это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1569719
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан 7
2. Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании 10
3. Инновации в социальном обслуживании граждан Российской Федерации 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что в сложных условиях перехода к рынку
особо обостряются проблемы уровня жизни населения, способности граждан
пожилого возраста, инвалидов, лиц, попавших в трудную жизненную
ситуацию, обеспечить себе достойный уровень жизни. Несомненно, что порой
эти граждане не могут решить такую проблему самостоятельно. Тогда на
помощь должно прийти государство.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.7), Российская
Федерация является социальным государством. Это означает, что при любых
системных и структурных преобразованиях экономики страны приоритетной
целью ее политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для
большинства граждан. Социальное государство призвано заботиться о создании
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. И
одним из важнейших направлений социальной политики государства является
обеспечение социально гарантированных условий доя жизнедеятельности
граждан, то есть социальная защита населения и особенно ее наиболее
уязвимых слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике.
До последнего десятилетия упор государства делался в основном на
такие виды социального обеспечения, как пенсии и пособия. Современный этап
характеризуется комплексным развитием и совершенствованием всех
элементов системы социального обеспечения, сочетанием как денежного, так и
«натурального» обеспечения престарелых, инвалидов, детей и других
нуждающихся категорий граждан.
Социальные услуги в системе социального обеспечения занимают
особое самостоятельное место, так как степень развития услуг может
рассматриваться как один из существенных показателей уровня всего
социального обеспечения. Принятые в 1995г. Федеральные законы «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» повысили значимость
социального обслуживания и заложили правовую базу всестороннего развития
социальных услуг. Данное обстоятельство принималось во внимание при
выборе темы исследования.
Как вышеназванные законы, так и впоследствии принятые другие
нормативные правовые акты по социальному обслуживанию в науке права
социального обеспечения в своей совокупности еще не подвергались
специальному научному анализу.
При всей своей социальной значимости социальных услуг как одной из
форм удовлетворения потребностей субъектов права социального обеспечения
существующее обширное и динамично развивающееся законодательство не
кодифицировано.
Целью данной работы является изучение порядка признания
гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из
поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть порядок признания гражданина нуждающимся в
социальном обслуживании;
- Изучить правовое регулирование социального обслуживания граждан;
- Раскрыть проблемы в социальном обслуживании граждан Российской
Федерации.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и
списка используемой литературы.
1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется
на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации" 1 , других
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная
организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном
обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании. Основанием для
рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является
поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его
законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо
обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов
местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в
уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную
организацию либо переданные заявление или обращение в рамках
межведомственного взаимодействия.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае,
если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут
ухудшить условия его жизнедеятельности 2 :
1) полная или частичная утрата способности либо возможности
осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать
основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия
инвалидности;
1 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)
2 Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2014. - 176 c
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида
или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой,
попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за
инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с
наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к
азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие
насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не 3
достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными
ухудшить условия жизнедеятельности граждан. В течение пяти рабочих дней, с
даты подачи заявления, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации
или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном
обслуживании. О принятом решении заявитель информируется в письменной или
электронной форме. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть
обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 31 ФЗ № 442 "Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации", социальные услуги в форме социального
обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах
социального обслуживания предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций,
вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в
полустационарной форме социального обслуживания предоставляются
бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя
социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативно-правовыми
актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен
предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных
услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому
предоставляются бесплатно одиноким инвалидам (одиноким супружеским
парам) и (или) одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким
супружеским парам) из числа:
1) инвалидов Великой Отечественной войны или участников Великой
Отечественной войны;
2) супругов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной
войны или участников Великой Отечественной войны, не вступивших в
повторный брак;
3) бывших несовершеннолетних узников фашизма;
4) лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
5) лиц, награжденных медалью «За оборону Москвы»;
6) Героев Советского Союза;
7) Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
8) Героев Социалистического труда, Героев Труда Российской
Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
9) инвалидов боевых действий.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в
полустационарной и стационарной формах социального обслуживания
предоставляются бесплатно законным представителям детей-инвалидов.
