это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1412416
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Представлен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме, методы и приёмы формирования ценностей в деятельности, предложены концептуальные подходы к повышению эффективности данного процесса.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, концепция нравственного воспитания, ценностное отношение, нравственные представления, «распредмечивание» предметов и вещей методы и приёмы воспитания.
SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Abstract
The article deals with the problems of formation of spiritual and moral values in older preschoolers. The theoretical analysis of scientific and methodical literature on the problem, methods and techniques of value formation in the activity are presented, conceptual approaches to improve the efficiency of this process are proposed.
Key words: spiritual and moral values, the concept of moral education, value attitude, moral ideas, "spreading" objects and things methods and techniques of education
Вопросы духовно-нравственного развития человека волновали общество всегда. В сегодняшнее время жестокость и насилие, обнажённые в связи с утратой традиционных моральных ценностей, норм и правил поведения, становятся распространенным явлением, а сама проблема особенно актуальной. Поэтому процесс духовно-нравственного становления ребенка в дошкольных образовательных учреждениях является приоритетным направлением ФГОС дошкольного образования.
Хорошо известно, что духовность и нравственность – базовые, сущностные характеристики личности, и каждое из этих понятий имеет свои задачи: «духовность» направлена на формирование ценностных характеристик сознания, а «нравственность» связана с общими принципами поведения в отношении к человеку и обществу, которые составляют основу личности.
Анализ научно-методической и педагогической литературы показывает, что концепция духовно-нравственного воспитания появилась во второй половине XIX века. По данным Н.Н. Барковой, введение термина «духовность» в формирование понятия «нравственность» связано с трансформацией христианского нравственного идеала в эпоху гуманистических идей Просвещения [9].
В основе духовно-нравственного воспитания лежат ценностные ориентации личности. В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, И.Г. Дмитриевой, А.Г. Здравомыслова, Е.М. Коневской, Н.Е. Щурковой и др.
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова отмечено, что «ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы» [11]. Н.И. Болдырев подразделяет ценности на группы. Рассмотрим некоторые из них.
К ценностям повседневного сознания относятся: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность, составляющие морально-этические ориентиры, управляющие человеческим сообществом и отношениями между людьми. Ценностные отношения к земле, дому, миру, семье представляют неразделимое целое, формирующее у ребенка представление о том, что Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина; семья - это естественная среда для развития ребенка, закладывающая основы личности; труд – основа человеческого существования [2].
Понимание сущности ценностей, поиск и оценка осуществляются с появлением духовного и практического опыта: ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность, осваивая этот мир [5].
Н.Е. Щуркова рассматривает принцип ценностности, как выявление и раскрытие для воспитанника ценностного содержания окружающего мира, при котором происходит «распредмечивание» предметов и вещей, обнаружение в них социального значения и личностного смысла. Таким образом, это воплощение преобразует для ребенка весь окружающий предметный мир, который обретает для него значимость и личностный смысл, а вместе с тем преобразует обыденные действия и поведение человека[12].
Исследователь А.Г. Здравомыслов, определяя основу ценностных ориентаций, считает, что в них заложено социально обусловленное отношение человека к материальным и духовным благам и идеалам [7].
Чтобы обнаружить ценность (значимость чего-либо для человеческой жизни и человеческого общества), надо всего лишь взглянуть на объект с точки зрения достойной человеческой жизни в контексте сегодняшней культуры. Только тогда выявляется скрытое ценностное отношение за материальным предметом или за словом [12, с.45].
Отношение обладает огромной силой влияния на поведение - а приказная норма такой силой влияния обладает в очень слабой степени потому, что поведение и есть форма выражения проживаемого свободного отношения.
Для формирования ценностей и ценностных отношений у дошкольников требуется спланированная система, построенная концентрически и направленная на постепенное освоение основных нравственных понятий и понимание нравственных принципов. Детское учреждение является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения, так как в нём дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности и формируется устойчивая структура мотивов, основанная на социальных потребностях.
Рассматривая систему взаимоотношений детей дошкольного возраста с другими людьми, учёные отмечают, что в этом возрасте авторитет педагога для них очень высок. Чувствительность этого возраста к присвоению духовно-нравственных ценностей обусловлена не только возрастными особенностями дошкольников (психическими явлениями, характером познавательных процессов и волевой регуляцией поведения), но и развивающимся самосознанием, распределением труда в самостоятельной, ответственной деятельности [5].
По мнению Н.И. Болдырева, формирование нравственного характера происходит в процессе многогранной деятельности детей (играх, занятиях, работе, физической культуре), во взаимоотношениях со сверстниками, с детьми младше себя, взрослыми, проявляющимися в различных ситуациях [2].
