это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1502195
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
П.Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса……………………………….…….4
П.Ф. Каптерев о дошкольном и семейном воспитании……………………………….……6
Анализ педагогических взглядов П.Ф. Каптерева…………………………..…………….10
Заключение…………………………………………………………………………..………….11
Список использованной литературы……………………………………………….………….12
Введение
Современные радикальные демократические преобразования общества требуют подготовки подрастающего поколения к выполнению определенных социально-экономических, производственных, социально-культурных и образовательных функций. Однако эти функции изменяются, усложняются, следовательно, с дальнейшим развитием общества меняется характер обучения и воспитания, цели и задачи образования. В соответствии с этим возникает необходимость обратиться к историческому опыту российской педагогической школы, имеющей глубокие традиции обучения и воспитания.
Актуальность работы, заключается в том, что обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает.
В конце XIX — начале XX вв. в отечественной науке особое место занимает научно-педагогическое творчество Петра Федоровича Каптерева (1849 — 1922), автора таких фундаментальных трудов, как «Педагогический процесс», «Дидактические очерки. Теория образования», «История русской педагогики» и др., и множества статей, посвященных физическому, нравственному, эстетическому, трудовому, умственному воспитанию, развитию характера, внимания, памяти, воли, логического мышления и т.д.
Цель работы – рассмотреть педагогические взгляды П.Ф.Каптерева.
Задачи работы:
1. Изучить взгляды П.Ф. Каптерева, о сущности педагогического процесса.
2. Проанализировать мнение П.Ф. Каптерева, о дошкольном и семейном воспитании
3. Обобщить теоретическую информацию и составить личное представление о роли и вкладе П.Ф. Каптерева в педагогику.
П.Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса.
В разностороннем научном творчестве П.Ф.Каптерева проблема семейного воспитания была предметом постоянного исследовательского внимания. Он являлся одним из основателей теории семейного воспитания как неотъемлемого элемента педагогического процесса [4]. Теоретические разработки ученого легли в основу его практической и организаторской деятельности по распространению методики воспитания детей в семье и педагогическому просвещению родителей. Он вдумчиво освоил и использовал педагогические взгляды и идеи своих ближайших предшественников и современников, критически отнесся к их наследию. Для него педагогика — самостоятельная наука, имеющая свою проверенную веками теорию и прикладную часть [8].
Глубокое, разностороннее научное обоснование педагогики Каптерев дал в монографии «Педагогический процесс». Педагогический процесс является составной частью общего воспитательного и образовательного процесса. Петр Федорович утверждал, что ««обучение», «образование», «приучение», «воспитание», «наставление», «увещание», «взыскания» и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса» [6].
Первоначально обобщение и передача опыта воспитания носит стихийный характер, можно сказать, что это просматривается в структуре педагогического процесса, который с «внешней стороны представляется в виде передачи старшим поколениям младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобретало само, переиспытало, пережило, и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все, наиболее ценные приобретения человечества, ранее живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят, как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему. Необходимость такого процесса ясна. Культура — дело слишком сложное и слишком важное, чтобы не позаботиться о постепенном введении в нее новых поколений, о приобщении к ней» [6].
Педагогический процесс, с точки зрения Каптерева, есть процесс творческого характера, процесс самобытный. Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны [5].
В педагогических сочинениях много говорится о развитии самодеятельности, причем необходимость ее развития оправдывается ценностью этого свойства в жизни. Но самодеятельность важна, прежде всего, не по ее роли в жизни, а потому, что она отвечает сущности педагогического процесса — творческому саморазвитию. Иным путем, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа. По мнению Каптерева, воспитание и образование нередко представляют ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека и стремятся втиснуть его в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке, причем при общей насильственности постановки воспитания говорится о самодеятельности. Настоящий, неискаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен, и необходим, потому что это есть процесс саморазвития. В нем самодеятельность — неизбежное явление. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности — это значит «петь мотив из другой оперы», это значит соединять несоединимое [5].
