это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1518021
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Психоанализ З. Фрейда и его значение для психотерапии……………….4
2. Применение психоанализа в психотерапевтической технике
Мелани Кляйн…………………………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………………..11
Введение
Тема реферата «Место психоанализа в современной психотерапии»
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных
научных подходов рассматриваются история и применении е психоанализа в
современной психотерапии, специфические методы диагностики,
использующиеся и в психотерапевтических практиках, среди которых:
метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, исследование
источника конфликта, анализ процессов сопротивления и переноса.
Целью работы было рассмотреть место психоанализа в современной
психотерапии, отметить его роль в истории и развитии психологии и
психотерапии.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного
решения исследовательских задач, включающих в себя:
- изучение психоанализа З. Фрейда и его значения для психотерапии;
- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о практике
применения психоанализа в психотерапевтической технике известного
психиатора Мелани Кляйн.
При комплексном изучении темы автором были использованы такие
методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление, обобщение.
Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и
источников по исследуемой проблеме.
Практическая значимость работы состоит в создании научно-
достоверной картины
В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех
обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям
выявить закономерности развития
Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из
двух разделов раскрывающих тему исследования, введения заключения,
списка использованных источников и литературы.
1. Психоанализ З. Фрейда и его значение для психотерапии
Психоаналитическое учение З. Фрейда продолжает привлекать
внимание исследователей. В теоретических рассуждениях З. Фрейда ученые
находят противоречия и спорные моменты, требующие дополнительного
разъяснения, особенно в контексте философской проблематики соотношения
всеобщего, особенного и единичного. 1
Термин «психоанализ» впервые был употреблен австрийским
неврологом Зигмундом Фрейдом в 1896 году. Сам Фрейд в своем первом
публичном выступлении, посвященном психоанализу, объявил, что автором
этой теории является венский врач Йозеф Брейер, разработавший также
катартический метод. 2 Однако позднее Фрейд заявил, что началом
психоанализа следует считать отказ от гипнотической практики и введение
Фрейдом метода свободных ассоциаций.
Теория и основные концепции психоанализа были четко
сформулированы Фрейдом к концу 1890-х. В 1900 выходит его книга
«Толкование сновидений», в которой он раскрывает важнейшие положения
своей концепции, позже дополненные книгой «Психопатология
обыденной жизни».
Термин «психоанализ» имеет несколько значений: это теория личности
и психопатологии и метод терапии личностных расстройств и изучения
неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Фрейд ввел в оборот понятия,
гипотезы и методы, охватывающие область неосознаваемой психической
жизни, именно изучению процессов, протекающих в бессознательном,
посвящена большая часть его работ. 3
Как можно заключить из трудов З. Фрейд человеческое поведение,
опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными
1 Белан Е. А. Философская проблематика сущностных характеристик бессознательного в психоанализе З.
Фрейда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №10.С.66-68.
2 Фрейд З. Очерк истории психоанализа//Основные психологические теории в психоанализе: Сборник.
СПб., «Алетейя», 1998.
3 Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе//Психоанализ и
русская мысль. М.: Республика, 1994. С. 29.
влечениями; эти влечения преимущественно бессознательны, а попытки
осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в
форме защитных механизмов. Помимо структуры личности, индивидуальное
развитие определяется событиями раннего детства. Конфликты между
осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным)
материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз,
невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д. Освобождение от
влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его
осознание.
Основой психоанализа Фрейд считал метод свободных ассоциаций.
Его задача заключалась в извлечении из бессознательного неосознанных
идей, мыслей, влечений пациента, путем перечисления всего, что придет ему
в голову. 4 Фрейд говорил о том, что на самом деле поток сознания является
не свободным, а направляемым осознанным процессом, но сознание
«пропускает» его. В расслабленном состоянии извлекается то, что
глубже вытеснено в бессознательное, открывая доступ к пониманию
неосознанных конфликтов личности. Для достижения этого пациент
располагался лежа на кушетке, так, чтобы психоаналитик находился вне его
поля зрения, и «говорил все, что придет в голову».
По материалам работы можно сделать вывод, что парадоксальность
аргументации психоаналитических идей Фрейда, их некоторая
догматичность, позволяет ученым-исследователям высказывать
противоположные суждения, воспринимаемые не с меньшей степенью
достоверности и убедительности в современной науке психоанализа. Можно
констатировать, что психоанализ – это метод, который помогает человеку
понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению
сознания, когда ранее недоступные части психики становятся
осознаваемыми.
4 Наумов К.А., Еремин К.А. Основные положения классического психоанализа // Молодежный научный
форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7.С.45.
Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым,
настоящим и будущем, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-
сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого
психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной
позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни
сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая
называется психоаналитической ситуацией.
