это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1558771
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В современном мире в жизни людей произошли глобальные изменения. Эти изменения коснулись практически всех сторон жизни: от индивидуальных жизненных условий конкретного человека до социальных основ общества. В современных социокультурных условиях особое значение приобретает социализация личности, особенности приспособления к социальному давлению и установлению равновесия между внутренними и внешними ценностями.
Современная наука уделает особое внимание изучению проблем современного человека, изучает процесс социализации, т. е. исследует широкий круг вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. В современных условиях происходит усложнение социальной жизни, актуализируется проблема включения человека в социальную структуру общества. Основным понятием, описывающим такого рода включения, является «социализация».
В данной статье рассматривается проблема социализации человека в современном мире, мире информационных технологий и открытий. Особое внимание уделено особенностям культуры информационного общества.
Ключевые слова: социализация, социализация личности, информационное общество, современное общество, информационный взрыв, век информационных технологий.
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Информационное общество — это общество, в котором информация приобретает новое значение. Она всегда играла в жизни человека огромную роль, но в современном обществе значимость информации принципиально иная.
Вторая половина XX века выдвинула и разрабатывает идеи:
целостности мира и отражающего научного знания;
общности закономерностей развития всех уровней мировой культуры;
признание средств массовой коммуникации основным мировым ресурсом [1, с.215].
В связи с этим информация становится основной нематериальной ценностью и предметом серьезного научного анализа. Канадский философ и социолог Мак-Люэн в 60-е годы XX века сформировал культурологическую концепцию, которая предполагает, что решающую роль в культуре играют коммуникационные связи [2, с.300]. Так, для увеличения объема материального производства нужно в четыре раза увеличить объем соответствующей ему информации. Если раньше объем научной информации удваивался каждые семь-десять лет, то к концу XX века — каждые один-два года. Освоить такой возросший объем информации обычным способом невозможно.
Согласно теории Мак-Люэн, процесс развития информации включает в себя четыре исторических этапа [1, с.240]:
эпоха дописьменного варварства (устная форма общения, всеобщее единение и братство);
эпоха фонетического письма (передача накопленных знаний следующим поколениям в письменной, визуальной форме);
эпоха типографического станка Гуттенберга, породившая информационный взрыв в Европе в XVI в. (открыт путь к механизации ремесел, но и рост отчуждения и индивидуализма в европейской культуре);
аудиовизуальная эпоха (телефон, телеграф, радио, кино, телевидение, компьютер), которая восстанавливает цельное восприятие мира, делает каждого человека непосредственным участником любого информационного события.
С точки зрения этого ученого, вся планета превращается в мировую глобальную деревню, в новое информационное сообщество. Это будет рай, сошедший на землю, благодаря средствам массовой коммуникации. Наступит совершенно новая эпоха в развитии человеческого общества, который американский футуролог Тоффлер («Раса, власть и культура») называет термином «постиндустриальное» или «супериидустриальное общество» [5, с.85].
Уже сейчас информация превратилась в важнейший и ценнейший товар. Развитие материального производства требует прироста знаний, новых информационных технологий, распространения образцов научно-технической информации. Раньше все это достигалось с помощью речи, письма, телефона, телевидения. Теперь этого недостаточно. Современные технологии, безотходные технологии невозможны без применения компьютеризированных информационных систем.
Постиндустриальное общество — это прежде всего информационное общество. Информация обуславливает новое качество жизни, перспективы развития экономики, изменение социальной структуры. Информационные технологии оказывают все возрастающее влияние на формирование личности, семьи, досуга, образа жизни, т. е. формируют суть человека. Информационные технологии изменяют систему образования, которая в свою очередь, формирует сознание новых поколений, живущих в информационных обществах.
Человек информационного общества, по словам Тоффлера, становится «одноразовым человеком» [5, с.101]. Он характеризуется повышенной любознательностью, не нуждается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Человек в супериндустриальном обществе как бы отрывается от земли, лишается культурной и исторической индивидуальности. Само информационное общество называется переходным, т. к. супериндустриальная революция и дальше будет продвигать человеческое общество к следующей, более высокой стадии его развития.
