это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1404710
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматривается значимость повышения педагогической культуры учителя начальных классов в современном образовании. Также обоснована актуальность совершенствования образовательной среды школы, посредством улучшения качества педагогической культуры учителей начальных классов. Раскрывается специфика и значимость муниципальной методической службы для повышения педагогической культуры учителей, а также эффективность ее использования в реальных условиях начальных классов в качестве улучшения условий образовательной среды.
Ключевые слова: профессионализм, образование, качество, эффективность, компетентность, образовательный стандарт, муниципальная методическая служба, педагогическая культура, начальные классы, образовательная среда. Профессия педагог – одна из самых главных в наше время. От его работы зависит будущее всего человеческого общества. Профессиональный педагог – это единственный человек, занимающийся большую часть времени обучением и воспитанием подрастающего поколения. Человек – социальное существо и общение считается главной частью его жизни. При общении формируется основная система воспитательных отношений, которые способствуют результативности обучения и воспитания. В педагогической деятельности общение имеет профессионально значимый и функциональный характер.
Педагогическая культура учителя начальных классов считается системным образованием. Так, Т.А. Макаренко полагает, что главными ее аспектами считаются: педагогическая эрудиция, педагогическая направленность, высокая педагогическая организованность и мастерство, синтез моральных и интеллектуальных качеств, гармония профессионально значимых качеств педагогического поведения и общения, умение правильно сочетать научно-исследовательскую и учебно-воспитательную деятельность, постоянное самосовершенствование [8]. Именно педагогическая культура учителя может служить фактором совершенствования образовательной среды школы.Образовательная среды в современном мире может стать инструментом воспитания и развития при условии направленного применения ее возможностей в работе с учениками. Влияние образовательной среды обусловлено восприятием детей, их интересом к ее совершенствованию и формированию. Результативность освоения данного пространства со стороны ученика зависит от того, как именно он его воспринимает. Образовательная среда школы может послужить инструментом развития потенциала личности учащегося только лишь тогда, когда она будет пространством общности взрослых и детей, которое наполнено значимыми и реальными вопросами, на которые важно найти ответы, если все субъекты деятельности пространства принимают среду как свою личную территорию, за которую именно они несут полную ответственность.Ценностное отношение к профессиональной деятельности измеряются уровнем развития педагогической культуры учителя начальных классов. Поэтому важно отделить главные философские подходы к данному вопросу. Одним из них является аксиологический подход, по которому педагогическая культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, которые сформированы обществом. Есть также и понимание культуры как процесса творческой деятельности (Бергер Э.И., Котов В.В., Злобина С.Н.). [1,3,5] Для понимания сущности педагогической культуры важен каждые философский подход.
Так, деятельностный подход дает возможность изучить средства и сущность педагогической деятельности, которые обеспечивают осуществление ценностей; аксиологический подход - найти ценности, на которые нацелена педагогика как наука о воспитании; личностный подход - открыть актуальные свойства личности профессионального педагога как объекта педагогической деятельности и воспитательных взаимоотношений.
Для понимания сущности педагогической культуры, стоит рассмотреть положения, которые описал Сластенин В.А. Они раскрывают связь профессиональной и общей культуры, а также ее специфику [9]:
- педагогическая культура представляет из себя интериоризированную культуру и выполняет функции особого проектирования общей культуры в область педагогической деятельности;
- педагогическая культура – это оптимальная характеристика педагогических реалий, которая проявляется в разных видах существования;
- единицей анализа педагогической культуры является творческая педагогическая деятельность по своей природе;
- педагогическая культура – это системное образование, которое включает в себя несколько функционально-структурных компонентов, которое избирательно взаимодействует с окружающим миром, которое имеет свою организацию и которое имеет интегративное свойство целого, не сводимого к свойствам отдельных частиц;- особенности создания и осуществления педагогической культуры учителя начальных классов обусловлено творческими, индивидуальными, возрастными и психофизиологическими характеристиками, которые складываются педагогическим социальным опытом учителя.