2. Применение психоанализа в психотерапевтической технике
Мелани Кляйн
Мелани Кляйн является одной из самых ярких представителей
психоаналитического движения. Это касается как революционности ее идей,
так и того влияния, которое они оказали на развитие психоанализа и других
гуманитарных областей знаний. М. Кляйн считала себя последовательницей
З.Фрейда и развивала его теорию. Фрейд открыл бессознательную душу
человека, Кляйн же исследовала наиболее отдаленные ее уголки, забираясь
так далеко, что это вызывало наряду с восторженными откликами и яростное
сопротивление, сравнимое разве что с тем, что встречали новаторства самого
Фрейда. 5
Мелани Кляйн сформировала свою психоаналитическую технику
отличавшуюся присущими только ей особенностями. В качестве образа
желательных изменений в ходе психоанализа и психического развития
концепция депрессивной позиции Мелани Кляйн придавала большее
значение описанному Фрейдом процессу скорби. Чем дальше тем больше
любые психические завоевания, например, преодоление Эдипова комплекса,
5 Сегал Х. Техника Мелани Кляйн // Топорова Л. Творчество Мелани Кляйн. - СПб.: Издательский дом
"Бизнес-пресса", 2001. С.99.
стали пониматься Кляйн как потеря, оплакивание и расставание,
завершающееся восстановлением любимого внутреннего объекта.
Психоаналитическая техника Мелани Кляйн использует возможности
депрессивной позиции. Выработка М. Кляйн понятия депрессивной позиции
знаменовало возникновение новой и самобытной психоаналитической
теории. В статьях "К вопросу о психогенезе маниакально-депрессивных
состояний" (1935) и "Скорбь и ее отношение к маниакально-депрессивным
состояниям" (1940) и ряде последующих работ Кляйн сформулировала идею
о существовании особой констелляции тревоги, защит и объектных
отношений, которую назвала депрессивной позицией. Центральным ее
элементом является страх потери объекта - депрессивная тревога, также
названная Кляйн "тоской". Депрессивная тревога также включает в себя
страх повреждения объекта (в результате фантазийных агрессивных атак на
него) и вину. Кляйн описала типичные защиты, используемые от этой
тревоги: маниакальную защиту (включающую отрицание значимости
объекта, всемогущество и "триумф" над объектом), параноидные защиты (в
частности, их действием объясняется развитие клинической депрессии -
состояния, при котором Эго идентифицировано с поврежденным или
мертвым объектом), обсессивные защиты (попытки всемогущей репарации
объекта) и некоторые другие. Наряду с ними Кляйн описала защиту, которая
помогает не столько избежать депрессивной тревоги, сколько проработать и
преодолеть ее - репарацию. 6 Последняя возможна в ситуации, когда
агрессивные импульсы в отношении объекта признаются, но
доминирующими оказываются импульсы любовные.
Кляйн считала депрессивную позицию возникающей в норме в
возрасте 4-6 месяцев и постепенно нарастающей до периода классического
Эдипова комплекса. Все последующие потери и расставания оживляют
6 Резенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. III. Последователи
Фрейда / Пер. с нем. - М., "Когито-Центр", МГМ, 2002. С.89.
младенческую депрессивную тревогу, и успех их переживания в наибольшей
мере зависит от прохождения младенческой депрессивной позиции.
Для понимания концепции депрессивной позиции необходимо
учитывать, что, описывая отношения с объектом, Кляйн подразумевает
внутренний объект. Концепция внутреннего объекта неотделима от
концепции депрессивной позиции и всего последующего развития
кляйнианской теории. Именно в отношении внутреннего объекта
переживаются тревоги потери и повреждения, связанные с интеграцией
любовных и деструктивных импульсов. Результат же успешного
прохождения депрессивной позиции заключается в установлении надежного
внутреннего объекта как основы психической структуры.
Понятие параноидно-шизоидной позиции возникло позднее
депрессивной (в 1946 г. в статье М. Кляйн "О некоторых шизоидных
механизмах"). На этом этапе Кляйн заинтересовали процессы расщепления,
затрагивающие как внутренние объекты, так и Эго (самость). Она связала эти
процессы с наиболее ранним действием инстинкта смерти, который
порождает страх аннигиляции, легко превращающийся в страх
преследования, т.е. параноидную тревогу. 7 Защитами от этих тревог
выступают проекция и расщепление, а также сопровождающие их
всемогущество (в частности, всемогущая интроекция) и идеализация.
Расщепление приводит к тому, что объекты воспринимаются как частичные -
"хорошие" или "плохие", а также как фрагментированные объекты типа
"груди", "лица", "пениса" и т.д.) Эти объекты могут быть, с одной стороны,
преследующими и ужасающими, а с другой - идеализированными и
всемогущими, что порождает полярные состояния Эго, находящегося в
отношениях с ними.) Следовательно, Эго также расщеплено на части в
зависимости от отношений с тем или иным частичным объектом. Объекты
при этом не воспринимаются как отдельные, а мышление осуществляется в
7 Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. - М.: Академический проект,
2001.С.67.
