это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1586509
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики 4
2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 10
3 Теории государственного регулирования рыночной экономики 12
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение 19
Введение
Актуальность тематики представленной работы обусловлена тем, что объективная необходимость, как в практическом, так и теоретическом плане, реализации регулирования экономической системы со стороны государства мало кем подвергается сомнению. На данном этапе развития процесс управления экономикой базируется на концепции интенсивного принятия участия в этом государства. С одной стороны, оно формирует «правила игры» относительно национального рынка, а также осуществляет его регулирование. С другой стороны, оно играет роль собственника в сфере рыночной системы хозяйствования, то есть субъекта рынка.
Целью представленной работы является исследование государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели в представленной работе решается ряд следующих задач.
Рассмотреть сущность государственного регулирования рыночной экономики.
Изучить основные группы методов государственного регулирования рыночной экономики.
Произвести обзор теорий государственного регулирования рыночной экономики.
Объект исследования в представленной работе – государственное регулирование экономики, предметом исследования является его сущность и содержание.
Информационной базой для написания представленной работы явились труды российских исследователей, материал периодических изданий, источники Internet.
В состав представленной работы входят такие структурные элементы как введение, основная часть, заключение, список использованных источников и приложение. Основная часть включает три раздела.
1 Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономикиНе подлежит сомнению необходимость государственного регулирования национальной экономической системы.
Начать хотелось бы с того, что исключительно важна роль государственного регулирования в процессе организации деятельности тех, кто производит продукцию по причине того, что в указанной сфере кроме чисто экономических правил имеется влияние межгосударственных правил. А потому происходит усиление государственных органов хозяйственного управления, обеспечивающие связи внешнего характера в среде поставщиков продукции, а также её потребителей. Иными словами, как рынку, так и существующим рыночным самоуправляемым структурам объективно необходима государственная поддержка.
Роль государства проявляется в следующем:
а) реализация контроля за соблюдением экономическими субъектами требований действующего законодательства;
б) осуществление формирования новых законов и иных нормативно-правовых актов.
Как практика, так и ряд разного рода исследований иллюстрируют, что успех в сфере национальной экономики государства, уровень благосостояния её населения находятся с непосредственной зависимости не от экономических условий абстрактного характера, а именно от определенной стратегии государственных органов в области политики и экономики [6, c. 117].
Обеспечение благоприятных условий формирования и дальнейшего осуществления инвестиционной и научно-технической политики в государстве позиционируется в качестве наиболее важной задачей, стоящей перед государственными органами. Причина это заключается в том, что это эффективности указанного процесса в непосредственной зависимости находится техническое перевооружение производства, увеличение уровня конкурентоспособности продукции в рамках мирового рынка. В качестве одним из путей решения указанной задачи рассматривается процесс создания масштабных инновационно-технологических центров, а также инновационно-промышленных комплексов. Как полагают отечественные специалисты, только лишь в рамках крупных объединений представляется возможным разрешать задачи стратегического характера как отдельно взять предприятий, так и осуществлять реализацию научно-техническую стратегию государства. По их мнению, малому и среднему бизнесу решение подобных задач не осилить.
Регулирование экономической системы со стороны государства нацелено на развитие предпринимательской деятельности, а также формирования конкурентной среды для наиболее возможного роста результативности производства согласно имеющимся государственным интересам и потребностям граждан. По этой причине действия как центральных, так и местных органов власти сосредотачиваются на процессе развития реального сектора экономической системы страны, предназначением которого является её обеспечение ресурсами материального плана. Государство выполняет функции предпринимателя далеко не из-за того, что имеет потребность регулировать рыночные отношения. Просто оно наделено способностью реализовать решение таких задач, которые не под силу неуправляемому рынку. В данном случае подразумевается обеспечение соблюдения баланса между производством и внутренним спросом на выпускаемую продукцию, а также товарной структурой внешнеэкономической деятельности. Глубинная трансформация наряду с внедрением в производственный процесс инновационных технологий невозможна без государственного содействия. Только оно в состоянии осилить масштабные капитальные вложения, финансирующие исследования поискового плана, работы экспериментального и проектного характера [2, c. 143].
