это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1440207
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье исследуется проблема защиты прав граждан на социально-курортное лечение в системе социального обеспечения. Автором исследуется порядок и основные условия назначения санаторно-курортного лечения, устанавливаются отдельные категории граждан имеющие право на ее получение. Также автором исследуются различные проблемы приводящие к нарушению прав граждан в указанной отрасли.
Ключевые слова: санаторно-курортное лечение, путевка, государственная социальная помощь, проблемы защиты права
Abstract: The article examines the problem of protecting the rights of citizens to social and resort treatment in the social security system. The author studies the procedure and basic conditions for the appointment of sanatorium-resort treatment, establishes certain categories of citizens entitled to receive it. The author also investigates various problems leading to the violation of the rights of citizens in this industry.
Keywords: sanatorium-resort treatment, voucher, state social assistance, problems of the protection of law
В соответствии со ст. 41 Конституции[ REF _Ref3890070 \r \h 1], каждый гражданин наделён правом на охрану своего здоровья и получение медицинской помощи. В существующем разнообразии форм и условий медицинской помощи, одно из центральных мест в ней занимает санаторно-курортное лечение, целью которого является профилактика различных заболеваний у отдельных категорий граждан.
Формы обеспечения права на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения различны: в системе государственного социального обеспечения, посредством системы обязательного социального страхования граждан, а также посредством формы социальной помощи отдельным категориям граждан. Основным нормативно правовым актом, регулирующим правоотношения в данной сфере является Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178)[ REF _Ref3890175 \r \h 2].
Так, согласно данному закону, под государственной социальной помощью, под которой понимается предоставление различных социальных услуг отдельным категориям граждан, одной из форм которых является санаторно-курортное лечение согласно 6.2 Закона № 178.
Перечень лиц, имеющих право на получение путевки санатарно-курортное лечение определяется в соответствии со ст. 6.1 и 6.7 Закона № 178 – социально незащищенная категория граждан (инвалиды, дети-сироты, ветераны, дети без попечения родителей и т.д.). Кроме указанных категория граждан, право на получение санаторно-курортного лечения обладают лица, дифференцированные по профессиональному критерию: работники правоохранительных органов [ REF _Ref3890192 \r \h 3], военнослужащие [ REF _Ref3890209 \r \h 4] и др.
В соответствии со ст. 6.2 Закона № 178, возможность реализовать право на санаторно-курортное лечение существует только в случае медицинских показаний, на основании которых выдается путевка на данное лечение в целях профилактики основных заболеваний. Перечень медицинских показаний установлен Приказом Минздрава России от 07.06.2018 N 321н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» [ REF _Ref3890234 \r \h 6].
Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" [ REF _Ref3890245 \r \h 7] установлен следующий порядок отбора больных и направления их на санаторно-курортное лечение:
1. Отбор нуждающихся в санаторно-курортном лечении происходит его лечащим врачом и врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения по месту жительства;
2. Медицинские показания определяются лечащим врачом, а также устанавливаются противопоказания или их отсутствие для санаторно-курортного лечения. При назначении места санаторно-курортного лечения в первую очередь учитываются его природно-климатические факторы;
3. После установления соответствующих медицинских показаний и отсутствий противопоказания для санаторно-курортного лечения больному выдается справка установленной формы для получения путевки к месту лечения.
В Нижегородской области правовое регулирование предоставления путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 03.05.2006 г. № 187 «Об утверждении правил обеспечения путевками отдельных категорий граждан в учреждения, подведомственные министерству социальной политики Нижегородской области» [ REF _Ref4883214 \r \h 9]. В соответствии с данным Приказом устанавливается порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение граждан в санаторно-реабилитационные центры, стационарные отделения санаторного типа, пансионат ветеранов войны и труда Нижегородской области.
Другим нормативно-правовым актом, осуществляющим правовое регулирование санаторно-курортного лечения является Распоряжение Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 1454-р "Об установлении стоимости одного дня пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления детей в 2019 году" [ REF _Ref4883205 \r \h 8]. Так, указанное Распоряжение издано в целях осуществления расчетов с гражданами и организациями при компенсации части расходов по приобретению путевок в организации отдыха и оздоровления детей и при предоставлении путевок в такие организации с частичной оплатой.
Стоимость одного дня пребывания ребенка в расположенной на территории Российской Федерации организации, осуществляющей в соответствии с имеющейся у нее лицензией санаторно-курортное лечение детей или оказывающей детям санаторно-курортную помощь, увеличена с 887 руб. (в 2018 году) до 924 руб. (в 2019 году).
В системе обязательного социального страхование санаторно-курортное лечение предоставляется при возникновении несчастных случаев на производстве и наличии профессиональных заболеваний, причем не только после наступления страхового случая, но и в качестве превентивной меры [ REF _Ref3890257 \r \h 5].
Как указывают некоторые авторы, одной из самых распространенных проблем получения санаторно-курортного лечения является очень высокая стоимость медицинских услуг, оплатить которые могут позволить себе сравнительно небольшое количество нуждающихся [ REF _Ref3890280 \r \h 15, c. 3].
Санаторно-курортное лечение является достаточно дорогостоящей медицинской помощью, которую могут позволить себе не все нуждающиеся в ней. Путевки на санаторно-курортное лечение такой категории граждан, как дети-инвалиды, предоставляются бесплатно. Вместе с тем в последние годы сохраняется тенденция к сокращению показателей обеспечения детей санаторно-курортным лечением.