99% Таким образом, в представленных определениях явно прослеживается следующая основная идея: педагогическая культура учителя начальных классов многогранна, она включает множество компонентов относящихся как к когнитивной составляющей личности (психолого-педагогические знания), так и деятельностной (способность выстроить взаимодействие с обучающимся на основе данных знаний), и определяется личностными особенностями субъекта (рефлексивность, эмпатийность, этичность).
Для развития педагогической культуры учителя начальных классов стоит рассматривать закономерности развития культуры, и можно обратить внимание на интересную позицию Н.П. Шавенковой. Автор отмечает, что одной из закономерностей развития конфликтологической культуры личности является повышение мотивации учителя к установлению социальных контактов за счет расширения сети социальных партнеров. Я считаю, что данное утверждение можно экстраполировать и на развитие педагогической культуры учителя начальных классов, как фактора совершенствования образовательной среды школы, так как конфликтологическая культура является компонентом педагогической культуры [13].
Итак, развитие личности происходит путем ее социального взаимодействия с ближайшим окружением, начиная с раннего возраста. Специалистами в области психологии развития доказано, что человек является биосоциальным существом, формирование и развитие которого определяется социальной ситуацией. Если рассмотреть профессиональное развитие педагога, то оно тоже обусловлено включением в разного рода коллективы, ассоциации, сообщества, группы. Иными словами, профессиональные ассоциации и группы могут оказывать существенное влияние на профессиональное обогащение учителя начальных классов.
Я считаю, что одним из значимых социальных факторов, влияющих на повышение педагогической культуры учителя начальных классов, является муниципальная методическая служба. Основной целью муниципальной методической службы является развитие всех граней профессионального опыта учителя. Если более детально рассмотреть деятельность муниципальной методической службы, то можно обратиться к исследованию В.А. Крутецкого. Он выделяет следующие функции методической службы [7]:
-обеспечение учителей профессиональной информацией;
- поддержка исследовательской работы педагогов в образовательной организации;
- изучение и анализ учебно-воспитательного процесса;
-поддержка школы при подготовке к аттестации;
- организация индивидуального консультирования и профессиональной помощи учителю;
- поддержка в осуществлении методической и инновационной работы школы;
- организация обучения педагогов и пр.
Резюмируя содержание деятельности методической службы, я полагаю, что она ориентирована на прогрессивные изменения свойств личности, психологических качеств, профессиональных знаний, педагогических умений и культуры учителей начальных классов посредством методической работы. Именно данная служба сможет стать активным компонентом в развитии культуры учителя начальных классов, и соответственно выступать активатором совершенствования образовательной среды всей школы.
Так, по словам В.И. Слободчикова, муниципальная методическая служба является социальным институтом, который создается муниципальным органом управления образованием и функционирует как его структурное подразделение. При этом она также может выступать как самостоятельное юридическое лицо, ориентированное на реализацию задач (стратегических) образовательной политики [11]. Они осуществляются в части развития кадрового потенциала, научно-методического сопровождения инновационных процессов, поддержки внедрению проектов обновления содержания образовательной среды и пр.
Значимость методической службы отмечается и в статье А.Е. Дружининой, которая делает акцент на том, что муниципальная методическая служба является социальной организацией, представляющей собой общность специалистов, взаимодействующих на основе сотрудничества [2].
Такое взаимодействие, по моему мнению, способствует нахождению индивидуального методического стиля учителя начальных классов, выявлению его самобытности и уникальности, а также повышению его методической педагогической культуры учителя. В.В. Краевский убедительно обосновывает, что методическая служба является фактором развития компетентности учителя [6].
Таким образом, подобная технология повышения педагогической культуры, как фактора совершенствования образовательной среды учебного заведения, то есть муниципальная методическая служба, развивает и компетентность, и личностные характеристики, и профессиональную культуру учителя (с различными ее компонентами). В этой связи совершенно уверенно можно утверждать, что возможности методической службы для развития педагогической культуры учителя начальных классов достаточно большие.
