это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1541470
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и основные аспекты рациональности……………………………..4
2. Концепция ограниченной рациональности…………………………………..6
3. Рациональность в поведении производителей……………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………....12
Введение
Рациональное экономическое поведение долгое время исследуется экономистами. Оно занимает значительное место в экономике, поскольку данная область постоянно изменяется и трансформируется. Такие изменения обуславливают деформацию экономического поведения человека. Экономические субъекты (потребители и производители) также претерпевают изменения и формирование новых особенностей, касающихся непосредственно своего поведения.
В условиях ограниченности ресурсов и многоаспектных потребностей людей возникает необходимость в такой составляющей поведения, как рациональность. Изучения рационального экономического поведения, несомненно, является актуальным для практического применения в прогнозировании экономических явлений и событий, а также для экономической теории в целом. Кроме того, рациональное экономическое поведение является важным для практической деятельности специалистов экономической сферы. Рациональность – основа для всей экономики, являющаяся многоаспектным явлением в данной области.
Цель данной работы заключается в изучении концепции ограниченной рациональности в поведении производителей.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Ознакомиться с сущностью и основными аспектами рациональности.
Рассмотреть концепцию ограниченной рациональности.
1. Сущность и основные аспекты рациональности
Рациональным поведением можно назвать тип поведения, нацеленный на получение строго определенных результатов [2]. При этом теория рационального выбора объясняет только нормальное поведение людей.
В экономической теории используются две основные модели рационального поведения:
1. Рациональность.
2. Следование своим интересам.
Рассмотрим эти модели подробнее.
Существует 3 основные формы рациональности:
1. Максимизация. Она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной.
2. Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени [1].
Такое определение заключает в себе возможность различных его интерпретаций. Сами экономисты, привыкшие считать рациональность категоричной, относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности. Социологи считают такую предпосылку слишком большим отступлением от принятой в экономической теории относительной поведенческой точности.
Простое следование своим интересам - тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической экономтеории. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются, все сведения об окружающей действительности, с которыми им придется сталкиваться - известны. Контракт выполняется, так как стороны следуют своим обязательствам и правилам. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил.
Концепция ограниченной рациональности
Ограниченная рациональность представляет собой целенаправленные действия хозяйствующего субъекта, которые проводятся им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений осложнено из-за отсутствия времени, информации и необходимых ресурсов [8].
Концепция ограниченной рациональности человека обуславливает несколько проблем, которые можно подразделить на следующие группы:
- отсутствие возможности получения экономическим агентом полноценной информации, которая нужна непосредственно для принятия решений, что вызывает значительные ограничения во многих аспектах;
- влияние психологических особенностей человека на процессы познания окружающей действительности, обработки и анализа получаемой информации.
Г. Саймон, американский ученый, в одной из своих лекций обрисовал широкое распространение доктрины рационализма при рассмотрении экономического поведения и прочих сторон жизни человека. Экономическая теория в качестве главного средства объяснения конкретной формой рациональности выделяет максимизирующее поведение. В данной теории центром внимания является результат рационального выбора, а не процесс на фоне смещения методов исследования от количественного к качественному анализу.
Дж. Ходжсон при комментировании концепции ограниченной рациональности Г. Саймона, указывает, что в данной концепции изначально придавалось большое значение тяготеющей над процессом принятия решений неопределенности знания [3]. К примеру, экономические агенты могут оказаться неспособными найти и переработать всю информацию, которая необходима для принятия решений, предусматривающих глобальную максимизацию, но они могут принять рациональное решение из небольшого множества возможных вариантов [11].
Если организации и потребители не могут эффективным образом работать со всей имеющейся информацией, которая нужна для достижения какого-либо максимума, они не прибегают к максимизации, а находят лишь удовлетворительный результат, то есть стараются исключительного достижения приемлемого минимума [9].
Ограниченная рациональность – феномен, составляющий природу человека; поведенческая предпосылка, использующаяся для исследования контрактных отношений и структур управления. Ограниченная рациональность представляет собой экономическое поведение, являющееся преднамеренно рациональным, но только в ограниченной мере, а также отражает лимитированность познавательных способностей человека в получении, хранении, восстановлении и переработке информации. При этом информация, которая дается человеку для принятия решения сначала не является данной ему. На само получение информации приходится тратить время и ресурсы.
В зависимости от того, как представлен поиск информации, могут быть получены разные модификации модели экономического человека. Может решаться проблема оптимального объема информации и масштабов поиска. В других ситуациях возникает так называемый информационный парадокс, когда до момента получения информации могут быть известны лишь издержки её получения, а ценность её остается неизвестной. С получением информации можно установить субъективную её ценность [7].
Само стремление к рациональности определяет ориентацию на минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов. Признание ограниченности познавательных способностей является стимулом к исследованию экономических институтов. Если принята предпосылка ограниченной рациональности, тогда возможность заключения всеобъемлющих контрактов – нереалистическое допущение при исследовании экономических организаций. Если интеллект считать ограниченным ресурсом, то стремление сэкономить на его использовании является вполне себе объяснимым.
