это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1546715
Ознакомительный фрагмент работы:
Мир человеческой психики многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем каждый день, каждый час, каждую минуту оставляет неизгладимый след в нашей памяти, который может храниться в головном мозге достаточно длительное время и проявляться вновь и вновь при определенных обстоятельствах или условиях. Поэтому память – это психический процесс, осуществляемый путем запечатления, сохранения, узнавания и воспроизведения полученного опыта.
Существует несколько классификаций видов памяти: деление памяти по времени сохранения материала (выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память) и по преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и др. виды памяти).
Мгновенная память заключается в удержании только что воспринятого образа органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Данный вид памяти считается памятью-образом. Кратковременная память позволяет сохранять информацию в течение короткого промежутка времени. Длительность ее обычно не больше 20 секунд (без повторения запоминаемого образа). Данный вид памяти заключается в запечатлении особенных элементов и обобщенного образа. Протекает без установок на сознательное запоминание, но на последующее воспроизведение. Оперативная память заключается в запоминании и хранении определенного материала на заранее определенный срок (от нескольких секунд до нескольких дней). Длительность хранения информации зависит от решаемых задач. После решения данной задачи информация может исчезать из памяти. Благодаря долговременной памяти, человек способен запоминать необходимую информацию в течение длительного промежутка времени. Информация, попавшая в хранилище, может воспроизводиться бессчетное количество раз без потерь. Для перевода информации в долговременную память часто требуется мышление и сила воли. Генетическая память связана с хранением данных в генотипе, которая передается по наследству. Генетическая память является единственным видом памяти, на который мы не можем воздействовать через обучение и воспитание.
Сохранение и воспроизведение зрительных образов называют зрительной памятью. Она важна для людей любых профессий, особенно инженеров, художников. Данный вид памяти тесно связан с воображением, и то, что человек может себе легче представить, то он запоминает и воспроизводит. Слуховая память связана с точным запоминанием звуков. Она необходима музыкантам, филологам, учителям, преподавателям вузов. Данный вид памяти позволяет человеку быстро запоминать смысл событий, читаемого текста. Они могут четко передать смысл собственными словами. Двигательная память заключается в сохранении и воспроизведении сложных движений. Эмоциональная память – память переживаний. Чаще всего проявляется в человеческих отношениях. То, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается человеком быстро и на длительный срок. Роль вкусовой, осязательной, обонятельной памяти заключается в удовлетворении биологических потребностей организма. По степени участия воли в процессе запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. В первом случае запоминание происходит с обязательным участием волевого компонента. Во втором же случае не требуется никакой дополнительной установки на запоминание, постановки задачи. Запоминание происходит быстро без каких-либо усилий.
В настоящее время исследованиями памяти занимаются ученые разных отраслей науки: биологии, психологии, медицины, генетики и т.д. Так часть экспериментальных исследований была проведена на уровне изучения нейронов как отдельных нервных клеток и клеточных ансамблей, участвующих в процессе запоминания. В результате исследования было выявлено, что в результате процесса запоминания происходят изменения на уровне нервных клеток и структур головного мозга. Это отражается в возникновении пластичности в виде высокой откликаемости нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной зоны головного мозга на раздражители, сопровождающие процесс научения. Существуют предположения по поводу роли нейроглии, молекул РНК и ДНК, участвующих в запоминании и научении. Так некоторые ученые выдвигают гипотезу, что глия является клетками головного и спинного мозга, которые заполняют свободное пространство между нейронами и кровеносными сосудами и способствует долговременной памяти. А также предположение о том, что процесс памяти имеет взаимосвязь с изменением внутренней работы молекул рибонуклеиновой кислоты, называемыми РНК, а также с уровнем концентрации их в определенных отделах головного мозга. В коре головного мозга работа памяти и процессов научения связаны с изменениями кленок ЦНС. Из них наиболее типичными становятся увеличении в диаметре афферентных окончаний, возрастание количества и длины аксонов, трансформация формы клеток коры головного мозга. Потеря памяти в большинстве случаев связана с поражениями лобных и височных областей головного мозга, поясной извилины, а также структурных элементов подкорки: мамиллярных тел, переднего отдела таламуса и гипоталамуса, амигдолярного комплекса и в особенности гиппокампа.
