это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1405050
Ознакомительный фрагмент работы:
Важно знать, какие преобразования проводились под его руководством на этапе перестройки, и какое значение они имели для будущего развития страны.
Следует заметить, что предпосылки перестройки, особенно в экономической сфере, вызревали в течение длительного периода времени. Поэтому она не являлась случайным явлением, хотя сами реформы могли быть другими. Их содержание в огромной степени зависело от позиции Генерального секретаря ЦК КПСС, поскольку именно он определял не только внешнюю политику, но и внутреннюю. Обращает на себя внимание то, что хорошо продуманной, взвешенной, научно обоснованной программы преобразований у Горбачева не было. В частности, Г.Х. Попов писал, что реформы «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом и организационно-прикладном», а «концепция перестройки и практика во многом является чистой импровизацией»3.
Первоначальный девиз Перестройки гласил: “Больше демократии, больше социализма”. Причем под “социализмом” должен подразумеваться не “сталинский социализм”, а “социализм гуманный и демократический”. Истоком этой модели мог стать опыт преобразований на основе новой экономической политики (нэп), которую партия большевиков проводила для оживления хозяйственной жизни страны после разрушительной гражданской войны, с созданием в рамках этой модели развития сети кооперативных и самоуправленческих структур в городе и деревне. Эта политика после ее первых и значительных успехов была к началу 30-х годов свернута И.В. Сталиным и заменена командно-террористической системой. Но полностью задавить ростки демократических тенденций в глубинах постреволюционного общества в нашей стране не удалось даже сталинизму. Эти тенденции в той или иной форме проявились во времена хрущевской “оттепели”, при всей непоследовательности и ошибках эпохи 50-60-х годов. Это и создало реальные предпосылки для полноценной демократической реформации советского общества, хотя ее реального развертывания пришлось ожидать еще полтора-два десятилетия.
Почти во всех случаях, когда партийный функционер М.С. Горбачев шел на прямые контакты с народом – а он старался это делать как можно чаще – речь почти всегда сводилась только к вопросам о зарплатах, налогах, увеличении приусадебных участков, о жилье, ценах, товарном дефиците.
Что же касается политических реформ, то граждане могли и не возражать против них (а могли и побаиваться). Но общественный интерес сводился к простому вопросу: что конкретно реформы дадут или же не дадут для удовлетворения их насущных потребностей и нужд. “Закупочные цены на хлеб” (повысить бы!) составляли обычно и основную, если не исчерпывающую тему переговоров руководства сельскохозяйственных регионов с центром. В экстренных случаях (засуха, неурожай) надо было выбивать “дотации краю” (в чем, по разным признакам, преуспевал и ставропольский партийный лидер). В целом же получалось, что низовые социальные слои могли оказаться, а потом и на практике оказались, скорее тормозом, чем двигателем нацеленных на демократическое обновление реформ и преобразований. Главной причиной сбоев в реализации Перестройки считается именно недостаточность уровня общественного сознания.
М.С. Горбачев исходил из того, что ликвидировать имеющийся разрыв между целевыми задачами Перестройки и политической культурой народа можно будет в процессе воспитательно-просветительной деятельности, которая в силу этого должна была неизбежно принять длительный характер – до “двух-трех десятилетий, если не более”. К сожалению, сложившиеся конкретно-исторические условия не предоставили “прорабам” Перестройки, как и в свое время П.А. Столыпину для его проекта, затребованного времени. История снова поскупилась.
Высказывания же самого Горбачева по этому вопросу являются весьма противоречивыми. В первые годы перестройки он доказывал, что курс апрельского Пленума был разработан задолго до него, что его нельзя считать экспромтом. «Было бы ошибкой считать, что буквально через месяц после Пленума ЦК в марте 1985 г. внезапно появилась группа людей, все понявших и все осознающих, и что эти люди во все проблемы внесли полную ясность. Таких чудес не бывает»4.
Первым крупным официальным мероприятием, подготовленным под руководством нового Генсека, был апрельский (1985 г.) Пленум ЦК. Он должен был стать знаковым, ибо Горбачев готовился выступить на нем с программной речью.