Другой проблемой защиты права граждан со стороны государства на санаторно-курортное лечение является недостаточное финансирование социального обеспечения. Так, как указывает П.Н. Байматов, при передаче органам государственной власти субъекта РФ, вместе с тем со стороны государства им не уделяется достаточного внимания в вопросах финансирования социальной сферы. Только на территории Тюменской области около 1/2 от общего количества отдельных категорий граждан нуждающихся в санаторно-курортном лечении не обеспечиваются путевками [ REF _Ref3890295 \r \h 16, c. 45].
Нет единообразия в вопросе защиты прав граждан на санаторно-курортное обеспечение и в судебной практике. На это, в частности обращает внимание и О.В. Ерофеева, указывая что на сегодняшний день вопрос о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение имеет массовый характер, по которому поменялась позиция Верховного Суда РФ [ REF _Ref3890327 \r \h 17, c.26].
Так, ранее суды исходя из единообразия судебной практики удовлетворяли требования инвалидов на предоставление санаторно-курортного лечения в связи с тем, что ФСС РФ не обеспечивали своевременно их путевками ссылаясь на недостаток финансирования. Однако судами отмечалось, что инвалиду не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение только из-за недостатка финансирования, и обязывали органы ФСС РФ предоставить им данную путевку [ REF _Ref3890349 \r \h 12]. Этой же позиции ранее и придерживался ВС РФ в своем Определении N 16-В12-8 [ REF _Ref3890363 \r \h 10].
Однако, в 2015 году позиция ВС РФ по данному вопросу поменялась.
Так, согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.07.2015 N 2-КГ15-5 [ REF _Ref3890379 \r \h 11] истец заявил требование о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Прокурор указал, что истец является инвалидом по общему заболеванию. Прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец, имеющий медицинские показания и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, выполнил все необходимые условия для получения путевки, однако путевку не получил.
Однако в удовлетворении требования отказано, поскольку суд, принимая решение, обязывающее ответчика предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение, не принял во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок, заявления которых были зарегистрированы ранее обращения истца.
В частности, ВС РФ указал на тот факт, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Это же было и подтверждено судами нижестоящих инстанций, в частности Апелляционным определением Омского областного суда от 13.09.2018 N 33-6046/2018 [ REF _Ref3890399 \r \h 14], в котором истец ссылался на то, что он является инвалидом по общему заболеванию, в связи с чем ему ежегодно должна предоставляться социальная услуга в виде бесплатного санаторно-курортного лечения, однако санаторно-курортное лечение до настоящего времени ему не предоставлено, письмом ответчика в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение фактически было отказано по причине того, что его очередь на получение путевки не подошла. Однако в удовлетворении требований судом было отказано по аналогичным основаниям.
Также подобная практика прослеживается и в решениях судов Нижегородской области. Так, согласно Апелляционному определению Нижегородского областного суда от 19.07.2016 по делу N 33-8669/2016 [ REF _Ref4883083 \r \h 13], истец обратился с требованиями об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда. Истец ссылался на то, что является ветераном боевых действий и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. В адрес ответчика им было подано заявление с просьбой предоставить путевку на санаторно-курортное лечение на черноморском побережье Кавказа. Ему было отказано в предоставлении путевки со ссылкой на очередность предоставления путевок и дефицит выделяемых денежных средств. Путевка истцу предоставлена не была.
В удовлетворении требования было отказано, поскольку суд исходил из отсутствия доказательств бездействия ГУ НРО ФСС в вопросе обеспечения истца путевкой на санаторно-курортное лечение, указав, что заявление М. принято, он поставлен на очередь на получение путевки, предоставление же санаторно-курортной путевки без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан санаторно-курортными путевками носит незаконный характер.Таким образом, на сегодняшний день такая сфера государственного социального обеспечения, как право на санаторно-курортное обеспечение не лишена проблем, и нуждается во внимании со стороны государства.
Библиографический список:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31 ст. 4398.Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной социальной помощи"// Российская газета. N 142. 1999.Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 30. Ст. 4595.Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018) // Российская газета. N 104. 1998.Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // СЗ РФ. 1998. N 153 - 154. Ст. 3803.Приказ Минздрава России от 07.06.2018 N 321н (с изм. от 16.11.2018) "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения" // КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 (ред. от 15.12.2014) "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" // Российская газета. N 283. 2004.Распоряжение Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 1454-р "Об установлении стоимости одного дня пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления детей в 2019 году" // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 03.05.2006 г. № 187 (ред. от 03.11.2015) «Об утверждении правил обеспечения путевками отдельных категорий граждан в учреждения, подведомственные министерству социальной политики Нижегородской области» // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2012 N 16-В12-8 // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.07.2015 N 2-КГ15-5 // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Апелляционное определение Верховного суда Республики Ингушетия от 08.09.2016 N 33-642/2016 по делу N 2-336/2016 // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.07.2016 по делу N 33-8669/2016 // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Апелляционное определение Омского областного суда от 13.09.2018 N 33-6046/2018 // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.Ануфриева А.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Анна Вячеславовна Ануфриева. [Место защиты: Уральский государственный юридический университет]. Екатеринбург, 2016. 30 с.Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9. С. 42 - 47.Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2018. N 1. С. 23 - 28.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!