Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Этапы развития региональной политики в СССР и России

Тип Реферат
Предмет Региональная экономика

ID (номер) заказа
1608078

200 руб.

Просмотров
867
Размер файла
26.6 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
Определение, цели и задачи региональной политики
Основные этапы развития региональной политики СССР
Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации
Заключение
Список литературы


1.Определение, цели и задачи региональной политики государства
Региональная политика — это политика государства, центра по отношению к регионам, система их взаимоотношений. Такая политика проводится во всех странах мира, но в каждой из них акценты делаются на разных моментах, содержание различно и с течением времени изменяется.
Наиболее общие, присущие практически всем странам задачи государственной региональной политики заключаются в сохранении целостности и единства государства; достижении, регулировании и поддержании баланса общегосударственных и региональных интересов; сокращении региональных различий в уровнях социального и экономического развития, уровне жизни населения; создании относительно равных условий для граждан страны — независимо от места проживания — в возможности получения образования, выборе профессии, реализации личных способностей, устремлений и т.д.
Таким образом, региональная политика - это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами, особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального, политического, экологического развития страны в региональном аспекте.
Основной целью региональной политики нашего государства на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России на мировой арене и ее роли в международном разделении труда.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ;
- содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала;
- сокращение глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;
- достижение экономически и социально оправданно уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов;
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем;
- стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом - «полюса роста» хозяйства субъектов РФ;
- оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, депрессивным регионам, субъектам с высоким уровнем безработицы и демографических проблем;
- разработка и реализация соответствующей политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования (Север, Арктика, Дальний Восток).
2. Основные этапы развития региональной политики СССР
Исторически разработка принципиальных основ региональной политики началась в 1920-х гг., вместе с началом работ по экономическому районированию страны, административно-территориальному устройству СССР. В истории становления теории региональной политики в бывшем СССР условно можно выделить пять существенно различных этапов, последовательность и содержание которых обусловлены изменением ряда общественных условий, в которых данные процессы, и теория начали свое развитие.
Первый этап (1920-1932 гг.) – период, когда проблемы регионального развития были в центре внимания правительства. Стратегия регионального развития в 1920-х гг. определялась планом ГОЭЛРО, тезисами комиссии при ВЦИК по вопросу об экономическом районировании и административно-территориальном устройстве. Применительно к новым задачам Советской власти был сформулирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества:
- необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;
- национально-политическое устройство страны, способное обеспечить не только юридическую, но и фактическую ликвидацию социально-экономического неравенства народов, и их развитие в соответствии с проводимой в те годы ленинской национальной политикой;
- создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.
Основной упор был сделан на научно обоснованном районировании страны, воспринимавшимся как один из методов управления общественным развитием. В его основу были положены принципы специализации и комплексного развития районов, единства экономического районирования, административно-территориального и национально-политического устройства страны. Районы специализировались прежде всего на удовлетворении насущных нужд населения и лишь потом – на специализации в межрайонном обмене.
Экономический принцип районирования 20-30-х годов предполагал выделение в качестве района законченной в экономическом смысле территории, организовывающейся в крупную хозяйственную «комбинированную» систему. Этот подход усиливался энергетическим принципом, означавшим целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов.
Второй этап (1933-1956 гг.) характеризовался полным отходом от экономического принципа региональной политики. Был осуществлен переход от разработки общих проблем и крупных проектов к выполнению преимущественно технико-экономических обоснований отдельных мероприятий, обусловленный созданием в 1930-е г. административно-командной системы.
Первостепенное значение имели оборонные соображения, принципы комплексного развития республик и районов, необходимость подъема отсталых районов. Но и здесь преобладали волюнтаризм, престижные устремления, субъективистские подходы.
Кроме того, характерным для данного этапа было проявление уравнительного подхода к региональному развитию, в большей степени вызванное стремлением республик, краев, АССР, областей к определенной натурализации своей экономики путем развития в ней всех звеньев и достижения в конечном счете большей экономической автономности. Именно на этом этапе были созданы теории, сохранившие свое значение до наших дней. Одна из них – концепция энерго-производственных циклов – территориально-производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).
Третий этап (1957-1964 гг.) – это короткий период, когда была предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Главной целью данного преобразования было обеспечение передачи некоторых управленческих функций на «места», то есть в регионы.