Если рассматривать педагогический процесс с точки зрения педагогической антропологии, то можно сказать, что его антропологической основой является саморазвитие индивидуума, что по своей сущности сохраняет общественную направленность, задаваемую педагогом [8]. Мировоззрение П.Ф.Каптерева развивалось на единой антропологической основе в самом важном и непоколебимом его убеждении о необходимости полного раскрепощения личности человека в условиях рационально организованного общественного воспитания [1]. Следует заметить, что Петр Федорович неоднократно выражал мысль о том, что именно школа и семья влияют на развитие личности. Для воспитанника, стремящегося стать хорошим человеком, «неорганизованный педагогический процесс» станет «организованным», так как он от окружающей среды получит только положительное влияние, а на отрицательное у него будет иммунитет [1]. Исходя из этого, общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. Каптерев жил в эпоху экономического, социального и культурного развития России, развития педагогической мысли и отечественной школы. Он полно и целостно охватил педагогическое знание, включая исторический, философский, антропологический и собственно научные аспекты, создал стройную теорию воспитания и обучения. Интерес к деятельности П.Ф.Каптерева в наше время заметно усилился. Это связано, в первую очередь, с тем, что он попытался дать комплексное обоснование форм и методов воспитания ребенка, основанное не только на каком-либо одном методологическом подходе к проблеме. В своих работах по вопросам воспитания ученый опирался как на психофизические особенности детей, так и на различные социальные теории, рассматривающие развитие ребенка в тесном взаимодействии с жизнью социума. Он настаивал на неразрывной связи семейного и общественного (или, используя современный термин, «социального») воспитания, полагая, что только в этом случае удастся достигнуть поставленной цели — вырастить полноценного человека и гражданина своей страны. На современном же уровне, в ряде источников, понятие «педагогический процесс» рассматривается как специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе [10].
П.Ф. Каптерев о дошкольном и семейном воспитании.
Видное место в творчестве Каптерева занимает вопросы семейного и общественного дошкольного воспитании. Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев, составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.
Ощущение - основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей, так как в это время ребенок почти совершенно не способен ни к какой более высокой и сложной психической деятельности. С этой точки зрения оценивает и «дары Фребеля» (цветочные мячи, шар, цилиндр, куб, различные треугольники и палочки). Он предпочитает фребелевские игрушки тем предметам, которые непосредственно окружают ребенка и привлекают его внимание.
«Дары Фребеля» и занятия с ними «весьма целесообразные средства для первоначального развития глаза». Предметы жизни сложнее, чем искусственные игрушки вроде меча или шара. Но и предметы жизни войдут позже в круг наблюдений ребёнка и его игр. В такой последовательности: сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные предметы; предлагает осуществлять педагогическое правило: от простого к сложному.
Он рассматривает «дары Фребеля» и занятия с ними как специальные упражнения для органов чувств. Цвет, форма, движения - основные элементы, искусно выраженные во фребелевских игрушках, способных возбуждать одновременно различные органы чувств. При этом выдвигает условие: во всех упражнениях ребёнок должен быть самостоятельным участником, а не зрителем.
Он выступил против распространения системы дошкольного воспитания, считая её одной из систем, но не единственной. Предлагая выйти за рамки системы Фребеля, Каптерев ратовал за расширение программы подготовки воспитательниц для детского сада.
В 70 гг. прошлого столетия идея создания детских садов в России только начинала обсуждаться в обществе. Каптерев сумел правильно оценить педагогическое и общественное значение детского сада, как воспитательного заведения для малышей. Во введении к 1-ому выпуску «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», Каптерев писал, что сущность древнерусской семьи состояла в безусловном повиновении главе семьи и строгом выполнении религиозных обрядов. Но со времени Петра I родительский авторитет в семье поколебался, древняя набожность стала ослабевать, женщина перестаёт быть только блюстительницей семейного очага.
С перестройкой семьи тесно связан вопрос о воспитании детей. Но нового воспитания ещё не создано. Это явление Каптерев называет «двойным кризисом»: перестройка семьи и перемена характера семейного воспитания. Важнейшими условиями правильного воспитания он считает выработку у детей общественной потребностью развития общественного чувства в совместных играх, в товариществе, в деятельности; для других, при условии полной свободы, в выборе друзей, приятелей, участников игр и различных союзов между учащимися. Каптерев делает вывод, что старая семья оказалась расшатанной, а новой - жизнь ещё не выработала. Рост рабочего класса, во влечениях женщин в фабрично- заводской труд требовали расширения дошкольного общественного воспитания. Невозможность для многих родителей самим заниматься воспитанием детей порождало потребность в детских садах и яслях. «Очевидно, - заключает Каптерев,- для рабочего класса решительно необходимы такие учреждения, в которые можно было отдавать детей, отправляясь на работу, и грудных и малолеток вообще».
В деревнях и сёлах детские сады и ясли особенно необходимы в летнюю пору, когда почти всё взрослое население было занято на работе в поле, а дети оставались без присмотра. Развития дошкольного общественного воспитания требовала и, по мнению Каптерева, собственно педагогическая необходимость, потребность детей в широком общении со своими сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, «лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития».