Сейчас для каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, вопрос заключается не том, необходимо ли регулирование со стороны государственных органов и их вовлеченность в процесс управления экономической системой страны. Отечественные производители однозначно трактуют роль государства в данном процессе: по их мнению, государство, основываясь на своих интересах в социальной сфере, политик, экономики, а также иных интересах, должно формулировать цели перед предпринимательством, и, соответственно проводить её стимулирования для их достижения. Реальную помощь предпринимательству окажет формирование государственную политику относительно его развития.
Как полагаю многие бизнесмены, под руководством государства в централизованном порядке необходимо реализовать следующие меры
а) конкретизировать принципы своего отношения к предпринимательству с последующим их отражением в законодательстве;
б) определить государственные социально-экономические приоритеты
в) сформировать государственную инфраструктуру, призванную содействовать функционированию и развития предпринимательства.
Государственная поддержка должна осуществляться по ряду направлений (рис. 1.1).
Направления государственной поддержки предпринимательства
Развитие социально ориентированного бизнеса
Поддержка отечественного производителя в конкурентной борьбе с иностранными компаниями
Содействие глобализации бизнеса и выхода его на зарубежные рынки
Обеспечение приоритетности экономических методов управления перед административными методами
Рисунок 1.1 – Основные направления государственной поддержки предпринимательства
Основываясь, в первую очередь на имеющийся опыт и традиции, осваивая мировые достижения в сфере государственного регулирования своей экономической системы, государство формирует и организует функционирование индивидуальную систему, которая соответствует его определенным интересам, имеющимся задачам, а также реальным возможностям. Национальная экономическая система просто не может эффективно развиваться в случае отсутствия регулирующего воздействия со стороны государства [11, c. 214].
В практике реализации хозяйственной деятельности преобладающего числа стран особую роль стал играть механизм процесса экономического планирования в качестве осознанных стратегических действий правительства. Иногда, выступая в роли лишь регулятора рыночной системы хозяйствования, планирование зачастую позиционируется как результативное средство обеспечения баланса среди различных рыночных субъектов (например, между государством и частным сектором). Также оно является каналом передачи социуму сведений относительно экономической политике правительства.
В данном случае главные задачи функционального характера со стороны государства к следующему (рис. 1.2).
Функциональные задачи государственного регулирования экономики
Предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться
Определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения
Поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические программы
Организовать систему среднего и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые решения
Устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические цели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие
Создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления
Рисунок 1.2 – Функциональные задачи государственного регулирования экономики
На государство возлагается ряд приоритетных задач (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Задачи государства в регулировании экономики [4, c. 138]
Наименование
Содержание
Создание правовой основы
Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.
Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности
Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.
Стабилизация экономики
Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий
Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
Защита конкуренции
Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.
Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства
Это правовая основа предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
Часто механизм функционирования чисто рыночного хозяйства дополняется, а также корректируется посредством государственного регулирования.
Перечислим объекты государственного регулирования:
экономический цикл;
структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);
параметры накопления капитала;
занятость и безработица;
интенсивность денежного обращения;
состояние платежного баланса;
уровень цен;
НИОКР;
имеющиеся условия конкуренции;
социальные отношения и социальное обеспечение;
процесс подготовки и переподготовки персонала;
окружающая среда;
характер внешнеэкономических связей.
Объекты разноплановые, но они включают почти все области экономической деятельности [7, c. 93].
Следующий раздел представленной работы посвящается рассмотрению содержания методов регулирования рыночной экономики.