Вместе с тем, выдвинутые в ходе обсуждения Закона о совнархозах, идеи затем были фундаментально и системно изложены в целом ряде работ. В этих и последующих исследованиях и публикациях развитие регионов увязывалось с социальной проблематикой, а именно с демографическим развитием, структурой, качеством и количеством трудовых ресурсов. с региональной спецификой общественного производства. Официальное признание на данном этапе получила тенденция образования территориально-производственного комплексов.
Четвертый этап (1965-1985гг.) можно охарактеризовать как стремление органов власти обеспечить сочетание отраслевого и территориального развития. ТПК получили признание как прогрессивная форма организации хозяйства.
Предполагалось, что ТПК формируются на начальных этапах становления общего районного производственного комплекса. В отдельных случаях ТПК охватывали значительную часть территории крупного экономического района (например, ТПК Северо-Западной Сибири), но чаще они формировались в пределах отдельных частей районов (например, Тимано-Печорский, ТПК Курской магнитной аномалии, Канско-Ачинский).
За счет новых ТПК обеспечивался весь прирост добычи нефти и газа, значительная часть прироста выработки электроэнергии, железной руды, а также производства продукции некоторых видов машиностроения. В 1986 году эти объекты обеспечили добычу 74% нефти РСФСР, 87% – природного газа, 48% – железной руды, 23% – угля, 9% – производства электроэнергии, 8,2 % вывозки древесины, 4,8% выпуска грузовых магистральных вагонов. Одновременно велись подготовительные работы по формированию новых ТПК: Прикаспийского, Нижнее-Ангарского, Верхнее-Ленского, Сахалинского, Восточно-Туркменского. Намечались работы и по ряду других комплексов.
Сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию работ по территориальной организации общества, но и в этой проблеме не было ориентации на решение стратегических задач региональной политики.
Пятый этап (1986-1991 гг.) назван «перестройкой». Этот период характеризуется полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления. В части региональной политики выделялись следующие три сферы приоритетов:
- решение межотраслевых региональных проблем общесоюзного значения;
- коренная перестройка хозяйства старых промышленных районов с целью модернизации уже сложившихся индустриальных баз общесоюзного значения;
- создание новых межотраслевых территориально-производственных образований общесоюзного значения, в том числе и совместных с зарубежными фирмами.
Предполагалось, что в новой системе произойдет укрепление централизованного планирования и управления. Важное внимание отводилось сохранению программного аспекта планирования и управления, причем программы рассматривались в качестве прогнозных документов и составных частей государственных планов. Предусматривался переходный период реализации программы перестройки системы управления экономикой, во время которого должны согласованно функционировать элементы как сложившегося, так и нового хозяйственного механизма.
3. Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации
Для систематизации регионального политического процесса России можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется определенной системой отношений в рамках региона и в его отношениях с центром. Этот процесс может рассматриваться как для страны в целом (наиболее общие изменения в ситуации на местном уровне), так и для отдельных территорий.
В начале 90-х гг. социально-экономическому положению субъектов страны не уделялось должного внимания. Россия вступала в новый этап развития. После событий августа 1991 г, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом. Однако осенью 1991 г. российское руководство видело свою задачу прежде всего в разрушении структур КПСС, создании собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах, а также в борьбе за перераспределение рычагов управления страной от союзных к республиканским органам.
Таким образом, регионы практически были "сами по себе". Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке.
К концу 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что без принятия законодательных решений о прогнозировании и программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Вследствие этого был принят указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации", в котором в качестве основных целей региональной политики современной России были названы: стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов страны, повышение на этой основе уровня жизни населения, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. 
Таким образом, под региональной политикой в Российской Федерации стала пониматься система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Однако "механизм реализации" продолжал оставаться наиболее слабым местом в системе государственной политики. В этом же 1996 г. был принят еще один значимый документ - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1450 "О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации". Была предпринята попытка создания механизма государственной поддержки развития регионов. 
Весной 1997 г. по всей стране состоялись акции протеста против снижения уровня жизни населения. Субъекты РФ пытались привлечь к себе внимание с помощью массовых забастовок.
Следующая серьезная попытка создания механизма улучшения жизни населения была сделана в правительственном постановлении от 2 февраля 1998 г. № 129, которым было принято "Положение об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений. 
Координация деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере реализации государственной региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578. В Постановлении говорится, что "в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по укреплению экономических основ региональной политики, выработки единой стратегии в сфере государственного федеративного строительства". Правительство РФ образовало Координационный совет, в который вошли представители Министерства финансов России, Министерства экономики России, Министерства труда России, Министерства топлива и энергетики России, Министерства по делам национальностей России и других федеральных министерств и ведомств. Возглавляет Координационный Совет Министр региональной политики Российской Федерации. 