Социальные услуги в полустационарной и стационарной формах
социального обслуживания предоставляются бесплатно лицам без
определенного места жительства, признанным нуждающимися в
предоставлении срочных социальных услуг, и лицам, освободившимся из мест
лишения свободы и не имеющим работы и средств к существованию,
признанным нуждающимися в предоставлении срочных социальных услуг.
Социальные услуги гражданам предоставляются бесплатно в
соответствии с Перечнем социальных услуг согласно приложению к
настоящему Закону.
Для целей настоящей статьи под одинокой супружеской парой
понимаются лица, состоящие в браке и не имеющие близких родственников,
каждый из которых является инвалидом и (или) гражданином пожилого
возраста.
Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления
социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер предельной величины среднедушевого дохода для
предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами
субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины
прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации
для основных социально-демографических групп населения.
Основными видами социального обслуживания населения являются:
Социальное обслуживание на дому
Стационарное социальное обслуживание
Социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного)
пребывания учреждений социального обслуживания населения
Предоставление временного приюта
Социальная реабилитация
Социальный патронаж
Срочное социальное обслуживание
Социально-консультативная помощь
Материальная помощь
В соответствии со ст. 20 ФЗ № 442 "Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации" получателям социальных
услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие
виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание
жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение
здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания
содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического
наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в
состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в
коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для
адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи
анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику
отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг,
формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга),
организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в
трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой
адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении
юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных
интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала
получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в
том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
2. Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном
обслуживании
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального
обслуживания является поданное в письменной или электронной форме
заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении
социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан,
обращение государственных органов, органов местного самоуправления,
общественных объединений в департамент социальной защиты населения или
переданные заявление или обращение в порядке межведомственного
взаимодействия.
Для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
на дому (Отделение социального обслуживания на дому),гражданин или его
законный представитель либо в интересах заявителя иные граждане,
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения к заявлению прилагает следующие документы 3 :
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, в соответствии с которым имеется возможность
установления (подтверждения) места жительства заявителя на территории
автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
- справка из медицинской организации о частичной утрате заявителем
способности либо возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности
в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, о наличии
3 Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2017. - 76 c
заболеваний, препятствующих оказанию социальных услуг, в соответствии с
федеральным законодательством;
- справки, свидетельства, удостоверения, являющиеся основанием для
зачисления на бесплатное социальное обслуживание (при наличии оснований);
- индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов).
Для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
в полустационарной форме (Отделение дневного пребывания или Отделение
социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья)
заявитель или его законный представитель к заявлению прилагает следующие
документы 4 :
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, в соответствии с которым имеется возможность
установления (подтверждения) места жительства заявителя на территории
автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
- справка из медицинской организации о наличии заболеваний,
препятствующих оказанию социальных услуг, в соответствии с федеральным
законодательством;
- справки, копии свидетельств, удостоверений, являющиеся основанием
для зачисления на бесплатное социальное обслуживание (при наличии
оснований);
- индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов).
В случае обращения законного представителя гражданина
дополнительно к документам для предоставления социального обслуживания в
соответствующей форме им представляются:
- копия документа, удостоверяющего личность представителя
заявителя;
- копия документа, подтверждающего полномочия представителя.
4 Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2017. - 79 c
Для признания гражданина нуждающимся в срочных социальных
услугах, гражданин или его законный представитель к заявлению прилагает
информацию о гражданине, нуждающемся в предоставлении срочных
социальных услуг (ходатайство), полученное от медицинских,
образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального
обслуживания.
Департамент принимает решение о признании гражданина
нуждающимся в полустационарном социальном обслуживании или социальном
обслуживании на дому либо об отказе в полустационарном социальном
обслуживании или социальном обслуживании на дому в течение 5 рабочих
дней с даты подачи заявления.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о признании
гражданина нуждающимся в полустационарном социальном обслуживании или
социальном обслуживании на дому департамент социальной защиты населения
составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны
форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки
предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков
социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Предоставление срочных социальных услуг осуществляется без
составления индивидуальной программы.