Необходимо правильно организовать деятельность ребёнка, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества и происходит усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Л.С. Рубинштейн отводил особое место развитию нравственных качеств в дошкольном возрасте, замечая, что они составляют основу поведения и формируются не только через познание нравственных категорий, но и через умение оценивать эти знания в действиях и поступках других, в собственных поступках.
В духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, когда сензитивность данного возраста к присвоению ценностей обусловлена возрастными особенностями, произвольностью психических явлений и конкретным характером познавательных процессов, формированием моральных чувств и способностью к разграничению игры и труда, решающее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям, так как они стараются подражать своему педагогу. В этой связи уместно вспомнить концепцию профессиональной субъектности Е.В. Дольгиревой, разработанной в структуре технологии эмоционально-смыслового взаимодействия. Триединство нравственного (что характеризуется наличием ценностно-целевых установок и отношений), культурного (технико-технологической компетентностью) и художественного (образной подачей информации) начал является гарантией эффективного профессионально-педагогического воздействия, направленного на преобразование идейно-тематического содержания воздействующей формы в эмоционально-ценностный опыт субъекта воздействия [6].
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека «будьте равнодушны к людям, ломайте деревья, топчите красоту, ставьте свое личное превыше всего». Важна модель нравственного воспитания. Если человека научить хорошему, «научить умело, умно, настойчиво, требовательно, то результат будет хорошим. Учите злу (очень редко, но иногда), результатом будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно будет зло, потому и человеком его надо сделать» [10, с. 164].
Для того чтобы развить нравственное сознание, необходимо помочь дошкольникам осмыслить как собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы), всё это возможно, проводя беседы на этические темы [12,с. 50].
В дошкольном возрасте педагог должен постепенно вводить нравственные понятия, такие как: доброжелательность и справедливость, партнерство и дружба, коллективизм и личной ответственность за общее дело.
Однако следует заметить, необходимо избегать общих оценок личности ребёнка: можно хвалить или осуждать за поступок, но не следует оценку конкретного факта выставлять на всеобщее обсуждение. Безусловно, правильно организованная работа с семьей тоже может способствовать успешному духовно-нравственному развитию.
Независимо от содержания, методов, форм и конкретных целей воспитания задача формирования нравственных отношений у детей всегда должна быть приоритетной для педагога. Кроме того, собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других, помогая понять, что правильно, что нет. Однако процесс накопления опыта может происходить на фоне неправильных действий, и здесь именно педагог должен помочь осознанию ошибки, объяснить неправильность действия [3, с. 147].
Рассмотрим формы мероприятий, способствующих данному процессу.
Например, совместно организованная экскурсия, в ходе которой, помимо знаний, формируются нравственные понятия, просмотр мультфильмов и фильмов на этические темы, создание проектов [5, с. 54].
Для формирования духовно-нравственной сферы дошкольников могут быть использованы следующие формы и методы: тематические часы; изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий; знакомство с устным народным творчеством [8].
Учитывая, что у детей формируются нравственные навыки и привычки, следует руководствоваться следующими приемами и методами: проведение этических бесед, создание особых ситуаций, требующих самовыражения и принятия положительного решения, создание ситуаций общения детей и взрослых по заранее спланированному образцу, чтение художественных произведений с последующим обсуждением [9].
Народная сказка тоже способна раскрыть потенциал восприятия и понимания духовной морали, способствующей оценке категорий добра и зла, дружбы, правды и справедливости, любви к Родине [4].
Воспитание интереса к национальным традициям России является важным условием духовно-нравственного воспитания в детском саду. Национальный праздник – это всегда гостеприимный стол и привитие норм поведения и осознание традиций, национальных блюд и кухонной утвари, а вместе с тем этических норм, правильных моральных принципов и правил поведения этнических групп, любви и уважения к отечеству в целом.
Таким образом, целью духовно-нравственного развития личности является формирование таких качеств, которые соответствуют общечеловеческим ценностям, являющимся составной частью социального опыта, накопленного человечеством за многовековую свою историю. Духовно-нравственное развитие и формирование в процессе воспитания системы ценностей и ценностных отношений у детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Список литературы:
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова.- М.: Педагогика, 2000.- 235с.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев.- М.: Просвещение, 1979.- 255с.
Буре Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста / Р.С. Буре. // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.
Голубова Ю.А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю.А. Голубова – Тамбов, 2006. - 24 с.
Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника / И.Г. Дмитриева. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 7. - С. 50-54.
Дольгирева Е.В. Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе: монография / Е.В. Дольгирева. - М.: МГПУ, 2017. - 236 с.
Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Образование, 1988.- 221с.
Кондрашова Н.В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников / Н.В. Кондрашова. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 113-117.
Коневская Е.М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Е.М. Коневская. // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 31-34.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1980. -386 с.
Фролов И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов.- М.: Республика, 2001- 720с.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!