На Пленуме Генсек изложил новую концепцию экономического развития. Квинтэссенцией экономической политики провозглашалось ускорение социально-экономического развития страны. Решения этого Пленума во многом предопределили решения ХХVII съезда КПCC. Не случайно с этим Пленумом связывают начало перестройки. Политика ускорения, предложенная на Пленуме, опиралась не столько на глубоко просчитанные и обоснованные выводы, сколько во многом была реакцией нового руководства КПСС на тенденцию падения производства в течение последних пятнадцати лет. Если среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в годы девятой пятилетки (1971-1975) составили 7,4 процентов, то в годы одиннадцатой (1981-1985) они упали до 3,7 процентов; сельскохозяйственной продукции соответственно 2,5 и 1,0 процент.
Повышение темпов экономического роста предполагалось достичь за счет модернизации производства, особенно машиностроения. Развитие этой отрасли объявлялось приоритетным в промышленной политике. Темпы его развития предстояло увеличить в полтора-два раза. Поэтому сюда предусматривалось в двенадцатой пятилетке (1986-1990) «увеличить капиталовложения в 1,8-2 раза в сравнении с одиннадцатой пятилеткой».
Серьезное внимание уделялось проблемам развития научно-технического прогресса. Этому вопросу было посвящено специальное Всесоюзное совещание, состоявшееся 11-12 июня 1985 г. НТП рассматривался как главный рычаг ускорения экономики. «Нужны революционные сдвиги – переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность», – говорил Горбачев на совещании. Руководство страны было абсолютно убеждено в правильности выбранного курса.
Однако было общеизвестно, что существующий хозяйственный механизм мало способствует внедрению достижений НТП. Но в этом важнейшем вопросе подходы остались практически неизменными, ограничились лишь принятием решения о продлении экономического эксперимента, начатого в 1984 году, по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности для повышения эффективности производства.
В 1985 г. Горбачев уделял также серьезное внимание проблемам развития аграрной сферы экономики. Однако преодолеть кризис в этой и смежных с ней отраслях он пытался не через совершенствование экономических отношений, а через создание новых управленческих структур, способствовавших централизации агропромышленного производства.
14 октября 1985 г. в ЦК КПСС было созвано совещание по совершенствованию управления агропромышленным комплексом с участием секретарей ЦК компартий союзных республик, секретарей многих обкомов, министров и др. Генсек предложил создать агропромышленный комитет (Госагропром СССР), который стал бы управлять всем агропромышленным производством. Отрицательные стороны подобной управленческой реформы сразу же были показаны в выступлениях первого секретаря ЦК компартии Украины В.В. Щербицкого, первого секретаря ЦК компартии Казахстана Д.М. Кунаева, председателя Совета Министров РСФСР В. И. Воротникова. Однако они не принимались в расчет.
В Госагропром, созданный 22 ноября 1985 г., вливалось более пяти министерств и ведомств. Этот гигантский бюрократический монстр во главе с В. С. Мураховским, должен был указать пути выхода сельского хозяйства из кризиса. Но этого как раз и не произошло, и не могло произойти, поскольку реальная хозяйственная власть на местах перешла в руки РАПО и райкомам партии, продолжавшим административными методами управлять колхозами и совхозами. В этой связи акад. А. А. Никонов приводит красноречивый пример. За 10 месяцев 1986 г. Жердовским РАПО Тамбовской области было получено 1972 различных документа. Само РАПО направило, в свою очередь, в колхоз «Гигант» 659 телефонограмм. Председатель колхоза вызывался в РАПО 55 раз, главные специалисты – от 31 до 37 раз.
Уже через полгода, в 1986 году руководитель этого ведомства Мураховский был вынужден признать, что и эта организационная перестройка не привела к ожидаемым результатам. Результаты агропромышленной политики в 1985-1986 гг. были противоречивыми. Большие капиталовложения и хорошие погодные условия позволили увеличить некоторые показатели сельского хозяйства. Однако в 1985 г. валовой прирост здесь составил только 0,1 процентов, но в 1986 г. прирост был достигнут достаточно существенный – 5,3 процентов16. В этом же году валовой сбор зерна составил 210 млн тонн, что на 30 млн тонн было больше среднего объема в прошлой пятилетке. Это объяснялось не только хорошими погодными условиями, но и тем, что в 1985-1986 гг. были увеличены закупочные цены на 15 процентов. Корректировка данной реформы произошла уже 20 марта 1986 г. В принятом постановлении «О совершенствовании экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны», прозвучала обоснованная и своевременная критика. Постановление открывало простор различным формам организации труда (семейный подряд, арендные отношения и т.д.), возникновению хозрасчетных отношений в колхозах и совхозах. Поэтому в новых условиях очевидной становилась ненужность Госагропрома как административного органа. В 1989 г. он был распущен.
