это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1392777
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В ситуации существенных трансформаций всех сфер общественной жизни России XXI века особую актуальность приобретает качество профессиональной компетентности кадрового состава работников образования, их мотивированность на профессиональный рост и непрерывное развитие. Одна из актуальнейших проблем на которую обращают внимание современные исследователи – целенаправленное систематическое развитие учителя с определенной мотивацией. В данной научной статье будут рассматриваться такие вопросы, как вопрос выстраивания профессионального пути и образовательного опыта педагога в ее ретроспективе и также рассматриваться опыт индивидуального развития в профессиональной сфере педагога в прошлом в существующих различных исследованиях.
Ключевые слова: ретроспектива, федеральный государственный стандарт, профессиональное развитие, индивидуализация, профессиональная деятельность, самообразование, взаимообучение, развитие педагога на протяжении всей жизни.
«…Общество входит в век Человека.
Больше чем, когда бы то ни было,
мы должны мыслить сейчас о том, что вкладываем в душу лица».
В.А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям».
Профессиональное развитие по мнению многих исследователей связано с формированием человека в его профессиональной деятельности. Различные авторы, как Фуллан и Штигельбауэр описывают профессиональное развитие, как «совокупность полных формальных и неформальных образовательных переживаний на протяжении всей своей карьеры от дошкольного образования до выхода на пенсию». [1, с. 326], [12], [14]
Профессиональное развитие также предполагает под собой индивидуализацию, как отдельный аспект при осуществлении педагогом собственного профессионального развития. Проблема индивидуализации в развитии личности нашли отражение в зарубежных и российских исследованиях: Л.И. Божович, А.А. Бодалевой, В.П. Зинченко, Е.М. Борисовой. А.С. Макаренко в своих исследованиях объективно подчеркивает: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не содержит общего плана деятельности, нет единого тона, общего четкого подхода к ребенку, там не может быть практически никакого воспитательного процесса». [13]
В многочисленных исследованиях по данной проблематике центральное и главное место занимает концепция профессионального формирования разработанная Т.В. Кудрявцевым. В данной теории целиком и полностью описывается стадиальность построения процесса профессионального индивидуального формирования.
На первой стадии происходит развитие профессиональных целей, когда главным аспектом становится аргументированный и основной выбор профессии.
Во второй стадии происходит профессиональное обучение в индивидуальном развитии педагога. На данной стадии педагог овладевает знаниями, умениями и способностями в своей профессиональной сфере.
На третьей стадии рассматривается сам процесс вхождения в профессиональную сферу. На данной стадии рассматриваются и показывается психологический комфорт педагога, уровень развития ПВК.
На четвертом и финальном этапе формирования развития педагога на стадии индивидуализации рассматривается полное основное осуществление профессиональное развитие педагога, как личности в индивидуальном аспекте. [5], [6]
Американские исследователи также занимались данной проблематикой. В частности, Т.Парсонс рассматривал профессиональное формирование, становление и развитие, как способность индивидуального формирования и саморазвития личности, освоения и самореализации и формирования профессионально ориентированных видов деятельности. Т.Парсонс также считал, что для правильного и четкого выбора нужной профессии и для профессионального развития педагог должен понимать четко о себе, своих личных индивидуальных качествах и способностях, а также должен осознавать условия выбираемой профессии и индивидуальных методах и способах своего собственного развития в профессиональной сфере. [15]
Среди иностранных исследований можно также выделить в особую категорию исследования Д.Сьюпера. Именно по причине недостатков статистического подхода к изучению особенностей и проблем профессионального развития была создана данная концепция.
Согласно представлениям Д. Сьюпера результатом подбора профессии является увеличение связи ребенка с социальной жизнью, причем данный процесс является весьма продолжительным. В первую очередь необходимо обратить внимание на изменение поведения в процессе профессионального развития ввиду того, что процедура его персонализирована, а, следовательно, неповторима и своеобразна.
По мнению Д. Сьюпер процесс профессионального становления можно разделить на следующие этапы:
- Этап пробуждения (от появления на свет до 14 лет). Формирование самовосприятия формируется в результате идентификации с окружающими взрослыми людьми. Данный этап можно разделить на несколько стадий:
- Стадия воображения, когда в фантазиях детей отыгрываются профессиональные роли;
- Стадия заинтересованности- происходит формирование предпочтений для будущей профессии;
- Стадия способностей, когда происходит возникновение понятий «профессиональные условия» и «воспитание», а также производится изучение на практике личных способностей.
- Этап изучения (15-24 года), который также можно разделить на несколько стадий и который характеризуется стремление к самореализации.
Можно выделить следующие стадии:
- Подготовительный подбор и изучение личных способностей;
- Стадия перехода, в которой окончательно устанавливает волевой момент к реализации профессиональной деятельности;
- Аппробация профессиональной жизни и поиск вида профессиональной деятельности.
