это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1373032
Ознакомительный фрагмент работы:
Самой глобальной проблемой современности по праву можно назвать нарастание насилия в школах, которое проявляется в самых разных формах. Это нарушает психологическую безопасность ребенка в образовательной среде, затрудняет процессы межличностного взаимодействия, нередко становится причиной самостоятельно разрушающего поведения. Однако, в современных российских исследованиях данная проблематика рассматривается недостаточно, школьное насилие не воспринимается как серьезная угроза всему обществу.
Данная статья посвящена проблеме насилия в школах России и разработке мероприятий по его профилактике и предупреждению.
Ключевые слова: образовательная среда, школа, насилие, профилактика, девиантное поведение.
В настоящее время обращение к острой проблеме насилия в школьной среде, возникающее среди учеников 8-10 классов, обусловлено тем, что наша школа – это не только образовательное учреждение, но и место, где ребенок зачастую может получить травматический социальный опыт. Для каждого из нас время, проведенное в школе, играет важную определенную роль и значение в процессе социализации. Для одних школа – радостный момент, где ребенок что-то познает новое, знакомится с друзьями, для других – это место, где они разочаровываются, обижаются, их нередко унижают сверстники, старшеклассники и учителя.
Руководство школ, психологи и педагоги задумываются над тем, какими способами можно снизить агрессивное поведение школьников и разработать мероприятия организационного, психологического и педагогического характера, направленные на решение спорных и конфликтных вопросов [5, c. 54].
Задача эта является нелегкой в результате того, что школа – это зеркальное отражение общества, а общество наше в полном смысле слова пропитано насилием, злостью и ненавистью. Самой трудноразрешимой проблемой для педагогов школ является проблема воспитания у школьников трудолюбия, доброты, гуманного отношения к людям и самим себе, стремления уходить от конфликтных ситуаций или уметь их решать на месте.
Актуальность данной проблемы заключается еще и в том, что о проблеме насилия в школе говорят официальные статистические данные. Так, согласно многочисленным исследованиям, за последние 10 лет в период обучения в школе количество физически здоровых учеников снижается в несколько раз; примерно 21% учеников испытывают со стороны учителей физическое, а 34% – психическое насилие [4, c. 6].
Актуальные данные также свидетельствуют о том, что примерно 65-70% учеников с признаками предневрозов учатся у учителей, во взаимных отношениях которых с детьми можно наблюдать так называемую «полосу отчуждения». Как правило, виды насилия над учениками со стороны учителей могут протекать в двух типах: физическое насилие и эмоциональное насилие.
В результате насилия над школьниками со стороны педагогов у потенциальной жертвы проявляются определенные особенности [7, c. 1]:
- нервные, психические и психосоматические заболевания (то есть, расстройство сна, разного рода тики, дети становятся нервными);
- психическое развитие становится задержанным;
- дети не могут сконцентрироваться;
- пропускают уроки или учатся на неудовлетворительные оценки;
- становятся агрессивными, проявляется девиантное поведение.
Теперь приведем результаты собственного исследования.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №1278 города Москвы.
Выборка: 3 восьмых класса и 3 десятых класса (130 человек).
Цель исследования: проследить уровень школьного насилия на базе исследования.
Для этого были выбраны следующие методики.
Методика В.В. Бойко «Методика определения интегральных форм коммуникативной агрессивности».
Проведем сравнение насильственных действий среди 8 и 10 классов. Как правило, в 8 классе ученики становятся агрессивными в результате влияния общества, проведения свободного времени за компьютером и прочее. Следовательно, восьмиклассники агрессивно относятся к своим сверстникам и младшим школьникам, учителя на них воздействуют в рамках воспитательного процесса.
Относительно 10 класса можно сказать тоже самое, так как возраст учеников данной категории ничем не отличается от восьмиклассников. Ученикам 8 и 10 классов были заданы следующие вопросы:
Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?
Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему?
Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?
Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?
На первый вопрос 24% 8-классников и 36 % 10-классников ответили, что их классы дружные, 40% и 25% соответственно, - не могут найти общий язык с одноклассниками. Происходит это вследствие того, что у них разные вкусы и интересы.
На второй вопрос 50% 8-классников и 61% 10-классников ответили, что им нравится психологический климат в классе. Связано это с тем, что они могут найти общую тему для беседы и прочее. Остальные ученики воздержались от ответа.