Экономить на познавательных усилиях при наличии ограниченной рациональности можно несколькими способами: при принятии решений и в рамках структур управления [6].
Модели экономического человека даже при учете ограничений рациональности совершенно не связаны с рассмотрением вопросов о поиске информации, исключая лишь предложение о затратах на этот поиск. Значительная часть моделей экономического человека определяет ограниченную рациональность человека как результат его психических особенностей, или как результат организации его мыслительной деятельности.
Вопросы об ограниченной рациональности человека находятся на стыке ряда множества наук и изучаются психологией, социологией и экономической теорией.
Опыты объединения экономической теории и психологии в едином взгляде на способность человека управлять информацией и реагировать на все изменяющиеся условия хозяйствования. К примеру, ошибки рациональности выбора необходимо рассматривать в определениях психопатических состояний. Саму концепцию ограниченной рациональности предлагается развивать в направлении органической иррациональности [10].
В теории поиска информации, которая отражена в работах Г. Саймона и Дж. Стиглера, изучается не процесс принятия решения, а непосредственно условия прекращения поиска альтернатив исходя из числа и ценности возможных решений, роста связанных с ним издержек, и изменяемого уровня притязаний. Момент прекращения поиска обусловлен уравниванием предельных издержек поиска с ожидаемым предельным приращением числа альтернатив или при повышении лучшим из альтернативных вариантов изменяемого уровня притязаний. При этом деятельность по поиску информации обладает своей ценой и не может являться безграничным ресурсом. При таких условиях поиск информации становится отдельным фактором производства. Инвестиции в сам процесс поиска обусловлены тем же принципом уравнения предельных значений величин, что и инвестиции в любой другой существующий фактор.
К процессу поиска информации и анализу полученной информации непосредственно требуется рационализация отношения, поскольку важно переключить внимание с чего-то привычного на нечто новое.
Рациональность в поведении производителей
Основной задачей производителя является изучение спроса на производимую продукцию. Важным показателем спроса является его эластичность. Измерение такой эластичности создает возможность определения положения уровня спроса и предложения, что позволяет спрогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения цены определенного фактора. Успех производителя на рынке определяется множество различных аспектов, основными из которых являются непосредственно интересы потребителей. Анализ потребительского поведения очень важен для производителя, поскольку помогает выбрать точное направление в разработке новой продукции и изменению уже выпускающихся товаров [4].
Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения множества вопросов, касающихся ресурсов, объема и целей производства [5]. Цель производителя на рынке заключается в максимизации прибыли, объема продаж, темпов роста производства.
Показателем эффективности использования доступных ресурсов является производительность. Производительностью называется объем продукции, создаваемых на единицу затрат; объем благ, получаемых от использования единицы конкретного типа ресурсов в течение определенного промежутка времени.
Рыночная система хозяйства предполагает, что в ней действуют люди, характеризующиеся рациональным экономическим поведением. Это и потребитель, тщательно рассчитывающий перед каждой покупкой выгоду и перед принятием решения сравнивающий между собой множество цен, и производитель, информированный во всех деталях о ситуации на рынке и выбирающий из всех решений наиболее эффективное для себя. Если бы население не было воспитано в системе рационального экономического поведения, никакие реформы, направленные на создание рыночного хозяйства, не подтверждались бы на практике.
Заключение
Проблема рационального поведения имеет особую важность для объяснения экономических и социологических подходов к мотивации хозяйственной деятельности. Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства необходима, ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.
Концепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе, в конце концов, выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.
Таким образом, изучив и рассмотрев основные аспекты данной темы, нам удалось узнать о концепции ограниченной рациональности.
Список литературы
Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли).М.:Наука,1993. 176 с.
Билимович А. Введение в экономическую науку./Труды. - М.:Санкт-Петербург, Роcток, 2007. - 496 с.
Маевский В., Чернавский Д.. О рациональном поведении реального потребителя// Вопросы экономики, 2007г., N 3
Порус В.Н. Рациональность.// Новая философская энциклопедия. Т. 3, М., 2001.
Соколова Г.Н. Рационализация - по М.Веберу // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др.- Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
Тростников В.Н. Информация.// Большая советская энциклопедия, 3-е изд. в 30 томах. М.: Издательство «Советская энциклопедия» в 1969 - 1978 годах.
Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. Санкт-Петербург, Лениздат, CEV Press, 1996.- 702 с.
Шаститко А.Е. Институциональная экономика: Теория и методология: дисс. ... докт.экон.наук: 08.00.01.М.:1999-341 с.
Шаститко А.Е. Модели человека в экономической теории: уч.пос. /МГУ.-М.:ИНФРА-М,2006 -142 с.
Шеннон К. Математическая теория связи. Перевод В. Ф. Писаренко // Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике - М.: Иностранная литература, 1963, - 836 с.
Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей //THESIS, 1994, вып. 5
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!