Специалист подведомственной организации в срок не более 1 рабочего
дня со дня получения индивидуальной программы согласовывает ее с
заявителем или его законным представителем и один экземпляр
индивидуальной программы передает гражданину или его законному
представителю. Второй экземпляр индивидуальной программы возвращается
подведомственной организацией в департамент 5 .
5 Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия,
2016. - 19 c
При определении департаментом социальной защиты населения
необходимых гражданину видов социальных услуг, учитывается его
индивидуальная потребность в получении таких социальных услуг,
обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его
жизнедеятельности, для оказания гражданину своевременной адресной
социальной помощи.
Основаниями для отказа в социальном обслуживании являются 6 :
а) непредставление или представление не в полном объеме документов,
необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном
обслуживании;
б) отсутствие обстоятельств, позволяющих признать гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании, установленных
законодательством;
в) представление недостоверных сведений (под недостоверными
сведениями понимается наличие искажений и неточностей в содержании
представленных документов);
г) отсутствие права на социальное обслуживания в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано
в судебном порядке.
6 Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия,
2016. - 21 c
3. Инновации в социальном обслуживании граждан Российской
Федерации
В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона
№442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации» 7 от 28.12.2013 открылась перспектива социального
предпринимательства.
В настоящее время государство устанавливает лишь социальные стандарты
обслуживания, а возможность осуществления социального обслуживания стала
доступна индивидуальным предпринимателям и иным юридическим лицам, в том
числе негосударственным коммерческим и некоммерческим организациям, что
должно разрешить накопившиеся трудности в действующей с 1995 года системе
социального обслуживания. Так, по данным Минтруда России, на очереди для
помещения в учреждения социального обслуживания для граждан пожилого
возраста и инвалидов-взрослых состояли 16,5 тыс. человек, в учреждения для
детей-инвалидов - 6 тыс. детей. Из общего числа зданий учреждений для граждан
пожилого возраста и инвалидов 0,4% находилось в аварийном состоянии, 1,7% - в
ветхом, 3,6% требовали реконструкции. Кроме трудностей с нехваткой мест, ученые
также выделяют проблему недостатка квалифицированных специалистов и низкое
качество обслуживания в государственных учреждениях. Так, по мнению Н.Н.
Дорошенко 8 , специалист центра социального обслуживания для более
качественного предоставления социальных услуг должен обладать правовой базой
знаний, располагать знаниями о структуре государственных органов, социальных
7 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)
8 Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2014. - 179 c
источников и систем обеспечения, понимать, как функционируют эти системы,
специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов и какие
законы их регламентируют.
В соответствии с новым Федеральным законом, социальное
обслуживание определяется как «...деятельность по предоставлению социальных
услуг гражданам, т.е. действие или действия в сфере социального обслуживания
по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной
помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или)
расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные
жизненные потребности». Указанное понятие более точно прописывает виды помощи
и основную цель социального обслуживания по сравнению с понятием, приведенным
в ранее действовавшем Федеральном законе №195-ФЗ «Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.
Нововведения этим не ограничиваются. Так, гражданин, претендующий на
предоставление социальных услуг, должен быть сначала признан нуждающимся в
них на основе наличия обстоятельств, закрепленных в ст.15 п.1 Федерального закона
№442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации» 9 , которые ухудшают или могут ухудшить условия его
жизнедеятельности. При рассмотрении законопроекта Минздрав настоял на расширении
рисковых обстоятельств, включив семейную составляющую проблем: наличие в
семье ребенка-инвалида или детей-инвалидов, а также детей, испытывающих
трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, в том
числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами,
имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими
расстройствами; наличие насилия в семье. Кроме того, решение о признании
9 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)
гражданина нуждаю- щимся в социальном обслуживании или об отказе в
социальных услугах принимается в течение пяти рабочих дней с даты подачи
заявления в письменной или электронной форме. Тем не менее, при отказе в
социальном обслуживании решение может быть обжаловано в суде 10 .