конкретных образах. Кляйн считала, что в норме параноидно-шизоидная
позиция доминирует в возрасте от рождения до 3 месяцев, а впоследствии
проявляется в более или менее измененных формах при шизофренических и
пограничных расстройствах.
В своих поздних работах Кляйн оставила возможность подобного
прочтения своей теории, поскольку все больше подчеркивала
неустранимость боли и страдания из человеческой жизни, а также
присутствие "глубинных слоев бессознательного" в зрелых формах
психической жизни. 8
Развитие теории депрессивной позиции последователями Кляйн было
связано с приданием ей более общего характера. Как пишет сегодня Рональд
Бриттон, депрессивная позиция является целью не только психоанализа, но и
самой жизни и цель эта никогда не достигается окончательно. В этом
контексте она означает признание человеком своей отдельности и
независимого существования других, интеграцию своей субъективности и
чувств, возможность исследования внутреннего мира, способность к
развитию и расставанию, и в конце концов торжество любви и жизни над
ненавистью и смертью.
8 Мартыненко Т.С., Дейнекина А.С. Влияние психоанализа на современную психотерапию //
Северокавказский психологический вестник. 2015. №4.С.7
Заключение
В теории психоанализа есть неделимое центральное ядро – это З.Фрейд
и его учение. В остальном должен быть плюрализм. Двадцатый век для
психологии, безусловно, стал веком Зигмунда Фрейда, австрийского
психолога, психиатра и невролога. В своих многочисленных трудах
снискавших феноменальную славу и оказавших неоценимое влияние не
только на теоретическую и практическую психологию, но и на медицину,
антропологию, социологию, литературу и искусство, З. Фрейд постулирует
принципиально новые теории, изменившие представление о психике, ее
структуре, механизмах ее формирования и развития и закономерностях ее
функционирования. З. Фрейд производит своего рода революцию в сфере
психологии и психотерапии и предлагает радикально новую теоретическую и
практическую концепции, утверждая, что интрапсихические процессы и
поведение человека определяются не только функционированием его
рационального сознания, но и действием определенных иррациональных
бессознательных сил.
Психоаналитик должен хорошо знать историческую и концептуальную
базу психоаналитических понятий, чтобы понимать их обусловленность и
предпосылки. Можно констатировать, что необходимо корректное
употребление понятий, и именно в рамках той или иной теории, а не
изолированно. По материалам работы можно сделать вывод, что важно
иметь в виду, что понятие аффекта в теории Фрейда, означает не то, что в
теории Мелани Кляйн, а термин «проективная идентификация» в разных
странах толкуется по-разному. Аналогично нужно рассматривать
эмпирическую базу, которой не существует в чистом виде, лишь в рамках
той или иной методологии. Теории можно сравнивать, находя в них точки
соприкосновений и точки противоречия. Однако сравнивать их нужно на
высшем теоретическом — метапсихологическом — уровне.
Список литературы
1. Белан Е. А. Философская проблематика сущностных характеристик
бессознательного в психоанализе З. Фрейда // Международный журнал
гуманитарных и естественных наук. 2018. №10.С.66-68.
2. Ванеян С.С. От Эго-теории к Жаку Лакану: переходный объект и
стадия зеркала // СТПН. 2015. №2.С.5-7.
3. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в
психоанализе. - М.: Академический проект, 2001. 344 с.
4. Кляйн М. Психоаналитическая техника. // Антология
психоаналитических исследований.- М.: Академия, 2015.С.44-53.
5. Мартыненко Т.С., Дейнекина А.С. Влияние психоанализа на
современную психотерапию // Северо-Кавказский психологический
вестник. 2015. №4.С.5-9.
6. Наумов К.А., Еремин К.А. Основные положения классического
психоанализа // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки:
электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7.С.45-
48.
7. Резенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной
психологии. Т. III. Последователи Фрейда / Пер. с нем. - М., "Когито-
Центр", МГМ, 2002. С.84-124.
8. Сегал Х. Техника Мелани Кляйн // Топорова Л. Творчество Мелани
Кляйн. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2001. С.87-110.
9. Спирова Э.М. Здоровье и болезнь: психоаналитический подход //
Философская школа. 2018. №5. С.55-59.
10. Фрейд З. Очерк истории психоанализа//Основные психологические
теории в психоанализе: Сборник. СПб., «Алетейя», 1998.
11. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия
бессознательного в психоанализе//Психоанализ и русская мысль. М.:
Республика, 1994. С. 29-34.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!