Товарищество - важнейшее условие детских игр. В общем, развитие ребёнка играми, принадлежит выдающаяся роль. Каптерев видел в них одну из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания - с духовным развитием и воспитанием, так как захватывает детскую личность, целиком, в отличии от некоторых физ. упражнений, направленных на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно «общественная» (со сверстниками), - это «серьёзная школа для развивающегося мышления детей» и «условия правильного всестороннего развития детской личности».
Каптерев доказал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей, так как они находятся в нём лишь часть времени, проводя основную его часть в семье. Индивидуальность ребёнка в правильно организованном детском саду не подавляется, а наоборот, развивается. В детском саду, который превращён в школу для малышей, с введением в ней всех школьных порядков, воспитание целиком извращено. Однако по извращенной форме нельзя судить о самой природе общественных учреждений. В детский сад собираются дети для свободных игр и занятий. Тут нет места принуждению и шаблону, дети по своему вкусу и склонностям группируются в играх и занятиях, в которых им, применяя свой опыт и знания, помогает воспитательница. Воспитательница не «буксир», тянущий за собой всех детей: куда она туда и дети.
Каптерев признаёт правильным другое: куда дети туда и воспитательница. И тогда отпадут упрёки в стадности воспитания, его шаблонности, придавливании индивидуальности ребёнка и т.п. Это не означало, что Каптерев целиком отвергал руководство в дошкольном воспитании или предоставлял детям полную свободу в их занятиях, в выборе игр, их характере. Опыт и знания воспитательницы искусно направляет занятия и игры детей, но не навязчиво, не ради точности правил, системы или распорядка.
С именем Каптерева связаны подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда в начале 1912 г. вокруг редакции журнала «Воспитание и обучение», в котором Каптерев был давним и постоянным сотрудником. Объединилась группа педагогов и родителей для организации Всероссийского съезда по семейному воспитанию. В марте этого же года был создан организационный комитет, под председательством Каптерева, члены которого разработали положение о съезде и определили его вопросы (семья как воспитательная среда, научное изучение ребёнка, и физическое воспитание; нравственное, эстетическое и умственное воспитание; обучение в семье; общественные организации по вопросам воспитания и защиты детей). Съезд был подготовлен в значительной мере трудами Родительского кружка, статьями известных русских педагогов, психологов, врачей в педагогических журналах «Воспитание и обучение», «Педагогический сборник», «Русская школа», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения».
В своей речи на открытие съезда (30 декабря 1912 г.) Каптерев подчеркнул, что современная жизнь и окружающая действительность ставят вопрос: укреплять ли существующие семейные основы воспитания, совершенствовать или заменять новыми, общественными? Заменить всецело семейное воспитание - общественным, он считал невозможным, так как у семейного воспитания уже выработана своя система. А как оно сочетается с общественным дошкольным воспитанием - покажет будущее. Однако уже теперь «живая связь семьи с общественными… есть необходимое условие правильного развития детской личности в семье». Эту точку зрения поддержали участники съезда, высказывающиеся за необходимость улучшения и совершенствования как семейного, так и общественного воспитания.
П.Ф. Каптерев высоко ценил семейное воспитание и считал, что оно имеет самостоятельное значение, а не является «как бы отделением школы: то подготовляет к школе, то помогает прохождению школьных уроков».
Каптерев последовательно содействовал выяснению основ семейного воспитания, его целей, задач, характера, содержания и форм. Он считал, что родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены. Разработкой проблем семейного воспитания Каптерев внёс немалый вклад в сокровищницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей.
Анализ педагогических взглядов П.Ф. КаптереваПо нашему мнению, педагогический процесс у Каптерева, по сути, противоположен нынешнему, потому что в нем имеются гармония и здравый смысл в отношении воспитания и обучения подрастающего поколения. Хотя само понимание гармонии у него отличается от общепринятого.
В свое время педагог М.Н.Скаткин вспоминал, как его поразило, что принятое в советской педагогической науке определение цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) полностью совпадает с тем, что было дано Каптеревым. За исключением одного: советским учителям говорили: всего должно быть соразмерно — и это гармония (т.е. и нравственного, и эстетического, и физического и т. д. как бы поровну — иначе дисгармония), а Петр Федорович писал, что «мы по самой натуре — существа неравные, и уравнять наши свойства… решительно невозможно». И «гармония развития может быть понимаема лишь в смысле не равного развития сил, а объединенного, связанного развития, представляющего нечто целое при неравенстве сил, в котором одно — главное, а другое — второстепенное и подчиненное, одно — сильное, другое — слабое, но все соединенное, связанное, прилаженное одно к другому, — словом, вроде музыкальной гармонии, в которой есть весьма различное, неравное, но в то же время все вместе есть гармоническое» [3].
