной и удобной формой дистанционного обучения.
Следует отметить, что важным направлением совершенствования системы обучения студентов с ООП является подготовка преподавателей. В связи с этим был разработан и апробирован курс семинарских занятий для преподавателей вуза: «Профессиональная деятельность педагогических кадров, осуществляющих обучение студентов с особыми образовательными потребностями с использованием дистанционных образовательных технологий». Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения их квалификации [6] и включает следующие компоненты:
1) разработка и наполнение контента читаемого курса с учетом индивидуальной специфики обучающихся с различными нарушениями здоровья для его дальнейшего размещения на образовательном портале вуза и создания автономных компьютеризированных средств обучения;
2) теоретическая и практическая подготовка по овладению информационно-телекомуникационными технологиями;
3) наличие навыков педагогического сопровождения обучения студентов с особыми образовательными потребностями;
4) применение дистанционных образовательных технологий во всех элементах учебно-воспитательного процесса подготовки студентов с ООП в условиях университетского комплекса.
В ходе проведения подготовительных курсов преподавателей вуза с целью организации дальнейшей работы в форме онлайн-семинаров можно говорить о значительном социально-реабилитационном потенциале вузовского образования инвалидов. При этом реализация данного направления зависит от соблюдения комплекса требований к преподавательскому составу, включающих организационно-педагогические, методические, морально-нравственные качества. В целом, педагогический процесс в высшем учебном заведении имеет как социально-реабилитационную, так и образовательную природу, что предполагает «удвоение» всех компонентов педагогического процесса: содержательно-целевого, организационно-деятельностного, оценочно-результативного. дидактические принципы, требующих обеспечения взаимосвязи реабилитационнно-педагогического процесса с образовательным.
Следует отметить, что коррекционная педагогика требует знания и понимания особенностей подхода к студентам с различной нозологией. В то же время основным принципом в подготовке онлайн-семинаров должна оставаться принцип осуществления педагогического процесса в коллективе и через коллектив. Поэтому немаловажной остается задача психологической подготовки и осуществления коммуникативной функции в процессе проведения занятий, что требует специальной психологической подготовки.
В результате, были установлены показатели сформированности профессиональных компетенций в области дистанционного обучения студентов с ОВЗ, в числе которых – владение компьютером на уровне уверенного пользователя и работа с Интернет-ресурсами; умение разрабатывать дидактические материалы для дистанционных образовательных технологий и электронные образовательные продукты, предназначенные для использования студентами с ООП; умение организовать дистанционную коммуникацию со студентами с ОВЗ.
Выводы и заключения. Успешный опыт проведения онлайн-семинаров на базе платформы Moodle доказывает, что сегодня особенно необходимы специальные, всесторонне обоснованные методы и формы дистанционного обучения студентов с ООП. Важно, чтобы каждый участник процесса был задействован в обучении и поддерживался постоянный контакт преподавателя со студентами.
В ходе исследования было выявлено, что для того, чтобы дистанционное обучение студентов с ООП было успешным, должна быть построена особая дидактическая модель. Необходимым условием ее реализации является то, что участники учебного процесса (как студенты с ООП, так и сами преподаватели) должны иметь определенный уровень подготовки, чтобы уметь пользоваться методами, средствами и организационными формами дистанционного обучения.
Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения их квалификации, сориентированного на формирование высокого уровня мастерства преподавателя, его интеллектуального развития и творческого потенциала.
Библиографический список:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008. – С.28.
Евтушенко И.В. Основные направления государственной политики в области специального (коррекционного) образования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26825 (дата обращения: 30.12.2018).
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-integratsii-lits-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami-v-uchebnyi-prots#ixzz5bBVEPF3n
Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред.
Б.Б. Айсмонтаса: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессиональногообразования, работающих со студентами с ОВЗ. – М.: МГППУ, 2013. – 196 с.
Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. — М. : МГППУ, 2015. — 334 с.
Малащенко, Юрий Михайлович Психолого-педагогический практикум [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Ю. М. Малащенко, Т. Н.Добрынина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. -Новосибирск : НГПУ, 2009.– [Режимдоступа]:https://lib.nspu.ru/views/library/1117/web.php (Дата обращения 20.08.2018).
Шаповалова В.С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Синергия. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-obespechenie-spetsialnogo-i-inklyuzivnogo-obrazovaniya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 30.12.2018).
Ишков А.Д. Проблема самоорганизации в условиях дистанционного обучения // Материалы Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2003») – Москва, 2003. – [Электронный ресурс] – URL: http://ito.edu.ru/2003/III/2/III-2-2275.html (дата обращения: 10.11.2018).
ГульянцС.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЧГПУ. 2009. – №2 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-s-tochki-zreniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-kontseptsiy(дата обращения: 10.11.2018).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!