это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1384856
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения интегративного подхода в дошкольном образовании в контексте изменений, которые происходят в российском дошкольном образовании в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: интегрированное занятие, интегрированное обучение, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Abstract: The article deals with the use of an integrative approach in preschool education in the context of the changes taking place in the Russian preschool education in connection with the introduction of the Federal state educational standard of preschool education.
Keywords: integrated employment, integrated training, Federal state educational standard of preschool education.
В настоящее время происходит модернизация системы дошкольного образования, в рамках которой предъявляются существенно иные требования к необходимому проектированию самого образовательного процесса во всех дошкольных образовательных организациях (ДОО). Надлежащие инновационные процессы в системе дошкольного образования предусмотрены непосредственно вступлением в силу с 1 сентября 2013 года нового Закона об образовании РФ. В условиях данного законы дошкольные учреждения обозначаются как начальная (первая) ступень образования [1], и, кроме того, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") [2], который в достаточной мере трансформировал подходы к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Важно отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляется как обязательные требования к содержанию Программы, а также условия реализации и освоения Программы. В рамках данного стандарта дошкольным организациям следует разрабатывать собственные Основные образовательные программы. Кроме того, конкретно Программа должна служить гарантией всестороннего развития каждой личности, а также способствовать формированию многогранной деятельности дошкольников.
По мнению директора Федерального института развития образования и руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО Асмолова А. Г., данный вышеуказанный стандарт рассматривает в виде первостепенной задачи: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Как представляется, большая часть подходов к дошкольному образованию и технологий будут, без сомнений, реорганизованы в рамках перехода на игровой уровень с прежде известного учебно-дидактического уровня. Это произойдет ввиду того, что в скором времени дошкольник будет представлен лишь «человеком играющим». В условиях рассматриваемому процессу важное место займет педагогика развития, свободы и творчества, вытеснив всем известную ранее педагогику диктующую. Стоит подчеркнуть, что пришедшая на смену предыдущему виду педагогика в обязательном порядке направлена на раскрытие потенциала каждого дошкольника и формирование его собственной мотивации на выполнение каких-либо действий[7].
При этом отметим, что непосредственно интеграция представляет собой первостепенный принцип развития дошкольного образования установленными положениями рассматриваемого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проанализируем, почему же интеграции чрезвычайно важна.Интегрированное обучение предполагает целостное восприятие самим ребенком окружающего его мира. Дошкольник осознает многообразие взаимосвязей между предметами и явлениями и их свойствами.
Интегрированная деятельность помогает ребенку в полной мере реализовать свой собственный творческий потенциал. Таким образом, дошкольник сочиняет, фантазирует, придумывает. Кроме того, в занимательной форме расширяется словарь ребенка в момент формирования его коммуникативных навыков общения.
Сама система интегрированного обучения дошкольников, по сути, представляется личностно ориентированной ввиду изменений ранее принятых установок. Конкретно, в данном случае, наблюдается переход к необходимости решения целого ряда воспитательных и развивающих задач помимо предусмотренного прежде формирования знаний, умений и навыков [3, с. 195].
На сегодняшний день термин «интеграция» многосторонне используется в различных сферах. Истоки его рождения непосредственно как научного термина следует искать в педагогической отрасли в начале 1980-х гг. В это время, как известно, имело место взаимное развитие многосторонних процессов общественной жизни.
Среди исследователей рассматриваемой проблемы можно отметить Дж. Дьюи, У. Килпатрика, С.Т. Шацкого, М.М. Рубинштейна и др., кто впервые обратился к практическим вопросам формирования системы образования. Авторы непосредственно на проблемно-комплексной, интегрированной основе обратились к комплексному методу, который также носит название метода проектов. Подобный метод предусматривал интеграцию знаний из областей, направленную на какую-либо единую проблему. Следует подчеркнуть, что это был первый практический опыт организации учебного процесса конкретно на межпредметной основе.
Обращаясь к прямому толкованию данного термина (от латинского integration – восполнение, восстановление) отметим, что он обозначает объединение, суммацию обусловленных процессов. Следовательно, интеграция представляет собой определенный процесс становления целостности. Поэтому, на наш взгляд, основной целью реализации собственно интеграции конкретно в образовательном процессе является обеспечение гарантий возникновению целостно сформированной картины мира в сознании дошкольника.