- Этап консолидации (25-44 года), в течении которого человек стремиться укрепить свое профессиональное и связанное с ним социальное положение.
- Этап сохранения (36-64 года), которое характеризуется профессиональным развитием вне рамок специализированной профессиональной деятельности.
- Этап спада (с 65 лет), в течении которого снижается количество участия в профессиональной жизни и скорее происходит уже мониторинг за чужой профессиональной деятельностью.
Именно по причине того, что в данной теории профессиональное развитие личности является длительным и целостным процессом развития личности его можно считать значимым достижением. Хотя в концепции Д. Сьюпера существуют и проблемы, так к примеру, данная концепция анализирует профессиональное развитие как количественное повышение характеристик, что не так ввиду того, что профессиональном развитии личности имеются и качественные характеристики. Также стоит отметить, что этапы профессионального развития жестко детерминированы возрастными рамками.
Процесс формирования профессионального развития педагогического работника включает в себя следующие направления деятельности:
- Изучение уровня профессионализма педагогов на основании их профессиональных потребностей, результатов их работы, а также на основе профессиональных и иных личностных;
- Улучшение умений педагогов в направлении целепологания и проектировки деятельности;
- Осуществление деятельности по повышению профессиональной пригодности и повышению уровня профессиональных знаний и умений педагогов, а также создание возможностей и условий для самосовершенствования;
- Персонализированное под каждого педагога проектирование профессионального развития педагога;
- Установление и сохранение благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе. [16]
Система подготовки и повышения квалификации педагогов создается на основании исследования и анализа профессионального уровня педагогов, их профессиональных и личностных потребностей, мотивов деятельности, просьб родителей по поводу воспитания каждого отдельного ученика, а также на основании утвержденной федеральными и региональными органами власти стратегий развития дошкольного образования. [15]
В ретроспективе профессиональное развитие рассматривал Л.В. Коломийченко, соотнося деятельность центрального научно-исследовательского института организации производства и управления промышленностью образование и наука (ЦИО) с профессиональным формированием педагогов, подметив что: «одно из направлений деятельности ЦИО в новой системе повышения квалификации работников связано с трансляцией результатов эффективного опыта общеобразовательных учреждений, обобщение, теоретическое обоснование и интерпретация, которого требует достаточно высокого уровня профессиональной компетентности педагогов». [2]
В работе [12] приводится цитата профессора и эксперта в области междуна- родных исследований в сфере образования Майкла Барбера, которая очень чет- ко характеризует масштаб и необходимость профессионального развития учителей — «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Очень значимо заключение самого автора — «Индивидуализация учебной работы школьников невозможна без индивидуализации профессионального развития их учителей. Нельзя требовать от учителя создать школьникам условия для индивидуализации учебной работы, если сам учитель не имеет таких условий...». С данной цитатой трудно не согласится, в действительности, говоря об уровне знаний учащихся, их условий обучения, оценивания и др., порой забывают об учителях. [10], [11]
Формирование новых федеральных общеобразовательных государственных стандартов и переход на них считается во многом самыми коренными изменениями образовательного пространства. Именно поэтому роль целенаправленного профессионального формирования педагога, который благодаря этому может целиком вписаться благодаря своим качествам в современную школу и ее коллектив. Здесь самым основным мотивом проекта концепции и содержания профессионального стандарта преподавателя является навыки учиться: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». [3], [16]
В ретроспективе и в современном мире именно, по словам К.Д.Ушинского, «учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам». Народная мудрость здесь гласит: «Тому, у кого нет цели, каждый ветер попутный». Именно поэтому для индивидуализации и развития профессиональной сферы педагога существует процесс конструирования своего личного общеобразовательного пути. Выстроить подобную структуру достаточно сложно. Для начала, если рассматривать профессиональное развитие с времен ретроспективы, предстоит метод развития и формулировки своего личного образовательного запроса, опираясь на собственные требования и ценности, а также особые возможности и на интересы воспитанников. Для выстраивания подобной системы профессионального развития для педагога определенных качеств в виде актуальности работы. Это требования к кадровым условиям формирования новых федеральных стандартов и кроме этого это профессиональное формирование и повышение уровня квалификационной деятельности педагогов. [4,5]
Многие исследователи в своих исследовательских научных работах подчеркивают важность программ профессионального развития. Гуски заявил, что высококачественные программы профессионального развития являются фундаментальным элементом для улучшения образования. Он добавил, что содержание программ профессионального развития может варьироваться в широких пределах, но их цель — улучшение преподавательской деятельности в классе, изменение их взглядов и убеждений, чтобы обеспечить своим ученикам более качественное образование. [7], [15], [18], [17]
Для того, чтоб в дальнейшем учитель мог разработать сам профессиональный путь формирования своих профессиональных качеств в индивидуальном порядке и в современном мире, а не только в прошлом в ретроспективе исследователями была разработана таблица «Потенциальные образовательные ресурсы профессионального развития педагога».