На третий вопрос никто не ответил, что в классе у кого-то есть лучший друг. Наверняка, это результат того, что человек человеку не нравится или поведение и нравы не соответствуют желаемому.
На четвертый вопрос ученики 8 класса в количестве 35% от опрошенных ответили, что в классе необходимо найти лидера, который будет держать класс в своих руках, поддерживать учеников, помогать им в различных ситуациях. Примерно столько же 10-классников отметили, что в отношениях внутри класса необходимо менять личный характер, быть коммуникабельными и сплоченными.
Опросник для подростков «Мои трудности в общении со сверстниками и взрослыми» - Самохвалова А.Г.
Результаты исследования позволят разработать определенные мероприятия для ее профилактики.
В результате опроса по методике Самохваловой А. Г. было выявлено, что для современных подростков в большей степени характерно применение психических видов насилия. На первом месте находятся высмеивание и насмешки детей перед классом (78,8%). Так, 63,3% опрошенных детей признались в регулярной частоте насмешек.
На оскорбления на почве одежды, вещей и места проживания пожаловалась одна четвертая часть респондентов, а 56% учеников высмеивали своих сверстников из-за ограниченных умственных или физических возможностей.
Был выявлен большой процент драк из-за реакции на обидные обзывания (53,3%). Унижения и оскорбления детей составляют (13,3%). Пятеро из всех опрошенных видели, как кто-то из учеников вымогал вещи у другого.
По мнению опрошенных учащихся, для учителей характерно предвзятое отношение к детям и безосновательное занижение отметок (редко − 18,4%, часто и очень часто – 20,7%). Безопасно чувствуют себя в школе 80% обучающихся.
Таким образом, наиболее распространенными формами проявления насилия между школьниками являются как отрицательное психологическое влияние, так и причинение физической боли. Следует учитывать, что официальная статистика не способна полностью охватить все видовое разнообразие школьного насилия, ее регулярность и уровень причиняемого ущерба, так как факты жестокого обращения с детьми обычно скрываются и замалчиваются, а насильственные действия психологического характера практически никогда не фигурируют в российской статистике [7, c. 12].
На сегодняшний день разрабатываются различные методы решения проблемы насилия в школах. Естественно, что лучшим способом в данном контексте будет являться профилактика. Ее, как правило, необходимо начинать еще в раннем возрасте. В силу своей неопытности дети особо воспринимают традиционно принятые гендерные стереотипы, придерживаются мнения о том, что они обязаны доминировать и поддерживать свою власть с помощью зла, жестокости, силы, страха.
Нередко все это ведет к замешательству в момент принятия того или иного решения, ученикам довольно сложно судить о том, какое поведение считается нормальным, а какое – агрессивным.
Когда в школьных стенах заводят речь об агрессорах, то имеют в виду учеников, у которых более низкая успеваемость, которые отвергают школу, обременены личными и семейными проблемами. Помимо всего прочего, агрессивное поведение также можно наблюдать у физически развитых детей, не имеющих явных проблем с успеваемостью, так как они проживают в благополучной и здоровой семье. Также агрессорами или бунтарями бывают дети с физическими и психическими отклонениями [2, c. 51].
Проблема школьной травли весьма актуальна в любой школе. Как правило, инциденты школьного насилия в значительной мере воздействуют на психический климат в классе, самочувствие учеников и на успеваемость детей. В результате этого процесс профилактики школьного насилия необходимо отнести к ключевому моменту в ходе учебной и воспитательной работы.
Цена бездействия иногда оказывается слишком высокой, так как последствия школьного насилия могут сказаться на дальнейшем развитии детей, их психике, роли в обществе. Кроме этого, у учеников нередко замедляется когнитивное и эмоциональное развитие, разрушается здоровье, поведение становится агрессивным и прочее. Никакое насилие нельзя оправдывать, любой признак или предпосылка насилия должны быть предотвращены [6, c. 8].
Конечно же, ключевая роль при решении проблемы школьного насилия возлагается на учителей, но они одни не могут справиться с его проявлениями. Поскольку причины школьного насилия различны, то и борьба с ними нуждается в многосторонних действиях с привлечением всех членов школьного сообщества. В решении данной проблемы активное участие также должны принимать социальные работники, родители, государственные органы и общественные организации.