Примерно до 1999-2000 гг. государство использовало традиционные механизмы региональной политики советского периода: директивное распределение финансовых ресурсов, административные рычаги, и целевые программы. К примеру, федеральная целевая программа "Свой дом".  Из федерального бюджета было выделено - 13251 млрд. рублей. Суть программы в повышении доли малоэтажного индивидуального жилищного строительства ежегодно на одну треть, а на отдельных территориях - на одну вторую от вводимого жилья при стоимости 1 кв. метра общей площади, не превышающей среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации.
Она позволила полностью или частично решить ряд поставленных задач: преодолеть сокращение объемов жилищного строительства, уменьшить почти на 2 млн. число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, повысить норму обеспеченности жильем до 18 кв. метров на человека.
Вместе с тем существенными недостатками указанной Программы явились высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, отсутствие финансово-кредитного механизма
При приходе к власти Путина В.В. в государственной политике начался новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизация экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.
Стоит отметить концепцию об административной реформе. Ее целью является повышение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов власти, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов. 
Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, средне-срочная программа социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс.
Итак, направленность государственной региональной политики состоит в улучшения качества политического, экономического и социального аспектов в субъектах Российской Федерации, повышения уровня жизни населения.
Эта цель также озвучена в национальных приоритетных проектах РФ: "Образование", "Развитие АПК", "Доступное и комфортное жилье", "Здоровье". В рамках данных проектов создаются федеральные целевые программы, например, ипотечное кредитование.
Проведение программ, в том числе бюджетирование, на 60% зависит от федерального центра. Остальное - "на совести" региональных исполнителей, поэтому местным властям приходится искать пути, чтобы доказать потребность региона в финансировании. И федеральный центр на основе этого озвучивает направленность государственной региональной политики. Таким образом, субъекты РФ в какой-то степени диктуют государственную региональную политику.
В настоящее время более ста федеральных целевых программ развития регионов охватили полностью или частично территорию более 50 субъектов Федерации, причем значительная часть субъектов Федерации попала в зону действия нескольких программ.
4. Заключение
Обобщая, можно сделать вывод, что общность экономической жизни и территориально-экономическая целостность были основой проводимой региональной политики СССР, позволяя выделять районы и делать их объектами управления. В период плановой экономики региональную политику кратко можно охарактеризовать следующим образом:
- соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;
- принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто реализовывался в ущерб регионам Центра России;
- освоение новых районов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Вместе с тем недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем.
- в области решение проблем урбанизации проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.
Региональная политика России строится как политика государства с федеративным устройством, с учетом требований современного этапа.
Во-первых, региональная политика проводится как правительством Российской Федерации, так и субъектами Федерации. Основная прибыль в Российской Федерации сейчас образуется в добывающих отраслях, главным образом в топливно-энергетическом комплексе. И только Федеральное Правительство может рационально перераспределять ее между отраслями и регионами, чтобы стимулировать экономический рост страны в целом и помочь слабым субъектам Федерации снизить общую социальную напряженность, встав на путь экономического роста, что позволит сократить глубокие региональные различия в условиях жизни предпринимательства, развитии хозяйственного комплекса.
Во-вторых, у всех субъектов должны быть равные права в использовании макро-инструмента – монетарной, финансовой и торговой политики, сейчас большими правами обладают республики и значительно меньшими края и области.
К основным проблемам, решение которых возможно средствами региональной политики относятся:
1. Адаптация к местным условиям мероприятий экономических преобразований, проводимых Федеральным правительством.
2. Координация региональной политики Федерального правительства, субъектов Федерации и местных властей.
3. Стабилизация социально-экономического состояния и поиск путей вывода из кризиса.
4. Сведение к минимуму региональных различий в условиях жизни, работы, развития хозяйственного комплекса.
Мировой финансово-экономический кризис и международные санкции, безусловно повлияли на развитие экономики России: резко упало производство, подешевела нефть, сырье… Но несмотря на все эти сложности, недопустимо забыть о проведении сбалансированной региональной политики, дабы по окончанию кризиса наша страна только упрочила свое экономическое могущество.
5. Список литературы
1. Артоболевский С. С. Западный опыт реализации региональной политики: возможности и ограничения практического использования // Региональные исследования. 2008. No 3. С. 3–16.
2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 659 с.
3. Кузнецова О. В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 392 с.
4. Лексин В. Н. Федеративная России и ее региональная политика. М.: ИНФРА-М, 2008. 352 с.
5. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 1994. No 3. С. 27–56.
6. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / Под общ. ред. С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер. М.: Изд-во МГТУ им.  Н. Э. Баумана, 2011. 317 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.