Таблица 1. Потенциальные образовательные ресурсы профессионального развития педагога.
Образовательные ресурсы 2012 – 2013 2013 – 2014
Внешние образовательные ресурсы (+)
Аттестация НПК Дистанционные курсы Д/О; КПК Олимпиады для учителей; семинары РМО учителей -предметников Университетско – школьный кластер Педагогические лаборатории университетского округа Видеоуроки, вебинарыСетевое взаимодействие учителей – предметников Участие в экспертных комиссиях Участие в конкурсах НПК, жюри Стажировки Экспериментальная деятельность Открытый ресурс Находка года Внутренние (институциональные) ресурсы (+)
Педсоветы Консультации, семинары Участие в работе ШМО Занятия (взаимопосещение, «Урок мастера», посещение) Открытый ресурс Методическая удача Самообразование
Методическая тема Изучение подтехнологийАпробация учебников, внедрение нового УМК Интернет-ресурс Электронное портфолио Открытый ресурс ВзаимообучениеПроведение открытых занятий Проведение мастерских или мастер-классов Диссеминация опыта или НПК Публикации Открытый ресурс В данной таблице по формированию потенциальных образовательных ресурсов профессионального развития педагога более широкое место отведено именно открытому ресурсу. Когда педагогический работник имеет возможность самостоятельно дополнить предложенное количество образовательных ресурсов. Именно такие термины, как «находка года» и «методическая удача» могут сподвигнуть педагогического работника на более активную рефлексивную сферу деятельности и могут помочь ему развить профессиональную избирательность. [8]
Но наиболее формирующее значение имеет поле «Взаимообучение», где девизом считается: «Обучая других, совершенствуюсь сам», что предполагает под собой деятельностный подход педагогического работника в совершенствовании своей квалификационной деятельности. Именно тогда педагог не просто учится сам, а готовится к презентации собственных конечных результатов деятельности. И в таком ракурсе «Открытый ресурс» служит своеобразным собственным образовательным маршрутом, когда педагогический работник в процессе своей деятельности имеет своей основной целью прогнозировать конечные результаты и перспективы своего профессионального формирования и развития. [1]
Таблица 2. Индивидуальный образовательный маршрут педагогического работника
Внешние образовательные ресурсы (+)
Внутренние (институциональные) ресурсы (+)
Самообразование (*)
Взаимообучение. «Обучая других, совершенствуюсь сам» (*)
Такой своеобразный образовательный маршрут для каждого индивидуального работника помогает выстраивать его индивидуальный образовательный путь, учитывая его интересы и склонности, давая ему возможность сделать осознанный выбор, давая ему возможность осуществлять систематизацию и оптимизацию данной образовательной деятельности и давая ему возможность вырабатывать иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии. [6]
Эффективная работа педагога во многом зависит от удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, а также собственного профессионального развития в своей сфере. Профессиональное развитие педагога включает в себя несколько стадий:
- стадия выбора профессии до университета;
- стадия освоения выбранной профессии (адаптация к работе, индивидуализация деструктивная или конструктивная и включенность в профессию в процессе осуществления педагогического творчества)
Для понимание взаимосвязи эффективного индивидуального развития педагога и его деятельности в профессиональной сфере мы приведем в пример небольшое исследование Братского государственного университета по оценке удовлетворенности молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений своей профессиональной деятельностью в МКДОУ «Березка», где работают 46 педагогов в дошкольной сфере. [20], [19]
Для проведения исследования в работе Научный коллектив Братского государственного университета использовали методики:
-«Самооценка психологической адаптивности» (Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов)
Таблица 3. Выявление самооценки психологической адаптивности специалистов дошкольного образовательного учреждения «Березка».