Известный специалист в области философии компьютерной революции Ракитов А. И. выделил следующие отличительные черты информационного общества:
любой человек в любой точке страны в любое время может на основе компьютерного доступа и систем связи получить любую информацию, необходимую для решения технических, социальных и личных проблем;
современные информационные технологии производятся и функционируют в доступном для человека режиме;
информационные ресурсы производятся в том объеме, который мог бы поддерживать развитие науки и производства на современном уровне. Как известно, некоторые страны южно-азиатского региона, успешно создающие различные компьютерные системы, сами научную информацию не производят, а получают ее из США, Западной Европы и Японии, Они не являются полностью информационными;
в различных сферах производства и управления в информационном обществе происходит усиленная компьютеризация и автоматизация;
меняются социальные структуры, количество работающего населения составляет не менее 50% от общего количества занятых, уменьшается число работающих в традиционных сферах.
ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Профессии и люди в информационном обществе. Современное общество нашей страны уже стали называть информационным. Это то общество, где активно и быстро среди населения распространяются информация и знания, высока роль для жизни человека, где в сфере информации и знаний работает большая часть населения. Но какова же роль человека, гражданина своей страны сегодня?
Например, в какой-нибудь из африканских стран большинство населения занято сельским хозяйством, в отдельно взятой азиатской - работой в промышленности и производством промышленных товаров, а в странах европейских – именно информацией и работой со сферой знаний. Поэтому типичный гражданин страны, где построено информационное общество, уже оказывается работником сферы знаний и информации. То есть учителем, преподавателем, тренером интеллектуальных тренингов и семинаров, менеджером по рекламе, по связям с общественностью, логистом, экономистом, бухгалтером, инженером, программистом, администратором компьютерных сетей… Список можно продолжать и продолжать!
В современном обществе развиты информационные технологии, потому современный гражданин имеет хорошее представление о них и умеет ими пользоваться (например, дома у него установлен телевизор, в сумке уложен ноутбук, а в кармане смартфон).
Ориентация в сфере знаний и информации. Еще один важный момент в жизни личности в информационном обществе – она постоянно испытывает на себе огромный, изливающийся на ее информационный поток. С того момента, как человек проснулся утром, чтобы ехать, например, в техникум на занятия и включил телевизор, чтобы сделать утреннюю гимнастику вместе с видео-тренером, поток информации не заканчивается, пока он не засыпает. Она доходит до человека через многочисленные СМИ, через общение с людьми, наружную рекламу в населенном пункте и так далее. Каждый фрагмент информации настроен на то, чтобы побудить человека к определенному действию, что-то донести до него (например, купить новые колготки или проголосовать за Ивана Иваныча). Поэтому ежедневно гражданин информационного общества «фильтрует» море информации: какую-то запоминает, какую-то пропускает мимо ушей, какой-то верит, а какую-то считает ложью.
Умение разбираться в информационных полях и пространствах. Возможность разобраться в море информации и знаний, сделать в нем верный выбор, применить их правильно в своей жизни, отличить ложные информации и знания от истинных – вот то требование, которое цивилизация выдвигает к современному человеку. К члену общества информационного. Это требование дает выживание и полноценную жизнь для того, кто сумеет ему соответствовать.
Людям свойственно по-разному пользоваться получаемой информацией, словно сквозь разные двери заходят они в мир потока поступающих к ним пониманий. Метафора про двери возникла не зря.
По мнению психолога Тианы Лявенко «На каждой двери висит своя табличка» [9].
Дверь красного цвета - Я все знаю, мне не интересно.
Эту дверь чаще всего выбирают «всезнайки», «умники»Такие люди уверены в том, что они знают всё, ну по крайней мере делают вид, что знают всё. Им трудно признаться в том, что они чего-то не знают, им проще обесценить неведомое ими. Они из всего потока информации отсеивают то, что хоть как-то смахивает на уже имеющуюся в их уме информацию, все то, что не совпадает — отсеивают и пропускают. Такие люди, с виду очень заинтересованы в получении новых знаний, они посещают множество семинаров и тренингов, они ежедневно мониторят множество информационных источников, набивают повторной хламной информацией, теорией свои головы. Но до практики у них так и не доходит, ну или по минимуму. Очевидным минусом выбора данной двери является тот факт, что, ограничиваясь и не принимая нового, человек остается в «законсервированном» состоянии.