Достаточно часто можно обнаружить, что начальная школа дистанцирована от основной и средней школы. Нередки даже конфликты, основанные на недопонимании сущности профессиональной деятельности между учителями основной и начальной школы. Когда первые обвиняют учителей начальных классов (не разобравшись в истинных причинах), в том, что они «чему-то не научили детей», и теперь им приходится работать с «сырым материалом». Конфликты могут возникать и с родителями обучающихся, при этом не каждый учитель начальных классов может найти правильное разрешение конфликтной ситуации [3].
Однако именно в младшем школьном возрасте у детей формируется отношение к обучению в целом, развивается учебная мотивация [4], которая может снижаться из-за отсутствия психолого-педагогической культуры учителя. Ведь неумение найти подход к ребенку, неграмотность в вопросах урегулирования конфликтов и есть показатели слабо развитой психолого-педагогической культуры учителя. Если учитель не сможет выстраивать обучение с учетом ведущей деятельности младшего школьного возраста, не будет знать особенности возрастного кризиса, связанного с поступлением в школу (кризис 7 лет - становление социального Я), не найдет контакт с родителями обучающихся можно констатировать, что он проявит свою педагогическую безграмотность [10]. Также следует отметить, что в последнее время появляется все больше гиперактивных, агрессивных, тревожных детей, с которыми также важно выстроить грамотное взаимодействие.
Описанные выше особенности деятельности учителя начальных классов сказываются и на мотивации и на качестве профессиональной деятельности и всей образовательной среды школы. Поэтому именно выход за пределы своей образовательной организации, взаимодействие с коллегами, находящимися в той же профессиональной ситуации, обмен опытом по нахождению эффективных и оригинальных педагогических решений будет наиболее насыщенно происходить на базе муниципальных методических служб. Не смотря на то, что для расширения психолого-педагогической культуры учитель может использовать данные литературных источников, но именно реальное взаимодействие с коллегами в рамках муниципальной методической службы позволит по-другому взглянуть на проблемную ситуацию, получить ценный совет от коллег.
Результативному совершенствованию образовательной среды начальной школы как фактора развития учеников способствует формирование особой управленческой структуры, которая:
- обеспечивает методическую и инновационную информативность родителей и учителей;
- проводит перспективное планирование деятельности школы как среды, развивающей учащихся;
- обеспечивает постоянный мониторинг мастерства учителей и развития учеников.
Данная структура, в то же время:
- проводит с учителями систематические занятия по психологии и педагогике, организует открытые профессиональные конкурсы и аттестацию;
- популяризирует деятельность всей школы и педагогов, которые достигли наилучших результатов;
- знакомит родителей со спецификой деятельности современной школы;
- активирует постоянную рефлексию всех участников образовательного процесса;
- активно вводит в образовательную среду родителей учеников младших классов.
Совершенствование школы как образовательной среды невозможно без личностного и профессионального роста ее персонала, прежде всего учителей. Развитие персонала обеспечивается хорошим знанием руководителями школы возможностей, сильных и слабых сторон своих коллег, индивидуальной работой руководителей с педагогами, поддержкой творчества учителей, включением их в психолого-педагогические семинары, в исследовательскую деятельность. Анализ показывает: профессиональному и личностному росту учителей могут способствовать и методическая работа, и проведение аттестации, и творческое сотрудничество с коллегами, если при этом ведущими компонентами профессионализма учителя признают умение так организовать общение и выстроить отношения с каждым учеником, чтобы способствовать совершенствованию образовательной среды школы.