Творческое наследие П.Ф.Каптерева глубоко и многогранно. Но чем бы ни занимался ученый, будь то педагогика, педагогическая психология, дидактические проблемы или же история педагогической мысли и образования, — в центре всех его исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы в неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы.
По нашему мнению, современная педагогическая наука во многом «вышла из Каптерева», но зачастую не отдает себе в этом отчета по небрежности или невежеству, или, наоборот, не доросла до Каптерева в некоторых важных аспектах педагогической идеологии.
Заключение
Главную функцию педагогического процесса П.Ф.Каптерев видит во всестороннем усовершенствовании личности на почве ее органического самообразования в меру сил и способностей человека. По сравнению с взрослыми дети имеют физические и психические особенности и для успешного обучения «необходимо приспособить его к особенностям детской натуры, иначе учение будет бесплодно, нецелесообразно». Воспитание и обучение должно сообразовываться с индивидуальными особенностями детей. Образование станет эффективным, доказывает педагог, когда в основу его будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, а обучение будет следовать за природным развитием человека. «Вечным» вопросом педагогики является выяснение совершенства детской природы и необходимости либо невозможности воздействия на нее. П.Ф.Каптерев различает три ряда свойств детской природы: естественные (существующие независимо от влияний культуры), привитые культурой и частные, наследственные, отличающие природу ребенка от природы другого. Специфика первой группы возникает из общих свойств организма и перемен в связи с возрастом. Ученый отмечает, что каждый возраст имеет свои особенности, которые являются общими качествами натуры человека, и все свойства возрастов есть необходимые результаты развития человеческого организма.
Каптерев четко обозначает в структуре педагогического процесса свою систему развитиясовершенствования личности, свое учение без принуждения. «Без личного элемента педагогический процесс невозможен. Организм может развиваться лишь по законам своего существа. При том все мы живем один раз, а не двадцать; как же выкинуть лишний элемент? И добродетель совсем не заключается в пренебрежении своей личностью. С другой стороны, человек есть общественное существо и лишь в обществе сполна раскрывает свою природу» [14]. И это не предприимчивость, а те же гармония и здравый смысл. Ведь именно их не хватает тем, кто сегодня жестко разводит и отсекает эти, повторим, необходимые элементы педагогического процесса. На наш взгляд, внимательное изучение творчества П.Ф.Каптерева позволит избежать многих педагогических концептуальных, идеологических ошибок, позволит в стабилизирующейся общественной жизни искать пути развития педагогической науки и образования без перекосов и крайностей, основываясь на гармонии науки и творчества. И, безусловно, его психолого-педагогический опыт, его идеи могут помочь в изучении и формировании знаний о «целенаправленном педагогическом процессе», являющемся важнейшей составной частью общего процесса воспитания и образования.
Список использованной литературы
Антология гуманной педагогики. П.Ф.Каптерев / Под ред. проф. П.А.Лебедева, В.Г.Александровой. М., 2001. С.12.
Джуринский А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2013. - 676 с.
Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. С.175-176. 14. Там же. С.170.
Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: Учеб. пособие / Сост. И.Н.Андреева. М, 2000. С.3.
Каптерев П.Ф. Педагогический процесс, как усовершенствование личности // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. М., 1982. С.163.
Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905. С.1.
Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник для вузов / Д.И.Латышина - М.: Гардарики, 2005. - 603 с
Лебедев П.А. П.Ф.Каптерев — видный педагог России второй половины XIX - начала XX столетия // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. С.9.
Лейтес Н.С. П.Ф.Каптерев как психолог детства (К 150-летию со дня рождения) - http://582.webww.net.ru/kapterev3.shtml
Педагогический процесс // Интернет-словарь: Глоссарий http://botmaster.ru.glossary.ru/cgibin/gl_sch2.cgi?RPlkgjujo,lxqol! vwu.lxxСластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2005. С.129.
Титова Г.Ю. История социальной педагогики: курс лекций / Г.Ю. Титова ; Томский государственный педагогический университет(ТПГУ) .-Томск: Издательство ТПГУ,2002.-119с.
Ушинский К.Д. Три элемента школы // Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. Т.1. С.171.
Шварева О.В. История педагогики и образования: учебно-методическое пособие. / О.В. Шварева/Томский государственный педагогический университет(ТПГУ).- Томск: Издательство ТПГУ,2013. -187с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!