это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1398460
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Семья играет огромную роль в жизни каждого человека. В условиях политических, экономических и социальных преобразований семья, являясь посредником между интересами личности и социума, оказалась в эпицентре общественных проблем. Современная ситуация в сфере семейных отношений характеризуется изменением взглядов молодежи на брачно-семейную жизнь. Это проявляется в утрате семейных ценностей. Для современной молодежи, характерен индивидуализм, выражающийся в потребительской позиции. Взгляды молодого поколения на семью приводят к нежелательным для общества последствиям в социально-демографическом, экономическом и этико-психологическом плане, что выражается в значительном количестве разводов и росте числа неполных семей.
Неполная семья представляет собой тип семьи, образовавшейся в результате развода супругов и в которой воспитание ребенка, или нескольких детей осуществляется одним из родителей. Развод родителей негативно отражается на материальном положении одного из супругов (чаще всего матери), воспитывающего ребенка, или нескольких детей. Кроме того, развод родителей негативным образом отражается на детской психике.
Поэтому особую актуальность приобрела необходимость возрождения института семьи, совершенствования социально-психологической работы с неполными семьями. В настоящее время в России социально-психологическая работа с неполными семьями осуществляется органами социальной защиты населения, а также в общеобразовательных организациях. В зависимости от типа организации или учреждения, социально-психологическая работа с неполными семьями имеет свою специфику. Так деятельность органов социальной защиты населения направлена на оказание семьям различных мер социальной поддержки. Социально-психологическая работа в образовательных организациях, направлена на обеспечение получения детьми общего образования. Однако работа с неполными семьями не выделена в отдельное направление деятельности органов и учреждений, осуществляющих социально-психологическую работу с различными категориями граждан.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между важностью организации социально-психологической работы с неполными семьями и недостаточным научно-методическим обеспечением данной деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Общие вопросы к изучению института семьи рассматривались в работах А.Г. Харчева и Е. Спиваковской.
Проблемы готовности юношей и девушек к браку, причины разводов в науке изучается давно. Различные ее аспекты изучались в работах М.В. Вдовиной, В.В. Паршиной, М.А. Болдиной. Указанные авторы рассматривали проблему неготовности части современной молодежи к браку как следствие социально-психологических причин (утрата семейных ценностей, психологические особенности молодых людей, их неготовность к созданию семьи).
Специфические проблемы и особенности неполной семьи рассматривались в работах Р.В. Овчаровой, М.А. Мягковой, В.А. Иванченко. Отечественные исследователи по-разному трактуют понятие «неполная семья». Так, Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова, определили понятие «неполная семья» как семью, в которой воспитание ребенка (детей) осуществляется одним из родителей. Данными авторами также выявлены и проанализированы причины образования неполных семей. В качестве главной причины образования неполных семей, Р.В. Овчарова и М.А. Мягкова выделяют развод супругов.
В.А. Иванченко в качестве причин образования неполных семей выделяет вдовство, рождение ребенка матерью, не состоящей в браке, развод. П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова в качестве причины образования неполных семей добавляют смерть одного из родителей, рождение ребенка вне брака. Таким образом, ряд отечественных исследователей (Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова) трактуют понятие «неполная семья» как семью, возникшую исключительно по причине развода супругов.
Другие исследователи (В.А. Иванченко, П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова, А.А. Салпагаров) предпочитают расширительное толкование понятия «неполная семья», включая в него не только семьи, образовавшие в результате развода супругов, где один из них воспитывает ребенка (детей), но и семьи одиноких матерей, потерявших кормильца.
Все указанные авторы в качестве классифицирующего признака неполной семьи выделяют наличие в ней ребенка (детей), воспитывающихся по различным причинам одним из родителей.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между важностью - разработки теоретических и практических аспектов социально-психологической работы с неполными семьями и недостаточным освещением указанных вопросов в научной литературе.
Объект исследования: неполные семьи.
Предмет исследования: особенности социально-психологического взаимодействия с неполными семьями.
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию технологии социально-психологического взаимодействия с неполными семьями.
Опираясь на цель, объект и предмет исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению неполной семьи как объекта социально-психологической работы;
2. Выявить социально-психологические особенности и проблемы неполной семьи;
3. Проанализировать современные технологии социально-психологической работы с неполными семьями;
4. Проанализировать организацию работы филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе с неполными семьями;
5. Изучить формы и технологии социально-психологической работы с неполными семьями, используемые в филиале ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе;
6. Разработать предложения по совершенствованию социально-психологической поддержки детям и родителям из неполных семей.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных авторов по вопросам социально-психологической работы с неполными семьями.
Методологической основой исследования является системно-деятельностный подход к изучению вопросов социально-психологической работы с неполными семьями, а также методы дедукции и индукции.
База исследования - филиал ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // URL: http://base.garant.ru/12116087/1/#block_100 (дата обращения: 19.03.2019).
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ. Об основах социально-психологического обслуживания граждан в Российской Федерации. (ред. от 21.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - N 52. Ст. 7007.
3. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. 2014. №7 (168). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 19.03.2019).
4. Базарова Т.С. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе // Вестник БГУ. 2015. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-professionalizma-spetsialista-po-sotsialnoy-rabote (дата обращения: 19.03.2019).
5. Базарова Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социально-психологического сиротства // Вестник БГУ. 2015. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rannee-vyyavlenie-semeynogo-neblagopoluchiya-kak-tehnologiya-profilaktiki-sotsialnogo-sirotstva (дата обращения: 19.03.2019).
6. Болдина М. А. Технологии социально-психологической работы с молодыми семьями // Социально-экономические явления и процессы. -2013. - №5 (051). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotsialnoy-raboty-s-molodymi-semyami (дата обращения: 19.03.2019).
7. Боброва С.Г., Хохлов Р.С. Проблема неполной семьи в современной психологии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2015. - № 15. - С. 83-86.
8. Вакульчик Е.В., Бакаева О.Н. К вопросу о классификации типов неполных семей и их характеристики в психолого-педагогических исследованиях // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXIV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: МЦНО. - 2015 - № 5(23) // URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf.
9. Василькова Ю.В.: Социальный педагог. - М.: Академия, 2014. - 440 c.
10. Вдовина М. В. Социально-психологическая работа с семьей: подготовка специалистов // ЗПУ. - 2015. - №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-semiey-podgotovka-spetsialistov (дата обращения: 19.03.2019).
11. Гасанова П. Г., Даудова Д. М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия ДГПУ. - 2015. - №3. - С. 6-11.
12. Глухова М. Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодёжной среде: меры социальной поддержки молодых семей // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2015. - №8 (103). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-blagopoluchiya-v-molodyozhnoy-srede-mery-sotsialnoy-podderzhki-molodyh-semey (дата обращения: 19.03.2019).
13. Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения г. Уфы // URL: http://rcspn.mintrudrb.ru/ (дата обращения: 19.03.2019).
14. Данилова С. С. Одинокое материнство в общественном мнении // СОЦИС. - 2015. - №5. - С. 138-141.
16. Давыдова О. В., Старостенко А. М. Теоретические подходы к изучению социальной защиты пожилых людей // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-sotsialnoy-zaschity-pozhilyh-lyudey (дата обращения: 19.03.2019).
17. Захаров С.В., Чурилова Е.В. Феномен одинокого материнства в России: статистико-демографический анализ распространенности и механизмов его формирования // Мир России. Социология. Этнология. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-odinokogo-materinstva-v-rossii-statistiko-demograficheskiy-analiz-rasprostranennosti-i-mehanizmov-ego-formirovaniya (дата обращения: 19.03.2019).
18. Иванов А.В. Социально-психологическая педагогика. - М.: Дашков и К, 2014. -424 с.
19. Иванченко В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психологическая наука и образование. - 2015. № 3.
20. Костенко М. А. Семейное неблагополучие и система мер предотвращения утраты родительского попечения: проблемы институционализации инновационных практик в Российской системе защиты детей // Известия АлтГУ. - 2014. - №2 (82) С.253-256.
21. Карпунова Л. А., Самодурова Т. В. Проблемы социальной адаптации молодой семьи в современном российском обществе // Science Time. -2014. - №10 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-molodoy-semi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 19.03.2019).
22. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии / И.Е. Калабихина. - М.: ТЕИС, 2015. - 264 с.
23. Кислякова Е.Н. Социально-психологическая работа с неполной семьей / Е.Н. Кислякова // Социально-психологическая работа. - 2015. - №4. - С. 9-13.
24. Кетова Е. П. Типология неполной семьи как теоретическая проблема социологии семьи // Российское общество: история и современность: сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 1 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 80-88.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
20.04.01 Техносферная безопасность/Цифровые решени... Учебная - научно-исследовательская работа (получению первичных навыков научно-исследовательской работы)
Реферат, Промышленная безопасность
Срок сдачи к 16 июля
Написать отчет по ознакомительной практике экологическая партия...
Отчет по практике, Политология
Срок сдачи к 14 июля
Структура jdbc. виды драйверов. основные интерфейсы. виды подключений. выполнение sql-операторов. взаимодействие с субд
Реферат, Программирование
Срок сдачи к 20 июля
договор 8ми дневной практики с составлением индивидуального плана практики
Отчет по практике, Учебная практика (ознакомительная практика)
Срок сдачи к 1 сент.
Сделайте отчет по практике, в нем нужно написать дополнительно отчет ...
Отчет по практике, Атомные станции
Срок сдачи к 8 июля
Выполнить курсовую работу по методисеским рекомендациям
Курсовая, Пожарная безопасность в строительстве
Срок сдачи к 29 июля
Задание 1 Понаблюдайте за разными детьми (можно посмотреть фильмы
Контрольная, Психология и педагогика
Срок сдачи к 10 июля
Курсовой проект твердеющей закладки при очистной выемке руды
Курсовая, Горное дело
Срок сдачи к 15 июля
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!