2 Методы государственного регулирования рыночной экономикиВ процессе реализации присущих ему функций государство использует разные методы, и к ним рыночная экономика выдвигает ряд требований. Раскроем их содержание (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Требования к методам государственного регулирования экономики [8, c. 89]
Наименование
Содержание
Недопустимым являются любые действия государства, которые могут привести к разрушению связей рыночного характера
Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами
Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку»
Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
К основным методам регулирования рыночной экономики относятся административные и экономические методы (прил.).
Изучение опыта развитых стран свидетельствует о том, что явно не все функции, которые нужны для обеспечения равномерной реализации воспроизводственного процесса, а также обеспечения должного уровня существования социума, осуществляются путем реализации рыночных отношений. Это обусловлено тем, что механизм функционирования свободного рынка часто является недостаточным для обеспечения устойчивости в макроэкономическом масштабе.
По этой причине формирование рынка способствует появлению функций, а также соответствующих им институтов, которые нуждаются в управлении централизованного характера (банковская, финансовая сфера и т.д.).
Следующий раздел представленной работы посвящается рассмотрению теорий государственного регулирования рыночной экономики.
3 Теории государственного регулирования рыночной экономикиДалее изучим содержание теорий рыночного регулирования.
Мнение относительно вмешательства со стороны государства в функционирование рыночной системы хозяйствования может существенно отличаться в зависимости от конкретного этапа её становления, а также развития. Во время начального этапа развития рыночных отношений в 17-18 вв., правящая в то время экономическая концепция, еоей являлся меркантилизм, базировалась на факте признания объективной необходимости регулирования со стороны государства в целях развития в государстве как торговли, так и промышленности.
В самой сильной мере это было проиллюстрировано во Францмм в период деятельности министров финансов Кольбера (1669-1683 гг.), из-за чего практика французского меркантилизма вошла в историю экономики под наименованием «кольбертизм». Он характеризовался введением строгих запретительных пошлин на ввоз, а также стимулирующей политикой развития национальной промышленности. Иной послеователь указанного течения А. Монкретьен (1575-1621) вовлек в научный оборот (в 1615 г.) понятие «политическая экономия».
В 90-х гг. 19 века появилось одно из направлений новой экономической мысли, то есть неоклассическая теория. Она возникала, как альтернатива классической политической экономии, на ряде постулатов (рис. 3.1).
С начала 30-гг. 20 века теоретико-методологические задачи представителей неоклассической теории пополнились исследованиями макроэкономического плана, а также изучением проблем социального характера. А также регулирования экономик со стороны государства. Они осуществляли развитие инструменты предельного анализа экономики, в первую очередь, дефиниций предельной полезности, почти в одно время сформированное У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом, а также предельной производительности, которое применялось и рядом представителями классической политэкономии, к примеру, И. Тюненом.
Постулаты неоклассической теории
Идея экономического либерализма (политики невмешательства государства в экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция и предпринимательство, свободные рынки и цены, свободная торговля и т.д.)
«Чистая теории» (теоритико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков» свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», то есть без субъектевистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе)
Принципы системного анализа маржинальных (предельных) показателей (как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне)
Микроэкономическое исследование (исследование экономических единиц такие, как фирмы, или какие-либо отдельные экономические объекты или явления)
Рисунок 3.1 – Постулаты неоклассической теории [1, c. 153]
Немаловажный период в плане теоретического осмысления значения государственного вмешательства в рыночную систему хозяйствования был увязан с именем известного английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, сформированные в процессе «кейнсианской революции» проиллюстрировали отсутствие возможности самоустранения последствий экономического спада, объективную необходимость государственной политики в качестве способа, позволяющего приводить в равновесие общий спрос и общее предложение, вызволять экономику из кризиса, помогать её стабилизации в перспективе.
В практическом аспекте экономическую политику, иллюстрирующую мысли Кейнса, когда посредством использования должного кредитно-денежный и финансовый инструментария осуществлялось регулирование общего спроса, проводила в пример большая часть развитых государств мира после 2 мировой войны. Позиционируется, что она в значительной степени помогла ослаблению ряда циклических колебаний экономики многих государств. К самым ярким представителям неоклассицизма, помимо перечисленных выше, причисляются Дж. Кларк, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В. Парето, К. Виксель.