Нейрофизиологи выделяют механизмы научения, которые в итоге вызывают привыкание, сенситизацию и условные рефлексы. И.П. Павлов считал физиологической основой процесса запоминания условный рефлекс, который способствует появлению временной связи стимул-реакция. Такие формы памяти и научения являются простыми, которые присутствуют даже у беспозвоночных животных.
Рассмотрим теперь механизм образования следов памяти. Одним из первых стал проводить опыты для изучения процессов памяти К. Лешли. С помощью хирургического вмешательства, в результате которого он удалял из мозга животных различные части, а затем пытался обнаружить следы памяти – энграммы. Но определить специфические зоны, которые отвечают за хранение и воспроизведение образов ему так и не удалось. В результате своих опытов он заключил, что память находится везде и нигде, что в дальнейшем нашло обуславливание в связи с участием в процессе запоминания и научения не только корковых, но и подкорковых структурных элементов.
По мнению современных исследователей, процесс запоминания состоит из 3-х этапов:
В памяти в результате работы анализаторов формируется сенсорный след, который зависит от модальности самого анализатора (зрительный, тактильный, звуковой, обонятельный и др.). Такой след становится основой сенсорной памяти.
Далее сенсорная информация передается в высшие отделы головного мозга. Корковые структурные элементы, лимбическая система и гиппокамп осуществляют анализ, сортировку и переработку сигналов, выделяя из всех поступающих сигналов новые, незнакомые организму. Гиппокамп отфильтровывает все поступающие сигналы и исключает случайные, что способствует четкой структуризации сенсорных следов в недрах долговременной памяти. Также он участвует в процессе извлечения образов из долговременной памяти в результате мотивационного возбуждения. Ролью височной области является установление связи с хранилищем в других отделах головного мозга, особенно в коре больших полушарий. Таким образом, височная область отвечает за формирование новых нервных связей в результате усвоения новых знаний.
Временные нервные связи переходят в устойчивые элементы долговременной памяти. Переход знаний из кратковременной памяти в долговременную происходит как во время бодрствования, так и во время сна.
В общем система управления и регуляции процессов памяти в головном мозге содержит специфические и неспецифические элементы. Выделяют два уровня регуляции: специфический, который связан с работой анализаторов, и неспецифический, включающий в себя ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобные доли.
По современным представлениям, неспецифический уровень регуляции участвует в обеспечении практически всех видов памяти. Из клиники очаговых поражений мозга известно, что существуют так называемые модально-неспецифические расстройства памяти, когда ослабление или утрата функций памяти не зависит от характера стимула.
В обеспечении произвольного запоминания, или мнестической деятельности, ведущую роль играют лобные доли коры, особенно левой лобной доли. Модально-специфический, или локальный уровень, регуляции памяти обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных иассоциативных зон коры. При их нарушении возникают специфические формы нарушения мнестических процессов, имеющие избирательный характер.
В результате всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что система регуляции памяти имеет иерархическое строение, и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционировании всех ее звеньев. Поэтому процесс памяти следует понимать как системное свойство всего мозга и даже целого организма. Следовательно, уровень, на котором можно более полно понять процесс памяти, — это уровень живой системы в целом. Все проводимые исследования этой области пополняют знания о памяти, делают новые открытия, взаимно дополняют друг друга и позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных и загадочных, на мой взгляд, явлений человеческой психики – память.
Список литературы
Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 582 с.
Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 1. Внимание и память 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов, Москва: Юрайт, 2016. – 262 с.
Лебедев А.Н. Психофизиология памяти. В кн.: Основы психофизиологии [Текст] /под ред. Ю.И. Александрова. – М.: Инфра – М, 1997. – С. 129 – 142.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!