это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1639584
Ознакомительный фрагмент работы:
Людям всегда было интересно как достичь успеха и стать лидером. Почему одним удается вести за собой толпы людей, другим не получалось завоевать даже уважения среди окружающих. Ответ на данный вопрос пытались найти многочисленные философы, социологи, психологи.
В данном эссе я постараюсь ответить на данный вопрос, а также сравнить два смежных по значению понятия с точки зрения психологии – «лидерство» и «руководство» и разобраться, в чем же все-таки они заключаются и в чем их различия.
Лидерство – процесс социального влияния на индивидуумов и группы людей, благодаря которому лидер получает поддержку с их стороны для достижения поставленных целей.
Руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Понятия лидера и руководителя рассматриваются как неформальное и формальное лидерство. Неформальное лидерство подразумевает под собой процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям. Руководитель, как формальный лидер, способен влиять на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации, наличия рычагов управления (в основном финансовых и силовых).
По моему мнению, лидерство естественное явление, которое может быть присуще человеку, а качество руководителя приходит со временем, когда человек набирается определенного профессионального опыта.
Безусловно, оба понятия тесно связаны. Лидерство характеризуется руководством, а чтобы быть успешным руководителем, нужно иметь лидерские качества.
На представленной далее таблице я провела сравнительный структурный анализ данных понятий.
Таблица 1.
Матрица базовых стратегий
Лидерство Руководство
1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе 1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) 2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды
3. Возникает стихийно 3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры
4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы 4. Явление более стабильное
5. Менее определенная система различных санкций 5. Более определенная система различных санкций
6.Решения принимают непосредственно по групповой деятельности 6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа 7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе
В научной литературе по психологии можно встретить различные классификации лидеров. К примеру, по содержанию деятельности выделяют лидера-вдохновителя и лидера-исполнителя, по характеру деятельности рассматривают универсального лидера и ситуативного лидера.
Однако, самое распространенное лидерство, которое можно встретить на практике, это деловое и эмоциональное лидерство. В основе делового лидерства заключается профессионализм, компетентность, опытность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет и т.п. Деловое лидерство выступает основой руководства.
Эмоциональное лидерство закладывается на человеческих симпатиях, доверии, уверенности.
Основное качество, которое должно быть присуще каждому лидеру – это умение работать в команде. Команда - форма организации людей, где каждый участник имеет определенную роль, с определенной стратегией развития. Участники должны разделять поставленные задачи и нести за их выполнение ответственность.
Поэтому насколько развиты способности находить общий язык с другими членами коллектива, характеризует лидерские качества.
По стилю различают:
- Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.
- Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
- Пассивный (Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.
Можно привести и другие виды лидерства. Интересной представляется типология лидерства, которую выдвигает Уманский Л.И., среди которых такие виды лидерства, как лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-генератор эмоционального настроя и другие.
Существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств; поведенческий подход; ситуационный подход.
Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают набором общих для всех личных качеств. Однако, комплексный обзор исследований в области лидерства подвел к выводу, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Несмотря на сотни проведенных исследований, единого мнения о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера, сформулировано не было.
Поведенческий подход. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения (манеры поведения с подчиненными в континууме от автократичного до либерального стиля). Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому при описании этого подхода анализируется понятие «стиль руководства» (манера поведения руководителя) и рассматриваются такие важные категории управления, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу, и стиль, ориентированный на человека.
Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Про руководителя можно сказать, что этот человек может направлять работу других и нести персональную ответственность за их работу. Руководители как правило ориентируются на заранее установленные другими цели, в отличие от лидеров, которые сами могут устанавливать цели.
От поведения руководителя, желания продвигаться выше по служебной лестнице, приверженности своей группе, зависит сможет ли он стать лидером. Официально назначенный руководитель может занять лидирующие позиции в группе. Однако, быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, поскольку лидерство основывается на неформальной основе.
Как правило, руководители сдержанны в эмоциях в общении с подчиненными. Это позволяет выстраивать отношения руководства-подчинения, когда подчиненные выполняют определенные для них роли. Они сжаты при принятии решений, процедура выработки которых четко регламентирована. Лидеры же напротив подбирают людей, разделяющих их взгляды и идеи.
Стили лидерства и руководства
Классификация стилей лидерства и руководства исходит из особенностей поведения. Данный подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Поведенческий подход к лидерству основывается на манере поведения по отношению к подчиненным.
Можно выделить несколько стилей управления.
Авторитарный стиль управления характеризуется жесткой манерой управления, единоличным принятием решений, постоянным контролем, применением мер наказания.
Из недостатков такого стиля можно отметить:
- возможность принятия неправильных решений;
- неудовлетворенность людей своей работой;
- подавление инициативы, творчества подчиненных;
- сложная психологическая обстановка в коллективе – интриги, подхалимы и нелюбимчики и прочее.
Демократический (сопричастный) стиль управления заключается в принятии мнения других членов коллектива, обсуждении вопросов при принятии решений, доверии и взаимопонимании. Труд характеризуется высокой производительностью, присутствует инициатива, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой.
Попустительский стиль управления характеризуется сочетанием демократии в коллективе и минимальным контролем за исполнением решений, в связи с чем качество работы на низком уровне, отсутствует сотрудничество, стимула добросовестно трудиться, возникают конфликтующие подгруппы.
Далее в таблице представлен сравнительный анализ оценки эффективности управления авторитарного и демократического стилей управления.
Таблица 2
Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии эффективности Стили управления
Демократический Авторитарный
Эффективность достижения цели Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников.
Снижение убытков в отсутствие менеджера.
Большие затраты на координацию. Обеспечение выживания в случае кризиса.
Снижение издержек в условиях дефицита времени.
Большие затраты на квалифицированного менеджера.
Незаинтересованность сотрудников в экономии средств.
Частое отсутствие менеджера.
Эффективность выполнения заданий Медленное решение.
Решение с пониманием дела.
Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников. Быстрые решения.
Решения, приближенные к оптимальным.
Использование творческого потенциала только менеджера.
Нечеткое распределение ролей.
Независимость от менеджера.
Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников. Четкое распределение ролей.
Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников.
Гуманистические факторы Более высокие требования к резерву менеджеров.
Путаница, недовольство среди верящих авторитетам.
Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников. Организационные требования к резерву.
Недовольство эмансипированных сотрудников.
Стихийность, потеря инициативы сотрудников.
На основании изложенного можно сделать вывод, что лидер и руководитель это схожие, но вместе с тем различные понятия. Лидер сам по себе может иметь качества руководителя, но с другой стороны статус руководителя не означает, что человек обладает качествами лидера.
Лидерские качества – это психологические качества, которые вырабатываются на протяжении определенного периода времени.
Руководитель же – лицо, наделенное таким статусом каким-либо юридическим документом, руководящее работой коллектива и представляющее интересы от его имени.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!