Таким образом, учитель начальных классов, как и каждый педагог – это великий труженик. Но главным остается то, что каждый учитель должен иметь высокий уровень педагогической культуры. Именно ей обеспечивается полноценность овладения учениками умениями, знаниями, ценностями и инструментарием для самовоспитания, саморазвития и самообразования, а также полноценность развития личности самого учителя начальных классов. Совершенствование педагогической культуры учительских кадров требует не только постоянного улучшения методики и содержания обучения, но развития и формирования духовной культуры человека, что в свою очередь, обеспечивает полноценную профессиональную деятельность учителя начальных классов, а также улучшение образовательной среды всей школы в условиях обновления устоев общества.
Так, включение в профессиональное взаимодействие под компетентно организованным руководством методической службы позволит учителю найти другой ракурс обозрения профессиональной ситуации, определить новые ориентиры своего профессионального восхождения в психолого-педагогической науке и культуре. Так как именно методическая служба на сегодняшний день является эффективным педагогическим сообществом, ориентированным на поддержку педагогов в осуществлении стратегических задач образования. Решая вопросы качества современного образования, обеспечивая его доступность и непрерывность, муниципальная методическая служба является важным звеном повышения профессионального мастерства учителя, его творческого потенциала и педагогической культуры.
В заключение стоит отметить, что развитие профессиональной культуры учителя начальных классов, как фактора совершенствования образовательной среды школы – это активный процесс модернизации и усвоения профессионального опыта, который ведет к накоплению профессионального опыта, совершенствованию личных профессиональных качеств, которые также предполагает непрерывное самосовершенствование и развитие.
В нынешних условиях требования к профессиональной культуре учителя начальных классов предполагают не только новый образовательный стандарт, но и эпоху, в которой мы живем. И перед каждым учителем стоит сложная задача: оказаться в это эпохе, ведь в деле воспитания и обучения, во всем школьном деле ничего нельзя усовершенствовать без учителя. «Учитель живет до тех пор, пока он сам учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»[12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бергер Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития любознательности учащихся в процессе обучения.-Дис. канд. пед. наук.- Йошкар-Ола, 2010.
Дружинина А.Е. Индивидуально-типические особенности познавательных процессов как фактор успешного обучения.: Дис.канд. пед. наук.- Л., 2016.
Злобина С.Н. Коммуникативная компетентность учителя. /Сб. Проектирование и формирование развивающих образовательных сред. Материалы Всероссийской конференции для руководителей и специалистов центров., СПС, г. Брянск, 2011, с.99-100.
Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. —[Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (Дата обращения: 18.02.2019).
Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся: Пособие по спецкурсу. Рязань, 2007.
Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. - М.: Педагогика, 2010.-264с.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 2006.
Макаренко Т.А. Развитие профессионально важных качеств будущего педагога посредством организации профессионального пространства вуза // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя сборник материалов научной конференции. Под редакцией: И.С. Алексеевой (ответственный редактор), А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой. 2013. С. 552-557.
Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя.-М.,2017.
Слепцова И. С. Развитие профессиональной компетентности педагога школы как фактор достижения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 397–400. – [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/771115.htm. (Дата обращения: 18.02.2019)
Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 2007. С. 177–184.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 461
Шавенкова Н.П. Управление педагогическим процессом: особенности его совершенствования в условиях демократизации образования. Менеджмент в образовании.-2014.-№3.-С.98-105.66
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Необходимо выполнить разрез, методом переноса точек сделать разрез...
Чертеж, Технический рисунок
Срок сдачи к 15 янв.
оформление в соотв. с ГОСТ, как у курсовой, страниц 15
Реферат, Правоохранительные органы
Срок сдачи к 20 янв.
Пожалуйста быстрее, не особо важно качество самого реферата) но не...
Реферат, Психология
Срок сдачи к 16 янв.
Исследовательские задания: 1. В учебниках «Педагогика» найдите...
Контрольная, технология
Срок сдачи к 19 янв.
решить 6 вопросов
Контрольная, Технологии обработки воды на тэс и аэс, энергетика
Срок сдачи к 18 янв.
Написать заключение к работе по финансовому анализу организации.
Другое, Финансовый анализ и аудит
Срок сдачи к 17 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!