Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Научно-теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников

Тип Статья
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
1412416

300 руб.

Просмотров
1043
Размер файла
191.65 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Представлен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме, методы и приёмы формирования ценностей в деятельности, предложены концептуальные подходы к повышению эффективности данного процесса.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, концепция нравственного воспитания, ценностное отношение, нравственные представления, «распредмечивание» предметов и вещей методы и приёмы воспитания.
SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Abstract
The article deals with the problems of formation of spiritual and moral values in older preschoolers. The theoretical analysis of scientific and methodical literature on the problem, methods and techniques of value formation in the activity are presented, conceptual approaches to improve the efficiency of this process are proposed.
Key words: spiritual and moral values, the concept of moral education, value attitude, moral ideas, "spreading" objects and things methods and techniques of education
Вопросы духовно-нравственного развития человека волновали общество всегда. В сегодняшнее время жестокость и насилие, обнажённые в связи с утратой традиционных моральных ценностей, норм и правил поведения, становятся распространенным явлением, а сама проблема особенно актуальной. Поэтому процесс духовно-нравственного становления ребенка в дошкольных образовательных учреждениях является приоритетным направлением ФГОС дошкольного образования.
Хорошо известно, что духовность и нравственность – базовые, сущностные характеристики личности, и каждое из этих понятий имеет свои задачи: «духовность» направлена на формирование ценностных характеристик сознания, а «нравственность» связана с общими принципами поведения в отношении к человеку и обществу, которые составляют основу личности.
Анализ научно-методической и педагогической литературы показывает, что концепция духовно-нравственного воспитания появилась во второй половине XIX века. По данным Н.Н. Барковой, введение термина «духовность» в формирование понятия «нравственность» связано с трансформацией христианского нравственного идеала в эпоху гуманистических идей Просвещения [9].
В основе духовно-нравственного воспитания лежат ценностные ориентации личности. В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, И.Г. Дмитриевой, А.Г. Здравомыслова, Е.М. Коневской, Н.Е. Щурковой и др.
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова отмечено, что «ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы» [11]. Н.И. Болдырев подразделяет ценности на группы. Рассмотрим некоторые из них.
К ценностям повседневного сознания относятся: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность, составляющие морально-этические ориентиры, управляющие человеческим сообществом и отношениями между людьми. Ценностные отношения к земле, дому, миру, семье представляют неразделимое целое, формирующее у ребенка представление о том, что Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина; семья - это естественная среда для развития ребенка, закладывающая основы личности; труд – основа человеческого существования [2].
Понимание сущности ценностей, поиск и оценка осуществляются с появлением духовного и практического опыта: ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность, осваивая этот мир [5].
Н.Е. Щуркова рассматривает принцип ценностности, как выявление и раскрытие для воспитанника ценностного содержания окружающего мира, при котором происходит «распредмечивание» предметов и вещей, обнаружение в них социального значения и личностного смысла. Таким образом, это воплощение преобразует для ребенка весь окружающий предметный мир, который обретает для него значимость и личностный смысл, а вместе с тем преобразует обыденные действия и поведение человека[12].
Исследователь А.Г. Здравомыслов, определяя основу ценностных ориентаций, считает, что в них заложено социально обусловленное отношение человека к материальным и духовным благам и идеалам [7].
Чтобы обнаружить ценность (значимость чего-либо для человеческой жизни и человеческого общества), надо всего лишь взглянуть на объект с точки зрения достойной человеческой жизни в контексте сегодняшней культуры. Только тогда выявляется скрытое ценностное отношение за материальным предметом или за словом [12, с.45].
Отношение обладает огромной силой влияния на поведение - а приказная норма такой силой влияния обладает в очень слабой степени потому, что поведение и есть форма выражения проживаемого свободного отношения.
Для формирования ценностей и ценностных отношений у дошкольников требуется спланированная система, построенная концентрически и направленная на постепенное освоение основных нравственных понятий и понимание нравственных принципов. Детское учреждение является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения, так как в нём дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности и формируется устойчивая структура мотивов, основанная на социальных потребностях.
Рассматривая систему взаимоотношений детей дошкольного возраста с другими людьми, учёные отмечают, что в этом возрасте авторитет педагога для них очень высок. Чувствительность этого возраста к присвоению духовно-нравственных ценностей обусловлена не только возрастными особенностями дошкольников (психическими явлениями, характером познавательных процессов и волевой регуляцией поведения), но и развивающимся самосознанием, распределением труда в самостоятельной, ответственной деятельности [5].
По мнению Н.И. Болдырева, формирование нравственного характера происходит в процессе многогранной деятельности детей (играх, занятиях, работе, физической культуре), во взаимоотношениях со сверстниками, с детьми младше себя, взрослыми, проявляющимися в различных ситуациях [2].
Необходимо правильно организовать деятельность ребёнка, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества и происходит усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Л.С. Рубинштейн отводил особое место развитию нравственных качеств в дошкольном возрасте, замечая, что они составляют основу поведения и формируются не только через познание нравственных категорий, но и через умение оценивать эти знания в действиях и поступках других, в собственных поступках.
В духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, когда сензитивность данного возраста к присвоению ценностей обусловлена возрастными особенностями, произвольностью психических явлений и конкретным характером познавательных процессов, формированием моральных чувств и способностью к разграничению игры и труда, решающее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям, так как они стараются подражать своему педагогу. В этой связи уместно вспомнить концепцию профессиональной субъектности Е.В. Дольгиревой, разработанной в структуре технологии эмоционально-смыслового взаимодействия. Триединство нравственного (что характеризуется наличием ценностно-целевых установок и отношений), культурного (технико-технологической компетентностью) и художественного (образной подачей информации) начал является гарантией эффективного профессионально-педагогического воздействия, направленного на преобразование идейно-тематического содержания воздействующей формы в эмоционально-ценностный опыт субъекта воздействия [6].
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека «будьте равнодушны к людям, ломайте деревья, топчите красоту, ставьте свое личное превыше всего». Важна модель нравственного воспитания. Если человека научить хорошему, «научить умело, умно, настойчиво, требовательно, то результат будет хорошим. Учите злу (очень редко, но иногда), результатом будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно будет зло, потому и человеком его надо сделать» [10, с. 164].
Для того чтобы развить нравственное сознание, необходимо помочь дошкольникам осмыслить как собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы), всё это возможно, проводя беседы на этические темы [12,с. 50].
В дошкольном возрасте педагог должен постепенно вводить нравственные понятия, такие как: доброжелательность и справедливость, партнерство и дружба, коллективизм и личной ответственность за общее дело.
Однако следует заметить, необходимо избегать общих оценок личности ребёнка: можно хвалить или осуждать за поступок, но не следует оценку конкретного факта выставлять на всеобщее обсуждение. Безусловно, правильно организованная работа с семьей тоже может способствовать успешному духовно-нравственному развитию.
Независимо от содержания, методов, форм и конкретных целей воспитания задача формирования нравственных отношений у детей всегда должна быть приоритетной для педагога. Кроме того, собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других, помогая понять, что правильно, что нет. Однако процесс накопления опыта может происходить на фоне неправильных действий, и здесь именно педагог должен помочь осознанию ошибки, объяснить неправильность действия [3, с. 147].
Рассмотрим формы мероприятий, способствующих данному процессу.
Например, совместно организованная экскурсия, в ходе которой, помимо знаний, формируются нравственные понятия, просмотр мультфильмов и фильмов на этические темы, создание проектов [5, с. 54].
Для формирования духовно-нравственной сферы дошкольников могут быть использованы следующие формы и методы: тематические часы; изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий; знакомство с устным народным творчеством [8].
Учитывая, что у детей формируются нравственные навыки и привычки, следует руководствоваться следующими приемами и методами: проведение этических бесед, создание особых ситуаций, требующих самовыражения и принятия положительного решения, создание ситуаций общения детей и взрослых по заранее спланированному образцу, чтение художественных произведений с последующим обсуждением [9].
Народная сказка тоже способна раскрыть потенциал восприятия и понимания духовной морали, способствующей оценке категорий добра и зла, дружбы, правды и справедливости, любви к Родине [4].
Воспитание интереса к национальным традициям России является важным условием духовно-нравственного воспитания в детском саду. Национальный праздник – это всегда гостеприимный стол и привитие норм поведения и осознание традиций, национальных блюд и кухонной утвари, а вместе с тем этических норм, правильных моральных принципов и правил поведения этнических групп, любви и уважения к отечеству в целом.
Таким образом, целью духовно-нравственного развития личности является формирование таких качеств, которые соответствуют общечеловеческим ценностям, являющимся составной частью социального опыта, накопленного человечеством за многовековую свою историю. Духовно-нравственное развитие и формирование в процессе воспитания системы ценностей и ценностных отношений у детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Список литературы:
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова.- М.: Педагогика, 2000.- 235с. 
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев.- М.: Просвещение, 1979.- 255с.
Буре Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста / Р.С. Буре. // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.
Голубова Ю.А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю.А. Голубова – Тамбов, 2006. - 24 с.
Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника / И.Г. Дмитриева. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 7. - С. 50-54.
Дольгирева Е.В. Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе: монография / Е.В. Дольгирева. - М.: МГПУ, 2017. - 236 с.
Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Образование, 1988.- 221с.
Кондрашова Н.В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников / Н.В. Кондрашова. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 113-117.
Коневская Е.М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Е.М. Коневская. // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 31-34.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1980. -386 с.
Фролов И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов.- М.: Республика, 2001- 720с.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
Кузбасский ГАУ им. В. Полецкого
Не хватало времени самостоятельно написать научную статью, обратилась к Екатерине. Препода...
star star star star star
научная лаборатория
Очень благодарен Руслану за консультацию по моему заданию. Считаю, что за полезные консуль...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.