Они акцентировали внимание на рот дефицитности благ при конкретизации их цены, сформировав тем самым комплексное представление о сущности оптимального распределения ресурсов. В данном процессе они полагались на содержание теорем предельного анализа, конкретизируя параметры оптимального перечня благ, оптимальной структуры производственного процесса, оптимальной результативности применения ресурсов, конкретного оптимального времени (ставки процента). Все перечисленные критерии сосредотачиваются в основном условии: субъективные, а также объективные нормы замещения между любыми 2-мя благами (продуктами и ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц одновременно, и эти субъективные и объективные соотношения должны быть равны друг другу. В довесок к перечисленным главным условиям было проведено исследование условия 2-го уровня – закона убывающей отдачи, и в том числе системы ранжирования индивидуальных полезностей и т.д. [5, c. 124]
Основным достижением данной школы позиционируется сформулированная Вальрасом модель конкурентного равновесия, которое должно быть описано 3-мя условиями (рис. 3.2).
2 первых условия причисляются к равновесию обмена (так как предприниматели позиционируются покупателями производительных услуг и производителями потребительских продуктов, а владельцы производительных услуг играют роль покупателей предметов потребления), 3 – к равновесию производства (равновесие между суммой цен на готовые продукты и суммой цен на производительные услуги). В общем неоклассической теории присущ микроэкономический подход к экономическим явлениям в отличие от кейнсианства, в теории которого превалирует макроэкономический подход. Неоклассики сформировали основу для более поздних теорий экономики благосостояния, экономического роста. Указанные концепции иной раз именуют современной неоклассической школой. Ряд экономистов до последнего момента пытались также объединить постулаты классической теории, неоклассицизма и кейнсианства – это направление стало именоваться неоклассическим синтезом.
Основные условия модели конкурентного равновесия Вальраса
Действительный спрос и предложение производительных услуг (то есть фактор производства – труда, земли и капитала) равны и существует устойчивая постоянная цена на рынке этих услуг
Действительные спрос и предложение продуктов равны и существует постоянная и устойчивая цена на рынке продуктов
Продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах
Рисунок 3.2 – Основные условия модели конкурентного равновесия Вальраса
Развитие системы рыночной экономики во 2 половине 20 века иллюстрировало строго проявившуюся тенденцию роста размера деятельности государства, усиления его роли в регулировании экономике. Однако все признают, что максимальная экономическая эффективность появляется при реализации рыночного механизма, подразумевающего конкуренция. Основноей целью государства в системе рыночной экономике не является корректировка рыночного механизма, а формирование условий его работы [3, c. 229].
Неокейсианство, являющееся модификацией кейсианства, позиционировало концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства при развитии после войны. Оно сформировалось в 1-ой половине 1950-х гг. и являлось одной из основных концепций экономической политики развитых стран Западного мира до конца 1970-х гг. Самыми яркими приверженцами указанной теории считаются Р. Харрод, Э. Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др.
Неокейсианство, основное внимание оказывало [9, c. 274]:
экономической динамике (определению условий поддержания стабильных темпов экономического роста, дающие возможность обеспечить полную загрузку производства мощностей и занятость в долгосрочной перспективе) видные представители которой – Д. Харрод (США), Е. Домар (США);
теории экономического цикла (циклическое развитие рыночной экономики от подъемов к спадам), самым ярким представителем которой позиционируется американский экономист Э. Хансен.
Неокейсианство поддерживает начальный постулат Кейнса об отсутствии способности у рыночного хозяйства автоматического поддержанию макроэкономического равновесия, но центр тяжести перекладывает с анализа кризиса на реконструкцию механизма цикла в целом. Это осуществлено посредством развития кейнсианской теории эффективного спроса, на базе каторой исследовались взаимоотношения макроэкономических элементов экономики, рождающее циклические колебания
Заключение
Значение регулирования со стороны государства играет большую роль в обеспечении результативной работы рыночной системы хозяйствования, влияя на значительное число её областей. Государственные органы, с одной стороны, контролируют исполнение законов со стороны экономических субъектов, с другой стороны, разрабатывают новые законы, а также нормативы.