Стратегия ускорения социально-экономического развития, принятая на апрельском Пленуме 1985 г. была закреплена на ХХVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.), на котором были приняты план 12-й пятилетки (1986-1990) и основные направления экономического и социального развития на период до 2000 г. Были поставлены грандиозные задачи, как в экономической, так и в социальной областях. Предполагалось к 2000 г. увеличить национальный доход в два раза, производительность труда в 2,3-2,5 раза. А каждой семье обещали отдельную квартиру или дом.
Вместе с тем, следует заметить, что стратегические подходы самого Горбачева по важнейшим экономическим и социальным вопросам, в немалой степени были пропитаны волюнтаризмом и субъективизмом, что проявилось уже на первом этапе перестройки. Интенсификация производства на базе научно-технического прогресса объявлялась центральной задачей экономической политики. В структурной политике приоритетное значение придавалось машиностроению. Темпы развития этой отрасли должны были опережать промышленность в целом в 1,9 раза. На его модернизацию в двенадцатой пятилетке планировалось выделить 200 млрд руб., больше чем за предшествующие десять лет. Массированные инвестиции в машиностроительные отрасли ожидаемых результатов не давали. Конечно, определенное повышение технологического уровня некоторых предприятий было достигнуто. В промышленности в целом, наличие установленных механизированных поточных и автоматизированных линий возросло. Если на 1 июля 1983 г. их было более 186 тысяч, то в конце 1986 года – уже 210 тысяч31. Рост капиталовложений и некоторое повышение технологического уровня придали определенную положительную динамику развитию промышленности, но не в такой степени, на какую рассчитывали. На двенадцатую пятилетку среднегодовые темпы промышленного прироста были запланированы на 3,9-4,4 процентов. В 1985 г. они составили 3,4 процента, что было меньше как по сравнению с 1984 г. (4,1 %), так и по сравнению с запланированными плановыми показателями. Однако в 1986 г. прирост был уже выше, составив 4,4 процента. Это был самый высокий показатель за все годы перестройки. После 1986 г. начинается тенденция снижения темпов роста производства в промышленности.
Политика, направленная на форсированное развитие машиностроения, фактически не состоялась, но, между тем, государственный бюджет оказался сильно подорванным. У государства не было инвестиций, чтобы дальше продолжать курс на ускорение социально-экономического развития.
С самого начала своей деятельности на посту Генсека Горбачев уделял огромное внимание кадровой политике. В 1985-1986 гг. происходит радикальная смена руководящей элиты страны: партийной, хозяйственной и дипломатической. Эти изменения были направлены на укрепление его позиций в первую очередь в высшей руководящей инстанции КПСС – Политбюро. Новый Генсек освобождался от тех, кто потенциально мог усомниться в правильности выбранной политики. Первые крупные кадровые перестановки произошли уже на апрельском Пленуме. Вопреки сложившейся традиции, первым вопросом на нем был организационный, который всегда рассматри-вался последним. Членами Политбюро, минуя институт кандидатства, были избраны секретари ЦК Е.К. Лигачев и Н.И. Рыжков, а кандидат в члены Политбюро, председатель КГБ СССР В.М. Чебриков переведен в члены Политбюро. Горбачев вспоминает: «Рядом с собой посадил Лигачева и передал ему председательствование: «Ну что же, Егор Кузьмич, предоставляй мне слово для доклада». Лигачев, исключительно много сделавший для прихода к власти Горбачева, был щедро вознагражден: он стал человеком № 2 в партии. Министр обороны маршал С. Л. Соколов стал кандидатом в члены Политбюро, а В. П. Никонов – секретарем ЦК по сельскому хозяйству.
Широкая пропаганда экономических реформ и преобразований в социально-политической сфере, проводимая средствами массовой информации в середине 80-х годов, моментально превратила генерального секретаря в реформатора-коммуниста но Исторические науки острая игла насквозь проколола все советское общество и заставила иначе взглянуть на окружающую действительность. Надо отдать должное советскому президенту за смелый шаг в предоставлении людям свободы слова.