В педагоге ученые, говоря об интеграции, подчеркивают одну из нескольких сторон самого процесса развития, которая направлена на непосредственно объединение в целое прежде разрозненных частей. Подобный процесс обычно протекает в уже сформировавшейся системе, однако, возможен и в результате появления новой. При этом, важно отметить, то конкретно сущность рассматриваемого процесса интеграции, на самом деле, представляется качественным преобразованием внутри абсолютно каждого элемента. Подчеркнем, что данный элемент может быть в самой системе. Рассматривая принцип интеграции, отметим, что он предполагает взаимосвязь конкретно всех компонентов самого процесса обучения, то есть всех элементов системы, а также связь между данными системами. Он, безусловно, предусматривается как основополагающий при определении конкретной цели и содержания основных форм и самой методики обучения. Так называемый интегративный подход создает условия для интеграции в любом, без исключений, компоненте всего педагогического процесса. Кроме того, он служит обеспечением целостности и системности педагогического процесса. Интеграция представляет собой процессы значительного изменения отдельно взятых частей системы или же всей системы в общем. Более того, большая часть исследований отечественной дидактики и теорий воспитания во многом находят основу в вышеуказанных пунктах, которые используются во время поиска путей дальнейшего совершенствования самого образовательного процесса [4, с.9].
Известны такие отечественные имена, как Л. Венгер, П. Саморукова, Н. Васюкова, К. Белая и др., кто уже неоднократно обращался в своих исследованиях к интегративному подходу в дошкольном образовании. Проводя анализ конкретных исследований и непосредственного опыта работников дошкольных учреждений, можно выявить, что многие аспекты интеграционного метода в значительной мере были применены. Следовательно, суть обучения в рамках интегрированного метода достаточным образом была рассмотрена в работах о взаимодействии многих видов искусства и художественной деятельности дошкольников. Среди авторов подобных исследований можно отметить Н.А. Ветлугину, Т.С. Комарову, Н.А. Курочкину, О.С. Ушакову, Халезову и др.Во второй половине XX в. исследователем Л.А. Венгером и сотрудниками его лаборатории в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР была создана концепция, согласно которой определяющая составляющая развития дошкольника представляет собой развитие способностей ребенка общепринятыми действиями ориентировки в окружающем мире. Применение основ данной концепции рассматривалось посредством специфических для дошкольника средств, которые несли с собой значительный общеразвивающий эффект. Он может находить выражение абсолютно во всех формах деятельности, являясь достаточно значимым впоследствии для человека.
Рассмотрим следующую важную составляющую интегративного подхода, а именно художественно-эстетическое развитие. Исследователь И. С. Якиманская уже в конце прошлого столетия провела сравнительное исследование интеллектуальной и художественной деятельности детей. В результате чего была сформирована гипотеза, в которой автором была выявлена важность одновременного развития способностей к дифференцированному и целостному видению, аналитическому и образному, без которых, как важно отметить, не представляется возможным функционирование пространственного мышления. Кроме того, И. С. Якиманской были определены конкретно типы восприятия. Среди них отмечаются: метрический (алгебраический, плоскостно-знаковый) и типологический (геометрический, объемный). На основе вышеперечисленного исследователь обозначила важность эстетико-ориентированного воспитания непосредственно для развития дошкольника [6,с.39]. При этом стоит подчеркнуть, что сама по себе проблема взаимозависимости интеллектуального и эстетического развития на протяжении достаточно длительного периода вызывает неподдельный интерес значительного числа исследователей рассматриваемой темы. Ученые стремились выяснить, каковы основополагающие принципы общего развития человека и каким образом можно «количественно» определить гармонию мировосприятия, раскрыв тайну одаренности.
За последние несколько десятилетий были исследованы различные аспекты взаимозависимости художественно-эстетического и эстетического воспитания детей посредством знакомства с самой природой. Подобные проблемы были проанализированы Е.В. Клюевой, О.Ю. Зыряновой, Е.К. Янакиевой). Кроме того, рассмотрена связь математического развития с художественной литературой (Т.С. Шевченко), взаимосвязь музыкального и математического развития на занятиях (В.А. Лаптева, В.А. Рылькова), математического развития и конструирования (Г.Н. Сидорук).