Наиболее важная задача экономического характера со стороны государственных органов заключается в предоставлении требуемых условий формирования и осуществления как государственной инвестиционной, так и научно-технической политики. Они оказывают положительное воздействие, как на процесс технического перевооружения производства, так и на рост уровня конкурентоспособности производимой продукции в масштабе мирового рынка. Также можно выделить и ряд иных задач: формирование правовой базы, гарантирование должного уровня правопорядка в государстве и национальной безопасности, реализация социальной политики (социальные гарантии и защита), создание базы правового регулирования сферы предпринимательства, а также обеспечение защиты конкуренции.
В России при переходе к рыночной модели хозяйствования особенно важную роль стали играть системоформирующие, системоутверждающие, а также системовоспроизводящие государственные функции. Это обусловлено тем фактом, что эффективность их осуществления прямо влияет результативность процесса формирования рыночной инфраструктуры, создание среды оптимального функционирования, а также воспроизводства.
Поэтому сейчас одной из главных задач является усиление институтов государства и создание эффективной системы гарантий предпринимательства. Именно они буду способствовать завершению процесса криминализации в экономике, в также снижению уровня коррупции в государственной службе. Будет создан и задействован механизм прямого взаимодействия государства с рядом сфер (бизнес, политика, экономика), основанный на демократических началах.
Список использованных источников
Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2014. - 560 c.
Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 202 c.
Бланшар, О. Макроэкономика: Учебник / О. Бланшар. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. - 653 c.
Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 608 c.
Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 463 c.
Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник. Продвинутый курс. В 2 т., перераб., и доп / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 665 c.
Ромер, Д. Высшая макроэкономика: Учебник / Д. Ромер. - М.: ИД ВШЭ, 2015. - 855 c.
Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. - М.: КноРус, 2015. - 384 c.
Слобцов, И.А. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) / И.А. Слобцов, О.В. Шашкова. - М.: КноРус, 2014. - 472 c.
Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2015. - 686 c.
Борецкий, Е.А., Егорова, М.С. Роль государства в рыночной экономике / Е.А. Борецкий, М.С. Егорова // Молодой ученый. - 2015. - №10.4. - с. 9-11. - URL https://moluch.ru/archive/90/19224/ (дата обращения: 22.05.2018)
Приложение
Методы регулирования рыночной экономики [10, c. 318]
Наименование
Содержание
Административные методы
Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.
Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует, однако, отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.
Они включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.
Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.
Продолжение прил.
Административные методы
Во многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение роста перегруженных крупногородских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды, которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.
Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения – путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, введении трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов, например, в США – это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке.
Отметим, что работающие на рынок государственные предприятия в режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять с теми, которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения. При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников, а их связь с государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия в осуществлении экономической стратегии государства.
В отличие от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.
К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том, что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так, только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.
Антимонопольная политика реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовских) законов, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке.
Окончание прил.
Экономические методы
Экономическое регулирование подразделяется на прямое и косвенное.
К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей – это субвенции или прямые субсидии, которые включают разного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.
Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они, в известной мере, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка.
На стыке административных и прямых экономических методов регулирования находятся такие адекватные современной смешанной экономике формы государственного регулирования как программно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование. Реализация общих и специальных целевых программ и проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением административно-организационных мер, подкрепляется соответствующими финансовыми ресурсами.
К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.
Западные эксперты рассматривают косвенное экономическое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер, как отмечается в, считает, что правительство должно создавать для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития.
Наиболее эффективными рычагами косвенного воздействия являются: создание соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития, поощрение конкуренции и спроса на продукцию высокого качества.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!