Гласность открывала обществу небывалые горизонты и давала массу возможностей для выражения своего мнения, позиции и пр. Наступила эпоха переосмысления старых ценностей и поиска новых. Стало очевидно, что «гласность подняла на новый уровень недовольство существующим порядком и поощрила самые разнообразные формы протеста против него и в итоге политизацию и идеологическую поляризацию все более широких слоев общества, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса» [1].
Задачи, поставленные апрельским Пленумом и ХХVII съездом КПСС по ускорению экономического развития, оказались не реализованными. Вместо ускорения, к концу 1986 г. страна фактически оказалась в состоянии экономического и социального кризиса. Этому теперь так же способствовала и политика, осуществляемая новым руководством страны. Выход из этого положения Горбачев и его сторонники видели в переходе к новому этапу перестройки, который предполагал радикальное реформирование политической и экономической системы. Новый период начнется в начале 1987 г., по своим последствиям окажется еще более катастрофическим и приведет к крушению всей советской системы [2].
Осознание этих истин повергло большую часть населения в шоковое состояние. На изломе прежних коммунистических постулатов рождались другие, чуждые советским гражданам ориентиры. Появились слова «рынок», «частный сектор», «хозрасчет», «кооператив», «предпринимательство», «доллар» и т.д. Благодаря Горбачеву был совершен поворот в новое время для истории СССР и России. Ряд историков сравнивают этот период с революционным возбуждением 1905 и 1917 годов. Личность того, кто смог повернуть руль и направить страну в новом направлении, на страницах мировой истории всегда обозначалась как великий реформатор. В российской истории таковыми по праву являются Петр Великий и Александр II.
Благодаря Горбачеву был совершен поворот в новое время для истории СССР и России. Ряд историков сравнивают этот период с революционным возбуждением 1905 и 1917 годов. Личность того, кто смог повернуть руль и направить страну в новом направлении, на страницах мировой истории всегда обозначалась как великий реформатор. В российской истории таковыми по праву являются Петр Великий и Александр II. По нашему мнению, М.С. Горбачев - один из немногих государственных деятелей двадцатого столетия, кто может претендовать на это название. С его именем связана целая эпоха. Он является олицетворением переломного времени в нашей истории. С его, образно говоря, подачи вернулись к творчеству, расправив крылья, сидевшие в тени писатели, поэты, режиссеры, композиторы, сценаристы, художники и иные творческие люди, стремившиеся донести до общества свою правду о жизни, о стране и пр. Горбачев - великолепный оратор и стратег, дал старт политическим коммуникациям между властью и населением, между интеллигенцией и властью, между людьми, проживающими в разных областях страны. Впервые за многие десятилетия люди получили право выражения своего мнения без боязни быть наказанными. Новый руководитель государства задумал перестроить вековую традицию управления и подчинить всех власти закона. Вывод войск из Афганистана, окончание «холодной войны», объединение Германии, восстановление отношений в США и Китаем – далеко не полный список важных событий, где сыграл ключевую роль Михаил Сергеевич. В рассматриваемый нами период весь мир был прикован к Советскому Союзу, а его лидера единогласно провозгласили великим политиком. Вручение Горбачеву Нобелевской премии тому подтверждение.
В деятельности крупных реформаторов были и остаются противоречия. Первый и последний Президент СССР здесь не исключение. Образ «могильщика», похоронившего Советский Союз, прикрепился к нему наряду с прочими и вызвал обсуждение практически во всех слоях общества. Так или иначе, но ответ на вопрос «Кто виноват?» до сих пор муссируется в различных кругах и обрастает новыми взглядами и мнениями. Такая полярность в оценке личности Горбачева свидетельствует охаризме, силе характера и масштабе его деятельности на посту руководителя самой большой по территории державы. Выражение «историю делают великие личности» уже давно стало притчей во языцех. Действительно, какими должен обладать личными качествами и чертами характера человек, рискнувший начать подобные преобразования? Этот вопрос мы адресуем тем, кто интересуется данной проблемой и кому небезынтересна эта страница отечественной истории.
Литература:
Верт Н. История советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. – 2-е изд. – М.: Прогресс-Академия, 1994. - 544 с.
2. Фроянов И.Я. Погружение в бездну. Россия на исходе XX века. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. -796 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Помощь на вступительном экзамене
Онлайн-помощь, Вступительный экзамен (Магистратура)
Срок сдачи к 20 сент.
Задание в указано в файле
Курсовая, Детали мехатронных модулей, роботов и их конструирование
Срок сдачи к 30 сент.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!