Интегративный подход к организации образовательного процесса ДОО предполагает следующие направления интеграции:
Интеграция содержания обучения.
Интеграция видов деятельности.
Интеграция средств и методов обучения.
Сама интеграция содержания дошкольного образования обычно рассматривается исследователями непосредственно как альтернатива общепринятому построению абсолютно всех образовательных программ. Как известно, основополагающие задачи обучения дошкольников в рамках непосредственно каждой образовательной области следует решать в условиях реализации иных областей Примерной образовательной программы. Как представляется с учетом вышеуказанного, достаточно условное разграничения направлений на образовательные области, на наш взгляд, вызвано, в первую очередь, определенными существующими на сегодняшний день определенными задачами, а также. вместе с тем, формами и методами всего дошкольного образования, и, кроме того, потребностями массовой практики. Проявлением подобного интегративного подхода в рамках современного образования представляется изложением программы дошкольной организации посредством таких областей, как социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическое развитие. Собственно, интеграция не всегда может быть обеспечена объединением ряда образовательных сфер в различных видах деятельности дошкольников. Отметим, что интегративным может быть представлено содержание каждой образовательной области.
Реализация интеграции предполагает особый вид планирования, который сам по себе несет интегративный характер, так как он основывается в рамках единого смыслового контекста. В данном случае, планирование может быть произведено посредством интегрированных блоков, которые, в свою очередь, объединены конкретной темой или содержанием.
Следовательно, изобразительная деятельность во всех видах объяснимо связана непосредственно с познавательной сферой. В свою очередь, аппликация, лепка и рисование вполне могут быть взаимосвязаны с математикой, основой которой представляется не только знакомство с числами, счетом, но и с формой, величиной, длиной предметов и объектов окружающего мира. Таким образом, получая знания о форме предметов и возможностях преобразования, дошкольники могут их использовать при создании изображений в лепке, аппликации, конструировании.
На наш взгляд, в данном случае, необходимо остановиться на определении сути интеграции содержания образования исследователей О.А. Скоролуповой, Н.В. Фединой: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса» [5, стр.4]. Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно быть осуществлено нормальными для него способами. То есть, не посредством разделения на отдельные составляющие, а интегративно. Предполагается, что это связано непосредственно и с тем, что современный ребёнок, обладая достаточно высоким умственным потенциал, зачастую не может найти применения своим знаниям на практике.
Стоит отметить, что новые требования к необходимости организации образовательного процесса в ДОО обусловлены возможностью содержательной и технологической интеграции некоторых видов деятельности дошкольников.
Интеграция чтения, наблюдения, конструирования предполагает всестороннее развитие дошкольника, в тот момент, когда такие самостоятельные виды деятельности, как игра и эксперимент объединяются с деятельностью взрослых. Имеется в виду, в данном случае, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная деятельность. Интеграция наиболее эффективно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное), мышление, воображение, представление, память, внимание.
Воспитатель проводит всесторонний анализ относительно определения видов деятельности, которые помогают дошкольнику не просто получить новые знания, но предположить, на какой конкретно опыт есть возможность опереться, какие прямые задачи развития связаны именно с данными видами детских деятельностей. Выяснить, каким образом можно сопоставить их друг с другом, как мотивированно и целесообразно ввести дошкольников в изучаемый фрагмент, объединить разрозненные сведения в единое целое, освоить и обобщить материал, стимулировать детское творчество, поощрять коммуникацию, презентовать результат, учитывая точку зрения ребенка.
Обращаясь к интеграции средств и методов обучения, отметим, что одним из наиболее эффективных методов, наиболее успешно освоенных воспитателями, представляется метод проектов, основанный именно на рассматриваемом интегративном подходе. Метод проекта, представляя собой технологию творческого развития, требует, безусловно, применение знаний из нескольких сфер жизни. Посредством проекта можно наиболее естественным образом интегрировать конкретно содержание, а также деятельность в ДОО.
Говоря об интеграции содержания, средствах и методах обучения, кроме того, детской деятельности, отметим, что вышеперечисленное обеспечивается именно формированием педагогической системы в рамках самих дошкольных образовательных учреждениях. Данная система создается для многостороннего эффективного развития ребенка, мыслительной деятельности дошкольника, самостоятельности и инициативности, познавательности, передачи образов в разными способами многообразными средствами, в значительной мере используя ассоциации и личностные смыслы.