Профилактика школьного насилия должна быть направлена не только на снижение уровня насилия, но и на полное исключение. Итак, основными направлениями профилактики можно назвать следующие [5, c. 22]:
- создание секций, кружков;
- проведение внеурочных массовых культурных мероприятий;
- посещение музеев, театров;
- просмотр тематического видео;
- и многое другое.
Образовательные программы, направленные на профилактику насилия, не должны содержать послания, усиливающие насилие, дискриминацию, гендерные предрассудки и стереотипы. Их следует:
- разрабатывать с участием различных специалистов в области детской подростковой психологии, педагогики, права и другого;
- составлять с учетом реальных потребностей, обучающихся в информации, их возрастных особенностей и когнитивных возможностей;
- основывать на принципе целенаправленного формирования поведенческих установок, учитывающих ключевые познавательные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы изменения поведения [4, c. 6].
Почему так важна событийность в контексте первичной профилактики насилия в школьной среде? Мы полагаем, что чрезвычайно важны:
- совместная подготовка к «событию» сблизит учащихся и учителя;
- учитель сможет овладеть способами ненасильственного действия (например, организацией в противовес дисциплинированию, убеждением вместо наказания, подбадриванием вместо унижения и др.);
- учитель научится находить и переосмысливать проблемные точки своих воспитательных практик, сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого;
- появится доверительный характер отношений в области тех целей, которые приняты как общие, равенство позиций в главном - в готовности жертвовать усилиями ради достижения общей цели;
- станут зарождаться общие ценности (внимание, обращение к опыту, доверие, душевная открытость, совместные усилия в достижении общих целей, усердие);
- педагогическая оценка будет строиться на учете и анализе личностных особенностей ученика и применяться в конкретной педагогической ситуации как инструмент направления его личностного развития;
- каждый участник научится устанавливать меру своей ответственности;
- станет возможным приоритет личностных целей над педагогическими;
- общение будет строиться как диалог, где стороны с уважением слышат, воспринимают и понимают друг друга;
- ученик почувствует свою значимость и востребованность как личность, а не только как носитель информации и исполнитель учебных требований;
- событие останется в памяти учителя и ученика как ситуация-образец и продолжит влиять на их развитие [4, c. 9].
Для проведения успешной профилактики школьного насилия необходимо учитывать различные уровни подвергаемости насилию, не только межличностные (горизонтальные), но и вертикальные, а также семейные и общественные уровни. За прошедшие 30 лет, несмотря на возрастающий интерес международных исследований к теме школьной травли, вопрос об эффективном процессе профилактики учебного насилия остается открытым.
Многое остается неизвестным, касающееся оценки, измерения, разработки и осуществления эффективных программ профилактики преследований и гонений среди школьников. Разработка мер профилактики школьного насилия среди учащихся остается одной из наиболее острых проблем, которая касается дальнейшего развития системы образования в России. Школы нуждаются в разработке программ внешкольной воспитательной работы, направленной на полноценное развитие подрастающего поколения [5, c. 83].
Список использованных источников:
Борисов А. К. Проблемы насилия в школьной среде. М.: Аспект-Пресс, 2017. – 200 с.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2017. – 209 с.
Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в образовательных учреждениях. М.: ТЦ Сфера, 2018. – 231 с.
Насилие в образовательной среде как фактор затрудненного общения подростков. Социальный мир человека. Вып. 6: Материалы VI Международной научно–практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14–16 апреля 2016 г. / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2016. - 368 с.
Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков в экспертно- психологических исследованиях. Сборник материалов VIII Всероссийского научного семинара, г. Сочи, 28-29 сентября 2018 г. / Министерство образования РФ; Соч. гос. ун-т; Соц.-пед. ф-т СГУ; Под ред. З.И. Рябикиной, И.Н. Макаровой, Ю.Э. Макаревской. Сочи: СГУ, 2018. - 120 с.
Самохвалова А.Г. Ступени самовоспитания личности: учеб.-метод. пособие. – Кострома: Костром гос. ун-т, 2017. – 184 с.
Сорокин П.А. Школьная среда и проблемы насилия над детьми. М.: Астрель, 2016. – 15 с.
Толмачев Л. Ю. Меры по предотвращения насилия в школе. М.: Сфера, 2018. – 33 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!