Критерии методики исследования Сотрудники со стажем и без стажа
1. Мне нравятся новые впечатления и я испытываю к ним тягу. 40% 60%
2. Мне комфортно при исполнении работы, которая требует быстрого переключения между несколькими операциями. 20% 40%
3. Я обычно могу в течении короткого периода времени перейти от отдыха к активной профессиональной деятельности. 60% 70%
4. Я коммуникабелен и не имею проблем с общением с окружающими. 50% 90%
5. Я могу быстро засыпать и быстро просыпаться. 60% 40%
6. Я в течении короткого периода времени могу освоиться в новой обстановки и включиться в работу. 60% 40%
7. Я позитивно воспринимаю появление новых людей на работе. 30% 90%
8. Мне нравится бывать в новых для себя сообществах. 40% 70%
9. Я слышу от своего окружения, что являюсь человеком деятельным и подвижным.. 90% 70%
10. Я могу быстро усваивать новые учебные материалы. 70% 50%
11. Мне не нравится заводить новые знакомства 10% 0%
12. Я трудно расстаюсь с идеями и мыслями, в которые ранее поверил 80% 70%
13. Формирование новых навыков у меня формируются медленно, но усваиваются основательно. 60% 70%
14. Меня считают флегматиком и иногда упрекают в медлительности. 20% 40%
15. Мне не нравятся подвижные игры 50% 0%
В результате проведения исследования смогли выявить, что педагоги со стажем удовлетворены своим трудом в отличие от молодых специалистов. Педагоги с опытом, уже смогли зарекомендовать себя в коллективе и по зарплате значительно превышают тех молодых специалистов, которые только пришли на работу. Молодым специалистам рабочий день кажется длиннее, чем более опытным. Такая адаптация в коллективе и на рабочем месте сильно влияет на педагогическое формирование личности в индивидуальном аспекте.[21], [18]
Таким образом, профессиональное развитие по мнению многих исследователей связано с формированием человека в его профессиональной деятельности. Различные исследователи подробнее интересовались и рассматривали в своих исследованиях проблему профессионального развития педагога в индивидуальном аспекте. Проблема индивидуализации в развитии личности нашли отражение в зарубежных и российских исследованиях: Л.И.Божович, А.А.Бодалевой, В.П.Зинченко, Е.М.Борисовой. В многочисленных исследованиях по данной проблематике центральное и главное место занимает концепция профессионального формирования разработанная Т.В.Кудрявцевым. В данной теории целиком и полностью описывается стадиальность построения процесса профессионального индивидуального формирования. Т.Парсонс рассматривал профессиональное формирование, становление и развитие, как способность индивидуального формирования и саморазвития личности, освоения и самореализации и формирования профессионально ориентированных видов деятельности.
Выстраивание индивидуального образовательного маршрута педагогического работника может быть связано напрямую с кристаллизацией педагогического почерка, а не только с совершенствованием профессиональных компетентностей.
Специалисты занимаются поиском стратегий для того, чтобы увеличить эффективность программ профессионального развития педагогов. Эффективность данных программ может быть достигнута только на основе профессиональных и личностных потребностей учителей. Главная проблема при составлении программ профессионального развития состоит в том, что их составители уделяют больше внимания новым веяниям без учета индивидуализации и персонализации планов профессионального роста. Вышеуказанные программы должны учитывать потребности учителей, что позволит их простимулировать к развитию и сделать их более динамично развивающимися. Можно сказать, что качественное и эффективное развитие профессиональных качеств педагога возможно лишь, если оно отвечает потребностям педагогов. Ввиду этого необходимым видится сбор информации о потребностях учителей перед составление плана, а затем и программы повышения квалификации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. – Минск, 1990. – С. 27
Бойчаева Ш. С. Важность профессионального развития // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 310-312. — URL https://moluch.ru/archive/152/43051/ (дата обращения: 13.02.2019).
Белая, К.Ю. Рабочий журнал заведующего детским садом / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, - 2012. – С. 34.
Бердяев, Н.А. Человек. Микрокосмос и Макрокосмос/ Феномен человека. Антология / H.A. Бердяев. - М., - 1993.- С. 234.
Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников. - 2004.- №5. – С. 28.
Буткевич, В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования. 1980-1990 гг.: автореф... дисс. докт. пед. наук В.В. Буткевич. - М., - 1994. - С. 23
Вайнер, М.Э. Дети. Школа, Эмоции/ М.Э. Вайнер// - М., - 2001. С. 94.
Вилюнас, В.К. Перспективы развития психологии эмоций / В.К.Вилюиас // Тенденции развития психологической науки отв. ред. Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, - 1989. - С. 46.
Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас // - М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1990. – С. 116.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие // — Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,- 1997. С. 64.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие // Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, - 2000. С. 73.
Коломийченко Л.В. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования// - Пермский педагогический журнал. – 2010. - №1. - С. 87.
Любимов Л.Л. Наша новая школа: лекция. - М. – 2011 – С. 12.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1981. - С. 43.
Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. пед. соч. Т. 1. – М., 1981. – С. 210
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.2: Психология образования – С. 78.
Парсонс Т. Система социального действия / Т. Парсонс // - М.: Аспект- пресс, - 1997. – С. 49.
Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского // - М. – 2003. - С.74.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / Ушинский К.Д. // - М.- 1945. – С. 19.
Цукерман, Г.А., Матеров Б.М. Психология саморазвития //- СПб. - 1997. –С. 36.
Щотка О.П. Возрастная психология взрослого человека : учеб. пособ. // - НДПУ им. М. Гоголя. - 2001. - С. 139.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!