Дверь желтого цвета - Мне интересно, но я никому этого не покажу
Часто можно увидеть представителей этого направления, которые в силу гордости, скромности, корысти или неуверенности в себе могут не проявить интерес к новому открыто. Из–за этого они зачастую получают поверхностную информацию, которую додумывают самостоятельно и зачастую не очень верно. Так же они лишают себя возможности поддержки в получении знаний, ибо их мотивация по сути не до конца сформирована. Такой подход затрачивает лишнее время и энергию человека, ибо много времени тратиться на самостоятельное «изобретение велосипеда».
Дверь зеленого цвета - Мне интересно, расскажи подробнее
Открытый и любознательный человек, способный воспринимать чужой опыт, выжимая из него концентрат полезно применимого материала. Такие люди более успешны в использовании информации, в познании себя и мира. Единственный момент значимый в данном выборе - знание меры. Любопытство и любознательность – разные вещи априори.
Таким образом каждый человек сам выбирает, как ему пользоваться получаемой информацией и самостоятельно ориентируется в информационном потоке.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Исследователи современного состояния общества сходятся во мнении, что в историческом соревновании различных социально-экономических систем выживет и победит в глобальном масштабе та, которая быстрее и энергичнее осуществит информатизацию общества, вступит на путь новой информационной цивилизации, культуры и создаст благодаря этому, принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида.
В наше время существует понятие «информационного взрыва», т. е. роста информации в социальной сфере. Уже сейчас в США 80% работающих имеют дело с информацией, а не с материальными, вещественными элементами производства. Эта тенденция будет нарастать [7, с.215].
В работах Ракитова А. И. («Философия компьютерной революции», М., 1991) [4], Урсула А. Д. («Путь в ноосферу», М., 1993) [6], Джона Несбита («Что нас ждет в 90-е годы», США, 1982) [3] дается примерно одинаковый прогноз социально-экономических и культурных перемен на последние десятилетие XX века и начало XXI века:
человечество будет динамично переходить к информационному обществу;
информационная деятельность будет являться главной для большинства населения;
возникнет глобальное единство человечества на информационной основе;
информационное общество будет основано на гуманистических принципах, обеспечит бескризисное развитие общества и решение современных экологических проблем;
информационная насыщенность будет являться экономической основой и главной формой социально-экологического развития общества.
Японский специалист Масуда выдвинул идею появления нового человека в этом обществе — человека «интеллигентного» [8]. Это понятие близко к понятию «гомо эколектроникус». Иными словами, роботизация и автоматизация освобождают человека от физического труда, а новые информационные технологии позволят улучшить биоантропологические показатели человека, увеличить продолжительность жизни, сохранить творческую активность. Новые желания нового человека будут зависеть не от его физических способностей, а от уровня информированности, умения овладеть новыми информационными технологиями. Доступ к информационным ресурсам должен быть всеобщим и массовым. Только при этом условии возможно устойчивое развитие общества и различных фаз интеллектуального процесса человеческой деятельности.
Таким образом, вывод данной статьи в том, что в век информационных технологий происходят глобальные изменения, которые касаются не только конкретного человека, а общества в целом. Каждый человек, личность, приспосабливается к современным условиям по-разному. Социализация личности происходит в конкретных общественных условиях. Общество определяет модель поведения людей, формирует критерии оценки их поведения. Современное информационное общество формирует личность, и потому они неотделимы.
Список использованных источников:
Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. -- М.: Кучково поле, 2007. - 464 с.
Нейсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М. Республика. 1992. — 416 с. ISBN 5-250-01734-7.
Ракитов А. И. Р19 Философия компьютерной революции.— М.: Политиздат, 1991.—287 с. ISBN 5—250—01308—2.
Тоффлер А. Третья волна // США – экономика, политика, идеология. М., 1982. №7, с. 85-102А.
Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. 275 с.
Швецов, А. Н. "Информационное общество". Теория и практика становления в мире и в России / А.Н. Швецов. - М.: Красанд, 2015. - 280 c.
Musso P. Telecommunications et philosophic des reseaux, la posterite paradoxale de Saint-Simon, PUF, 1997.
Тиана Лявенко/ Статья «Как выжить в информационном потоке». Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/how_to_survive_in_information_stream/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!