Лица, которым предоставляются социальные услуги, являются теперь не
«клиентами социальной службы», а получателями социальных услуг,
соответственно, те, кто осуществляет социальное обслуживание, называются
поставщиками социальных услуг. Дальнейшее взаимодействие между
поставщиками услуг и их получателями начинается с составления
индивидуальной программы- документа, в котором указаны форма социального
обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления
социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а
также мероприятия по социальному сопровождению. Вторым шагом является
заключение договора о социальном обслуживании. В новом Федеральном законе
закреплены основные права и обязанности, которые будут нести каждая из сторон
после заключения договора. Например, для получателя услуг доступно право
выбора поставщика или поставщиков социальных услуг, право на отказ от
предоставления социальных услуг, право для посещения получателя услуг
нотариусами, адвокатами, священнослужителями как в дневное, так и в вечернее
время 11 .
Федеральным законом №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации» 12 от 28.12.2013 подтверждается наличие и
соблюдение основных конституционных прав граждан. Так, согласно ст. 4 данного
10 Добромыслов, К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный
мир, 2013. - 41 c
11 Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби,
Проспект, 2015. - 20 c
12 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)
Закона, социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и
уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения
чести и достоинства человека. Помимо этого, в ст. 12 закрепляются положения о
том, что поставщик услуг не вправе ограничивать права, свободы и законные
интересы получателей социальных услуг, допускать оскорбление, грубое
обращение, применение физического или психологического насилия по отношению
к получателям услуг.
Также в новом Федеральном законе большое внимание уделяется защите
конфиденциальности, неразглашении информации о получателях социальных услуг
лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением
профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации
о получателях социальных услуг согласно Кодексу Российской федерации об
административных правонарушениях влечет за собой наложение административного
штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией
средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч
до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без
таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с
конфискацией средств защиты информации или без таковой. Передача информации
о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам
допускается с согласия получателя социальных услуг или его законного
представителя, данного в письменной форме 13 .
Несмотря на признание гражданина нуждающимся в социальном
обслуживании, не всем лицам социальные услуги теперь предоставляются
бесплатно. Так, согласно ст. 31 Федерального закона №442, социальные услуги
доступны бесплатно: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате
13 Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби,
Проспект, 2015. - 28 c
чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических)
конфликтов. На дому и в полустационарной форме социальные услуги
оказываются бесплатно, если среднедушевой доход получателя социальных услуг
ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода
для предоставления социальных услуг бесплатно, которая не может быть ниже
полуторной величины прожиточного минимума. В иных случаях, социальные
услуги предоставляются за плату или частичную плату, плата за предоставление
социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении
социальных услуг.
Согласно ст. 33 нового Федерального закона 14 необходимо осуществлять
государственный, региональный, общественный контроль в сфере социального
обслуживания. Одной из форм такого контроля является создание информационных
систем о поставщиках социальных услуг - реестр поставщиков социальных услуг
и о получателях социальных услуг - регистр получателей социальных услуг, где
происходит сбор, хранение и обработка всей предоставляемой на добровольной
основе информации. Операторами информационных систем являются
уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и организации, с которыми
указанный орган заключил договоры об эксплуатации информационных систем.
Подводя итоги, можно выделить существенные плюсы нового ФЗ, такие
как: конкретизация содержания и перечня социальных услуг, а также основных прав
и обязанностей поставщиков и получателей социальных услуг; особый упор
делается на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании,
вводится понятие социального сопровождения; представлен перечень срочных
социальных услуг, которые могут оказываться в неотложных ситуациях;
ограничивается предельный размер платы за социальные услуги, вводится принцип
14 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)
адресности оплаты за социальные услуги - т.е. зависимость от уровня
среднедушевого дохода граждан, при этом закрепляется, что новые условия
получения социальных услуг не ухудшают положение тех, кто имел право на их
получение до 01 января 2015 года 15 .