Интегративный подход предполагает следующую структуру занятий:
Мотивация, которая нацеливает детей на содержание, вызывая желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитателю следует принимать во внимание интересы, потребности, желания детей своей группы, учитывать возрастные особенности. Мотивированная детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.
Содержание следует создавать жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются либо новые знания, либо закрепляются присутствующие на базе содержания нескольких образовательных областей с обязательной опорой на наглядность. Именно данная часть занятия реализует принцип интеграции содержания применяемой в ДОО программы.
Анализ или оценка. Для детей создается практическая деятельность, направленной на непосредственное закрепление полученной информации или реализации уже усвоенной прежде. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других.
Вместе с тем, практически наблюдается еще недостаточно сформированная готовность педагогов к реализации интегрированной деятельности. Им не всегда хватает обмена опытом, финансирования для лучшего оснащения своих групповых, специальных курсов повышения квалификации по вопросам интегрированного обучения, методических разработок содержания интегрированных занятий, организации научно-педагогических исследований по проблемам интегрированного обучения.
Исследование, проведенное в виде анкетирования педагогов в дошкольных образовательных учреждениях Рамонского муниципального района МКДОУ Яменский детский сад, Рамонский детский сад №1, Рамонский детский сад №3 показало, что 82,5% педагогов данных детских садов на вопрос «Что необходимо предпринять, на Ваш взгляд, для более эффективного внедрения интегрированных занятий в педагогический процесс детского сада» подчеркнули высокую необходимость организации научно-педагогических исследований по проблемам интегрированного обучения и только затем внедрение в педагогический процесс дошкольного учреждения; 87,5% - необходимость разработки программ по интегрированному обучению дошкольников; 95% - необходимость методической разработки содержания интегрированных занятий по конкретным программам; 97,5% - необходимость организации обмена опытом воспитателей, реализующих на практике идеи интегрированного обучения; 87,5% - необходимость организации специальных курсов повышения квалификации воспитателей по вопросам интегрированного обучения.
Вместе с тем, несмотря на все вышеизложенные затруднения, 85% педагогов, среди которых как воспитатели, так и узкие специалисты, не отказываются от идеи внедрения интегрированных занятий. Они подчеркивают, что они стремятся обеспечить более эффективное формирование знаний и умений по каждому разделу программы, который включен в их содержание. Педагоги также способствуют развитию самостоятельности и познавательной активности, стимулируют развитие познавательных интересов дошкольников, способствуют повышению качества знаний, обеспечивают формирование целостной картины мира у дошкольников, обеспечивают большую плотность содержания, чем традиционные занятия, усиливают воспитательную направленность образовательного процесса на занятиях, способствуют сбережению здоровья.
Обращаясь к мотивам использования интегрированных занятий в практике, отметим, что 52,5% педагогов с высокой вероятностью ответили о требовании этого Программой, по которой они работают. 85% - об интегрированных занятиях как обеспечивающих наибольшую эффективность при решении образовательных задач. 87,5% - об интегрированных занятиях как способствующих совершенствованию профессионального мастерства. 57,5% - об интегрированных занятиях как позволяющих при прохождении процедуры аттестации заявиться на более высокую категорию. 87,5% - об интегрированных занятиях как более интересны по содержанию и методике, чем традиционные занятия.
Вышеуказанное свидетельствует о том, как немаловажно продолжать повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по внедрению интегрированного обучения дошкольников.
Интегрированное образование сегодня создает новые необходимые условия деятельности воспитателей и воспитанников, представляя собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Реализация интегративного подхода на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОО.
В заключении следует отметить, что проблема интеграции в системе дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого представлена в выравнивании стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, а также создании условий для необходимости обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Список используемой литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
3.Киянченко Е.А. Проблема интеграции в образовательном процессе дошкольного образования//Развитие личности как стратегия современной системы образования. – 2016. – № 1 (452). – С. 195–197.
4.Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.
5.Скоролупова О., Федина Н. «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция», журнал «Дошкольное воспитание». - 2010 г. - №7.- С. 2-5.
6.Якиманская И.С. Личностно-ориентированная школа: критерии и процедура анализа и оценка ее эффективности // Директор школы. — 1999. –№3. — С. 39–45.
7.Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс], www.firo.ru
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!