Тем не менее, многие исследователи также говорят о минусах закона,
наиболее существенными, по их мнению, являются: недоработанность системы
социального обслуживания, размытость критериев предоставления социального
обслуживания; отсутствие в законе положения о необходимости получения
согласия получателя социальных услуг лицам его представляющим; понятие
трудной жизненной ситуации как универсального критерия отнесения людей к
нуждающимся в социальном обслуживании исключено; не конкретизировано
понятие срочных социальных услуг. Закрепление семейного неблагополучия как
обстоятельства, признающего гражданина нуждающимся в социальном
обслуживании, имеет обратную сторону, т.е. делает возможным вмешательство
государства в частную жизнь семьи иногда без веских на то причин, так как в
некоторых пунктах статьи не раскрывается суть испытываемых в семье проблем,
например, это касается пункта о трудностях адаптации ребенка. Здесь ставится под
сомнение соблюдение конституционного права защиты семьи и воспитания детей,
права на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну 16 .
В заключение, можно сказать, что несмотря на наличие отрицательных сторон
закона, Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 направлен на становление и
дальнейшее развитие рынка социальных услуг с возможностью привлечения
15 Дробышевский, С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А.
Дробышевский. - М.: Проспект, 2015. - 102 c
16 Дробышевский, С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А.
Дробышевский. - М.: Проспект, 2015. - 104 c
коммерческих и не- коммерческих организаций для расширения и оптимизации
системы социального обслуживания населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании является заявление гражданина или его
законного представителя о предоставлении социальных услуг (да-лее–заявление)
либо обращение в его интересах государственных органов, органов местного
самоуправления, общественных объединений (далее –об-ращение в интересах
гражданина), либо переданное заявление или обраще-ние в интересах гражданина в
рамках межведомственного взаимодействия.
Порядок предоставления социальных услуг в организации включает в себя
следующие административные процедуры (действия):
1) принятие заявления;
2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в
организации, видах социальных услуг, социальных услугах, сроках, условиях их
предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя
социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;
3) разъяснение получателю социальных услуг и его представителю порядка
приема документов, которые должны быть представлены для признания гражданина
нуждающимся в социальном обслуживании и принятия решения о предоставлении
социальных услуг получателю социальных услуг организацией;
4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о
предоставлении социальных услуг организацией, и принятие решения о
предоставлении социальных услуг организацией либо решения об отказе в
предоставлении социальных услуг организацией в соответствии с действующим
законодательством;
5) составление индивидуальной программы предоставления социальных
услуг;
6) заключение договора между организацией и получателем социальных
услуг (представителем) о предоставлении организацией социальных услуг;
7) предоставление организацией социальных услуг получателю социальных
услуг в соответствии с заключенным договором;
8) прекращение организацией предоставления социальных услуг получателю
социальных услуг в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 38
Примерного порядка.
Проведенный анализ ряда положений Закона «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что
содержащиеся в нем нормы обеспечивают поступательное развитие системы
социального обслуживания в Российской Федерации, повышение его уровня,
качества и эффективности. Вместе с тем в ряде регионов у практических
работников по-прежнему возникают вопросы, связанные с реализацией положений
указанного Закона, касающихся, в частности, осуществления социального
сопровождения получателей социальных услуг, разграничения социальной помощи
и срочных социальных услуг и т.д. Поэтому Минтруду России предстоит
продолжить методическую и нормативную работу по надлежащему применению
социальных инструментов для решения задач, стоящих перед социальной
политикой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31 ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" //
Российская газета. N 295. 2013.
II. ЛИТЕРАТУРА
3. Буянова Марина Право социального обеспечения / Марина Буянова. -
М.: КноРус медиа, 2013. - 829 c.
4. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения
/ В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
5. Горшков, А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В.
Горшков. - М.: Омега-Л, 2015. - 160 c.
6. Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. -
М.: Юркомпани, 2014. - 276 c.
7. Добромыслов, К. В. Право социального обеспечения / К.В.
Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2013. - 416 c.
8. Дробышевский, С. А. Политическая организация общества и право
как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. - М.: Проспект, 2015. -
272 c.
9. Кожевников, О.А. Право некоммерческих организаций / О.А.
Кожевников. - М.: Дашков и К°, 2014. - 169 c.
10. Комаровская, С. Д. Social Welfare in Britain / Социальное обеспечение
в Великобритании / С.Д. Комаровская. - М.: КДУ, 2014. - 190 c.
11. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения / А.М.
Лушников. - М.: Юстицинформ, 2014. - 476 c.
12. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. -
М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
13.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!